рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Массив environ

Массив environ - раздел Программирование, Программирование для операционной системы Linux Теперь, Когда Мы Разобрались, Что Такое Окружение, Самое Время Написать Прогр...

Теперь, когда мы разобрались, что такое окружение, самое время написать программу для взаимодействия с окружением. Чтобы показать, как это все работает, сначала изобретем велосипед.

В заголовочном файле unistd.h объявлен внешний двумерный массив environ:

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

extern char ** environ;

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

В этом массиве хранится копия окружения процесса. Массив не константный, но не рекомендуется изменять его - это опасно (для программы) и является плохим стилем программирования. Для изменения environ есть специальные механизмы, которые мы рассмотрим чуть позже.

Напишем одноименную программу (environ), которой в качестве аргумента передается имя переменной. Программа будет проверять, существует ли эта переменная в окружении, и если существует, то каково ее значение. Как мы позже узнаем, это можно было бы сделать значительно проще.

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

/* environ.c */

#include<stdio.h>

#include <stdlib.h>

#include <unistd.h>

#include <string.h>

 

extern char ** environ; /* Environment itself */

 

int main (int argc, char ** argv)

{

int i;

if (argc < 2)

{

fprintf (stderr, "environ: Too few argumentsn");

fprintf (stderr, "Usage: environ <variable>n");

exit (1);

}

 

for (i = 0; environ[i] != NULL; i++)

{

if (!strncmp (environ[i], argv[1], strlen (argv[1])))

{

printf ("'%s' foundn", environ[i]);

exit (0);

}

}

printf ("'%s' not foundn", argv[1]);

exit (0);

}

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

А вот Make file для этой программы:

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

# Makefile for environ

environ: environ.c

gcc -o environ environ.c

clean:

rm -f environ

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Проверяем:

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

$ make

gcc -o environ environ.c

$ ./environ

environ: Too few arguments

Usage: environ <variable>

$ ./environ USER

'USER=df00' found

$ ./environ ABRAKADABRA

'ABRAKADABRA' not found

$

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

В приведенном примере мы осуществили простой синтаксический анализ массива environ, так как переменные и значения представлены в нем в обычном виде (ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ).

Чтение окружения: getenv()

В заголовочном файле stdlib.h объявлена функция getenv, которая доказывает, что в предыдущем примере мы изобрели велосипед. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

char * getenv (const char * name);

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Функция эта работает очень просто: если в качестве аргумента указано имя существующей переменной окружения, то функция возвращает указатель на строку, содержащую значение этой переменной; если переменная отсутствует, возвращается NULL.

Как видим, функция getenv() позволяет не осуществлять синтаксический разбор environ. Напишем новую программу, которая делает то же, что и предыдущая, только более простым способом. Назовем ее getenv по имени функции.

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

/* getenv.c */

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

 

int main (int argc, char ** argv)

{

if (argc < 2)

{

fprintf (stderr, "getenv: Too few argumentsn");

fprintf (stderr, "Usage: getenv <variable>n");

exit (1);

}

char * var = getenv (argv[1]);

if (var == NULL)

{

printf ("'%s' not foundn", argv[1]);

exit (0);

}

printf ("'%s=%s' foundn", argv[1], var);

exit (0);

}

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Запись окружения: setenv()

Пришла пора модифицировать окружение! Еще раз напоминаю: каждый процесс получает не доступ к окружению, а копию окружения родительского процесса (в нашем случае это командная оболочка). Чтобы добавить в окружение новую переменную или изменить существующую, используется функция setenv, объявленная в файле stdlib.h. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

int setenv (const char * name, const char * value, int overwrite);

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Функция setenv() устанавливает значение (второй аргумент, value) для переменной окружения (первый аргумент, name). Третий аргумент - это флаг перезаписи. При ненулевом флаге уже существующая переменная перезаписывается, при нулевом флаге переменная, если уже существует, - не перезаписывается. В случае успешного завершения setenv() возвращает нуль (даже если существующая переменная не перезаписалась при overwrite==0). Если в окружении нет места для новой переменной, то setenv() возвращает -1.

