Лабораторная работа №1

 

Структура программы на языке Pascal и организация
ввода-вывода данных

Цель работы:

· изучить возможности среды Delphi 7 для подготовки, выполнения, тестирования и отладки программ;

· получить навыки организации ввода и вывода данных в консольном и оконном режимах.

Теоретическое введение

Интегрированная визуальная среда разработки Delphi 7 имеет два режима программирования:

1. Консольный.

Процесс разработки программного приложения в консольном режиме аналогичен созданию программы в Turbo-среде. Для входа в этот режим надо закрыть все окна, появляющиеся при запуске среды Delphi 7 и выбрать команду File|New|Console. Для организации ввода-вывода данных используются операторы ввода-вывода: Read|Readln|Write|Writeln;

2. Оконный режим.

В оконном режиме процесс создания программы выглядит следующим образом: среда предоставляет пользователю формы (окна), на которых он размещает компоненты визуальной библиотеки Delphi (надписи, кнопки, окна ввода и вывода, заголовки). Пиктограммы компонентов пользователь переносит на форму с помощью мыши. В процессе проектирования приложения пользователь может изменять размеры и местоположение этих компонент, наблюдая результаты вносимых изменений, как на форме, так и в программном коде. Это возможно потому, что среда Delphi автоматически формирует коды программ, фиксируя все изменения, сделанные пользователем. В соответствующих диалоговых окнах пользователь может редактировать заданные по умолчанию свойства компонентов и программировать реакцию приложений на набор стандартных событий Windows (открытие формы, щелчок на кнопке, движение мыши и т.д.). Включать объекты в приложение можно вручную, указав, соответствующие операторы или путем визуального программирования, используя заготовки библиотеки компонентов Delphi.

Рассмотрим основные функции среды Delphi на примере создания приложения, основная задача которого – вывод на экран текстового сообщения по щелчку на кнопке.

Порядок действий для выполнения работы:

1. Запустить Delphi. Перенести на пустую форму, которая открылась вам, кнопку типа Tbutton со страницы Standard палитры компонентов. Для этого выделите пиктограмму кнопки (она шестая слева) и затем щелкните курсором мыши в нужном вам месте формы. На форме появится кнопка, которой Delphi присвоит имя Button1.

2. Аналогично перенести со страницы Standard палитры компонентов метку типа ТLabel. В этой метке в процессе выполнения приложения будет появляться текст. Delphi присвоит ей имя Label1.

3. Уменьшить до разумных размеров окно формы, т.к. других компонентов в приложении не будет.

4. Выделить на форме компонент Button1 – кнопку, перейти в Инспектор Объектов и изменить ее свойство Caption (надпись), которое по умолчанию равно Button1, на “Пуск”.

5. Указать, что надписи на метке Label1 надо делать жирным шрифтом. Для этого выделить метку, в окне Инспектора Объектов раскрыть двойным щелчком свойство Font (шрифт), затем также двойным щелчком, раскрыть свойство Style (стиль) и установить в true свойство fsBold (жирный).

6. Стереть текст в свойстве Caption метки Label1, чтобы он не высвечивался, пока пользователь не нажмет кнопку приложения.

7. Теперь осталось написать оператор, который заносил бы в свойстве Caption метки Label1 нужный текст в нужный момент. Этот момент определяется щелчком пользователя на кнопке, при щелчке в кнопке генерируется событие OnClick. Далее необходимо написать обработчик этого события.

8. Выделить на форме компонент Button1, перейти в ИнспекторОбъектов и открыть в нем страницу событий (Events), найти событие кнопки OnClick (оно первое сверху), сделать двойной щелчок в окне справа от имени этого события, тогда в окне РедактораКода появится:

Procedure Tform1.Button1Click (Sender: Tobject);