рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Структура программы

Структура программы - Лекция, раздел Программирование, СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ Программа На Языке Ассемблера Состоит Из Строк, Имеющих Следующий Вид: ...

Программа на языке ассемблера состоит из строк, имеющих следующий вид:

Метка команда/директива операнды; комментарий.

Все поля необязательны. Метка может быть любой комбинацией букв английского алфавита, цифр и символов: _, $, @, ?, но цифра не может быть первым символом метки, а символы $ и ? иногда имеют специальное значение и не рекомендуются к использованию.

Большие и маленькие буква по умолчанию не распознаются, но различие можно включить при помощи опций при вызове ассемблера. Во втором поле, поле команды, может располагаться команда процессора, которая транслируется в исполняемый код, или директива ассемблера, которая не приводит к генерации кода, а управляет работой самого ассемблера. В поле операндов располагаются требуемые командой или директивой операнды. В поле комментария, начало которого отмечается символом ; (точка с запятой), можно написать все что угодно.

Если метка располагается перед командой процессора, сразу после нее всегда ставится оператор : (двоеточие), который указывает ассемблеру, что надо создать переменную с этим именем, содержащую адрес текущей команды:

mov cx, 10; занести в cx число элементов массива mas

xor si, si; обнулить индексный регистр si

xor ax, ax; обнулить регистр ax, в котором будет сумма элементов массива слов mas

m1: add ax, mas[si]; сложить содержимое ax и очередной элемент массива

inc si; увеличить индекс элемента массива на 2,

inc si; так как элемент массива - слово

loop m1; вернуться на начало цикла, если cx>0.

Если метка стоит перед директивой ассемблера, то двоеточие не ставится, так как метка в этом случае является операндом директивы. Рассмотрим директивы, работающие напрямую с метками и их значениями, - LABEL, EQU и =.

метка LABEL тип.

Директива LABEL определяет метку и задает ее тип: BYTE (байт), WORD (слово), DWORD (двойное слово), FWORD (6 байт), QWORD (учетверенное слово), TBYTE (10 байт), NEAR (ближняя метка), FAR (дальняя метка). Метка получает значение, равное следующим за ней данным (для всех типов, кроме двух последних) или равное адресу следующей команды (для типов NEAR и FAR). С помощью директивы LABEL удобно организовывать доступ к одним и тем же данным, как к байтам, так и словам, определив перед ними две метки с разными типами. Метки типа NEAR или FAR можно использовать для вызова процедуры:

call метка.

Директива EQU присваивает метке значение, которое определяется как результат целочисленного выражения в правой части. Результатом этого выражения может быть целое число, адрес или любая строка символов:

one equ 1

mes1 equ ‘Ошибка $’

var2 equ 4[si]

cmp ax, one ; cmp ax, 1

db mes1 ; db ‘Ошибка $’

mov ax, var2 ; mov ax, 4[si].

Директива EQU используется для введения параметров, общих для всей программы.

Директива = эквивалентна EQU, но определяемая ею метка может принимать только целочисленные значения, кроме того, указанная этой директивой метка может быть переопределена. Существует предопределенная метка $, которая соответствует текущему адресу. Данную метку удобно использовать для определения длины строки текста или числа элементов в массиве:

.data

path1 db ‘D:students641*.*’

length equ $ - path1; метка length будет иметь значение, равное числу символов в переменной path1.

Псевдокоманды определения данных

Псевдокоманда – это директива ассемблера, которая приводит к включению данных или кода в программу, хотя никакой команде процессора не соответствует. Псевдокоманды определения переменных указывают ассемблеру, что соответствующем месте программы располагается переменная, устанавливают ее тип (байт, слово, вещественное число и так далее) , задают начальное значение и ставят в соответствие переменной метку, которая будет использоваться для обращения к этим данным. Псевдокоманды определения данных записываются в общем виде следующим образом:

имя_переменной d* значение,

где d* - одна из псевдокоманд:

DB – определить байт;

DW – определить слово (2 байта);

DD – определить двойное слово (4 байта);

DF – определить 6 байт (адрес в формате 16-битный селектор; 32-битное смещение);

DQ – определить учетверенное слово (8 байта);

DT – определить 10 байт (80 –битные типы данных, используемые FPU).

Пример использования псевдокоманд определения переменных:

txt_str db ‘Hello, world!’

number dw ?

table db 10 dup(0)

float_n dd 3.1415.

