У П Р А Ж Н Е Н И Я

Я прошу вас начать с кинестетического якоря. Работать с помощью этихякорей и легче и полезнее. Затем вы генерализуете свой навык на другиесистемы. Разбейтесь снова на пары. Один из вас будет А, другой Б. Затемпоменяйтесь ролями. А -- должен делать следующее: сесть лицом к Б и мягко положить своюправую руку на левое колено Б. Затем задайте Б вызывающий переживаниявопрос: "Помните ли вы, когда в последний раз испытывали действительносексуальные переживания? " Дождитесь соответствующего невербального ответа.Сначала вы должны суметь выделить для себя невербальную реакцию, уж затемзакрепить ее с помощью якоря. Когда вы увидите реакцию, увеличивайтедавление рукой на колено Б. Вы должны наблюдать за тонусом мышц, цветомкожи, дыханием, изменением размера губ и т. д. Когда вы выделите этиизменения, увеличьте давление своей руки. Когда они начнут исчезать, поднимите руку. Теперь у вас есть якорь. Не присоединяйте якорь, пока вы не увидите реакцию. Ваша способность увидеть реакцию партнера зависит от того, насколько выможете усилить его реакцию. Если вы спрашиваете: "Когда в последний раз былисильно взволнованы? " (низкий тон голоса, медленный темп речи) или: "Были ливы когда-нибудь действительно печальными? " (высокий тон голоса, быстрыйтемп), то это вызовет такую реакцию, как тогда, когда бы вы спросиликонгруэнтно, действительно взволновано: "Волновались ли вы когда-нибудьпо-настоящему? " Чем более экспрессивно вы вызываете реакцию, тем болееэкспрессивным будет ответ. Затем А должен положить левую руку на правое колено Б и спросить его:"Что в вашем опыте противоположно этому переживанию? " По мере наступленияизменений увеличивайте давление руки и ослабьте его, когда изменения начнутисчезать. И вот у вас есть два якоря. Используйте первый -- и наблюдайте заизменениями. Сделайте паузу, используйте -- второй -- и опять пронаблюдайтеза изменениями. Это сработает лучше, если вы отвлечете внимание партнеракаким-то незначительным вопросом: "Заметили ли вы свет в вестибюле, когдасегодня входили в это здание? " -- и тут используйте якорь. Следите за тем, чтобы в момент использования якоря всегда появлялсяодин и тот же ответ. Когда вы убедитесь в том, что оба якоря работают, и вы видите различиев реакции на каждый из них, нажмите одновременно на оба колена партнера,сохраняйте давление в течении 30-60 секунд. Вы увидите удивительное явление,называемое: "интеграцией". Наблюдайте за лицом партнера. Вы увидите, чтоодна половина лица отвечает одной реакцией, а другая -- второй, а затемреакции сливаются. Якоря -- не кнопки. Вы должны продолжать давление до техпор, пока реакция не будет полной. Когда реакция началась, можете непродолжать давление. Цель этого упражнения -- не психотерапия вашего партнера. Цель в том,чтобы вы убедились, с помощью вашего сенсорного опыта в том, что якорьсуществует, и в том, что вы способны закреплять реакции с помощью якоря.Все, что вы делаете -- это учитесь ставить якоря. После обеда мы научим вас,как использовать якоря в терапии. Во время упражнения многие из вас задавали почти одинаковые вопросы.Например, Билл спросил: "Ну, хорошо, с начала я представил свою жену, когдаона отвергает меня, говоря, что она должна заниматься домом, устала и т. п.Тогда я сержусь. Партнер Билла смог различить эти два переживания и вызватьих с помощью якорей. Затем он соединил оба якоря и наступила интеграция.Вопрос же состоит в следующем: "Что же теперь произойдет, когда Билл увидитсвою жену? Ответ на этот вопрос весьма важен, если мы хотим понять, как инад чем работаем. Когда он увидит свою жену, он будет иметь выбор междуприятными сексуальными чувствами из прошлого, чувством гнева и, что оченьважно, любой комбинацией этих реакций. В прошлом это были два антагонистических, диссоциированныхэмоциональных состояния. Присоединяя с помощью якоря каждое из них выприсоединяли также антагонистические физиологические реакции -- дыхательные,мышечные и т. д. Когда же вы стимулируете оба якоря, физиологическиестереотипы буквально перебивают друг друга -- вы могли это видеть на лицепартнера своими глазами. Эти реакции интегрируются и человека может теперьреагировать любой комбинацией этих чувств в зависимости от контекста. Мысделаем следующее утверждение: если у человека есть выбор, то он всегдавыберет лучшую реакцию, доступную в данном контексте. Я думаю, что каждомуиз вас необходимо испытывать полное однозначное сексуальное влечение кдругому человеку, сердиться на него- и реагировать на него всей гаммойпромежуточных между этими состояниями чувств. Используя якорь какинтегральное средство, мы разрушаем диссоциации и убеждаемся в том, чтоможем реагировать любой реакцией из этого континуума. Когда мы сказали, что в предыдущем упражнении вы не занимались терапией-- это была ложь. "Закрепите это переживание здесь, а затем, применив обаякоря одновременно, интегрируйте их". Подумайте об этом. То, что вы сейчас сделали по форме идентично гештальт терапевтическомуприему с двумя креслами. Гештальт -- терапевты используют кресла как якоря икогда вы перемещаетесь из одного кресла в другое -- ваши чувствадействительно меняются. Извне вы можете наблюдать изменение позы, мимики,цвета кожи и т. д. Эти кресла -- суть якоря. Проблема состоит в том, чтоздесь трудно достичь интеграции. Как вы можете совместить кресла? Поэтому выдолжны заставить человека перемещаться из кресла в кресло очень быстро. Асейчас снова разбейтесь на пары, чтобы поупражняться в" изменении личностнойистории", как это мы делали вчера с Линдой. Коротко повторю, что надосделать: Во-первых, какую реакцию партнер хочет изменить? Закрепите ее спомощью якоря, чтобы стабилизировать и всегда иметь к ней доступ. А теперь спросите, как он хотел бы себя вести, в каком бы ресурсе оннуждался, чтобы вести себя более конгруэнтно. Когда вы переживали этупрошлую ситуацию, говорите вы партнеру, у вас не было доступа ко всем своимресурсам. Какой ресурс вы хотели бы взять с собой в прошлое, чтобы изменитьвашу личностную историю? Когда у вас было такое ресурсное переживание?Закрепите реакцию с помощью якоря. Затем соедините якоря. Держите оба якоряпока ваш партнер путешествует в прошлое с новыми ресурсами, можнорассматривать как парацагматический случай для любых психологическихнарушений. Человек с фобией когда-то в своей жизни в условиях стрессаподсознательно принял решение, перед лицом непреодолимых стимулов. Онпреуспел в том, что человеку обычно трудно дается, в научении с однойпопытки. Каждый раз при наличии тех же самых стимулов человек выдает точнотакую же реакцию, как и в первый раз. Это замечательное достижение. Годыидут, человек меняется, но вопреки всем внешним изменениям человек устойчивосохраняет эту рефлекторную дугу. Это делает фобию интересным феноменом, так как это именно еепостоянство. Если человек говорит: "Я не могу чувствовать себя уверенно смоим начальником", то это в сущности, означает: "Когда-то в моей жизни былотакое переживание, или несколько переживаний, что я чувствовал уверенность всебе. В присутствии же моего босса я не имею доступа к этому ресурсу". Когдачеловек фобически реагирует на змей, то это в сущности, то же самое. Я знаю,что у него были в жизни такие переживания и ситуации, когда он проявлялсмелость и уверенность в себе. Но в присутствии змей этот ресурс недоступен. Вплоть до нашего времени, в ходе развития психологии, психиатрии иконсультирования, никто не пытался организовать информацию так, чтобы идтипрямо за симптом. Фрейд установил правило: "Вы должны идти в прошлое" и мырешили, что если мы хотим понять, как что-то развивалось исторически, тодолжны с этим работать. Я думаю что надо сделать это раз или два, не больше.Если вы поняли один раз, как люди создают фобии, понимая, что в каждомслучае работает тот же самый процесс. Способ, с помощью которого люди получают фобии, действительноудивителен. Но если вы поняли структуру фобии, вы можете идти вперед иизменять ее, поскольку все фобии устроены одинаково. У людей есть стратегии,продуцирующие фобические реакции. У кого из присутствующих есть фобия?