СОЗДАНИЕ МЕТАФОРЫ

Рассказывание историй требует не только владения милтон-моделью, но идругих умений. Присоединение и ведение, синестезии, якорение, транс иплавные переходы - все это необходимо для того, чтобы рассказать хорошуюисторию. Сюжет должен быть выстроен психологически и соответствовать опытуслушателя. Чтобы сочинить полезную историю, изучите вначале настоящее, а затемжелаемое состояния клиента. Метафора будет историей путешествия от одного кдругому. Выделите элементы обоих состоянии: люди, место, предметы, действия,время - не забудьте о репрезентативных системах и субмодальностях различныхэлементов. Затем подберите подходящий контекст для истории, который будетинтересен для другого человека, и замените все элементы проблемной ситуациидругими элементами, сохранив отношения между ними. Спланируйте историю так,чтобы она имела ту же структуру, что и настоящее состояние, и далее велачерез связывающую стратегию к разрешению (желаемому состоянию). Сюжетнаялиния отвлечет левое полушарие, и сообщение пройдет в подсознание. Можно проиллюстрировать этот процесс с помощью примера, хотя печатныйтекст утрачивает особенности тона голоса, конгруэнтности и милтон-моделирассказчика. Нет смысла пытаться пересказывать метафору, которая относиласьбы непосредственно к вам, читатель. Это лишь пример процесса построенияметафоры. Однажды мы работали с человеком, который высказывал обеспокоенность поповоду утраты баланса в своей жизни. Ему было трудно принимать важныерешения в настоящем, и его беспокоило то, что он тратил массу энергии наодни проекты и слишком мало на другие. Одни его инициативы казались емуплохо подготовленными, другим. наоборот, он слишком много уделял внимания. Однажды вечером в гостях у отца был замечательный актер, известныйсвоими ролями на сцене и в кино. Он был моим героем, и я с удовольствиемслушал его истории. Поздно вечером один из гостей попросил его открыть секрет своегонеобыкновенного искусства. "Ну хорошо, - сказал актер, - довольно странно,но я многому научился в молодости. задавая всем один и тот же вопрос.Мальчишкой я любил цирк - красочный, шумный, экстравагантный и волнующий. Явоображал себя на арене в лучах прожекторов, раскланивающимся рукоплещущимтрибунам. Это было изумительно. Одним из моих кумиров был канатоходец водном известном цирке на колесах, у него было необыкновенное чувстворавновесия и изящества на высоте. Как-то летом я подружился с ним и былочарован его искусством и окружавшей его атмосферой опасности, он редкоиспользовал страховочную сетку. Однажды в конце лета я ходил грустный поповоду того, что цирк собирался покинуть наш город, Я отыскал своего друга,и мы просидели до темноты. В то время все, чего я хотел, - это быть такимже, как он, я хотел выступать в цирке. Я спросил его, в чем заключалсясекрет его искусства. "Во-первых, - ответил он, - я отношусь к каждому своему проходу попроволоке как к самому важному проходу в своей жизни, как к самомупоследнему проходу, и я хочу, чтобы он был самым лучшим. Я планирую каждыйсвой выход на арену очень тщательно. Многие вещи в своей жизни я делаю попривычке, но выступление в цирке не из их числа. Я внимательно отношусь ктому, что я ношу, что я ем, как я выгляжу. Я мысленно проигрываю каждоевыступление так, как будто оно прошло успешно: прежде чем выйти на арену, япредставляю себе, что я буду видеть, что я буду слышать и что ощущать.Именно так я избегаю всяких неприятных неожиданностей. Кроме того, я ставлюсебя на место зрителя и воображаю себе, что он будет видеть, слышать ичувствовать. Я продумываю все это заранее, еще на земле. Когда же я стою навысоко натянутой проволоке, я об этом уже надумаю, и все мое вниманиенаправлено вовне. И хотя это было не совсем то, что я хотел услышать от него в то время,я навсегда запомнил то, что он сказал. - Ты думаешь, я не теряю равновесия? - спросил он меня. - Я никогда не видел, чтобы ты терял равновесие, - ответил я. - Ты ошибаешься, - сказал он. - Я постоянно теряю равновесие. Я простоудерживаю его в определенных границах. которые установил для себя. Я бы несмог идти по проволоке, если бы постоянно не терял равновесие, раскачиваясьсначала в одну сторону, затем в другую. Равновесие это не то, что вы можетеиметь подобно тому, как клоун имеет клоунский нос, это состояниеконтролируемого движения то в одну, то в другую сторону. Когда мой выходзавершается, я вновь проигрываю его мысленно, чтобы увидеть то новое, чемубы я мог научиться на этом опыте. Затем я забываю о нем. - В своем деле я руководствуюсь теми же самыми принципами, - сказал мойгерой. В заключение я хотел бы предложить вам историю из книги Джона Фаулза"Маг". В этой милой истории есть очень много про НЛП, но помните, что этолишь один из способов толкования. Мы оставляем ее на суд вашего подсознания.