Первая строка содержит 13 байт ASCII- кодов строки символов Hello, world! и переменная txt_str указывает на первую букву в этой строке. Во второй строке знак ? указывает на то, что переменная является неинициализированной и ее значение на момент запуска может оказаться любым. Для заполнения участка памяти повторяющимися данными используется оператор DUP, имеющий формат счетчик dup(значение). В третьей строке примера создается массив из 10 слов, инициализированных нулевым значением. Переменная table указывает на первый элемент массива. В качестве аргумента в операторе DUP могут выступать несколько значений, разделенных запятыми, и даже дополнительные вложенные операторы DUP.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

СИСТЕМНОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ КУРС ЛЕКЦИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ФАКУЛЬТЕТА... САМАРА... УДК...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структура программы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Указатели
Указатели применяются для обращения к некоторым объектам в памяти, например адресам процедур или адресам меток. Близкий (NEAR) внутрисегментный указатель - это 16-битное или 32-битное смещение (в з

Адресация памяти
Микропроцессор делит адресное пространство на произвольное количество сегментов, каждый из которых содержит не более 64 Кб. Адрес первого байта сегмента всегда кратен 16 байтам и называется адресом

Команды PUSH и POP .
PUSH - передает слово из источника в стек, а команда POP осуществляет противоположное действие: передает слово из стека в приемник. Регистр SP содержит смещение последнего включенного в стек слова

Адресные команды (пересылки адреса)
В микропроцессоре существуют три основные команды пересылки адреса: LEA, LDS, LES. LEA - загрузить смещение в регистр. Форматы команды: LEA

Флажковые команды (команды пересылки флагов).
Команды этого класса обеспечивают доступ к флагам процессора. Команды LAHF (загрузить флаги в AH) и SAHF (запомнить AH во флагах). LAHF передает 5 флагов SF, ZF, AF, PF и CF в определенные

Команды вычитания.
Команды вычитания SUB, SBB, DEC аналогичны командам ADD, ADC, INC, только производят операцию вычитания, а не сложения. Команда CMP аналогична команде SUB, но результат не запоминается в п

Команды умножения и деления.
Умножение двух однобайтовых чисел может дать произведение длиной в слово. Аналогично умножение двух слов может дать результат длиной в двойное слово, а умножение двух двойных слов может дать резуль

Команды расширения знака.
CBW преобразует байт в регистре AL в слово в регистре АХ путем расширения знакового бита AL во все биты регистра AH. Команда CWD преобразует слово в регистре АХ в двойное слово , расположенное в па

Команды циклических сдвигов.
Команды циклических сдвигов позволяют переставить биты в числе. ROL - циклический сдвиг влево и ROR - циклический сдвиг вправо, обеспечивают циклический сдвиг. При этом выдвигающийся бит подаётся в

Команды двойного сдвига
Команды SHLD, SHRD введены в систему команд микропроцессора 80386. Предназначены для сдвигов двух 16-битных или двух 32-битных операндов. Форматы команд: SHLD, SHRD reg/ mem 16, reg, imn

Команды SetCondition
SETCC СС - код условия совпадает с кодами условий в командах JCC условного перехода Формат команд: SETCC reg/ mem 8- если условияСС уд

Команды пересылки цепочки.
Формат общей команды: MOVS цепочка-приёмник, цепочка-источник Дополнительные команды: MOVSB MOVSW MOVSD В команде MOVS операнды нужны только для того, ч

Команды сканирования цепочек.
Команды сканирования цепочек позволяют осуществить поиск заданного значения в цепочке, находящейся в дополнительном сегменте. Смещение адреса первого элемента цепочки должно быть помещено в регистр

Команды загрузки.
Команда LODS пересылает операнд цепочка-источник, адресованный регистром SI из сегмента данных в регистр AL (AX или EAX) а затем изменяет регистр SI так, чтобы он указывал на следующий элемент цепо

Команды ввода и вывода цепочек.
Обеспечивают считывание данных из входного устройства в последовательные ячейки памяти и запись данных из последовательных ячеек в выходное устройство. Они упрощают передачи больших блоков данных м

Замена сегмента.
Можно ли изменить адресацию регистра SI (ESI) с сегмента данных на дополнительный сегмент? Можно, если использовать префикс замены сегмента, например: LEA SI, ES : H1; копирует байт из стр

Команды управления флагами.
Микропроцессор имеет команды для установки и сброса флага переноса (STC, CLC), флага направления (STD, CLD) и флага прерывания (STI, CLI). Есть также команда инвертирования флага переноса (CMC). Пе

Команды синхронизации.
Одним из средств синхронизации процессора с внешними устройствами являются прерывания, но в его архитектуре реализованы ещё две формы синхронизации: первая относится к использованию сопроцессора, в

Команды прерываний.
Средства прерывания работы процессора внешними устройствами освобождают его от периодической проверки необходимости обслуживания устройств (циклического опроса). Микропроцессор имеет два входа, по

Модели памяти
Модели памяти задаются директивой .MODEL. model модель, язык, модификатор, где модель – одно из следующих слов: TINY – код, данные и стек размещаются в одном и том же сегменте раз

Процедуры
Процедуройв ассемблере является всё то, что в других языках называют подпрограммами, функциями, процедурами и т.д. Ассемблер не накладывает на процедуры никаких ограничений- на люб

