СУБМОДАЛЬНОСТИ

Мы говорили о трех основных способах мышления: с помощью звуков,картинок и ощущений - но это лишь первый шаг Если вы хотите описать виденнуюранее картинку, то существует масса деталей, которые вы могли бы уточнять.Была ли она цветной или черно-белой? Это фильм или слайд? Далеко она илиблизко? Такого рода различения могут быть сделаны независимо от того, чтоизображено на картинке. Аналогичным образом вы могли бы описать звук каквысокий или низкий, близкий или далекий, громкий или тихий. Ощущения могутбыть сильными или слабыми, тяжелыми или легкими, притупленными или острыми.Итак, определив общее направление своих размышлений, на следующем шаге мыдостигнем значительно большей точности внутри этой системы. Займите удобное положение и вспомните приятный случай из своей жизни.Исследуйте любую картинку, которая появится у вас в этом воспоминании. Вывидите ее как будто своими собственными глазами (ассоциировано), или вывидите ее, как будто находитесь в каком-то другом месте (диссоциированно)?Если вы видите себя в картинке, вы, должно быть, диссоциированны. Цветная лиона? Это фильм или слайд? Это трехмерное изображение или оно плоское, какфотография? Продолжая смотреть на эту картинку, вы можете также дополнить ееописание. Далее обратите внимание на любые звуки, которые связаны с этимвоспоминанием. Они громкие или тихие? Близкие или далекие? Откуда онидоносятся? Наконец, обратите внимание на любые ощущения или чувства, которыеявляются частью этого воспоминания. Где появляются эти ощущения? Это жесткоеили мягкое? Легкое или тяжелое? Горячее или холодное? Эти различения в литературе по НЛП называются субмодальностями. Еслирепрезентативные системы являются модальностями - способами восприятия мира,- то субмодальности - это кирпичики, из которых строятся эти восприятия, то,из чего состоят картинки, звуки и ощущения. Люди использовали идеи НЛП во все времена. НЛП зародилось вовсе нетогда, когда придумали ему название. Древние греки толковали о чувственномпереживании, а Аристотель говорил о субмодальностях, называя их по-другому,когда ссылался на качества этих чувств. Ниже приводится список наиболее часто встречающихся субмодальностей. ВИЗУАЛЬНЫЕ Ассоциированная (вижу своими собственными глазами) или диссоциированная(вижу себя со стороны). Цветная или черно-белая. В рамке или без нее.Глубина (двух- или трехмерная). Местоположение (слева или справа, вверху иливнизу). Расстояние от меня до картинки. Яркость. Контрастность. Резкость(размытая или сфокусированная). Движение (фильм или слайд). Скорость(быстрее или медленнее обычного). Количество (отдельная сцена или множествообразов). Размер. АУДИАЛЬНЫЕ Стерео или моно. Слова или звуки. Громкость (громко или тихо). Тон(мягкий или жесткий). Тембр (наполненность звуков). Местоположение источниказвука. Расстояние до источника. Длительность. Непрерывность илидискретность. Скорость (быстрее или медленнее обычного). Чистота (чистый илиприглушенный). КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ Локализация. Интенсивность. Давление (сильное или слабое). Степень (насколько велико). Текстура(шероховатый или гладкий). Тяжесть (легкий или тяжелый). Температура.Длительность (как долго это длится). Форма. Это далеко не полный список наиболее общих субмодальных различий,которые делают люди. Некоторые субмодальности являются непрерывными илидискретными, подобно выключателю, включенному или выключенному, переживаниеможет принимать одну или другую форму. Например, картинка не может бытьассоциированной и диссоциированной одновременно. Большинство субмодальностейизменяется постепенно, как будто их регулируют реостатом. Они образуют нечтовроде скользящей шкалы, например, резкость, яркость или громкость.Аналоговая - это слово, которое используют для описания тех качеств, которыемогут изменяться постепенно в пределах своих границ. Многие из этих субмодальностей прячутся во фразах, которые мыиспользуем, и если вы посмотрите на список в конце этого параграфа, высможете увидеть их в новом свете или они подействуют на вас по-другому,потому что они красноречиво говорят о том, как работает наш мозг.Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционныйкод человеческого мозга. Просто невозможно подумать о чем-то иливосстановить какое-нибудь переживание без того, чтобы оно имело субмодальнуюструктуру. В то же время легко не осознавать субмодальную структурупереживания. До тех пор, пока вы не обратите на нее сознательное внимание. Наиболее интересное свойство субмодальностей заключается в том, чтопроисходит, когда вы их изменяете. Некоторые из них могут быть измененыбезнаказанно и не производят различий. Другие могут быть критическими поотношению к отдельным воспоминаниям, и изменение их полностью меняет нашеотношение к переживанию. Обычно воздействие и смысл воспоминания или мысли вбольшей степени является функцией небольшого числа критическихсубмодальностей, а не содержания. Как только событие произошло, оно закончилось, и мы никогда не сможемвернуться назад и изменить его. После этого мы реагируем уже не на самособытие, а на свое воспоминание об этом событии, которое может быть изменено Проведите следующий эксперимент. Вспомнив какое-нибудь приятноесобытие. Убедитесь в том, что вы ассоциированы в картинке, видите ее своимисобственными глазами. Обратите внимание на свои ощущения. Теперьдиссоциируйтесь. Выйдите из своего тела и посмотрите со стороны на человека,очень похожею на вас, который видит и слышит то, что вы видели и слышалитогда. Это почти наверняка изменит ваше отношение к событию. Диссоциация отвоспоминания лишает его своей эмоциональной силы. Приятное воспоминаниеутрачивает свою прелесть, а неприятное теряет свою боль. В будущем, когдавоображение будет рисовать вам болезненную сцену, диссоциируйтесь от нее.