Женщина: у меня возникает фобическая реакция, когда я еду на машине черезмост. Я боюсь упасть в воду. Если вы наблюдали за ней, то все, что вам нужно знать для этого, чтобыизменить, вы уже знаете. Хотите ли вы избавиться от нее? Ограничивает ли этафобия ваше поведение? Женщина: О, я так хотела бы избавиться от нее! Выуверены? Женщина: Конечно!! Да, я уверена. Я только не уверена в том, хочули я о ней рассказывать, но я уже рассказала! Но вы могли этого не делать!Можно было сохранить это в секрете! Мы не нуждаемся ни в каком содержаниифактически, мы даже предпочитаем не знать содержания. Если тут кто-нибудь сфобией, кто не хочет рассказать содержание? Всякий раз, когда мы приглашаемдобровольцев, пусть они сохраняют содержание для себя. Никто из вас незнает, о чем думала Линда сегодня утром. Если мы что-то демонстрируем, товсегда используем эту форму, чтобы чувствовать себя свободно придемонстрации. Мы делаем так, в частности, потому, что уважаеминтегрированность как человеческих существ, будь то в частной практике илина групповой демонстрации, вы можете сохранять содержание для себя. Мы ненуждаемся в нем. Мы оперируем только с процессом. Содержание не имеетотношения к делу, и кроме того, оно действует угнетающе. Мы не хотим этогослушать. А вы, когда рассказываете людям содержание вашей проблемы,выглядите как дурак. Хорошо, что мы вас прервали, пока вы не успели сказать,что было за содержание, правда? ОК. Как вас зовут? Женщина: Тамми. Тамми. Очень хорошо. (Он нагибается и делает перед лицом Тамминесколько резких движений) Тут годится любой странный невербальный диалог, вособенности для клиентов, которые уже проходили психотерапию. Вы должнысделать что-то, чтобы вывести из равновесия, нарушить привычные стереотипы.Иначе они будут говорить вам то же самое что уже говорили кому-то другому.Они будут выдавать вам сообщение записанное на пленку ранее. Мы однаждыпрослушали магнитофонную запись первой беседы одной пациентки с однимтерапевтом. Когда она пришла к нам, она слово в слово повторила то же самое.Нас тогда восхитило, что она может точно воспроизвести такую длиннуюпоследовательность слов. Так продолжалось до тех пор, пока мы не вмешались впроцесс. Я вскочил и закричал насчет Бога: "Бог сказал, вы будете здоровы! "Легче всего проводить терапию тогда, когда вы войдете в реальность пациента.Эта женщина была крайне религиозной, поэтому самый легкий способ помочь ей-это принять роль посредника между ней и Богом. Так делают все священники, нетак ли? Это она могла принять. Все, что я сделал -- вернул ей информацию,которую она мне подсознательно дала -- об инструкциях, в которых онануждалась. А сейчас Тамми, давайте представим себе о мостах мы ничего не знаем.Обозначьте пожалуйста вашу фобическую реакцию кодовым словом. Тамми: Розовый. Розовый. Она боится розового. Сейчас мы имеем ровно столько жеинформации, когда услышали от нее: "Я боюсь ехать через мост на машине. Вы по-прежнему не представляете, что это за реакция, как она возникла,что за внешние и за внутренние измерения она имеет. Тайная терапия и кодовыеслова живо демонстрируют вам иллюзию понимания другого человека, когда мыиспользуем слова, на соответствующие нашему сенсорному опыту. Перед тем, как мы начнем, разрешите мне, Тамми, задать вам один вопрос.Не можете ли вы вспомнить ситуацию, когда вам удалось выразить себя так,чтобы полностью использовать свои возможности взрослого человека, зрелойженщины? Иногда, в последнее время это могло быть стрессовая ситуация илипросто счастливый случай, вы вели себя так, что были особенно довольнысобой. Возьмите столько времени, сколько вам нужно и найдите такую ситуацию.Когда вы ее найдете, дайте мне знать. Понятно ли вам, что я от вас хочу?(Она кивает). ОК. Надеюсь, вы заметили определенные изменения ее лица. Тот, ктонаблюдал за Тамми, видел, что она создала сконструированный визуальныйобраз. Она осуществляла визуальный поиск и смотрела направо вверх. Она -- нормально церебрально организованный правша. Она не виделаситуацию изнутри, она видела себя в ситуации. Поэтому ее кинестетическаяреакция была не настолько сильной, когда бы она сделала следующее. Тамми, снова посмотрите на себя со стороны и когда ясно увидите, сновавойдите внутрь образа, чтобы действительно попасть в ситуацию, когда выполностью проявили себя как зрелая женщина. Когда вы действительнопочувствуете снова силу и уверенность, которые ассоциируются для вас с этойситуацией, протяните левую руку и коснитесь, моей руки... ОК. Я понятия не имею о том, что она переживает. Но я знаю, однако,опираясь на драматические невербальные изменения, происходящие с Тамми, чтоона выполняла мою инструкцию. И я согласен с ней. Тамми, действительнохорошо выглядит. Это сопутствует моим представлениям о том, что такоеуверенность и т. п. Тамми, знаете ли вы, какое переживание лежало у истоковфобии? Тамми: Нет, не знаю. ОК. Это -- типичное. Человек знает одно -- что в определенных ситуацияху него возникает сильнейшая кинестетическая реакция, при чем непреодолимая.Непреодолимая настолько, что когда вы находитесь в определенных ситуациях, увас буквально нет выбора. Вы считаете, что это ограничивало ваше поведение впрошлом, так? Тамми: О, да -- в сновидениях тоже. Большинство фобиков не знают, в чем состояла изначальная травма, и,действительно, в таком знании нет никакой необходимости. Я собираюсь об этомузнать, как если это было необходимо, но это -- часть мифологии. Тамми замногие годы преуспела в том, чтобы на определенные ситуации давать ту жесамую реакцию. Она адекватно продемонстрировала, что это она умеет делать.Фобию можно рассмотреть как научение с одной попытки. И этот навык работает.Я часто поворачиваюсь лицом к пациенту и говорю: "Я хочу убедить эту частьвашей личности, которая сделала вас фобическим, что я уважаю то, что былосделано. Это нужная реакция. Вы здесь. Вы выжили. Если бы у вас не былотакой части, которая обеспечила вам защиту в определенной ситуации, вы моглибы не сидеть здесь. Я не хочу устранять возможность испытывать фобию, но "модернизировать" все так, чтобы вы могли давать и другие реакции, болееконгруэнтные вашему опыту взрослой зрелой личности. Мы используем ту жесамую способность к однократному научение, чтобы научиться делать что-нибудьеще. Через некоторое время я попрошу вас совершить небольшое путешествие вовремени. Когда вы будете путешествовать в прошлое, сжимайте мою руку каждыйраз, когда почувствуете необходимость ощутить себя как взрослую, зрелуюженщину. Это ваша связь с настоящим временем и всеми теми ресурсами,которыми вы обладаете, как совершенно зрелая личность? Знаете ли вы, какиечувства у вас возникают при фобии? Тамми: Да... (он касается ее руки) Этовсе, что вы должны сделать, чтобы закрепить фобический ответ. Или же вы можете задать другой вопрос: когда в последний раз выиспытывали очень сильные фобические чувства? Тамми: Да... (он снова касаетсяее руки). Я получил тот же самый ответ, что и на первый вопрос -- та же самаямимика, то же самое дыхание. Этот ответ сейчас закреплен на ее руке... Этотякорь поможет нам во время путешествия в прошлое найти исходное переживание.