ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

"Вы заставляете меня чувствовать себя плохо. Я ничего на могу с этимподелать". Язык потворствует мышлению в стиле причины и следствия. Активныесубъекты обычно воздействуют на пассивные объекты, но это слишком большоеупрощение. Опасно думать о людях, будто они, подобно бильярдным шарам,подчинятся законам причины и следствия. "Солнечный свет заставляет цветырасти" - представляет собой стенографическое изложение чрезвычайно сложнойвзаимосвязи. Размышление в терминах причин не объясняет ничего, и лишьвызывает вопрос: "Как?" Пропасть различий разделяет выражения: "Ветер гнет деревья" и: "Выраздражаете меня". Верить в то, что кто-то другой несет ответственность заваше эмоциональное состояние, все равно, что предоставить им своего родафизическую власть над вами, которой у них нет. Вот примеры искажений этоготипа: "Вы надоели мне". (Вы заставляете меня испытывать скуку.) "Я рад, что вы ушли". (Ваш уход заставляет меня испытывать радость.) "Я раскис из-за погоды". (Погода вызывает у меня кислое настроение.) Один человек не имеет возможности непосредственно контролироватьэмоциональное состояние другого человека. Мысли о том, что вы можетезаставлять людей переживать различные состояния или что другие люди могутвызывать у вас различные настроения, являются весьма ограничивающими и взначительной степени оказываются причинами расстройств. Ответственность заощущения других людей - это тяжелое бремя. Вам необходимо будет принять насебя слишком большую и излишнюю заботу о том, что вы говорите и делаете.Руководствуясь причинно-следственным паттерном, вы станете либо жертвой,либо няней для других людей. Слово "но" очень часто означает причинно-следственную связь, предлагаяпричину, по которой человек чувствует себя вынужденным не делать что-то: "Я бы помог тебе, но я слишком устал". "Я бы ушел в отпуск, но фирма развалится без меня". Существует два уровня реагирования на причинно-следственную связь. Дляначала - просто спросить, как именно одна вещь вызывает появление другой.Описание того, как это происходит, часто открывает новые возможности длядальнейшего реагирования. Но оно все-таки оставляет незатронутым тофундаментальное убеждение, которое так сильно укоренилось в нашей культуре икоторое заключается в том, что другие люди обладают властью над нашимэмоциональным состоянием и несут ответственность за его изменение. На самомже деле мы сами создаем наши чувства. Никто другой не сможет сделать этогоза нас. Мы сами решаем и несем ответственность за свои Реакции. Думать, чтодругие люди вызывают наши чувства, - значит населить свой мир безжизненнымибильярдными шарами. Чувства, возникающие в нас в ответ на действия другихлюдей, обычно являются результатом синестезии. Мы видим или слышим что-то иреагируем ощущением. Эта связь становится автоматической. Вопрос метамодели, адресованный к предположению о причинно-следственнойсвязи в высказывании типа: "Он раздражает меня", - заучит следующим образом:"Как именно вы вызываете у себя раздражение в ответ на то, что он сказал?" Втаком вопросе встроено предположение о том, что человек сам может выбиратьсвою эмоциональную реакцию. Причинно-следственная связь может быть подвергнута сомнению вопросом:"Каким конкретно образом одно вызывает другое?" - или: "Что должно произойтитакое, чтобы одно не было вызвано другим?" Обнаружив убеждение типа причинно-следственной связи, задайте вопрос:"Как именно вы заставляете себя реагировать таким способом на то, что вывидите или слышите?" ЧТЕНИЕ МЫСЛЕЙ Чтение мыслей возникает тогда, когда человек предполагает или знает, неимея непосредственного доказательства, что другой человек думает илиощущает. Мы часто делаем это. Иногда это является интуитивной реакцией нанекоторые невербальные сигналы, которые мы замечаем на неосознанном уровне.Часто это чистая галлюцинация или то, что мы сами думали или чувствовали быв такой ситуации: мы проектируем наши собственные мысли и чувства ипереживаем их так, как будто они пришли от другого человека. Скряга всегдасчитает всех остальных людей скупыми. Те, кто занимается чтением мыслей,часто думают, что они правы, но это не является гарантией того, что так онои есть. Зачем гадать, если вы можете спросить? Существует два основных типа чтения мыслей. В первом типе человекпредполагает, что он знает о том, что другой думает. Например: "Джордж несчастен". "Могу сказать, что ей не понравился подарок, который я ей подарил", "Я знаю, что придает ему силы", "Он был разгневан, но не показывал вида". Должны существовать веские сенсорно-обоснованные доказательства длятого, чтобы приписывать мысли, чувства и мнения другим людям. Вы можетесказать: "Джордж в депрессии", - но было бы более полезным сказать: "Джорджсмотрит вниз и направо от себя, мускулы его лица расслаблены и дыхание поверхностное.