Чтобы получить удовольствие от приятных воспоминаний, убедитесь в том, чтовы ассоциированы. Вы можете изменить то, как вы думаете. Это важноеположение из неписаного руководства по использованию мозга. Выполните следующий эксперимент по изменению способа вашего мышления иопределите, какие субмодальности являются критическими для вас. Вернитесь мысленно к особенной эмоционально окрашенной ситуации,которую вы можете вспомнить хорошо. Сначала осознайте визуальную частьвоспоминания, представьте себе, что вы поворачиваете ручку регулятораяркости изображения, увеличивая и уменьшая яркость. Отметьте, какиеизменения это вносит в ваше переживание. Какая яркость оказывается для васболее предпочтительной? В конце верните яркость в первоначальное состояние. Далее, приблизьте образ, затем удалите его. Что при этом изменяется икакое положение образа вам больше нравится? Верните его в то положение, вкотором он был вначале. Теперь, если он был цветным, сделайте его черно-белым. Если же он былчерно-белым, добавьте ему цвета. Оцените изменения, какие из них лучше?Вернитесь в исходное положение, Далее, есть ли в нем движение? Если да, то замедляйте его до тех пор,пока оно не остановится. Затем увеличивайте скорость. Отметьте наиболеепредпочтительную скорость и вернитесь к первоначальной. Наконец, попробуйте изменить ассоциированное состояние надиссоциированное и обратно. Некоторые, а, может быть, и все изменения будут оказывать глубокоевоздействие на ваше отношение к этому воспоминанию. Вы можете захотетьоставить воспоминание с теми значениями субмодальностей, которые вам большепонравились, Вас могут не устраивать те субмодальности, которые мозгпредоставил вам без вашего ведома. Вы не забыли выбрать их сами? Сейчас продолжайте свой эксперимент с другими визуальнымисубмодальностями и наблюдайте за тем, что происходит. Сделайте то же самое саудиальной и кинестетической частями этого воспоминания. Для большинства людей переживание будет более интенсивным инезабываемым, если оно большое, яркое, цветное, близкое и ассоциированное.Если это так и для вас, убедитесь, что вы храните свои хорошие воспоминанияименно таким способом. Наоборот, сделайте свои неприятные воспоминаниямаленькими, темными, черно-белыми, удаленными и диссоциированными. И в том,и в другом случае содержание воспоминания остается неизменным, изменяетсялишь то, как мы его помним. Плохие вещи случаются и имеют последствия, скоторыми мы вынуждены жить, но они не обязаны преследовать нас. Их сила,заставляющая нас чувствовать себя плохо здесь и сейчас, имеет происхождениев том способе, которым мы думаем о них. Существенное различие, котороеследует делать, заключается в том, чтобы находить разницу междудействительно произошедшим событием и тем смыслом и влиянием, который мы емупридаем тем способом, которым мы его помним. Возможно, у вас есть внутренний голос, который ворчит на вас. Сделайте его медленным. Теперь увеличьте его скорость.Поэкспериментируйте с изменением его тона. С какой стороны он звучит? Что произойдет, если вы перенесете его на другую сторону? Что случится, если вы сделаете его более громким? Или более тихим? Разговор с самим собой может быть превращен в настоящее удовольствие. Этот голос может даже не быть вашим собственным. Если он не ваш,спросите его, что он делает в вашей голове. Изменение субмодальностей - это предмет субъективного переживания,которое трудно передать словами. Теория спорна, опыт убеждает. Вы можетебыть режиссером своего собственного воображаемого фильма и можете самирешать, как вы хотите думать, а не быть во власти репрезентаций, которые,казалось бы, возникают сами по себе. Подобно телевизору в летний период,мозг показывает массу повторений, многие из которых являются старыми и неочень хорошими фильмами. Вам нет необходимости смотреть их. Эмоции приходят откуда-то, хотя причина их появления может и неосознаваться. Но даже если сами эмоции являются кинестетическимирепрезентациями и имеют вес, локализацию и интенсивность, у них естьсубмодальности, которые могут быть изменены. Чувства не являются полностьюнепроизвольными, и вы можете пройти длинный путь, прежде чем выберете течувства, которые вы хотите иметь. Эмоции могут быть прекрасными слугами исуровыми учителями. Репрезентативные системы, ключи доступа и субмодальности представляютсобой важные кирпичики, из которых строится здание субъективного опыта.Неудивительно, что люди строят различные карты окружающего их мира. Ониимеют Различные ведущие и предпочитаемые репрезентативные системы, различныесинестезии и кодируют свои воспоминания с помощью различных субмодальностей.Когда же, наконец, мы используем язык для общения друг с другом, простоУдивительно, как это мы ухитряемся понимать друг друга.