Поступать именно так нет необходимости то лишь один из способов работы сфобиями. Рука, которой вы держитесь за мою руку, представляет собой связь совсеми ресурсами, которые у вас есть как у взрослой женщины. В прошлом у васбыли переживания, с которыми связана ваша фобия -- их мы сейчас попытаемсяоживить, но так, чтобы у вас не возникло дискомфорта. Наоборот, вы будетеиспытывать полный комфорт. И я прошу вас вспомнить о понятии диссоциации, окоторой мы говорили вчера. Во время упражнения, которые мы с вами делали вчера после обеда, мыпросили вас увериться в том, что вы вошли внутрь картины которую себепредставили, чтобы получить более полную кинестетическую реакцию. Здесь жесправедливо обратное. В течении многих лет Тамми подвергалась воздействиюопределенных реальных жизненных ситуаций и реагировала бурными эмоциями,сильной кинестетикой и так много много раз. Заставлять ее путешествовать в прошлое и оживлять этот опыт -- этоусиливать его. Это нелепо. И подсознание большинства людей говорит на это:"Ерунда, я не хочу возвращаться туда! Это мне вредно! " И эти людиназываются "сопротивляющимися клиентами" верно? Уважайте это сопротивление-- человек здесь хочет сказать: "Сделайте что-нибудь, чтобы мне не надо былоснова проходить через боль". То, что вы можете сделать, может выглядеть так: я прошу вас, Тамми,закрыть глаза. Сжимайте мою руку всякий раз, когда будете нуждаться вподдержке, в силе. Вы можете черпать силу прямо отсюда, и этим вы будетедавать мне знать, где вы находитесь. В какой-то момент я дотронусь до вашейруки. Это заставит вас на какой-то момент вспомнить чувство розового. Я нехочу заставлять вас снова испытывать эти чувства. Я хочу, чтобы вы взяли ссобой эти чувства -- ровно столько, сколько вам надо, и пошли в прошлое,пока перед глазами не встанет картина, в которой вы увидите себя в юномвозрасте, в ситуации, которая связана с возникновением фобии. Когда вы увидите эту картину, тесно связанную с возникновением фобии, яспрошу: "Что вы сейчас видите? " Тогда стабилизируете картину. Скорее всего это будет образ самой себя в детском возрасте, в одеждеопределенного цвета, в определенной ситуации. Я не знаю, что это будет исейчас не знаете и вы. Когда я скажу "стоп! " остановите картину,стабилизируйте ее. Еще не надо начинать путешествие в прошлое, мы еще не все сделали. Помните, что вы сами можете варьировать количество этих чувств(касается фобического якоря), которые будут служить вам путеводителем впоисках ясного зрительного образа, связанного с этим и чувствами отражающимиситуацию, когда фобическое научение впервые имело место. Да, вся ваша сила здесь, вы можете брать ее сколько угодно в вашепутешествие... Никакой спешки, никакого напряжения. Будьте в полномкомфорте... А сейчас посмотрите на этот образ. Если вы видите себя вдетстве, просто кивните... Тамми: Я вижу себя маленькой, но не в ситуации, а просто... Хорошо, какого цвета у вас туфли? Тамми: черные. ОК. Сейчас медленно переведите взгляд на землю прямо тут же, передвашими туфлями. Потом медленно переводя взгляд, посмотрите на то, чтонаходится вокруг вас, когда вы стоите в маленьких черных туфельках. Незабывайте дышать, не забывайте использовать эти чувства силы и уверенности всебе. Вы адекватно продемонстрировали что вы знаете об этих старых чувствах.Сейчас же продемонстрируйте что у вас есть эти чувства силы и уверенности,когда смотрите на этот образ. Не забывайте дышать -- кислород важен длявсего этого процесса. Хорошо, если у вас еще есть перед глазами образ,кивните. ОК. Сейчас продолжайте держать образ. Расслабьте правую руку на левую.Левая должна быть напряжена, если вы хотите сохранить чувство силы иуверенности, в которых вы нуждаетесь. Дышите вы сейчас прекрасно.Продолжайте дышать также. А сейчас я прошу вас не торопясь покинуть свое тело и увидеть себя состороны, сидящей тут же и держащей меня за руку, что может показатьсязабавным. Возьмите для этого столько времени, сколько вам надо. Когда выувидите себя сверху и немного сзади (или спереди) то кивните. Превосходно. Сейчас, оставаясь в этой третьей позиции, посмотрите на себя, сидящуюздесь и испытывающую ощущение уверенности, силы и комфорта. В этот раз, ощущая силу, уверенность и комфорт, я прошу вас внимательнонаблюдать и слушать, что произошло с маленькой Тамми тогда, чтобы зановопонять это и приобрести возможность делать новые выборы. Вы должны сделать это, наблюдая из третьей позиции, испытывая чувствосилы и уверенности, связанные с моей рукой. Зная, что пережили это и большене хотите это переживать, разрешите отсюда маленькой Тамми пережить это впоследний раз. Когда вы увидите и услышите все это с адекватностьюпозволяющей понять это по-новому, просто кивните и оставайтесь там. Можетеначинать смотреть фильм. (она кивает). А теперь очень медленно спуститесь со своей позиции, с третьей позиции,и соединитесь со своим телом, сидящим здесь с чувством силы и уверенности... А сейчас я хочу, чтобы вы сделали что-то очень важное для себя. Маленькая Тамми сделала для вас очень много -- она снова пережила длявас ту ситуацию и позволила вам наблюдать, находясь в состоянии комфорта туситуацию, которая раньше вызывала у вас непреодолимую реакцию. В этот раз вывидели и слушали это без чувства розового. Я хочу, чтобы вы сейчас подошли кмаленькой Тамми и используя ресурсы взрослой женщины, успокоили ее изаверили, что больше ей не придется переживать это. Поблагодарите ее еще разза то, что она пережила еще раз для вас старые чувства. Объясните ей, что выможете гарантировать ее безопасность, что она больше не будет переживатьэтого -- вы это знаете, так как вы -- из ее будущего. И когда вы увидите на ее лице, что она вам поверила, заметите это по еепозе, по ее дыханию, поверила, что начиная с этого момента вы начинаете оней заботиться, подойдите вплотную к ней, крепко обнимите ее и почувствуйте,что она прямо входит в ваше тело. Втолкните ее внутрь. Она -- часть вас, иочень энергетическая часть. Сейчас эта энергия освободилась от фобическойреакции. Я бы хотел, чтобы ваше подсознание выбрало бы для вас какой-то видактивности, приятный для вас, как точку приложения этой освободившейсяэнергии. Потому что энергия -- это энергия, и вы достойны ее. А сейчас просто сидите, расслабьтесь и наслаждайтесь этими чувствами.Разрешите им распространиться по всему телу. Дайте себе время на это. Сейчасвнутри вас происходит очень многое. А я обращусь к группе. Поняли ли вы, какие тут были якоря? Во-первых, она держит меня за руку.Это спасательный якорь, ресурсный якорь, который избавляет ее отбеспокойства и говорит: "Вы здесь, вы крепко стоите". Но это также иисключительно тонкий механизм био-обратной связи. Ощущая температуру ивлажность ее руки и интенсивность давления на мою руку, я получаюнеобходимое и невероятно огромное количество информации о ее сложныхвнутренних переживаниях. Якорь на ее руке стабилизирует фобические чувства,которые служат путеводителем в поисках визуального образа, который послужилбы метафорой для всего комплекса переживаний называемых "фобическаяреакция". Когда она пользуясь этим путеводителем увидела себя в детскомобразе и узнала то, чего раньше не осознавала, я диссоциировал ее вторично-- попросил ее выйти из своего тела. Вы все видели изменения позы, цветатела и дыхания, которые указывали на то, с какой позиции она сейчасдействует. Когда эта двухступенчатая диссоциация была завершена, я заставил еевоспринимать старый опыт в состоянии комфорта. Сегодня она видела и слышалато, что раньше было ей недоступно. Тамми: Да, это так. Раньше фобический ответ был настолько непреодолим, что она не моглавидеть и слышать то, что происходит. Сознание ограничено. По мере того, какона слышала и смотрела себя в раннем возрасте, конкурирующие чувствакомфорта и уверенности в себе ассоциировались с аудиальными стимулами изпрошлого и визуального стимулами из прошлого. Когда она прошла через все это, я произвел интеграцию. Каждаяпсихотерапевтическая модель, каждая психотеология построена на диссоциации,необходимой для того, чтобы помочь человеку реорганизоваться. Вы всегда сортируете человеческое поведение, отделяете одну его частьот другой, называете ли вы это" родитель-взрослый-ребенок", "топ-дог --андер-дог", используете кресло или слова. Как профессиональный коммуникатор,вы обязаны снова собрать клиента из диссоциированных частей, прежде чемсеанс будет закончен. Один из простых способов убедиться в том, реинтеграциязавершена это обратить вспять процесс диссоциации. В данном случае диссоциация состоит в следующем: 1) увидеть в детскомвозрасте себя, 2) выйти из своего тела и увидеть себя сверху. Для интеграции надо: 1) спуститься вниз и соединиться с телом -- и вывидели огромные изменения, указывающие на то, что она в этом преуспела, 2)подойти к себе маленькой и успокоить ее. Поблагодарить за то, что она сновапрошла через те чувства, чтобы взрослая Тамми научилась чему-то новому,втолкнуть ее в себя, реинтегрировать и почувствовать прилив энергии. Это -- структурированная регрессия. В первичной терапии провозглашаетсятребование полной регрессии в детство. Если бы это было так, то эта терапиябыла бы результативной только в той мере, в которой она не работала. Если быполная регрессия достигалась, то это было бы точно то же самое, что делаласо своей фобией Тамми до сегодняшнего дня. Полная регрессия -- это оживлениестарого опыта во всех системах, что просто усиливает переживания.