ШЕСТИ ШАГОВЫЙ РЕФРЕЙМИНГ

Мы так же непохожи на себя, как непохожи на других. Монтень В НЛП разработан более формальный процесс рефрейминга для прекращениянежелательного поведения путем предоставления лучших вариантов поведения.Таким образом, вы сохраняете преимущества старого поведения. Это немногопохоже на путешествие. Лошадь и двуколка оказываются единственным способомдобраться туда, куда вы хотите (медленным и неудобным). Затем товарищсообщает вам, что туда на самом деле регулярно ходят поезда и летаютсамолеты -другой и более удобный способ достижения вашей цели. Шести шаговыйрефрейминг работает хорошо только тогда, когда в вас существует часть,которая заставляет вас вести себя таким способом, который вам не нравится.Он может быть также использован в случае психосоматических симптомов. 1. Сначала определите поведение или реакцию, подлежащую изменению. Эта часть обычно выражается в форме: "Я хочу сделать..., но что-то меняостанавливает" Или: "Я не хочу делать это, но в конце концов я все-такиделаю это". Если вы работаете с другим человеком, вам нет необходимостизнать действительное проблемное поведение. На сам процесс рефрейминга неоказывает влияние то, что представляет собой это поведение. Терапия вполнеможет быть проведена без знания содержания поведения. Уделите минуту, чтобы выразить оценку тому, что эта часть делает длявас, и убедитесь в том, что вы не собираетесь отказываться от нее. Это можетоказаться трудным. если проблемное поведение (назовем его X) является оченьнеприятным, но вы можете оценить его намерение, если не сам способ егоосуществления. 2. Установите коммуникацию с частью, ответственной за данное поведениеX. Обратитесь внутрь себя и спросите: "Хочет ли часть личности,ответственная за X, общаться со мной на уровне сознания?" Заметьте, какуюреакцию вы получите. Будьте внимательны ко всем своим внутренним каналамвосприятия: картинкам, звукам и ощущениям. Не угадывайте. Получитеопределенный сигнал, часто это незначительное ощущение в теле. Сможете ли высознательно воспроизвести в точности этот сигнал? Если сможете, сноваобратитесь внутрь себя и задайте тот же вопрос, пока не получите сигнал,который вы не сможете контролировать по своей воле. Это звучит странно, но часть личности, ответственная за X, являетсянеосознаваемой. Если бы она была под сознательным контролем, вы бы не сталиее рефреймировать, вы бы просто ее остановили. Когда части вступают вконфликт друг с другом, всегда появляется некоторый сигнал, которыйдостигает сознания. Приходилось ли вам когда-нибудь соглашаться счьими-нибудь планами, испытывая при этом сомнения? Как это отражалось натоне вашего голоса? Можете ли вы контролировать сосущее ощущение подложечкой, возникающее в тот момент, когда вы даете согласие работать, зная,что с большим удовольствием провели бы время, отдыхая в саду? Покачиваниеголовой, изменения мимики и тона голоса представляют собой явные примерытого, как конфликтующие части выражают себя. Когда возникает конфликтинтересов, всегда появляется некоторый непроизвольный сигнал, и чаще всегоон бывает очень слабым. Вам следует быть наготове. Этот сигнал - как "но" впредложении: "Да, но..." Теперь вам необходимо превратить этот ответ в да/нет сигнал. Попроситечасть повысить интенсивность сигнала, если это ответ "да", и ослабить, еслиэто ответ "нет" Попросите воспроизвести оба сигнала один за другим, чтобыотчетливо их различать. 3. Отделите позитивное намерение от поведения. Поблагодарите часть X засотрудничество. Спросите: "Хочет ли часть, которая ответственна за поведениеX, дать мне понять, что она пытается сделать?" Если ответ будет "да", то выузнаете о намерении, и оно может оказаться сюрпризом для вашего сознания.Поблагодарите часть за информацию и за то, что она делает это для вас.Подумайте о том, хотите ли вы на самом деле иметь часть, которая делала быэто. Однако вам нет необходимости знать о намерении. Если ответ на вашвопрос будет "нет", вы можете подыскать условия, при которых эта частьзахотела бы сообщить вам о том, чего она пытается достичь. Как бы то нибыло, предположите добрые намерения с ее стороны. Это не значит, что вамнравится это поведение, просто вы предполагаете, что у этой части естьнекоторая цель, и эта цель в некотором смысле полезна для вас. Обратитесь внутрь себя и спросите: "Если бы тебе предоставили способы,которые дали бы тебе возможность осуществить это намерение, по крайней мере,не менее эффективно, чем так, как ты делаешь это сейчас, то не захотела либы ты попробовать эти способы?" В этот момент ответ "нет" будет означать,что сигналы борются друг с другом. Ни одна разумная часть не смогла быотвернуться от такого предложения. 4. Попросите свою творческую часть выработать новые способы достижениятой же самой цели. В вашей жизни бывали моменты, когда вы находились в творческом иресурсном состоянии. Попросите часть, с которой вы работаете, сообщить своинамерения вашей творческой, ресурсной части. Тогда творческая часть сможетнайти новые пути осуществления тех же намерений. Часть из них будутудачными, другие - не очень. О некоторых из них вы будете знать, но не имеетзначения, если они будут недоступны вашему сознанию. Попросите часть Xвыбрать лишь те из них, которые она считает такими же удачными или дажеболее эффективными, чем первоначальное поведение. Они должны бытьнепосредственны и доступны. Попросите ее подавать сигнал "да" всякий раз,когда она будет получать новый выбор. Продолжайте до тех пор, пока вы неполучите по крайней мере три сигнала "да". На этом этапе процесса вы можетепотратить столько времени, сколько посчитаете нужным. Поблагодарите своютворческую часть, когда закончите. 5. Спросите часть X, согласна ли она воспользоваться новыми выборамивзамен старого поведения в течение следующих нескольких недель. Это - присоединение к будущему, мысленная репетиция нового поведения вбудущих ситуациях. Если до сих пор все было нормально, то никакие причины не будутпрепятствовать вам получить сигнал "да". Если вы получили все же ответ"нет", заверьте часть X в том, что она сможет продолжать прибегать к старомустилю поведения, но вы хотели бы, чтобы она попробовала сначала новыевыборы. Если и здесь вы получите "нет", вы можете рефреймировать возражающуючасть, пройдя с ней через все шесть шагов рефрейминга с самого начала. 6. Экологическая проверка. Вам необходимо знать, существуют ли другие части, которые могли бывозражать против ваших новых выборов. Спросите "Есть ли такие части, которыевозражают против какого-нибудь из моих новых выборов?" Будьте внимательны клюбому сигналу. Тщательно разберитесь с каждым из них. Когда появимсякакой-то сигнал, попросите эту часть усилить свой сигнал, если она на самомделе возражает. Убедитесь в том, что новые выборы встретили одобрение всехзаинтересованных частей, в противном случае они будут заниматься саботажем. Если возникло возражение, вы можете сделать одно из двух. Либовернуться к шагу 2 и рефреймировать возражающую часть, либо попроситьтворческую часть, проконсультировавшие с возражающей частью, выработатьдополнительный набор новых выборов. Убедитесь, что эти новые выборы такжепрошли проверку на любое возражение. Шести шаговый рефрейминг представляет собой технику терапии иличностного развития. Он имеет непосредственное отношение к несколькимпсихологическим явлениям. Первое - это вторичная выгода: идея о том, что, каким бы странные ипричудливым ни казалось поведение, оно всегда служит цели, полезной нанекотором уровне, и эта цель, как правило, неосознаваемая. Нет никакогосмысла делать то, что полностью противоречит нашим интересам. Всегдасуществует некая выгода, и смесь наших мотивов и эмоций редко оказываетсягармоничной. Второе - это транс. Человек, осуществляющий шестишаговый рефрейминг,будет находиться в легком трансе, когда внимание направлено внутрь себя. Третье, шести шаговый и рефрейминг использует умение проводитьпереговоры между частями одной личности. В следующей главе мы рассмотримумение вести переговоры между людьми в контексте бизнеса.