ИЕРАРХИЯ КРИТЕРИЕВ

Множество вещей важны для нас, и было бы очень полезно определитьотносительную важность своих критериев. Поскольку критерии связаны сконтекстом, то те из них, которыми вы руководствуетесь в своей работе, будутотличаться от тех, которые вы применяете в личных отношениях. Мы можемиспользовать критерии, чтобы исследовать ситуацию, например, когда вамнеобходимо представиться на новой работе или перед группой людей. Нижеприводится упражнение для изучения критериев в этой ситуации. Предположим, вам необходимо представиться перед группой людей. Чтодолжно произойти такое, чтобы вы ушли, не представившись? Найдите ценностьили критерий, который будет мотивировать вас уйти. Не подпрыгивайте с самогоначала до уровня "жизнь или смерть", подумайте о чем-то таком, чего будетдостаточно, чтобы решить исход дела. Далее, подумайте о том, что могло бы остановить вас, даже если бы (1)произошло? Найдите критерий, который пересилит тот, что вы нашли в п. 1. Теперь задайтесь вопросом, что должно произойти дополнительно такое,чтобы вы все-таки ушли при условии, что (1) и (2) имели место. Откройте длясебя более важный критерий. Продолжайте до тех пор, пока вы не сможете продвигаться дальше, так чтоничто уже не сможет заставить вас остаться, если ваш последний критерийвыполнен - Вы наверняка обнаружите какие-нибудь интересные вещи по пути от(1) к последнему пункту. Вы можете использовать критерии самым различным образом. Во-первых, мычасто совершаем поступки по недостаточно серьезным причинам. Причинам,которые не полностью выражают наши ценности. Или же мы можем довольнонеопределенно хотеть сделать что-то, но так и не делаем, потому что другие,более важные критерии встают на пути. Это снова возвращает нас крезультатам, о которых мы говорили в первом параграфе. Вероятно, результатдолжен быть связан с более широким результатом, который является достаточномотивирующим, потому что поддерживается более важным критерием. Критериипридают энергию результату. Если вы сможете сделать нечто важным для себя,связав это с высоким критерием, препятствия исчезнут с вашего пути. Предположим, вы подумали, что неплохо было бы регулярно делатьупражнения, чтобы поддерживать хорошую форму. Через некоторое время выобнаруживаете, что не справляетесь с этим, потому что в будни трудновыкроить полчаса. Связав регулярные упражнения с тем, что вы будетевыглядеть привлекательно и обладать изрядной выносливостью при занятияхлюбимым видом спорта, вероятно, вы станете гораздо более мотивированным исможете найти на это время. Очень часто время находится для того, что мыдействительно хотим делать. У нас нет времени тогда, когда мы недостаточномотивированы. Тот способ, которым вы думаете о своем критерии, имеет субмодальнуюструктуру. Более важные критерии могут быть репрезентированы как большие,более близкие и яркие картинки или имеющие более громкий звук и болеесильные ощущения, вероятно, локализованные в определенной части вашего тела.Каковы субмодальности ваших критериев и как вы узнаете, какой из критериевявляется более важным для вас? Не существует правил, которые работаютвсегда. Стоит исследовать, как эти идеи работают у вас. ЗМЕИ И ЛЕСТНИЦЫ - ШАГ ВВЕРХ И ШАГ ВНИЗ Когда вы устанавливаете связь между своими действиями и критериями, этовесьма походке на игру "змеи и лестницы". Вы можете начать с некоторогонебольшого результата, но если вы свяжете его с важными критериями, вы оченьбыстро доберетесь до вершины доски. Вы будете мотивированы делать это, и выбудете думать об этом с субмодальностями, которые сделают это неизбежным ипритягивающим. То, как мы связываем между собой события и идеи, образует суть нашейкарты реальности - дороги между городами. Знание исхода означает но толькообладание информацией, но и согласование ее с другими частями нашей карты.Когда мы имели дело с размером наших результатов, мы связывали более мелкийрезультат с результатом больших размеров, чтобы придать энергии, и разбивалибольшой результат на серию мелких, чтобы им было легче овладеть. Это примеробщей идеи, известной а НЛП под названием деление. Деление - это термин изобласти программирования, обозначающий разбиение целого на составляющиеэлементы. Делить вверх или шагать вверх - значит двигаться от частного кобщему, или от части к целому. Деление вниз или шаг вниз продвигает нас отобщего к частному, или от целого к части. Идея проста. Возьмите для примера обычный предмет типа стула. Чтобыподняться вверх на следующий уровень, вам следует задать вопрос:"Представителем чего он является?" Одним из ответов может быть: "Это предметмебели." Вы могли бы также спросить. "Частью чего он является?" Возможныйответ: "Обеденного гарнитура." Для шага вниз задайте вопрос впротивоположном направлении: "Назовите частного представителя классаобъектов, известного под названием стулья." Ответ может прозвучать так:"Кресло." Более высокий уровень всегда содержит то, что находится на болеенизком уровне. Вы можете также сделать шаг в сторону и спросить: "Назовите другогопредставителя этого класса вещей." Шаг в сторону от стула может привести кответу: "Стол." Шаг в сторону от кресла мог бы привести к "шезлонгу" Шаг всторону всегда определяется тем, что находится на следующем, более высокомуровне. Вы не сможете найти еще одного представителя до тех пор, пока небудете знать, еще одним представителем чего он должен быть. Мета-модель использует ту же идею, она исследует глубинные слои, делаяидею все более и более определенной. Мета-модель поднимается на болееобобщенные уровни, чтобы охватить все частные примеры, лежащие ниже. Если кто-то спрашивает у вас напиток, а вы предлагаете ему кофе, то онмог на самом деле хотеть выпить лимонада. И кофе, и лимонад - это всенапитки. И вам необходима более определенная информация. Деление вниз приводит к более специфическим, сенсор- необоснованнымреальным событиям реального мира. (Мне, пожалуйста, 25 унции газированноголимонада в высокий стакан при температуре 5°С с тремя кусочками льда,встряхнуть, но не размешивать.) Деление вверх может со временем привести крезультатам и критериям (Я прошу напиток, потому что меня мучает жажда),если вы будете продолжать задавать вопрос зачем на более высоком уровне. Анекдоты, конечно же, эффектно используют деление и затем внезапноменяют смысл на самой вершине. Люди связывают вещи самыми причудливыми иудивительными способами (во всяком случае, в соответствии с их собственнымикартами реальности). Не думайте, что они при этом используют те же правила,что и вы. Не думайте также, что вы хорошо знаете их правила. Как в игре"Китайские слухи", чем дальше вы заходите с правилами, каждый раз вносянезначительные изменения, тем дальше вы будете от того места, где, по вашемумнению, вы находитесь. Вот упражнение в делении вверх в различных направлениях. Кофе можетбыть связано с каждой из следующих вещей различными способами В первомпримере чай и кофе оба являются представителями более общего класса подназванием напитки. Посмотрим, сможете ли вы найти другие способы произвестиделение вверх для кофе с каждым из следующих предметов по очереди 1.Чай и кофе? Напитки. 2. Рожь и кофе? 3. Клиника и кофе? 4. Наркотики и кофе? 5. Толокнянка и кофе? (Ответы в конце главы) Можно делить в сторону и получать совершенно новые вещи. Как внеоднократно цитированной идее о том, что в большой деревне через шестерыхзнакомых вы можете связаться с любым человеком в мире. (Я знаю Фреда (1),который знает Джоан (2), которая в свою очередь знает Сьюзи (3), котораязнает Джима (4), и т.д.) Итак, еще раз: смысл определяется контекстом. Cвязи, которые мыустанавливаем, имеют важное значение?. Стены держатся не столько за счеткирпичей, сколько за счет цемента. который их связывает. То, что являетсяважным для нас, и то, как мы связываем идеи между собой, имеет важноезначение при проведении совещаний, переговоров и в торговле.