РЯДОМ СО ВРЕМЕНЕМ И СКВОЗЬ ВРЕМЯ

В своей книге "Основы личности" Тэд Джеймс описывает две основных типалинии времени. Первый он назвал "рядом со временем", или Англо-европейскийтип времени, когда линия времени идет слева направо. Прошлое с однойстороны, а будущее с другой, но оба находятся в поле зрения человека прямоперед ним. Второй тип он назвал "сквозь время", или Арабское время, тогдалиния времени вытягивается, пронзая вас спереди насквозь таким образом, чтоодна ее часть (обычно пришлое) сказывается позади вас и невидима. И вамприходится поворачиваться назад, чтобы увидеть ее. Люди типа "сквозь время" не могут извлекать выгоду из прошлого илибудущего, разложенного перед ними. Они все время находятся в настоящеммоменте, так что крайние сроки, условленные встречи и хронометраж имеют дляних меньшее значение, чем для людей типа "рядом со временем". Они находятсявнутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего сказываютсяассоциированными. "Такая модель восприятие времени шляется распространеннойв восточных, в особенности арабских, странах, где люди бизнеса более гибкоотносятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. И это можетсильно раздражать западного бизнесмена. Будущее выглядит очень похожим нацелый ряд "сейчас". так что пропадает необходимость действоватьбезотлагательно. Ведь существует гораздо больше кадров "сейчас", из которыхисходит эта срочность. ЯЗЫК И ВРЕМЯ Язык воздействует на мозг. Мы реагируем на язык на неосознаваемомуровне. То, как мы говорим о событиях, программирует нашу репрезентацию этихсобытий в вашей голове и, следовательно, нашу реакцию на них. Мы ужерассматривали некоторые последствия использования в мышлении номинализаций,универсальных квантификаторов, модальных операторов и других паттернов тогоже рода. Не являются исключением и времена глаголов. Сейчас подумайте о том времени, когда вы гуляли. Вероятно, такая формапредложения заставит вас представить себе ассоциированную подвижнуюкартинку. Если я скажу: "Подумайте о том времени, когда вы совершилипрогулку", - то вы скорее всего создадите диссоциированную неподвижнуюкартинку. Такой выбор слов удалил из картинки движение. И тем не менее обапредложения имеют один и тот же смысл, не правда ли? Теперь подумайте о том будущем времени, когда вы совершите прогулку. Иснова диссоциированная картинка. Сейчас о том, когда вы будете гулять. Вэтом случае ваша мысль скорее всего будет ассоциированным фильмом. Сейчас я собираюсь предложить вам побывать в отдаленном будущем и тамподумать о прошлом событии, которое на самом деле еще не произошло. Слишкоммудрено? Вовсе нет, прочтите следующее предложение: Подумайте о том времени, когда вы уже совершите прогулку. Теперь вернитесь в настоящее. Вы воздействуете на других людей иориентируете их во времени тем, что вы говорите. Зная об этом, вы получаетевыбор относительно того, как осуществлять это воздействие. Вы не сможетепрекратить делать это. Любая коммуникация оказывает какое-то влияние надругих. Но то ли это влияние, которое вы ждете? Служит ли оно вашим целям? Представьте себе тревожного пациента, пришедшего на прием к двумразличным терапевтам. Первый говорит: "Итак, у вас появилось беспокойство?Именно так вы ощущали себя до сих пор?" Второй говорит: "Итак, вы ощущаете беспокойство? Какие вещи будутвызывать у вас беспокойство?" Первый терапевт диссоциирует пациента отощущения беспокойства и помещает это беспокойство в прошлое. Второй жеассоциирует пациента с этим ощущением и программирует испытыватьбеспокойство в будущем. Я знаю, к какому терапевту обратиться. Это лишь небольшой пример того, как мы воздействуем друг на друга спомощью языка, даже не осознавая того, каким образом мы это делаем. И в то время, как вы думаете о том, насколько элегантной и эффективнойможет быть ваша коммуникация... и с этими ресурсами вы оборачиваетесь назади вспоминаете то, как вы обычно поступали прежде, чем вы изменились... икакие шаги вы предприняли, чтобы измениться... в то время как вы сидитездесь и сейчас... с этой книгой в руках.