Структурированная, частичная регрессия дает вам свободу путешествовать впрошлое и соединять новые ресурсы со стимулами, которые в прошлом вызывалидискомфортный кинестетический ответ. Пройдя через этот новый опыт, она непотеряла возможность реагировать по-старому, так как снова Тамми: Я едучерез мост. (Подняв брови, немного озадаченно). "Я еду через мост". Может ли быть более элегантный ответ? Если бы онасказала мне: "Я так счастлива, что еду через мост", то я бы спросил: "Что?Но ведь это только обыкновенный мост". Тамми: Но до этого момента, перед тем, как проехать через мост я всегданачинала программировать себя -- что я буду делать, когда машина упадет вводу. А что она сказала в этот раз? "Я просто еду через мост". Когда выустановите связь между ощущением силы и уверенности и этими визуальнымистимулами, проезд через мост становится просто обыкновенным человеческимдействием, а переживание -- теми же самыми, что и у всех людей, когда ониедут по мосту. Это и проверка результатов нашей работы -- насколькоизменилась реакция, насколько результаты присоединены к будущему. Мы знаем,как она выглядела, переживая фобическую реакцию. Если при проверке возникаетфобический ответ, то это значит, что интеграция почему-то не совершилась. Мыдолжны понять, что произошло и переделать нашу работу. Ее реакция былатакой: "Ах, проезд через мост! " Ранее с Линдой мы говорили о присоединенииновой реакции к признакам актуальной ситуации. В данной случае проверкарезультатов и присоединение к будущему совпадают. Женщина: Можно ли проделать эту процедуру с самим собой? Да, с двумяусловиями. Завтра мы рассмотрим один прием, называемый "переформирование", спомощью которого можно устанавливать внутреннюю коммуникационную систему,достаточно тонкую и изощренную. Если у вас есть такая система, вы можетепроверить себя внутренне, чтобы убедиться в том, что все части вашего Яконгруэнтны. Если получите "добро", то можете проделать эту процедуру ссамим собой. Если будут какие-то колебания, переформирование поможет вамдостичь конгруэнтности, внутреннего согласия. Другое условие состоит, в том, что вы должны иметь очень хороший якорьдля интенсивного положительного опыта, чтобы с его помощью вы могли вытащитьсебя, если начнете погружаться в старые, неприятные чувства. Такоепогружение вам вовсе не поможет. У меня есть такой якорь для себя.Убедитесь, что он есть и у вас. Если ваша фобическая реакция оченьинтенсивная, попросите кого-нибудь, чтобы он вам помог. Это не трудно и не займет много времени. Помощник должен оперироватьякорем позитивного опыта, когда заметит, что вы погружаетесь в неприятныечувства. Вы можете войти в легкое фобическое состояние и сказать ему:"Посмотри, на кого я сейчас похож и на что похоже мое дыхание. Если тыувидишь это снова -- сожми мою руку. Это будет адекватно. Остальное выможете сделать сами. Женщина: Работаете ли вы таким образом и с детьми? У детей не так ужчасто бывают фобии. Если же фобия все-таки есть, то это будет работать. Умоего друга был девятилетний сын, который неграмотно писал. Я попросил егопосмотреть на список из десяти слов, а затем, назвать эти слова, неважно,как они правильно пишутся. Ему было трудно сделать это- у него была плохоразвита способность. "Как он открывал рот и показывал зубы -- вот так? ""Ну, это конечно, помню и тут же визуализировал это. Тогда я попросил еговпечатать эти десять слов в рот Вуки. В личностной истории человека всегдасуществует какое-то переживание, обладающее необходимыми для вас признаками. Если вы скомбинируете этот опыт с задачей, которую вам надо решить,(особенно с детьми, делая из этого игру), то у вас не будет никаких проблем."Как ты думаешь, что увидел бы Вуки, если бы посмотрел, как ты ссоришься спапой? " Это еще один способ получения диссоциаций. Дети действительно, делают все очень быстро. Вы, взрослые просто неуспеваете за ними. Ваше состояние в значительной степени менее текучи.Первое, что мы предлагаем людям, работающими с детьми -- это закреплениетого, над чем вы работаете с помощью якоря, чтобы настолько замедлитьтечение их сознания, чтобы вы за ними успевали. Поскольку у детей всепроисходит действительно очень быстро. Женщина: Зачем нужна двойная диссоциация? В ней нет жестокой необходимости. Это просто гарантия того, что она невпадает в старое состояние, то было бы очень трудно вытащить ее оттуда.Диссоциируя ее двухступенчато, мы рискуем только одной ступенью из двух, чтоделает попадание в старое состояние менее болезненным и легче устранимым.Впадет она в старое состояние или нет, вы можете сказать по ее позе, цветукожи, дыханию и так далее. Видя, что она с первой ступени спускается навторую, я могу пожать ей руку и сказать: "Разрешите ей переживать старые,старые чувства, разрешите ей отсюда... Вы наблюдаете за ней отсюда. "Такимобразом вы обеспечите то, что она больше не будет заново переживатьнеприятные чувства. Женщина: Вы попросили Тамми взять чувства и найти соответствующуюкартину в ее детстве. А если бы она не смогла найти такую картину? Этоутверждение о терапевте, а не о клиенте. Это должно быть воспринято каккомментарий по поводу работы терапевта и указание на то, что он долженизменить свое поведение и сделать что-то по другому. Разрешите мне ответить на ваш вопрос иначе. Я не убежден в том, чтоТамми действительно испытала переживание, через которое, как она считает,сегодня прошла. Это переживание могло быть, а могло и не быть, как это былона самом деле, я не знаю. Но это не важно. Однажды с нами на приеме сиделочень известный психотерапевт. Пришла женщина в остром состоянии, ссуицидными намерениями. Он попросил нас взять ее на Мы подумали, что это будет прекрасный случай продемонстрировать приемыгипноза, которым научил нас Эриксон, так как этот психотерапевт в тот периодсвоего развития считал, что "гипноз" -- бранное слово. Мы сказали ему: "Снекоторых точек зрения эриксоновский гипноз гораздо менее манипулятивен, чемкакая-либо инсайт-терапия, ориентированная на сознание. Давайте жепродемонстрируем вам это на той женщине. Потом мы начали работать с этой пациенткой. Психотерапевт сидел инаблюдал за нами. Минут через десять он сделал для себя какое-то открытие.Это было очевидно. Я спросил его: "Вы хотите нам что-то посоветовать? "Раньше я никогда не видел этого психотерапевта за работой. Он принялинициативу на себя и начал говорить: "Кровь... лестница... детство...младший брат... крик матери... вопли. " Он развивал эту ужасную фантазию, всущности, навязывая ее этой женщине. Сначала она отвечала: "Нет. .. неприпоминаю ничего подобного... " Наконец она почти закричала: "О-о-о! Вотоно! Я должна это сделать! " Это было очень похоже на семейнуюреконструкцию, если вы когда ни будь видели, как это делает Вирджиния Сатир.Эта женщина установила вдруг все внутренние связи, и женщина драматическиизменилась. Она была нашей постоянной клиенткой, и мы знаем, что изменениеоказалось стойким. Когда она к нам пришла через две недели, мы не могли удержаться отсоблазна. Мы ввели ее в сомнамбулический транс и обеспечили с помощью якоряанестезию, чтобы можно было посмотреть все, что мы сделаем во время сеанса,как тогда пациентка чувствовала себя хорошо и в ее состояние мы вмешиватьсяне хотели. Мы хотели только проверить, что же произошло. Мы обратились к ееподсознанию, и спросили, действительно ли когда --либо в ее жизни былопереживание, о котором говорил тот психотерапевт или что-нибудь подобное.Ответ был однозначным: "Нет, то же самое произошло, и здесь у нас. Если переживание, которое Таммигенерировала сегодня, содержит все те же элементы, что и оригинальноепереживание, оно будет служить метафорой, которая будет работать так жеэффективно, как и действительная, фактическая, историческая репрезентация.