Наша новая программа setenv читает из командной строки два аргумента: имя переменной и значение этой переменной. Если переменная не может быть установлена, выводится ошибка, если ошибки не произошло, выводится результат в формате ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ. Вот эта программа:

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

/* setenv.c */

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

 

#define FL_OVWR 0 /* Overwrite flag. You may change it. */

 

int main (int argc, char ** argv)

{

if (argc < 3)

{

fprintf (stderr, "setenv: Too few argumentsn");

fprintf (stderr,

"Usage: setenv <variable><value>n");

exit (1);

}

if (setenv (argv[1], argv[2], FL_OVWR) != 0)

{

fprintf (stderr, "setenv: Cannot set '%s'n", argv[1]);

exit (1);

}

 

printf ("%s=%sn", argv[1], getenv (argv[1]));

exit (0);

}

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Изменяя константу FL_OVWR можно несколько изменить поведение программы по отношению к существующим переменным окружения. Еще раз напоминаем: у каждого процесса своя копия окружения, которая уничтожается при завершении процесса. Экспериментируйте!

 

Сырая модификация окружения: putenv()

Функция putenv(), объявленная в заголовочном файле stdlib.h вызывается с единственным аргументом - строкой формата ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ или просто ПЕРЕМЕННАЯ. Обычно такие преформатированные строки называют запросами. Если переменная отсутствует, то в окружение добавляется новая запись. Если переменная уже существует, то текущее значение перезаписывается. Если в качестве аргумента фигурирует просто имя переменной, то переменная удаляется из окружения. В случае удачного завершения, putenv() возвращает нуль и -1 - в случае ошибки.

У функции putenv() есть одна особенность: указатель на строку, переданный в качестве аргумента, становится частью окружения. Если в дальнейшем строка будет изменена, будет изменено и окружение. Это очень важный момент, о котором не следует забывать. Ниже приведен адаптированный прототип функции putenv:

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

int putenv (char * str);

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Теперь напишем программу, использующую putenv().

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

/* putenv.c */

#include <stdio.h>

#include <stdlib.h>

#include <string.h>

 

#define QUERY_MAX_SIZE 32

char * query_str;

 

void print_evar (const char * var)

{

char * tmp = getenv (var);

if (tmp == NULL)

{

printf ("%s is not setn", var);

return;

}

printf ("%s=%sn", var, tmp);

}

 

int main (void)

{

int ret;

query_str = (char *) calloc (QUERY_MAX_SIZE, sizeof(char));

if (query_str == NULL) abort ();

 

strncpy (query_str, "FOO=foo_value1", QUERY_MAX_SIZE-1);

ret = putenv (query_str);

if (ret != 0) abort ();

print_evar ("FOO");

 

strncpy (query_str, "FOO=foo_value2", QUERY_MAX_SIZE-1);

print_evar ("FOO");

 

strncpy (query_str, "FOO", QUERY_MAX_SIZE-1);

ret = putenv (query_str);

if (ret != 0) abort ();

print_evar ("FOO");

 

free (query_str);

exit (0);

}

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Программа немного сложнее тех, что приводились ранее, по – этому разберем все по порядку. Сначала создаем для удобства функцию print_evar (PRINTEnvironmentVARiable), которая будет отражать текущее состояние переменной окружения, переданной в качестве аргумента. В функции main() сначала выделяем в куче (heap) память для буфера, в который будут помещаться запросы; заносим адрес буфера в query_str. Теперь формируем строку, и посылаем запрос в функцию putenv(). Здесь нет ничего необычного. Дальше изменение содержимого памяти по адресу, хранящемуся в query_str приводит к изменению окружения; это видно из вывода функции print_evar(). Наконец, вызываем putenv() со строкой, не содержащей символа '=' (равно). Это запрос на удаление переменной из окружения. Функция print_evar() подтверждает это.

Заметим, что putenv() поддерживается не всеми версиями Unix. Если нет крайней необходимости, лучше использовать setenv() для пополнения/модификации окружения.

 

Удаление переменной окружения: unsetenv()

 

Функция unsetenv(), объявленная в stdlib.h, удаляет переменную из окружения. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

int unsetenv (const char * name);

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Прежде всего, обратим внимание на то, что раньше функция unsetenv() ничего не возвращала (void). С выходом версии 2.2.2 библиотеки glibc (январь 2001 года) функция стала возвращать int.

Функция unsetenv() использует в качестве аргумента имя переменной окружения. Возвращаемое значение - нуль при удачном завершении и -1 в случае ошибки. Рассмотрим простую программу, которая удаляет переменную окружения USER (!!!). Каждый процесс работает с собственной копией окружения, никак не связанной с копиями окружения других процессов, за исключением дочерних процессов, которых у нас нет. Ниже приведен исходный код программы, учитывающий исторические изменения прототипа функции unsetenv().

