Фиксированная цена

 

Практика показывает, что наибольшие проблемы с использованием ХР возникают в случае, если работа идет над контрактом с фиксированной ценой. Можно ли играть в игру в планирование, если вы имеете дело с контрактом фиксированной цены/фиксированной даты/фиксированного объема работ? В результате получается контракт фиксированной цены/фиксированной даты/несколько варьируемого объема работ.

Каждый проект с фиксированной ценой и фиксированным объемом работ, с которым мне приходилось иметь дело, заканчивался тем, что обе стороны говорили друг другу: Требования неясны. В результате работы над проектом с фиксированной ценой и фиксированным объемом работ две стороны начинают двигаться в противоположных направлениях. Поставщик продукта желает сделать как можно меньше, а заказчик желает получить как можно больше. В условиях подобного трения обе стороны желают успешного выполнения проекта, поэтому они отказываются от своих изначальных целей, но трение остается.

В рамках ХР взаимоотношения меняются малозаметным, но важным образом. Изначально разговор об объеме работ обсуждается с использованием слова например. Например, за 5 000 000 немецких марок мы могли бы реализовать все эти истории за 12 месяцев. Заказчик должен решить, стоят ли эти истории пяти миллионов немецких марок. Если эти истории – это все, что должна реализовать команда, то это хорошо. Существует вероятность, что заказчик заменит некоторые из историй более полезными для него. Никто не станет жаловаться, если вместо чего‑либо он получит что‑либо другое, более ценное. Однако недовольство и жалобы возникают тогда, когда кто‑либо получает что‑либо, о чем он просил, но при этом оказалось, что это не то, что ему нужно.

Вместо фиксированных цены/даты/объема работ команда ХР предлагает нечто наподобие подписки. Команда обязуется работать на заказчика с максимальной скоростью в течение определенного промежутка времени. Они будут следить за мнением заказчика относительно направления развития разработки. В начале каждой итерации заказчик получает формальную возможность изменить направление развития разработки и добавить совершенно новые истории.

Еще одно различие, связанное с применением ХР, заключается в использовании небольших версий. Вы никогда не должны работать над проектом ХР в течение 18 или даже 12 месяцев, не внедрив его в производственных условиях. Когда команда заключает контракт на реализацию историй в течение 12 месяцев, они играют с заказчиком в игру в планирование для того, чтобы определить объем работ, связанных с первой версией. Таким образом, когда речь идет о 12‑месячном контракте, система начнет эксплуатироваться в производственных условиях спустя три или четыре месяца после начала работ, после этого новые версии будут выпускаться с периодичностью в один или два месяца. Постепенное введение системы в эксплуатацию обеспечивает заказчику возможность расторгнуть контракт в случае, если процесс разработки идет медленнее, чем планировалось, или если в результате изменения бизнес‑условий реализация всего проекта потеряла смысл. Кроме того, так как проект развивается от итерации к итерации, на шкале времени у заказчика появляются точки, в которых он получает возможность изменить направление развития проекта.