Опираясь на свой сенсорный опыт, я могу гарантировать, что эта метафора былаэффективной. Женщина: Чего-то я все-таки не понимаю, так это что вы все-такиделаете, если клиент попадает в тупик, ожидая, что появится картина издетства, а она все-таки не появляется. ОК. Здесь такая же точка выбора вашего действия, как и тогда, когдаклиент говорит: "Я не знаю". Попросите его угадать, солгать, сфантазировать-- неважно, что сделать. В действительности возрастная регрессия производится очень легко. Мыговорим: "Идите назад во времени". Вряд ли Тамми сознательно понимала, какэто надо сделать, но отреагировала на это очень легко. Мужчина: Что такое специфическое вы заметили на ее лице? Тот же самыйответ, что и на вопрос о фобии. Я наблюдал за возрастной регрессией до техпор, пока не увидел очень интенсивный вариант этого ответа. На щеке Таммипоявилась желтая полоска. Вокруг глаз и по краям лица появилась белизна.Челюсть как-то захрустела. Увеличилась влажность кожи, особенно на переносице. Когда все этоинтенсифицировалось, я сказал: "А сейчас посмотрите на образ. Вот он здесь". Если вы предлагаете человеку путешествие во времени, а он застывает, тоэто определенный признак. Тут вы можете попробовать какой-то другой прием,сказав, например: "Ну, тогда двигайтесь во времени вперед", "Идите черезвремя", "Прыгайте во времени". Все равно, что скажете. Это не важно. Слова,которые вы используете, совершенно не важны, если вы получаете реакцию,которая вам нужна. Это можно рассмотреть еще и следующим образом. Каждый человек с фобиейзнает чувства, связанные с ней. У них есть фрагмент опыта, а целое можнодостроить путем наложения. Как вы ищите ключи от машины если собираетесьопуститься в гараж и не знаете, где они. Женщина: Я начинаю ощупывать карманы. Мужчина: Я хожу по квартире и смотрю вокруг. Мужчина: Я смотрю внутрь себя и стараюсь визуализировать, где они могутбыть. Женщина: Я трясу сумочку, чтобы услышать звон. ОК. Если все это не приводит к результату, вы идете к входной двери иснова возвращаетесь. Ваши ответы охватывают все три репрезентативныесистемы. Если вы имеете какой-то фрагмент опыта, вы можете достроить целоепутем наложения. У нее есть чувства, они ей доступны. Чувства, закрепленные с помощью якоря, стабилизируют ее сознание. Всепереживания, которые будут ей доступны при путешествии в прошлое объединеныэтими чувствами. На какой бы картине из прошлого она бы ни остановилась, онабудет относиться к классу фобически переживаний. Тот же самый принцип я использовал, чтобы помочь Тамми создатьсфокусированное изображение самой себя в детском возрасте. Сначала онавидела только себя вне ситуации. Я спросил, ее, какого цвета ее туфли. Япредположил, что если она может видеть туфли, то различает и цвета. Онаприняла это предложение и ответила: "Черные". Если она могла видеть туфли,то "логически", она могла видеть и поверхность, на которой стояла. Япопросил ее сделать это. Потом она увидела стены, деревья и вообще весьостаток картины. Это очень легкая техника наложения позволила мнепосоветовать Тамми открыть картину, конструируя ее порциями. Чем отличается то, что вы показали от техники систематическойдесенсибилизации? Шестью месяцами. Это основное отличие. Мы делаем, как я думаю прямоеобуславливание. Мы просто соединяем новый комплекс чувств, а именно, силу икомпетентность, с аудиальными и визуальными стимулами. Есть еще одно важное отличие. Мы берем старый комплекс чувств исоединяем его с другими стимулами, вместо того, чтобы пытаться его простостереть. При десенсибилизации же обычно стараются элиминировать определенныечувства, нежели заместить их другими, позитивными реакциями. Это также, кактогда, на вопрос "Как себя чувствуешь? " отвечают " Неплохо". Мы считаем, что каждый фрагмент поведения имеет свою позитивнуюфункцию. Это -- лучший выбор, которые человек может сделать в определеннойситуации. Для Тамми было гораздо лучше иметь фобическую программу в ситуациипереезда через мост, чем не иметь никакой. Если вы делаете систематическуюдесенсибилизацию и не замещаете "отрицательную" поведенческую реакцию чем-топозитивным, это займет у вас много времени, так как человек будетсопротивляться. Это программа -- их единственная защита. Вот почему этозанимает шесть месяцев -- человек старается на место старой реакциислучайным образом поставить какую-либо другую. Мужчина: Но ведь старая реакция заменяется реакцией релаксации. Иногда -- да, но релаксация может и не быть тем ресурсом, в которомчеловек нуждается, находясь в фобической ситуации. Это происходит от того,что там много избыточных элементов, а некоторых существенных не хватает.Некоторые из практикующих десенсибилизацию, добавляют недостающие ресурсыподсознательно. Но когда они обучают кого-либо этому методу, они этоопускают, потому что не осознают. Наша задача, как моделирующих процессзаключается в том, чтобы выделить именно то, что работает. Кроме того, я не знаю, какой именно вид десенсибилизации вы имеете ввиду. Некоторые используют приборы. Но сам я являюсь гораздо более сложным исовершенным механизмом биообратной связи, нежели любой прибор или системаприборов. Я использую мой сложнейший сенсорный аппарат и внутренние реакциикак средство дополнения или сокращения того множества реакций клиента,которые я получаю. Именно это делает возможным обучение с одной попытки. Мужчина: А что если клиент не способен использовать визуальноевоображение? Совершенно необязательно использовать визуализацию, чтобысправиться с фобией. Тот же самый формальный стереотип годится длявизуального или кинестетического опыта. Эта техника не обязательно требуетвизуализации. Мы хотели использовать для демонстрации все системы. Мы недолжны обязательно делать во всех системах. Мы можем также научить человекавизуализировать, используя технику наложения. Женщина: Можно ли провести эту технику, не используя прикосновения?Конечно, вы можете использовать тональный или визуальный якорь. Но я рекомендую вам использовать прикосновение. Якорям вкинестетической системе очень трудно сопротивляться. Если к человекуприкасаешься -- он чувствует это. Если вы делаете кому-то визуальный знак,то он может при этом смотреть в сторону или закрыть глаза. Мужчина: Значит ресурсным якорем может быть определенный тон голоса?Да. Тональные якоря в нашей культуре очень хорошо работают, так какбольшинство американцев не слушают сознательно. Число людей в этой стране,которые могут слышать, ничтожное, и приближается к числу выдающихсямузыкантов. В Англии важно учитывать классовые различия. Чтобы делать это, надослышать разные акценты и тональности. Таким образом англичане гораздо лучшеразличают тональные оттенки и тональности. Билингвы или полиглоты, владеющиетональными языками, также чувствительны к оттенкам тональных стимулов.Большинство людей в США в действительности не слышат последовательности слови интонаций ни своей ни чужой речи. Они осознают лишь картины, чувства и внутренние диалоги, которыепоявляются у них в ответ на то, что они слышат. Очень мало людей могутповторить те же слова с той же интонацией, что они слышали. Мы же слышимлюдей буквально. Мы ничего не добавляем и ничего не выделяем. Это -- редкость. И очень долго мы этого не осознавали. Мы думали, чтовсе слышат слова. Наша работа реально началась тогда, когда мы началивоспринимать слова как буквально описание опыта, а не как метафору. Мы стали осознавать коммуникации в соответствии с тем, как человекописывает себя. Когда человек говорит: "Когда я сосредотачиваюсь на этихмыслях, то они кажутся мне верными, но я говорю себе, что они неоправдаются, то он буквально описывает свой опыт. А сейчас выберите себепартнера, лучше такого, с которым вы еще мало контактировали. На процессуальном уровне легче работать с незнакомыми, так как меньшевероятность того, что ваше определенное поведение является якорем дляпартнера. Мы думаем, что в работе друг с другом вы можете достигнутьопределенных изменений ваших обычных коммуникационных стереотипов.Постарайтесь сделать что-нибудь новое. Весь смысл нового упражнения в том,чтобы подвергнуться воздействию нового материала и понять, соответствует лион вашему индивидуальному коммуникационному стилю. Пока вы не включите всеваши сенсорные каналы, вы не овладеете этим новым материалом. Полноепонимание -- это представление во всех сенсорных системах, включаябихевиоральную. Сейчас мы бы хотели, чтобы вы проделали весь процесс двухступенчатойвизуально-кинестетической диссоциации -- то, что мы сделали с Тамми.