МУЗЫКАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

Замечательный пример реализации некоторых из этих идей получен висследовании, выполненном одним из авторов и касающемся тех способов,которыми талантливые музыканты запоминают музыку; некоторые из них могутзапомнить музыкальное произведение всего лишь после одного или двухпрослушиваний. Студентов просили прохлопать или пропеть короткие кускимузыкальных произведений и затем выявляли стратегии путем задаваниявопросов, наблюдения за глазными сигналами доступа и фиксированияпредикатов. Большинство успешных студентов проявляли несколько похожих паттернов. Уних систематически выявлялись специфические позы, положение глаз и дыхание,часто во время слушания голова наклонялась в сторону и взгляд устремлялсявниз. Они настраивали свое тело на музыку. В то время как они слушалимузыку, у них возникало общее ощущение для данной музыки (К"). Это частоописывалось как "настроение" или "впечатление" от пьесы. Это ощущениепредставляло пьесу в целом и их отношение к ней. Следующим шагом было формирование некоторой визуальной репрезентациимузыки. Большинство студентов визуализировали что-то вроде графика,вертикальная ось которого отражала подъем и снижение высоты тона, агоризонтальная ось представляла длительность во времени (В"*). Чем более длинной и трудной была пьеса, тем больше студентовруководствовалось этим образом. Образ всегда был ярким, четким, резким ирасположенным на удобном для чтения расстоянии. Некоторые студентывизуализировали нотный стан с нотами, подобно партитуре, но это былонесущественным. Ощущение, звук и картинка строились вместе при первом прослушивании.Ощущение давало общий контекст для детального образа. Последующиепрослушивания использовались для того, чтобы зафиксировать те части мелодии,которые еще остались неопределенными. Чем труднее мелодия, тем более нежнымидля запоминания были эти ощущения и образы. Студенты еще раз прослушиваливнутри себя мелодию сразу после того, как она прекращала звучать, в еепервоначальной тональности и часто со значительно большей скоростью, похожейна скорость перемотки на видеомагнитофоне (А"*). Все студенты снова прослушивали мелодию, часто в ее начальноймодальности (А*), напевая или прохлопывая ее. Они также просматриваливнутреннюю картинку и сохраняли ощущение мелодии. Это давало три способазапоминания и воспроизведения пьесы. Они разбивали музыкальное произведениепри необходимости на несколько кусков и отмечали повторяющиеся паттерны какв высоте тона, так и в ритме. Они запоминали мелодию визуально даже послеодного прослушивания. Казалось бы, запоминание музыки должно подключать исключительноаудиальную память, но данное исследование показало, что это синестезия:прослушивание картинки ощущения музыки. Они слушают мелодию, создаютощущение для представления пьесы в целом и используют то, что они слышат иощущают, для формирования картинки данного музыкального произведения. Основная стратегия выглядит так: А* К" В"* A" Эта стратегияиллюстрирует некоторые общие моменты относительно эффективного запоминания иобучения. Чем больше репрезентаций материала вы имеете, тем больше у васвероятность за помнить его. Чем более полно вы используете свою неврологию,тем надежнее запоминание. Лучшие студенты обладают также способностьюсвободно переключаться из одной репрезентативной системы в другую, иногдаконцентрируясь на ощущениях, иногда на картинках, в зависимости от того,какого рода музыку они слушают. Все студенты верят в свои способности. Успехможно было бы назвать суммой физиологии, веры и гибкости. Прежде чем оставить музыкальные стратегии, приведем очаровательнуювыдержку из письма Вольфганга Амадея Моцарта о том, как он сочинял: "Все это зажигает мою душу, и, если только я не расстроен, моя темарасширяется, становится упорядоченной и определенной, и вся целиком, дажеесли длинная, встает почти завершенной и законченной внутри меня, так что ямогу созерцать ее как чудесную картину или прекрасную статую. В своемвоображении я не слышу последовательных частей, но я слышу их как бы всесразу. Я не могу выразить, какое это наслаждение!" (Из письма Моцарта, написанного в 1759 году, цитируется по: Е.Холмс,"Жизнь Моцарта, включая его переписку", Чэпмэн и Холл, 1875 г.) СТРАТЕГИИ ЗАПОМИНАНИЯ Хорошая ли у вас память? Это хитрый вопрос, потому что память этономинализация, вы не можете увидеть, услышать или потрогать ее. Процессзапоминания весьма важная вещь. Номинализация это действия, замороженные вовремени. Память статична, вы не можете влиять на нее. Лучше подумайте, как вы запоминаете и как вы можете улучшить этот процесс. Какова ваша стратегия запоминания? Как бы вы запомни ли следующуюпоследовательность? (И представьте на мгновение, что для вас очень важно еезапомнить.) ДИЮ18ЕДЛ421С Вам дается тридцать секунд... Время вышло. Закройте страницу, глубоко вздохните и запишите последовательность. Ну,как вы справились? Независимо от вашего успеха, более важным являетсявопрос: что вы делали? Двенадцать знаков превышают способность нашего мозга сознательносохранять отдельные единицы информации. Вы нуждаетесь в стратегии, чтобыобъединить их вместе в меньшее количество блоков, готовых для запоминания. Вы могли повторять эту последовательность снова и снова, чтобыобразовать аудиозапись (А"). Эта запись длится очень короткое время. Вымогли проговаривать ее ритмически. Вы могли записывать ее на листке (К*). Вымогли внимательно посмотреть на нее и затем снова увидеть ее внутри себя(В"*. направляя глаза вверх и влево. Возможно, вы использовали цвета илидругие субмодальности, чтобы облегчить запоминание своей внутреннейкартинки. Картинки сохраняются в долговременной памяти, аудио записи вкратковременной памяти. Если вы проведете этот тест с кем-нибудь из своихзнакомых, то, вероятно, вы, не задавая вопросов, сможете сказать, какуюстратегию он использует Вы смогли бы увидеть губы, шевелящиеся беззвучно,или наблюдать глаза, сканирующие эту последовательность снова и снова.Возможно, он улыбнется, строя какие-то смешные связи. Одна полезная вещь состоит в том, чтобы придать этой случайнойпоследовательности некоторый смысл. Например, она могла бы превратиться вследующее: Дикий Йог на соревнованиях Юниоров (18 лет) съел Ель Длиной 42метра за 1 Секунду. Потратьте полминуты, придавая этому некоторый смысл этохороший способ запоминания. Хороший потому, что он со ответствует тому, какмозг работает в действительности. Если вы создадите внутреннюю картинкутого, как Дикий Йог на соревнованиях и т.д., то, вероятно, вы окажетесьнеспособными забыть эту последовательность до самого конца этого параграфа,как бы вы ни старались. Роберт Дилтс рассказывает историю об одной женщине, которая описываласвою стратегию во время демонстрации. Последовательность была такая:А2470558СБ. Она работала коком на корабле. Во-первых, она сказала, чтопоследовательность начинается с первой буквы алфавита. Далее идет 24 возрасткогда она стала шеф-поваром. Дальше 705. Это означает, что она на пять минутопоздала к завтраку. Число 58 было трудным для запоминания, так что онараскрасила его различными цветами во внутренней картинке. С была самойсобой, так что она сделала ее большой. И последняя буква Б была второйбуквой алфавита, тем самым она оказалась связанной с буквой А в началепоследовательности. Теперь... закройте книгу и выпишите последовательность букв и цифр, НЕзабудьте ту, которая была больше других... Вероятно, вы хорошо справились. И вы даже не старались. Раз вы можетезапомнить это не стараясь, то что же вы сможете сделать, если постараетесь? Значительно меньше. Старание расходует мыслительную энергию, крометого, старание предполагает трудность задачи и возможный провал. Чем сильнеевы стараетесь, тем труднее это становится. Сами усилия, которые выпредпринимаете, становятся барьером. Хорошая эффективная стратегия облегчаетобучение. Неудачная стратегия делает его трудным. Умение учиться является наиболее важной способностью в образовании, ией необходимо обучать. Система образования сосредоточена главным образом натом, что преподавать, на учебном плаке, и упускает из вида процесс обучения.Это имеет два последствия. Во-первых, многие учащиеся с трудом извлекают изучебного процесса информацию. Во-вторых, если даже они что-то выучили, этоимеет небольшое значение, потому что эти сведения вырваны из контекста. Без стратегии обучения учащиеся могут превратиться в информационныхпопугаев, всегда зависимых от других в вопросе получения информации: онимогут хранить информацию, но обучаться не способны. Обучение включаетзапоминание и понимание, то есть помещение информации в контекст для того,чтобы придать ей значение (смысл). Сосредоточенность на не удаче или еепоследствиях в дальнейшем разрушает процесс обувания. У каждого должно бытьправо на неудачу. Хорошие ученики тоже делают ошибки и используют их какобратную связь для того, чтобы изменить то, что они делают. Они держат своюцель в голове и сохраняют ресурсное состояние. Отметки и оценки не оказывают влияние на стратегии, которыми пользуютсяученики. Они вряд ли являются суждениями об успешности обучения и служаттолько для того, чтобы установить иерархию успеваемости. Ученики могутстараться сильней с той же неэффективной стратегией. Если же всех учащихсянаучить ряду успешных стратегий, то значительные различия в успеваемостимежду ними пропадут. Обучение эффективным стратегиям улучшит результаты всехстудентов. Без этого образование функционирует как способ иерархическойклассификации людей. Оно сохраняет статус-кво, метит волков и баранов иотделяет одних от других. Неравенство усиливается. Обучение включает в себя установление раппорта, присоединение и ведениеученика к лучшим стратегиям или путям использования своего тела и мозга дляосмысления информации. Если ученики потерпели неудачу и продолжают терпетьнеудачу, то, вероятно, они сделали обобщение от успеваемости к способности,к убеждению и думают, что они не могут справиться с задачей. Затем этопревращается в само оправдывающее пророчество. Многие школьные предметы заякорены на скуку и тоску и, таким образом,становятся трудными. Почему образование часто оказывается столь болезненными поглощающим время? Большая часть содержания полного образования могла быбыть выучена менее чем за половину того времени, которое тратят дети вшколе, если бы они были мотивированы и имели хорошие стратегии обучения. Все наши мыслительные процессы включают стратегии, и мы часто неосознаем, какие стратегии мы используем. Многие люди пользуются лишь малымколичеством стратегий во всех случаях жизни.

СТРАТЕГИЯ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА (СПЕЛЛИНГ)

Спеллинг это важное умение, а многие люди находят его трудным. Васхвалят за творческое сочинение, а не за творческий спеллинг. Роберт Дилтсисследовал процесс, который, используют грамотные люди, и организовал его впростую эффективную стратегию. Грамотные люди почти всегда используют одну и ту же стратегию, и вымогли бы проверить ее, если сами пишете грамотно или знаете кого-нибудь, ктопишет грамотно. Грамотный человек смотрит вверх или прямо перед собой, когдапроизносит слово по буквам: в это время он визуализирует слово и затемсмотрит вниз, чтобы проверить свои ощущения. Люди, пишущие неграмотно, честно пытаются делать то же самое, опираясьна звучание. Это не столь эффективно. Спеллинг включает в себя написаниеслова с визуальной репрезентацией его на бумаге. Очевидный шаг заключается впервоначальной внутренней визуальной репрезентации. Английские (впрочем, каки русские) слова не подчиняются простым правилам написания, когда звуксоответствует букве. Грамотные люди говорят. что внутренний образ слова связан у них сощущением, что это слово им знакомо. Корректоры, которых профессия обязываетбыть грамотными, смотрят на страницу текста и говорят, что неправильнонаписанные слова прямо бросаются в глаза. Если вы хотите стать грамотным или уже таковым являетесь изаинтересованы в проверке этого, то ниже приводятся шаги стратегии. 1. Подумайте о чем-нибудь, что вы ощущаете как знакомое и приятное.Когда у вас возникнет это ощущение, в течение не скольких секунд посмотритена слово, с которым вы собираетесь работать. Это может быть полезным длятого, чтобы поместить слово в верхней левой визуальной области. 2. Далее отведите взгляд от слова и посмотрите вверх и влево ивспомните то, что вы можете, из правильного написания слова. Отметьтепропуски (если есть) и снова посмотрите на слово, рассмотрите те буквы,которые входят в пропуски, и повторяйте процесс до тех пор, пока вы несможете увидеть внутренним зрением слово целиком. 3. Посмотрите вверх на свой внутренний образ и затем напишите то, чтовы видите. Проверьте правильность. Если заметите ошибку, вернитесь к шагу 1,снова рассмотрите слово и сделайте образ четким в своей голове. 4. Посмотрите вверх на внутренний образ и произнесите слово по буквам вобратном порядке. Это будет подтверждением того, что образ является четким.Это очень трудно сделать, если произносить слово внутри себя. Существует несколько полезных идей, которые могут вам помочь при работес основной стратегией. а) Используйте субмодальности, чтобы сделать свой об раз наиболееотчетливым и запоминающимся. Подумайте о какой-нибудь ситуации, котораядействительно вам хорошо за помнилась. Где вы видите ее внутренний образ?Каковы субмодальности? Поместите слово, с которым вы работаете, в то жесамое место и придайте ему те же самые субмодальности. б) Может оказаться полезным раскрасить слово в свой любимый цвет. в) Может также быть полезным поместить его на знакомом фоне. г) Выделите субмодальностями те части слова, которые кажутся вамтрудными. Сделайте их больше по размеру, приблизь те или выделите цветом. д) Если слово оказалось длинным, разбейте его на части по три иличетыре буквы в каждой. Сделайте буквы достаточно маленькими так, чтобы вылегко смогли увидеть слово целиком, но достаточно большими, чтобы читать ихбез напряжения. Не ограничивайте себя. Вы можете рисовать буквы в воздухе вто время, как вы смотрите на них, или, если вы кинестетичны, рисуйте их усебя на руке, строя картинку и при этом опираясь на свои ощущения. Эта стратегия была проверена в университете Монктона (Нью-Брансвик вКанаде). Некоторое количество людей средней грамотности были разбиты начетыре группы. Был проведен тест по спеллингу с использованием бессмысленныхслов, которых студенты никогда ранее не видели. Первой группе (А) показалислова и сказали визуализировать их слева вверху. Второй группе (Б) тожепопросили визуализировать слова, но не сказали, где именно. Третьей группе(В) просто сказали выучить эти слова любым способом, каким они пожелают.Четвертой группе (Г) было рекомендовано визуализировать слова, глядя вправовниз. Интересны результаты тестирования. Группа А показала улучшениерезультатов спеллинга на 20% по сравнению с первоначальными. Группа Бпоказала улучшение на 10%. Результаты группы В остались примерно теми жесамыми, как и следовало ожидать, они не изменили свою стратегию. Результатыгруппы Г на самом деле ухудшились на 15%, потому что они пыталисьвизуализировать, располагая глаза в той позиции, в которой сделать эточрезвычайно трудно. Хороший спеллинг это способность. Если вы будете следовать даннойстратегии, то вы сможете написать грамотно любое слово. Запоминание наизустьсписка слов, вероятно, поможет вам писать правильно эти слова, но не сделаетвас грамотным. Запоминание наизусть не создает способности. Эта стратегия спеллинга с успехом применилась в работе с детьми,которые были помечены словом дислексия. Часто такие дети просто оказываютсяболее аудиальными или кинестетичными, чем другие. Удивительно, почемуфонетический подход к грамотному письму до сих пор преподается в школе.