Уголки рта опущены и плечи ссутулены" Второй тип чтения мыслей является зеркальным отражением первого ипредоставляет другим людям власть читать ваши мысли. Как правило, этоиспользуется для того, чтобы затем упрекнуть их в том, что они не понимаютвас, когда вы думаете, что они должны были бы понять. Например: "Если бы ты любил меня, ты бы знал, чего я хочу". "Ты что, не знаешь, как я чувствую себя?" "Я расстроена тем, что тебя не интересуют мои чувства". "Тебе следует знать, что мне это нравится". Человек, использующий такие паттерны, не сможет понятно объяснитьдругим, чего он хочет; предполагается, что другие каким-то образом знают обэтом. Это может привести к первоклассной ссоре. Способ подвергнуть сомнению чтение мыслей заключается в том, чтобыспросить, каким конкретно образом он узнает, что вы думаете. Или, впроектируемом чтении мыслей, как именно, по вашему мнению, он должен знать,что вы чувствуете. Когда вы, стремясь выяснить значение чтения мыслей, задаете вопрос:"Как вы узнаете?", - ответом часто является некоторое убеждение илиобобщение. Например: - Джордж совершенно не обращает на меня никакого внимания. - Как вы узнаете о том, что Джордж не обращает на вас никакоговнимания? - Потому что он никогда не делает того, что я говорю. Таким образом, в модели мира говорящего "делать то, что я говорю"равнозначно "обращению внимания на меня". Мягко выражаясь, это сомнительноепредположение, По поводу такой комплексной эквивалентности и напрашиваетсявопрос: "Как именно забота о ком-то может означать необходимость делать то,что он говорит? Если вы обращаете внимание на кого-то, вы всегда делаете то,что он говорит?" Чтение мыслей может быть подвергнуто сомнению вопросом: "Как именно выузнаете, что ...?" Метамодель восстанавливает связь между языком и индивидуальным опытом иможет быть использована для: Сбора информации. Выяснения значения. Идентификации ограничений. Обнаружения новых выборов. Метамодель является чрезвычайно мощным инструментом в бизнесе, терапиии образовании. Суть ее заключается в том, что люди с помощью слов создаютразличные модели этого мира, и, следовательно, вы не можете предполагать,что вы точно знаете то, что их слова обозначают. Во-первых, метамодель позволит вам собрать высококачественнуюинформацию в тех случаях, когда важно понимать точно, что люди имеют в виду.Если клиент пришел к терапевту с жалобой на депрессию, терапевту необходимонайти, что это значит в модели мира клиента, а не предполагать (скорее всегоошибочно), что он знает точно то, что клиент имеет в виду. В бизнесе деньги могут быть выброшены на ветер, если менеджер пойметинструкцию неправильно. Сколько раз вы слышали печальный возглас: "Но ядумал, что ты думал..." Когда ученик утверждает, что он всегда делает ошибки в геометрическихзадачах, вы можете поинтересоваться, а был ли вообще когда-нибудь случай,когда он решил геометрическую задачу правильно, а также, каким образом емуудается столь упорно делать ошибки в геометрических задачах. В метамодели нет вопросов "почему". Вопросы "почему" имеют малоценности, в крайнем случае, ответы на них содержат оправдания или длинныеобъяснения, которые ничего не делают для того, чтобы изменить создавшуюсяситуацию. Во-вторых, метамодель проясняет значение коммуникации. Она предлагаетчеткую рамку для вопросов: "Что именно вы имеете в виду?" В-третьих, метамодель дает выборы. Убеждения, обобщения, номинализациии правила - все они устанавливают ограничения. Но эти ограничения существуютв словах, а не в мире. Постановка вопросов и нахождение последствий илиисключений может открыть новые возможности. Ограничивающие убеждения можноидентифицировать и изменять. Какое из искажений метамодели вы подвергнете сомнению, будет зависетьот контекста коммуникации и вашей цели. Рассмотрим следующее утверждение: "Почему эти ужасные люди не прекратят своих постоянных попыток оказатьмне помощь, это меня раздражает, Я знаю, что должен сдерживаться, но немогу". Это утверждение содержит чтение мыслей и пресуппозицию (они пытаютсянадоедать мне), причину и следствие (это меня раздражает), универсальныйквантификатор (постоянно), суждение (ужасные), модальные операторывозможности и необходимости (должен, не могу), неспецифические глаголы(оказать, раздражает, сдерживаться). номинализации (помощь), инеспецифические существительные (люди, это). В такого рода примерах чтение мыслей, пресуппозиции ипричинно-следственные связи заправляют горючим все остальное. Выделение этихнарушений будет первым шагом в направлении изменений. Номинализации,неспецифические глаголы и неспецифические существительные являются наименееважными. Остальные: обобщения, универсальные квантификаторы, суждения,сравнения и модальные операторы - лежат где-то посередине. Более общаястратегия - конкретизировать сначала ключевые существительные, затемключевые глаголы и затем отсортировывать искажения, отдавая предпочтениемодальным операторам. Метамодель представляет собой мощный инструмент сбора информации,выяснения значения и идентификации ограничений в мышлении человеку, которыйнеудовлетворен настоящим. Чего бы он хотел взамен? Где бы он хотел быть? Какбы он хотел себя чувствовать? При использовании метамодели существует также весьма реальная опасностьсобрать слишком много информации. Вам следует спросить себя: "Мнедействительно необходимо это знать? Какой результат мне требуется?" Важноиспользовать вопросы метамодели исключительно в контексте раппорта и взаимносогласованного результата. Ваши вопросы не должны быть слишком прямолинейны,иначе они могут быть восприняты как агрессивные. Вместо вопроса: "Как именновы узнаете об этом?" - вы можете сказать: "Мне любопытно понять точно, какимобразом вы узнаете об этом?" Или: "Я не вполне понимаю, как вы узнаете обэтом". Разговор не должен превратиться в экзаменационный опрос. Вы можетеиспользовать любезный и мягкий тон голоса, чтобы смягчить вопросы.