Совершенно не обязательно иметь при этом фобию во всем ее расцвете. Чтобыпознакомиться с этой техникой, вы можете использовать любую неприятнуюситуацию или реакцию. Этот "изменяющий историю" процесс работает на любойпроблеме, которая была когда-либо мне известна. Присоединение с помощью якоря даст вам почти все. Когда вы этопроделает, не забудьте о присоединении к будущему, чтобы увериться в том,что новая реакция будет проявляться в соответствующей ситуации. Можноначинать. ОК. Ну, как дела? Есть какие-либо вопросы? Женщина: Я заметила, чтостановлюсь рассеянной, так как мой партнер употребляет много слов, несоответствующих тому, что я переживаю. Ну, тут вам надо сделать очень тонкий маневр, сказать ему: "Замолчи! "или дать ему пинка. Одна из вещей, которую можно из всего этого понять, это то, чтоговорить, присоединяясь к опыту своего клиента на самом деле очень легко.Этой теме мы посвятили нашу книгу "Паттерны 1". Там приводятся языковыестереотипы, которые звучат весьма специфически но являются простымипроцессуальными инструкциями с нулевым содержанием. Вот, например, упражнение, которое вы все можете сделать. Устройтесьпоудобнее и закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов ирасслабьтесь. Иногда в течении последних пяти лет у каждого из вас были очень сильныепереживания, в результате которых вы узнали что-то очень ценное для себя,как для человеческого существа. Вы можете осознавать или не осознаватьконкретно, что это за эпизод в вашей жизни. Я хочу, чтобы вы разрешили этомупереживанию войти в сознание. Посидите немного, ощущая комфорт и силу, зная,что вы сейчас находитесь здесь. Переживая чувство комфорта и силы, позвольте себе еще раз увидеть иуслышать то, что произошло с вами тогда. Из этого переживания можно извлечьеще многое. Я хочу, чтобы вы разрешили себе удовольствие увидеть и услышатьсебя, снова проходящего через это переживание, чтобы было этим переживаниемзаложено в вашу историю. А когда вы увидите или услышите что-то, как вы считаете, ценное для себя, найдитеопределенную ситуацию, которая предстоит вам в течении ближайших несколькихнедель. Поймите -- снова наблюдая себя с чувствами комфорта и силы -- как выможете применить свое новое понимание к ситуации, которая ждет вас вближайшие недели. Поступая таким образом, вы элегантно используете вашуличностную историю, принеся с собой свою возможность выбирать. Возьмитестолько времени, сколько вам надо, а когда закончите, возвращайтесь обратнои присоединяйтесь к нам.. Некоторые из вас ясно, четко, твердо понимали, что сейчас делали, и вчем преуспели. У других может просто возникнуть чувство благополучия,чувство, что сделано что-то хорошее, без понимания в деталях, как это можнобыло сделать -- использовать особенно мощные переживания из прошлого новымспособом... А сейчас медленно возвращайтесь назад, понимая, что если вы закончилипроцесс в пользу сознательного понимания, то это хорошо. Если вы еще незакончили, то привели в движение процесс, который вполне может завершитьсябез участия вашего сознания, после того, как ваше понимание снова вернется вэту комнату... Ну и что я в действительности сказал? Я не сказал ничего. Нуль. У этойвербализации нет содержания. "Сделать что-то важное для себя... новое понимание... бессознательное понимание этого нового определенногопереживание из вашего прошлого... " Тут нет никакого содержания. Это -- чистые процессуальные инструкции. Н о если у вас есть сенсорныйопыт, то вы увидите, как протекает процесс по мере того, как вы этиинструкции выполняете. Тут очень важен ваш собственный отчет времени. А теперь я приведу совершенно другой пример. Представьте себе веревку-- закройте глаза и визуализируйте -- которая должна быть зеленой. Ускольких же из вас уже появилась веревка другого цвета? Если я даю ваминструкции хоть с каким-то содержанием, как я сделал сейчас, то я с оченьбольшой вероятностью насилую ваш внутренний опыт. Я больше не присоединяюськ вам адекватно. Давать процессуальные инструкции без всякого содержания должен уметькаждый профессиональный коммуникатор. Именно в этом смысле я сказал, чтоэриксоновский гипноз является наименее манипулятивным методом из всех тех,которым я подвергался. В любой коммуникации с содержанием нет способа НЕвводить свои личные убеждения и ценности. Если же вы ограничите себя работой над процессом, свободными отсодержания вербализациями, то вы гарантируете вашим клиентам уважение к ихинтегрированности. Если вы проводите "тайную" терапию, то не будете знать,какова же она. Вы не имеете понятия о том, что же делают, да впрочем, это ине нужно. Женщина: Почему вы всегда интегрируете отрицательный якорь? Почему быего просто не игнорировать? Многие идут к гипнотизерам, чтобы броситькурить. Тот погружает их в гипнотическое состояние и говорит: "С этогомомента сигареты будут иметь для вас отвратительный вкус". Потом онпробуждает их и отправляет домой, так? Они больше не курят, так как этоотвратительно на вкус. НО -- они остаются при полном наборе диссоциированныхмоторных стереотипов. То же самое с алкоголиками. Анонимные алкоголикиговорят: "Один раз алкоголик -- навсегда алкоголик". Для меня этоутверждение касается того, что программа Анонимных алкоголиков несрабатывает в присутствии алкоголика, так как остаются не интегрированныемоторные программы, которые впоследствии в присутствии алкоголика могут бытьзапущены. Итак -- одна рюмка -- и все с начала, или одна сигарета -- ичеловек снова становится курильщиком. Если вы не интегрируете диссоциированные моторные стереотипы, то онивсегда могут быть снова задействованы. Если вы диссоциировали иотсортировали некоторые из них, то убедитесь в том, что вы произвели сборкуснова. Не оставляйте вокруг себя валяющиеся диссоциированные моторныестереотипы. За это вы отвечаете, как профессионал. У людей достаточнодиссоциаций. Они не нуждаются в большом количестве. Мужчина: Работали ли вы когда ни будь с множественными личностями?Множественная личность -- это немного сложнее, поскольку это зависит оттого, кто первым испортит эту личность. Вы действительно должны знатьмодель, которую использовал терапевт, разрушивший эту личность. Я никогда не встречал множественную личность, которая не была бысделана терапевтом. Я не говорю, что множественные личности сами по себе несуществует, я просто говорю, что я лично ни одной такой не знаю. Ядогадываюсь, что где-то там они есть, но скажу вам, что их едва ли больше,чем терапевтов, их производящих и посылающих затем ко мне. Мы заинтересовались множественными личностями несколько лет назад инаписали письмо одному человеку, автору обширной работы, посвященной этойтеме. Он пригласил нас к себе, чтобы познакомить с одной из таких личностей,которую звали Элен. У нее было около двенадцати личностей и общее имя длявсех было Элен. Самым удивительным было то, что каждая из ее личностей былаболее интересной, чем она сама. Ее терапевт имел весьма разработанную модель для всех этих личностей.Среди них была организаторская часть, исполняющая секретарскую и подобнуюработу. Я попросил показать мне одну из двенадцати личностей. Терапевт вел себя очень экспансивно, вербально и невербально. Он встали крикнул: "Джойс! Выходи Джойс! " и ударил ее по лбу. Бам! И она прошлачерез все эти изменения. Б-р-р-р! Это было как в кино, просто фантастично.Этот парень практикует экзорсизм и он считается уважаемым психиатром -- иэто считают те люди, которые видят в нас странных! В каком-то смысле этоттерапевт был эффективным из-за своей экспрессивности, но я не думаю, чтобыон понимал все разветвленные последствия того, что он делал. Он постоянноимел среди своих пациентов 12-16 множественных личностей, и не мог понять,почему остальные члены психотерапевтического общества не осознают прямо-такиэпидемии множественности личности. Появилась организационная часть этой личности и я представился. Потом я сказал: "Большинство всех наших личностей забывают или простоне знают, что происходит в жизни других личностей. Вы же, какорганизационная личность, наверное, успеваете быть в курсе всех событий,которые с ними со всеми случаются? ". "О, да, я конечно, нахожусь в курсевсего". "Как же вы управляетесь с таким большим количеством людей? " И онамне ответила: "Раньше было так, как будто много различных частей меня былонасажено на один колышек, вокруг которого они крутились, а когда я встретиладоктора такого-то, то он этот колышек выдернул и все они разлетелись вразные стороны". Вот что, почти дословно сказала мне эта женщина, не имеющаядаже высшего образования. Кстати, она вовсе не думала, что это плохо. Онасчитала, что после того, как колышек выдернут, все эти части сталипроявляться более отчетливо как отдельные личности. А сейчас она собраласьснова собрать и слить их воедино. Трагизм ситуации заключается в том, чтокогда попытка интеграции этому терапевту удалась, то пациент -- позабыла всесвою предыдущую жизнь. Эти все ее части продолжали существовать. Одна из нихбыла замечательно сексуальная, другая умела остроумно шутить, третья былазагадочна неприступна, но когда он ее "вылечивал", то та забывала всю своюпредыдущую жизнь, и не один из этих ресурсов не был ей доступен. Она была совершенно пуста. Сейчас, я думаю, что начисто стеретькакие-то части личности невозможно. Когда я называю имя какой части, что яполучаю явный невербальный подсознательный ответ. Все эти личностиоставались в ней, но были полностью ей не доступны. Чтобы сделатьдействительно хорошую работу с множественной личностью, вы должны, как ясчитаю, знать модель терапевта, согласно которой он эту личность сотворил. Унекоторых терапевтов модель такова: есть все эти части и подсознание,которое управляет ходом событий. Это очень распространенная модель. Путь,которым вы пойдете желая интегрировать такую личность, весьма отличен отпути, который бы понадобился в случае другой модели. Модель же этого психотерапевта заключалась в том, что у трех личностейбыло свое подсознание эти три части делились на две и у них тоже было своеподсознание и у этих двух подсознаний тоже было свое подсознание и т. д. Тамбыло действительно очень много уровней. Когда вы интегрируете, то должныделать на том же самом логическом уровне. Я догадываюсь, что он так не делали поэтому получил явно выраженную амнезию памяти. При работе с множественнойличностью вы можете также использовать прием, который мы называем"визуальное смешивание". Это визуальный метод интеграции использованиевизуальных якорей. Вы вытягиваете руки перед собой и визуализируете однучасть себя левой руке, другую на правой, смотрите на них, слушайте их. Затемвы медленно сближаете образы и видите, как они сливаются в один, а затемсмотрите, как выглядит новый образ. Если он вам нравится, то вы то же самоеделаете на кинестетическом уровне, сближая и соединяя руки. Затем вывталкиваете проинтегрированный образ в свое тело(сливаете его со своимтелом). На это мы натолкнулись случайно. Сначала это казалось странным, пока мынемного больше не узнали о неврологии. "Неврология" -- хорошая метафора длятого, что тут происходит. А если вы не согласны, что неврология -- этаметафора, то я хочу сказать вам, что вы наивны. Но как бы там не было, ихметафоры и наши метафоры весьма схожи. Если вы попробуете применить этотприем, то увидите, что это будет весьма драматично. Это очень мощный прием. Однажды я вылечил множественную личность только с помощью этого приема.Я прошел по всем уровням один за другим и смешал все личности вместе. Однажды мне позвонил один терапевт со среднего запада. Он сказал, чтопрочел мою книгу, в которой не было ничего про множественную личность, да они не верил в нее, но вот сейчас такая личность сидит у него в кабинете и чтоже он должен делать сейчас? В течении 40 минут я давал ему инструкцию потелефону и вылечил эту пациентку. "ОК, сейчас попросите ее руки перед собой. Попросите ее визуализироватьМэри в одной руке, а Джени -- в другой. Теперь возьмите их слейте в одинобраз. А теперь скажите ей, чтобы она втолкнула новый образ в свое тело иинтегрировала его. теперь попросите ее взять этот уже интегрированный образи слить его со следующим". Так вы можете вылечить множественную личность заодин раз. Многие не задают множественным личностям вопросов. Я всегдарасспрашиваю их, чтобы узнать, как они функционируют. Конкретный опытмножественности в каждом случае может очень сильно отличаться. Одна женщина, с которой я работал, описывала каждую часть своейличности, как фазы одного и того же процесса. Она была очень и оченьвизуальной, у нее были ясные зрительные образы каждой из частей своейличности. Где-то там, в глубине ее психики были кулисы и за кулисами сиделивсе эти женщины, полируя ногти и болтая друг с другом. На сцену они выходилитолько по одной. Когда одна их них выходила, то отождествлялась с телом этойпациентки. Некоторые из этих женщин знали, что делают другие, т. к.подсматривали сквозь дырочки в занавесе. Я загипнотизировал ее, зашел закулисы и проделал технику визуального смешения. Метод визуального смешивания очень эффективен, если вы хотитеинтегрировать последовательную во времени неконгруэнтность, делая этипоследовательные состояния симультанными в диссоциированном состоянии. Если вы сталкиваетесь с последовательной неконгруэнтностью, то достичьсимультанности можно только в визуальной системе. Очень трудно, например, ваудиальной системе иметь два голоса одновременно, не противопоставляя их, илюдям трудно слить их кинестетически. Но временную неконгруэнтность можнопревратить в симультанность посредством. Я не понимаю, какое значение имеет движение рук при визуальномсмешивании, но если вы будете это делать без рук, то прием не сработает. И ясовсем не знаю, почему. Я пробовал делать без рук, и обнаружил, что есличеловек не держит руки перед собой вот так, и не сводит их сталкивая образы,то у него ничего не выходит. Для того, чтобы вылечиться от множественнойличности -- обязательно. Логически это не имеет для меня никакого смысла, ноэто факт. Если бы я должен был сделать обобщение, я сделал бы скореепротивоположное. Но я нашел это посредством опыта. Мы в большей степени склонны идти против своей интуиции, нежелибольшинство людей. Когда человека озаряет сильная интуитивная догадка, то онобычно следует ней. Когда такая догадка появляется у нас, мы склоннынасиловать ее, чтобы посмотреть, что произойдет, особенно тогда, когда мыимеем дело с пациентом, с которым у нас контакт длительный и мы знаем, чтоон будет продолжаться, чтобы мы могли справиться с последствиями. Такоеэкспериментирование привело нас к открытию многих полезных стереотипов. Одна женщина, имевшая в течении многих лет гомосексуальные наклонности,влюбилась в мужчину. Она стояла перед очень жесткой дилеммой. Одна и очень сильная часть хотела стать теперь гетеросексуальной. Другая же часть боялась, что если произойдет, то она умрет. Мыприменили прием визуального смешивания. Она держала руки перед собой, никакне могла свести их вместе и при этом кричала: "Я не могу! Я не могу сделатьэтого! Я не могу сделать ничего подобного! " Она сидела между мной иРичардом. Мы посмотрели друг на друга и вдруг каждый из нас взял ту рукупациентки, которая была ближе к нему и мы быстро свели их вместе. Изменения,которые произошли с этой женщиной, были фантастическими! Вы, конечно, можетепроизводить изменения, не действуя при этом элегантно и безупречно. Я думаю,что большинство из нас именно так и поступает. Но последствия, которые можетиметь это вмешательство, непредсказуемы, а предсказуемость -- это нечто, чтомы всегда стараемся развивать. Мы просто вколотили в нее изменения и онаизменилась. Она получила то, что хотела, и это было устойчивым. Я знаю этонаверняка, так как потом долгое время наблюдал эту женщину и встречаюсь сней до сих пор. Но я не знаю, каковы были побочные эффекты нашеговмешательства. Она не весьма состоятельна во многих областях своей жизни, ия не знаю, насколько это связано с тем, что мы тогда с ней сделали. Определенно, ей стало лучше. Но мы действительно хотим знать до конца,что же тогда произошло. Когда вы начнете вводить в свою работу, более изощренные элементы итщательно с ними обращаться, то будете работать чище и элегантнее, и приэтом более точно знать, что произойдет в результате данного вашеговмешательства. Ваши вмешательства станут более проникающими ивсеохватывающими, что, я думаю, очень важно. Если вы совершите маленькое,крошечное вмешательство и получите тот результат, который и намеривалисьполучить, то он генерализуется и произведет все изменения, в которых быланеобходимость, но о которой не было и речи. Чем незначительней будетвмешательство, но чем точнее для него будет выбрано место, тем сильнее будетгенерализация на другие содержания и контексты, причем это произойдетестественным путем. Именно поэтому мы так подчеркиваем необходимостьэлегантности в работе, и точности -- если вы занимаетесь психотерапией,будьте точны. Если же вы обучаете людей определенным навыкам, то это совсем другаяигра. Люди бизнеса обычно заинтересованы только в использовании стратегий.