ИЗЛЕЧЕНИЕ ФОБИИ

Вы можете испытывать ощущение только в настоящий момент. Любоенеприятное ощущение от воспоминания может возникать только благодаря тому,как вы его воспроизводите. Вы чувствовали себя плохо в прошлом. И одногораза достаточно. Самый простой способ снова пережить неприятные ощущения от прошлогособытия заключается в том, чтобы вспомнить его в виде ассоциированнойкартинки. Вы должны быть там, глядя на все, что вас окружало, своимисобственными глазами и переживая те ощущения вновь. Воспоминание ситуации сдиссоциированием от нее, когда вы смотрите на себя в той ситуации состороны, ослабляет ощущения в настоящем. Именно диссоциирование позволит вамсглаживать неприятные ощущения, связанные с прошлыми событиями, так что высможете просто смотреть на них отстранение. Если вы хотите поработать ссобственной фобией или каким-то очень неприятным воспоминанием, то лучшебыло бы, если бы ваш друг или коллега помог вам пройти через следующие шаги(данная техника описана с точки зрения руководителя или терапевта): 1. Ваш клиент собирается в трудное путешествие в свое прошлое, поэтомуустановите сильный якорь на состояние безопасности. Вы можете либо поставитьякорь на состояние здесь и сейчас, либо попросить клиента подуматьассоциировано о прошлом опыте, когда он чувствовал себя в безопасности.Пусть он увидит всю сцену, услышит звуки и ощутит спокойствие и уверенность.Закрепите эту уверенность кинестетическим якорем, прикосновением, убедитесьв том, что ваше прикосновение воз вращает клиенту ощущение уверенности.Удерживая руку на якоре, вы буквально вступаете в соприкосновение сощущениями клиента. Вы можете удерживать якорь постоянно или пользоваться импо мере необходимости. 2. Попросите клиента вообразить себя находящимся в кино или смотрящимтелевизор с неподвижным, застывшим изображением на экране. Когда это будетсделано, попросите его мысленно выплыть из своего тела, чтобы увидеть себя,смотрящего на экран, со стороны. 3. Пусть клиент начинает возвращаться назад по своей временной линии ктому неприятному событию или к самому первому случаю, положившему началофобии. Если ему нелегко найти первый случай, остановитесь на самом раннем извспоминаемых. Пусть клиент "просмотрит фильм" об этом неприятном событии,начиная с того момента, когда он был еще в безопасности перед случившимся, изаканчивая тем кадром, когда опасность уже миновала и он снова оказался вбезопасности. Чтобы описать это действие, потребовалось лишь однопредложение, но понадобится некоторое время, чтобы выполнить его вдействительности. Клиент будет видеть действие в состоянии двойнойдиссоциации, наблюдая себя, который смотрит на себя более молодого,переживающего то событие на экране. Двойная диссоциация поддерживаетнеобходимую эмоциональную отстраненность. Из этой позиции, обозначенной нарисунке буквой А, клиент наблюдает свою собственную физиологию в позиции В,в то время как тот смотрит на экран. Если физиология самого клиента впозиции А, которую контролируете вы, или физиология в позиции В, которуюнаблюдает сам клиент, начинает указывать на возвращение фобическогосостояния, попросите его немедленно затемнить экран. Попросите его снованачать просмотр фильма, предложив ему изменить субмодальности картинки наэкране, например, сделать ее более темной, маленькой и отдалить от себя,чтобы уменьшить силу негативных ощущений. Вот все, что нужно сделать, чтобывойти в согласие со своим собственным переживанием. Это займет некоторое время и потребует вашего обостренного внимания.Привлеките всю вашу креативность и гибкость, чтобы оказать помощь клиенту,руководствуясь этим основным процессом. Вам потребуется быть точным в выбореязыка, проводя клиента через переживание, предлагая ему здесь и сейчасувидеть самого себя там, наблюдающим за самим собой более молодым накартинке в той ситуации. Если в какой-то момент клиент снова провалится вощущение страха, вернитесь в состояние здесь и сейчас, восстановитекомфортный якорь и начните сначала. (Конечно, лишь в том случае, если клиентсам того хочет.) Вам может понадобится снова успокоить клиента примерноследующими словами: "Вы сейчас в безопасности. здесь, и простопритворяетесь, что смотрите фильм". Этот этап будет завершен, когда клиентпросмотрит фильм полностью, будучи в состоянии комфорта. 4. Когда фильм закончится, поздравьте клиента с тем, что ему в первыйраз удалось пережить это, не проваливаясь в те старые негативные ощущения, итеперь пусть он опять вернется в свое тело (на рисунке из позиции А впозицию В). При этом происходит интеграция позиции отстраненного наблюдателяА с самим собой в позиции В. 5 Теперь клиент воображает себя переходящим на экран, чтобы передатьболее молодому самому себе ту поддержку и одобрение, в которых тотнуждается. Он может успокоить себя молодого словами: "Я из твоего будущего,я знаю, что ты пере живешь это, и все будет хорошо. И тебе никогда непридется переживать это снова" "человек из сегодня, обладающий большимиресурсами, силой и знаниями, может справиться с тем инцидентом. В некотором смысле фобия является достижением, сильной обусловленнойреакцией, закрепившейся, как правило, после единственного переживания. Людиникогда не забывают проявлять фобические реакции. Ближе всего к "хорошейфобии" оказывается "любовь с первого взгляда" Было бы неплохо дарить себе идругим хорошие фобии. Как получается, что человек может научиться устойчивои обусловлено впадать в страх при виде пауков и не способен столь жеустойчиво испытывать приятные ощущения при виде лица любимого человека? Семейные пары могут распадаться и в действительности распадаются из-затого, что один или оба партнера неосознанно занимаются "излечением фобии" сосвоими приятными ощущениями, диссоциируясь от приятных ситуаций иассоциируясь с неприятными Взмах, о котором пойдет речь в следующем параграфе, является техникой,использующей критические субмодальные изменения. Он работает соспецифическими поведениями, от которых вы хотели бы избавиться, илиреакциями, которые вы не хотели бы воспроизводить. Эту технику хорошоприменять в работе с нежелательными привычками. Взмах изменяет проблемноесостояние или поведение, предлагая вам новое направление. Он не простозаменяет одно поведение другим, он производит порождающее изменение. 1 Прежде всего определите то конкретное поведение, которое вы хотитеизменить. Примерами такого поведения могут быть обкусывание ногтей,переедание или курение. Вы можете также взять определенную ситуацию, вкоторой вы хотели бы реагировать более разумно, возможно, имея дело сконкретным человеком. 2. Отнеситесь к этому ограничению как к достижению. Как вы узнаете,когда следует запускать проблемное поведение? Какие конкретно стимулывызывают его? Вообразите себе, что вам необходимо научить кого-нибудь этомуограничению. Что ему необходимо было бы делать, с чего начать? Всегда долженсуществовать вполне определенный и конкретный стимул, который запускает этуреакцию. (Взмах легче всего проводить с визуальными образами, хотя можноосуществить его и в аудиальной и кинестетической системах, работая ссубмодальностями этих систем.) 3. Идентифицируйте по крайней мере две визуальные субмодальностизапускающей картинки, которые изменяют вашу реакцию на нее. Обычно хорошоработают размер и яркость. Для большинства людей увеличение размера ияркости образа усиливает его воздействие. Тем не менее, могут существоватьДругие, не менее эффективные субмодальности. Испытайте эти двесубмодальности на другом образе, чтобы убедиться, что они создают желаемыйэффект. Это должны быть такие субмодальности, которые вы можете плавнопереводить из одного состояния в другое. Прервите это состояние, подумав наминуту о чем-нибудь другом, прежде чем продолжить. 4. Далее, подумайте о том, каким бы вы хотели стать (человеком, которыйреагировал бы уже по-другому и не имел бы этих ограничений). Каким бы выувидели себя, если бы уже со вершили желаемое изменение? У вас появилось быбольше выборов, вы приобрели бы новые способности, вы стали бы ближе к тойличности, которой вы хотите быть Это должен быть ваш собственный образ,обладающий желаемыми качествами, а не какое-то конкретное поведение.Картинка должна быть диссоциированной, чтобы мотивировать и привлекать ксебе. Ассоциированная картинка даст вам ощущение, что изменение в вас ужепроизошло, и, следовательно, не будет мотивировать вас. Убедитесь в том, что новый образ является экологическим, что онсогласуется с вашей личностью, вашим окружением и отношениями с другимилюдьми. Возможно, вам понадобится сделать некоторые регулировки этогообраза. Подумайте о тех ресурсах, которыми будет обладать этот Я - образ. Онбудет нуждаться в ресурсах при осуществлении намерения старого поведения.Убедитесь, что этот образ уравновешенный, правдоподобный и не связан теснони с какой конкретной ситуацией. Убедитесь также, что этот образ являетсядостаточно притягивающим и что он производит значительные сдвиги к болеепозитивному состоянию. Теперь прервите состояние и подумайте о чем-нибудь другом. 5. Возьмите картинку-стимул и сделайте ее большой и яркой, если размери яркость оказались критическими субмодальностями. В углу этой картинкипоместите маленькую темную фотографию нового Я -образа. Теперь возьмитебольшой и яркий образ ограничения и очень быстро превратите его в маленькийи темный, в то время как новый Р1 образ пусть станет большим и ярким.Скорость является здесь существенным моментом. Убедитесь в том, что стираниестарого образа и рост нового происходят одновременно. Может оказатьсяполезным, если вы вообразите или на самом деле произнесете звук,изображающий этот процесс: "Фить!" И пусть этот звук отражает товозбуждение, которое вы испытываете относительно превращения в новый Я -образ. Очистите экран. Повторите это пять раз быстро. Мозг работает быстро. Случалось ли вам когда-нибудь описывать человекукакой-то процесс и замечать, что он выполняет его по мере вашего описания?Вы совершенно правы. Он делал это. (Подумайте о своей входной двери, ... нопока не входите") Ненадолго очищайте экран после каждого взмаха, глядя на что-нибудьдругое. "Обратный взмах" будет зачеркивать пря мой взмах. Убедитесь в том,что вы купили билет только в один конец. Если взмах не работает после пятиповторений, не упорствуйте. Возьмите на вооружение свою креативность. Можетбыть, следует подобрать другие критические субмодальности, или желаемый Я -образ является недостаточно притягательным. Этот обязательно должносработать. Кто в своем правом полушарии сможет сохранять проблемноеповедение перед лицом столь заманчивых новых возможностей? 6. Когда вы выполните предыдущие шаги, испытайте результатприсоединением к будущему. Подумайте о стимуле. Вызывает ли он ту же самуюреакцию? В следующий раз, когда вы окажетесь в такой ситуации, наблюдайте зановой реакцией. Техники НЛП, как и сам мозг, работают быстро и эффективно Мыэффективно взмахиваем себя во всякого рода беспокойства, сами того незамечая. Теперь мы сможем сознательно использовать тот же самый процесс дляпродвижения к чему-то более привлекательному. Эти техники продемонстрируютвам, как можно быстро внести изменения без напряжения и боли.