ПРИСОЕДИНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ

Милтон Эриксон был мастером построения раппорта. Он уважал и принималреальность клиента. Он полагал, что сопротивление возникает только из-заутраты раппорта. По его мнению, все реакции имеют смысл, и можно ихиспользовать. Для Эриксона не существовало сопротивляющегося клиента, атолько негибкий терапевт. Присоединиться к реальности другого человека, настроиться на еговнутренний мир - значит просто описать ему его текущий сенсорный опыт, то,что он обязательно должен ощущать, слышать и видеть. Ему будет легко иестественно следовать за тем, что вы ему говорите. Важно и то, как вы этоговорите. Вам будет легче навести спокойное внутреннее состояние, говоряплавно, используя мягкий тон голоса и подстраивая свою речь под дыханиечеловека. Постепенно вводятся внушения, изящно переводящие его в состояниедаунтайма путем направления его внимания внутрь себя. Все описывается такимиобщими словами, чтобы они отражали любое переживание человека. Не стоитговорить: "Сейчас вы закроете свои глаза, почувствуете комфорт и войдете втранс". Вместо этого вы могли бы сказать: "Вам будет легко закрыть своиглаза тогда, когда вы этого пожелаете... почувствовать себя болееспокойным... многие люди находят вхождение в транс простым и удобным". Общиекомментарии такого сорта допускают любую реакцию, возникающую во времямягкого введения в трансовое состояние. Петля обратной связи построена. По мере того, как внимание клиентастановится постоянно сфокусированным и прикованным к небольшому количествустимулов, он все глубже погружается в даунтайм. Его переживания становятсяболее субъективными, и они становятся обратной связью для терапевта, которуюможно использовать для того, чтобы углубить транс. Вы не говорите человеку,что делать, вы обращаете его внимание на то , что происходит. Как можноузнать, о чем человек думает? Это узнать невозможно. Существует искусствоупотребления языка таким способом, который окапывается достаточно неясным,чтобы клиент смог подобрать для него подходящее значение. В данном случаеему говорят не столько о том, что делать сколько о том, как не отвлекатьсяот состояния транса. Такие внушения будут наиболее эффективными, если делать плавныепереходы между предложениями. Например, вы могли бы сказать: "В то время каквы видите цветные обои перед " собой... и блики света на стене... по меретого, как вы начинаете осознавать свое дыхание.. и то, как подымается иопускается при дыхании ваша грудная клетка... и комфорт кресла... и как вашиноги опираются на пол.. и вы можете услышать голос ребенка, играющего водворе... и в то время как вы слышите мой голос и вам становится любопытно..насколько далеко вы вошли в транс... уже". Обратите внимание на слова "и", "в то время как", "по мере того, как" вэтом примере и на то, как они плавно связывают," предложения между собой, вто время как вы отмечаете то, что происходит (звук вашего голоса), исвязываете это с тем, что вы хотите, чтобы произошло (вхождение в транс). Не делая переходов, вы начинаете говорить прерывистыми предложениями.Они будут оторваны друг от друга. И поэтому менее эффективны. Я надеюсь, этоясно. Письмо похоже на речь. Legato или staccato. Что вы предпочитаете? Человек в состоянии транса обычно спокоен, его глаза закрыты, пульсзамедлен и лицо расслаблено. Моргательный и глотательный рефлексы замедленыили полностью отсутствуют, частота дыхания ниже. Возникает ощущение комфортаи расслабленности. Чтобы вывести человека из транса, терапевт либоиспользует заранее подготовленный сигнал, либо задав момент и скоростьвыхода своей речью, либо клиент самопроизвольно возвращается в нормальноесознание, если его подсознание решит, что уже пора.