Если вы тренируете продавцов, то вам достаточно знать, какие стратегии, свашей точки зрения, они должны иметь и как вы можете их вмонтировать. Еслитренер -- нейро-лингвистический программист, то он говорит: "ОК. Мы хотимсделать из этого человека продавца, он тоже хочет этого. Чтобы этогодостигнуть, он должен иметь вот эти три стратегии". Затем он может вмонтировать эти стратегии и закрепить их так, чтобыничто не мешало их использованию. Эти стратегии не должны распространяться вдругие области жизни человека. В этом нет необходимости с точки зрениябизнеса. Это может быть желательным, но не является необходимым. Если что-то в личной жизни тренирующихся мешает использованию этихстратегий, вы можете поставить барьер между этими сферами, чтобы сохранитьэти стратегии в их отдельности. Как человек бизнеса вы должны добитьсямножества различных результатов, но это множество отчетливо ограничено. Если вы -- юрист, то ваше дело --использовать стратегии. Вы не должнылишь использовать готовую стратегию, чтобы добиться нужных результатов:заставлять свидетеля выглядеть дураком, возбудить в клиенте доверие к вам ит. п. Однажды я работал с юристом, вполне достойным доверия -- но никто недоверял ему. Его невербальные реакции были ужасны. Они практически в каждомчеловеке возбуждали подозрительность. Его проблема состояла в том, чтобызаставить клиента доверять ему, чтобы он, в свою очередь, мог представлятьего интересы. В половине случаев суд назначал его определенному клиенту, чтоеще больше ухудшало дело. В чем он действительно нуждался -- так это вполной перестройке своих невербальных диалогов. Но я просто научил егопростому ритуалу. Он садится рядом со своим клиентом и говорит: "Если я вашюрист, то важно, чтобы вы мне доверяли. Здесь очень важный вопрос состоит вследующем: как вы решаете, что этому человеку вы доверяете? " Дальше онспрашивает: "Доверяли ли вы кому-нибудь полностью в свой жизни? " -- иустанавливает якорь, когда клиенту становится доступным чувство доверия.Потом он спрашивает: "Как вы приняли это решение? " Затем все, что он долженсделать это внимательно выслушать описание стратегий принятия этого решения:"Ну, я сначала это вижу, потом слышу, как это он говорит, потом я чувствую".Затем юрист должен формировать информацию, подаваемую клиенту следующимобразом: "Хорошо, теперь я хочу, чтобы вы увидели та-таттат-та, а затем яскажу вам ля-ля-ля, но я не знаю, почувствуете ли вы ба-ба-ба -- и включаетякорь, закрепленный на чувстве доверия. Я обучил его этому ритуалу, чегооказалось достаточно. Но между этим результатом, и тем, к которому вы стремитесь, кактерапевт, существует большая разница. Терапия -- гораздо более техническоедело в смысле изменений. Как терапевт вы вовсе не нуждаетесь в такойгибкости в плане применения стратегий, как например, юрист. Юрист должен быть мастером высокого класса в искусстве применениястратегий. Вы же должны делать еще очень много других вещей в планевызывания реакций. Вы должны суметь сделать так, чтобы двенадцать человекреагировали сходным образом. Подумайте об этом. Представьте, что у вас естьдвенадцать клиентов и вы должны сделать так, чтобы они пришли к согласиютогда, когда вас не будет в этой комнате, где они сидят. Вот какоемастерство вам потребуется. Одна из вещей, которую вы можете здесь делать -- это выделить одного,двух или нескольких инвалидов, которые могут благодаря собственнымстратегиям убедить остальных следовать за ними. Конечно же вся семейнаятерапия исходит из этого. Все взаимодействия происходят в системе. Я неинтересуюсь тем, что она работает четко определенным образом. Я стараюсьопределить, кто из членов семьи наиболее часто вызывает реакции у другихчленов семьи. Потому что если я добьюсь того, что кто-то из членов семьибудет выполнять мою работу, то все пойдет очень легко. Очень часто такимчленом семьи бывает тот, кто говорит не очень много. Вот сын что-то говорит.Это его внешнее поведение. В ответ на это вы видите интенсивный внутреннийответ его матери. Несмотря на то, что ее внешне поведенческие реакцииминимальны, подобны намекам, на них реагирует каждый член семьи. На внешнююповеденческую реакцию отца, отвечает только ребенок, и больше ничего непроисходит. Когда кто-то воспитывает дочь, то реакция может обнаружиться какздесь так и там. Я хочу знать также, кто в данной семье может всегда заставитьреагировать данного ее члена. Скажем, мать всегда реагирует на сына, когдатот дает внешнюю поведенческую реакцию. Если я могу предсказать, чтопроизойдет, то могу и произвести небольшое изменение в реакции сына, тогдамать отреагирует на это, чем заставит каждого члена семьи реагировать наменя. Обычно я трачу около 50% что-нибудь безобидное и пытаюсь предсказать,что произойдет в результате этого. Я заставляю систему прокручиватьсянесколько раз, чтобы убедиться в том, что если я произведу изменения вребенке, это изменит поведение матери таким образом, что это заставитизмениться всех членов семьи. В результате этого создается новая стабильнаясистема. В ином случае вы получите несбалансированную систему или же онипроявят изменения только в кабинете, а дома все пойдет по старому. Я же хочусделать такое, что было бы действительно перенесено в реальную жизнь и былобы очень и очень устойчиво. Если я могу создать новую стабильную систему с помощью только одногоизменения, то такое изменение будет проникающим и охватывающим всю семью каксистему. Я считаю, что основной ошибкой семейных терапевтов является то, чтоони стараются сделать слишком много за один сеанс. Если вы работаете синдивидом, то можете сделать с ним тысячу вещей, но они будут держаться домомента его возвращения домой. Один из первых вопросов, которые я задаюклиенту, это вопрос о том, с кем он живет, поскольку я должен знать, какмного якорей он оставил дома. Если он живет еще с одним человеком, то это не так плохо. Вы должныбыть внимательны на предмет вторичной выгоды: поведение, которое клиентхочет изменить, дома может вознаграждаться. Мужчина: Насколько сильная зависимость возникает при использованииваших методов? Одна из тех вещей, к которым мы в нашей работе стремимся --это уверенность, что мы полностью используем перенос и контрперенос длятого, чтобы достигнуть раппорта, затем уверенность в том, что мы неиспользуем его после этого. После достижения раппорта мы не нуждаемся впереносе. Но вы не должны сидеть передо мной и рассказывать мне своипроблемы, так что я не стану вашим лучшим другом. Реальный риск в терапии,затрагивающий содержание и заключается в том, что они начинают платитьденьги вам за то, что вы сидите рядом с ними и выслушиваете длинные рассказыо всяких неприятностях в их жизни- ведь никто больше не хочет этого для нихделать. Мы не создаем большую зависимость, в частности, потому, что обучаемнаших клиентов технике, которую они могут использовать в работе с собой. Этотехника -- переформирование. Его мы рассмотрим завтра. Если вы сейчас спросите тех людей, с которыми мы здесь производилиизменения с целью демонстрации, то обнаружите, что они нам приписываютминимальную ответственность за происшедшее -- гораздо меньшую, чем при любомвиде содержательно ориентировочной терапии. Это -- одно из преимуществтайной терапии. Отношений зависимости она не создает. Вместе с тем, наши клиенты доверяют нам, они чувствуют, что мы знаем,что делаем. Или же они могут уходить с чувством ярости на нас, но си