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

/* unsetenv.c */

#include <stdlib.h>

#include <stdio.h>

#include <string.h>

#include <gnu/libc-version.h>

 

#define OLD_LIBC_VERSION 0

#define NEW_LIBC_VERSION 1

#define E_VAR "USER"

 

int libc_cur_version (void)

{

int ret = strcmp (gnu_get_libc_version (), "2.2.2");

if (ret < 0) return OLD_LIBC_VERSION;

return NEW_LIBC_VERSION;

}

 

int main (void)

{

int ret;

char * str;

if (libc_cur_version () == OLD_LIBC_VERSION)

{

unsetenv (E_VAR);

} else

{

ret = unsetenv (E_VAR);

if (ret != 0)

{

fprintf (stderr, "Cannot unset '%s'n", E_VAR);

exit (1);

}

}

 

str = getenv (E_VAR);

if (str == NULL)

{

printf ("'%s' has removed from environmentn", E_VAR);

} else

{

printf ("'%s' hasn't removedn", E_VAR);

}

exit (0);

}

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

В программе показан один из самых «варварских» способов подстроить код под версию библиотеки. Это сделано исключительно для демонстрации двух вариантов unsetenv(). Никогда не делайте так в реальных программах. Намного проще и дешевле (в плане времени), не получая ничего от unsetenv() проверить факт удаления переменной при помощи getenv().

 

Очистка окружения: clearenv()

Функция clearenv(), объявленная в заголовочном файле stdlib.h, используется крайне редко для полной очистки окружения. clearenv() поддерживается не всеми версиями Unix.

Ниже приведен ее прототип.

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

int clearenv (void);

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

При успешном завершении clearenv() возвращает нуль. В случае ошибки возвращается ненулевое значение.

В большинстве случаев вместо clearenv() можно использовать следующую инструкцию:

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

environ = NULL;

−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Программирование для операционной системы Linux

Министерство образования и науки РФ... Федеральное агентство по образованию... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Массив environ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Процессы в Linux
В жизни обычного пользователя Linux часто встречается термин «процессы». Так что же такое «процесс»? Попробуем разобраться. Сухая формулировка говорит нам, что процесс - это совокупность п

Обзор механизмов ввода-вывода в Linux
В языке C для осуществления файлового ввода-вывода используются механизмы стандартной библиотеки языка, объявленные в заголовочном файле stdio.h. Как вы вскоре узнаете консольный ввод-вывод - это н

Файловые дескрипторы
В языке C при осуществлении ввода-вывода мы используем указатель FILE*. Даже функция printf() в итоге сводится к вызову vfprintf(stdout,...), разновидности функции fprintf(); константа stdout имеет

МНОГОЗАДАЧНОСТЬ
Операционная система Linux является многозадачной. За многозадачность отвечает ядро. Что же представляет собой многозадачность? Мы привыкли под этим термином понимать концепцию одновременного выпол

Основы многозадачности в Linux
Наберите в своей оболочке следующую команду: −−−−−−−−−−−−−−−−−−−−

Порождение процесса
Как уже говорилось ранее, процесс в Linux - это нечто, выполняющее программный код. Этот код называют образом процесса (process image). Рассмотрим простой пример, когда вы находитесь в оболочке bas

Замена образа процесса
Итак, теперь мы умеем порождать процессы. Научимся теперь заменять образ текущего процесса другой программой. Для этих целей используется системный вызов execve(), который объявлен в заголовочном ф

Типы файлов
Файловая система в Linux многих пугает своей мнимой сложностью. Устройства, ссылки, "иноды", права доступа: всё это кажется очень непонятным. На самом же деле, если все "разложить по

Режим файла
Под режимом файла (file mode) понимается связанный непосредственно с индексным дескриптором (а не со ссылкой) 16-битный набор, регламентирующий порядок доступа и работы с файлом. Иногда режим файла

Мультифайловое программирование
Как уже говорилось выше, если исходный код сколько-нибудь серьезной программы уместить в одном файле, то такой код станет просто нечитаемым. К тому же если программа компилируется достаточно долго

Автоматическая сборка
В предыдущем разделе для создания бинарника из двух исходных файлов нам пришлось набрать три команды. Если бы программу пришлось отлаживать, то каждый раз надо было бы вводить одни и те же три кома

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги