У П Р А Ж Н Е Н И Я

Подберите себе партнера, которого мало знаете или не знаете совсем.Один из вас будет -- А, другой -- Б. А будет задавать вопросы. Упроститесебе задачу, группируйте вопросы так, как это сделал я. Начните сэйдетических визуальных вопросов. Какого цвета сиденья в вашей машине?Какого цвета глаза вашей матери? Все эти вопросы касаются того, что людикогда-то действительно видели. Затем перейдите к вопросам о том, чего ваш партнер никогда видел идолжен сконструировать: Как вы выглядите с вашей точки зрения? Как бывыглядели если бы были лысыми? Потом можно перейти к аудиальным вопросам.Какую музыку вы любите? Какая дверь в вашем доме хлопает громче всего?Попробуйте услышать как вы поете песню "У Мэри был ягненок? " Это -- всевопросы, стимулирующие к оцениванию аудиального опыта. Невербальные ответы на них будут систематически отличаться от ответовна визуальные вопросы. Теперь задайте несколько кинестетических вопросов:Как вы чувствовали себя утром? Какова на ощупь шерсть вашего кота? Женщина:Есть ли разница в движении глаз, если человек вспоминает реально услышанныйзвук, или когда он представляет себе, чтобы напомнить этот звук? Когда выговорите "представляет", то это предполагает "представление", картины,зрительные образы. Спрашивайте о звуках, которые партнер должен создать.Различия, о которых вы спрашивали, конечно будут. Откройте их для себя. Я хотел бы предостеречь вас от других ошибок. Вы можете подумать, чтослово "думать" представляет собой одну репрезентативную систему. Но это не так. Слова думать, понимать, осознавать, верить, чувствовать,знать" являются НЕСПЕЦИФИЧЕСКИМИ. Не используйте этих слов, потому чтоответ, который вы получите, будет случайным. Вы всегда будете получать спутанные ответы, если спросите, например, "Помните, ли вы свои ощущения, которые испытывали тогда, когда вам последнийраз случалось плавать? " В этом случае вы требуете, чтобы человек сделал двевещи: вспомнил и почувствовал. Они могут вспоминать визуально, аудиально илинепосредственно кинестетически. Это двухступенчатый процесс. Сначала человеквспоминает, следуя вашей инструкции, затем он действительно открывает длясебя чувство, которое испытывает при плавании. Если вы получаете ответ, смысла которых понять на можете, спроситечеловека, что он делал, отвечая на ваш вопрос. Ваша работа состоит в том,чтобы установить связь между тем, что вы непосредственно наблюдаете,вопросами которые задаете. Связывайте род информации заложенный в вашихвопросах, с невербальными ответами, с движениями глаз собеседника. Есличего-то не понимаете спрашивайте. Вот, что я увидел снаружи. Как это соответствует вашему внутреннему опыту? Если собеседник незнает, попросите его угадать, предположить. Визуальная оценка глазодвигательных реакций для нормальногоорганизованного праворукого человека. Вс -- визуальные сконструированные образы Вэ -- визуальные образы воспоминания или эйдетические образы (Расфокусирование взгляда и его неподвижность также говорят о процессевизуального оценивания). Ас -- аудиальные сконструированные Ав -- аудиальные образы воспоминаобразыния К -- кинестетические ощущения А -- аудиальные образы (т. ж. вкус и запах) рисунок 1 Если вы не получите никаких реакций в ответ на ваши вопросы, сделайтевопросы более трудными. "Какого цвета туфли были у вашей матери, когда вы еевидели в последний раз? " Если вы спрашиваете какого цвета глаза у вашейматери и не получаете никакого ответа, сделайте вопрос более трудным: "Глазау вас тоже голубые. Но темнее или светлее, чем глаза матери? " Это болеесложный, требующий провести операцию сравнения вопрос. Собеседник долженбудет сформировать образ цвета своих глаз и цвета глаз своей матери исравнить их. Через 4-5 минут вы определите для себя, какие движения глаз делает вашпартнер, используя в этот момент определенную репрезентативную систему.Затем поменяйтесь ролями, так чтобы оба из вас имели возможность и задаватьвопросы и наблюдать ответы. Если вы натолкнетесь на что-то непонятное --обратитесь к нам и пойдем к вашей паре, чтобы помочь вам уловить смысл того,что происходит. Мы предлагаем вам обобщения, а любое обобщение вопределенном конкретном случае может отказаться неверным. Обобщение -- этотолько трюк (как, впрочем и многое из того, что мы здесь будем делать),используемый, чтобы привлечь внимание определенному аспекту вашегосенсорного опыта, который вы обучались не замечать. Заметив же его вы,приобретете мощный источник информации о подсознательных процессах другогочеловека. Вы встретитесь с людьми самой необычной церебральной организацией влюбом случае эта организация будет систематической. Даже человек, смотрящийпрямо вверх, если он испытывает кинестетическое ощущение, и прямо вниз,созерцая внутренние образы, будет в этом постоянен. Важно, чтобы в вашемсенсорном опыте образовалось, кто что делает. А сейчас приступайте купражнениям и откройте для себя, то что вам удастся открыть.