АРХИТЕКТУРА И СИСТЕМА КОМАНД АРИФМЕТИЧЕСКОГО СОПРОЦЕССОРА
Арифметический сопроцессор предназначен для вычислений над числами с плавающей точкой и может работать только в паре с основным процессором. Применение сопроцессора в задачах, использующих сложные

Целые числа
Целые двоичные числа могут быть представлены в трех различных форматах: 1. Целое слово - 16 бит (DW); 2. Короткое целое слово - 32 бита (DD); 3. Длинное целое слово - 64

Вещественные числа
Вещественные числа могут быть представлены тремя различными форматами: 1. Короткое вещественное (одинарная точность) -32 бита (DD); 1 бит 8

Диапазоны вещественных чисел в х87.
Внутреннее представление нормализованных чисел: Min число < 0   Max число < 0 знак поряд

Особые случаи вещественной арифметики
При реализации операций с вещественными числами возникают внутренние прерывания сопроцессора, называемыми особыми случаями сопроцессора (ОС). Если результат арифметической операции меньше минимальн

Случай неточного результата.
В качестве специального значения используется приближенное значение числа с плавающей точкой. Существуют четыре режима округления:

Численное антипереполнение.
Принято соглашение, что для денормализованного числа поле порядка 00..00 считается равным 00...01, но старший бит мантиссы равен 0 (а не 1). Для одинарной точности смещение равно 127, следовательно

Денормализованный операнд.
Для денормализованных операндов выполняются следующие правила формирования результатов операций: Результат равен 0, если он слишком мал для представления денормализованным числом (например

Деление на ноль.
Бесконечность - число, имеющее в поле порядка все единицы, а в поле мантиссы - все нули . Единица в старшем разряде хранится явно в расширенном формате. Так как поле знака может быть равным единице

Численное переполнение.
Численное переполнение наступает тогда, когда результат превышает наибольшее конечное число в формате приемника. Переполнение опасно, так как знак может оказаться неверным, а результат будет не бес

Численные регистры (регистровый стек).
Предназначен для выполнения вычислительных операций. Регистровый стек состоит из восьми регистров по 80 бит каждый, в которых представлены вещественные числа в расширенном формате. Адресация числен

Регистр управления (cw)
Предназначен для управления работой сопроцессора. Имеет размер – 16 бит. 15 13 11-10 9-8 7 6

Регистр состояния.

Регистр тэгов (признаков).
ТэгR7 ТэгR6

Указатели особого случая.
Предназначены для процедур обработки особых случаев. Они имеют два формата в зависимости от работы 80287 в реальном или защищенном режиме. Реальный режим

Команды передачи данных.
ТИП КОМАНДЫ МНЕМОНИКА И ФОРМАТ ОПЕРАНД/ДЕЙСТВИЕ КОМАНДЫ ЗАГРУЗКИ В СТЕК FLD REG/MEM Вещественно

Арифметические команды
Для безоперандных арифметических команд операндами по умолчанию являются регистры ST(0), ST(1). Для однооперандных арифметических команд - один из операндов - это вершина стека ST(0). Для

Дополнительные арифметические команды
МНЕМОКОД ОПИСАНИЕ FSQRT Извлечение квадратного корня FSCALE Масштабирование на степе

Команды сравнений
МНЕМОНИКА ОПИСАНИЕ FCOM операнд/(без операндов) Сравнение FICOM операнд Целочисленно

Трансцендентные команды
МНЕМОНИКА ОПИСАНИЕ FPTAN Частичный tg FPATAN Частичный arctg

Административные команды
Эта группа команд обеспечивает управление режимом работы сопроцессора. Для программиста особенно интересны команды работы с регистрами управления и состояния. МНЕ

Совместная работа двух процессоров в системе.
Выборку команд из общей очереди команд осуществляет центральный процессор. Если выбранная команда оказывается командой центрального процессора, он выполняет ее обычным образом, сопроцессор такие ко

Синхронизация по командам.
Если сопроцессор занят выполнением команды, а центральный процессор выбирает для выполнения следующую команду - опять команду сопроцессора, то центральный процессор не должен ее передавать сопроцес

Синхронизация по данным.
Если сопроцессорная команда записывает операнд в ячейку памяти, а следующая команда центрального процессора использует этот операнд в дальнейших вычислениях, ЦП должен ожидать завершения операции с

Контрольная работа №1
Реализовать ввод элементов массива с контролем допустимых кодов символов и диапазона значений элементов массива. Вывести элементы полученных массивов на экран. Вариант 1 Из исходн

Контрольная работа №2
Ввести с клавиатуры границы интервала значений аргумента функции, перевести их в формат вещественного числа, рассчитать шаг и вычислить значение функции в заданном интервале. Вывести на экран графи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги