рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Типизированные файлы

Типизированные файлы - Лекция, раздел Программирование, Интегрированная Среда и Состав языка Object Pascal. Состав языка Типизированный Файл Состоит Из Последовательности Однотипных Или Одинаковых К...

Типизированный файл состоит из последовательности однотипных или одинаковых компонент и может содержать различное их число (возможно ни одной).

Тип компонент файла практически любой, но он не должен содержать внутри себя других файлов. Определяются файловые переменные следующим образом:

 

<список идентификаторов файловых переменных>:

File of <тип компонентов файла>;

Примеры:

var

fl : File of Byte;

f2 : File of Char;

f3, f4 : File of Integer;

f5 : File of Real;

f6 : File of array [1..3] of real;

 

Здесь f1, f2, f3, f4, f5 – файловые переменные, описывающие файлы, компоненты которых – простые типы; f6 – файловая переменная файла, у которого каждая компонента – массив из 3-х вещественных чисел типа real.

Файловая переменная связывается с именем файла на логическом диске. Для этого используют следующую процедуру Assign с двумя параметрами:

Assign ( fl, S);

Здесь fl- файловая переменная, передаваемая по ссылке;

S — путь и/или полное имя файла.

Примеры:

assign(fl, 'с:\turbo\bgi\bgi.scr');

assign(fl, 'c:\arm.txt');

assign (f2, 'd:\pols\data\car.dat');

assign(f3, 'mytext.txt');

 

Для работы с файлами из текущего каталога достаточно при вызове процедуры assign указать только полное имя файла (последний пример из выше приведённых).

Чтобы начать работу с файлом, требуется его открыть. Попытка работы с неоткрытым файлом приведет к ошибке. Существует две процедуры для открытия файла. Первая – Reset с одним параметром. Обращение к ней:

Reset( F);

Здесь F – файловая переменная. Эта процедура открывает существующий файл, связанный с файловой переменной F. Работая с файлами, приходится опираться на понятие - указателя в файле или файлового указателя. При открытии файла указатель устанавливается перед его первой компонентой.

Вторая процедура Rewrite также с одним параметром. Обращение к ней:

Rewrite(F);

Она создаёт и открывает новый файл, связанный с файловой переменной F. Если файл с указанным именем уже существует, то старый файл будет стёрт и создан новый пустой файл. Текущий указатель файла устанавливается в его начало.

В программе любой файл (файловая переменная) может быть открыт повторно, т. е. файл, первоначально открытый для чтения, может быть открыт для записи и наоборот. Одна и та же файловая переменная может быть связана с различными физическими файлами (но не одновременно).

Пример:

program p12_1;

var

f: file of byte;

begin

assign(f, 'c:\pols.txt');

rewrite (f) ;

........

close (f);

assign(f, 'c:\news.txt');

reset (f) ;

............

close (f) ;

end.

Часто важно знать находится ли указатель в конце файла (за последней компонентой)? В этом случае можно воспользоваться логической функцией Eof, которая возвращает значение true - если указатель в конце файла и false - если нет. Её параметром является файловая переменная.

Примеры фрагментов с использованием функции Eof:

t:= Eof(fl); { переменная t имеет значение true, если указатель находится в конце файла и равна false, если перед указателем находится хотя бы одна компонента файла. }

if Eof(f1) then... { если указатель находится в конце файла,

то выполнить … }

While not Eof (f2) do.... { если указатель находится не в конце

файла, то цикл продолжить … }

 

Указатель файла можно воспринимать как обычный номер текущей компоненты, которые нумеруются начиная с нуля. Таким образом, типизированные файлы являются структурой данных прямого доступа по номеру его компоненты.

Другой полезной функцией при работе с файлами является функция FileSize(f). Обращение к ней содержит только файловую переменную f. Результат выполнения функции FileSize - целое число размер файла или количество его компонент (тип Longint). Если функция возвращает ноль, то файл пуст.

Чтение из типизированного файла осуществляется процедурой Read.

Read (<файловая переменная>, <список переменных>);

Примеры:

Read(f , a);

Read, (f, a, b, с) ;

Переменные считываются из файла и после выполнения каждой операции считывания указатель файла перемещается на следующую компоненту.

program р12_2;

var

f: file of byte;

a, b, c: byte;

begin

assign(f, 'dospl. pas');

reset (f);

read (f, a, b, c);

writeln ('a= ', a, ' b= ', b, ' c= ', c);

close(f);

end.

Запись в файл осуществляется с помощью процедуры Write.

Write (<файловая переменная>, <список переменных>);

 

Переменные записываются в файл и, после каждой записи, указатель в файле перемещается за последнюю компоненту.

Для перемещения указателя по файлу можно использовать процедуру Seek. Обращение к ней:

Seek( f; n);

После вызова процедуры указатель файла f перемещается на компоненту с номером n. Например, вызов Seek(f, FileSize(f)); приведет к перемещению указателя в самый конец файла (за последнюю компоненту).

Для определения номера компоненты, на которой находится указатель файла, используют функцию FilePos. Обращение к ней: FilePos( f) .

Функция возвращает целое число - номер текущей компоненты (тип Longint). Если процедура FilePos возвратила значение 0, то указатель стоит в самом начале файла перед первой компонентой. Если функции FilePos и FileSize возвращают одинаковые значения, то указатель находится в самом конце файла.

После работы с файлом (файловой переменной) или перед повторным открытием для корректного взаимодействия с операционной системой его необходимо закрыть. С этой целью используют процедуру Close. Обращение к ней содержит только один параметр – файловую переменную.

Примеры:

program p12_3;

{ Создать файл, компоненты которого - квадраты натуральных

чисел от 1 до 100 }

var

f: file of Integer; { описываем файловую переменную }

i, t: integer;

begin

Assign(f, 'file.int'); { связываем файловую переменную с именем файла

на диске в текущем каталоге }

Rewrite(f); { создаём новый файл для записи }

for i :=1 to 100 do

begin

t:= sqr(i);

Write (f, t); { выводим в файл квадраты целых чисел }

end;

Close(f); { закрываем файл }

end.

 

program p12_4;

{ Открываем созданный предыдущей программой файл для чтения и

выводим его содержимое на экран }

var

f: file of Integer; { описываем файловую переменную }

i, t: integer;

begin

Assign (f, ' file.int' ) ; { связываем файловую переменную с

именем файла на диске}

Reset(f); { открываем файл для чтения }

While not Eof(f) do begin

Read(f, t); { читаем очередную компоненту из файла и }

Write(t:5, ' '); { выводим ее на экран }

end;

Close(f); { закрываем файл }

end.

Когда приходится хранить в файле информацию о множестве объектов, у каждого из которых много различных признаков (значений различного типа), компонентами типизированных файлов можно делать записи.

Задача. Создать программу, записывающую в файл данные о книгах, хранящихся в библиотеке. Для каждой книги требуется следующая информация: номер, фамилия и. о. автора, название книги, количество страниц и год издания.

program p12_5;

type

Books = record

n: Integer;

Avtor: String[45];

Nazv: String[70];

Str: Integer;

God: Integer;

end;

var

bf: file of Books;

r : Books;

n, i: integer;

begin

Write('Введите количество книг:');

Readln(n);

Assign(bf, 'bibl.dat'); { файл в текущем каталоге }

Rewrite(bf);

for i: = 1 to n do

begin

r. n:= i;

Write('введите фамилию и. о. автора:');

Readln(r.avtor);

Write('введите название книги:');

Readln(r.nazv);

Write('введите количество страниц:');

Readln(r.str) ;

Write('введите год издания:');

Readln(r.god) ;

Write(bf, r); { запись в файл очередной записи r }

end;

Close(bf);

end.

Задача. Из файла, компонентами которого являются записи - точки плоскости (record х, у: real; end;), выбрать только те, которые находятся в первой и третьей координатных четвертях и записать их в другой файл. Вывести на экран размеры первого и второго файлов.

program p12_6;

type

point = record

х, у: real;

end;

var

f1, f2: file of point;

p: point;

s1, s2: String;

i, nl, n2: Longint;

begin

Write('введите имя исходного файла:');

Readln(s1);

Write('введите имя результирующего файла:');

Readln(s2) ;

Assign(f1, s1); { связываем файловые переменные }

Assign(f2, s2); { с введенными именами файлов }

Reset (f1); { первый файл открываем для чтения, }

Rewrite(f2); { а второй для записи }

While not Eof (f1) do

begin

Read(f1, p); { Читаем очередную запись из первого файла. Если точка

принадлежит первой или третьей четверти, то выводим

ее во второй файл. }

if ((р.х > 0) and (p.у > 0)) or ((р.х < 0) and (p.у < 0))

then Write(f2, p);

end;

nl := FileSize(f1); { получаем объем первого файла }

n2:=FileSize(f2); { ... второго }

Writeln('nl= ', nl, ' n2 = ', n2);

Close(f1); { закрываем файлы }

Close (f2) ;

end.

Если мы открываем файл в программе, то неплохо бы предвидеть различные аварийные ситуации: отсутствует файл с таким именем, не вставлен диск в дисковод и др. При возникновении подобных ситуаций в обычном режиме программа прерывается по ошибке. Но существует возможность избежать этого: директива компилятору {$i-} выключает режим проверки и реакции на ошибки ввода/вывода, а директива {$i+} включает. Однако продолжить выполнение программы в аварийной ситуации недостаточно, важно запрограммировать реакцию на нее - обработать ошибку. Для этого предназначена функция без параметров IOResult (результат выполнения операции ввода/вывода). Функция возвращает целое значение. Если операция ввода/вывода не привела к ошибке, то ее значение ноль, в противном случае функция возвращает номер ошибки. Если ошибка произошла, то все последующие операции ввода/вывода игнорируются до тех пор, пока не будет вызвана функция IOResult.

Номера ошибок:

100 Disk read error (ошибка диска при чтению);

101 Disk write error (ошибка диска при записи);

102 File not assigned (файловая переменная не связана

с физическим файлом);

103 File not open (файл не открыт);

104 File not open for input (файл не открыт для ввода);

105 File not open for output (файл не открыт для вывода);

106 Invalid numeric format (недопустимый числовой формат).

 

Задача. Проверить существует ли файл с введенным с клавиатуры именем. Если существует, то получить файл с новым именем, в котором порядок следования компонент - байт, изменен на обратный.

 

program p12_7;

var

f1, f2: file of byte;

b: byte ;

sl, s2: String;

n, i: Longint;

begin

Write('введите имя исходного файла ');

Readln(s1);

Write('введите имя результирующего файла ');

Readln(s2);

Assign(f1, s1); { связываем файловые переменные с }

Assign(f2, s2); { введенными именами файлов }

{$i-} { - отключаем контроль ошибок в/в }

Reset (f1); { первый файл открываем для чтения }

if IOResult <> 0 then

begin

Writeln('Произошла ошибка, файл ', s1,' не существует.');

Halt; { прерываем программу }

end;

{$I+} { - включаем контроль ошибок в/в }

Rewrite(f2); { открываем второй файл для записи }

n := FileSize (f1); { n – длина 1-го файла }

for i := n - 1 downto 0 do

begin

Seek(f1, i); { - устанавливаем указатель на i-ую

компоненту первого файла }

Read(f1, b); { - читаем эту компоненту }

Write(f2, b); { и записываем во второй файл }

end;

Close(f1); { закрываем файлы }

Close (f2) ;

End.

Задача. Создайте программу, осуществляющую поиск по начальной части фамилии автора и выводящую на экран подходящие записи из файла о книгах (программа p12_5).

 

program p12_8;

type

Books = record

N : Integer;

Avtor : String[45];

Nazv : String[70];

Str : Integer;

God : Integer;

end;

var

bf : file of Books;

r : Books;

i : integer;

s : String;

begin

Write('Введите начальную часть фамилии автора:');

Readln(s);

Assign(bf, 'bibl.dat');

{Si-} { - отключаем контроль ошибок в/в }

Reset(bf); { файл открываем для чтения }

if IOResult <> 0 then

begin

Writeln('Произошла ошибка, файл bibl.dat не существует');

Halt; (прерываем программу}

end;

{$I+} { - включаем контроль ошибок в/в }

While not Eof(bf) do

begin

Read(bf, r);

{ Функция Pos(SubS, S) возвращает позицию, начиная с которой в

строке S располагается подстрока SubS (0 - S не содержит SubS). }

if pos(s, r. avtor) <> 0 then Writeln(r. n : 3, r. avtor : 12, r. nazv : 14,

r. str : 6, r. god : 8) ;

end;

Close(bf) ;

end.

Для работы с файловой системой нам могут понадобиться следующие процедуры из модуля System:

ChDir( s ) процедура изменяет текущий каталог. Здесь s – строка, содержащая путь к новому текущему каталогу.

Пример:

program p12_9;

Var

S: String;

begin

Write('Введите путь к каталогу:');

Readln(S);

{$i-}

ChDir(S);

if IOResult <> 0 then

Writeln('Данный каталог отсутствует');

end.

Следующая процедура GetDir(d; s) возвращает имя текущего каталога для заданного логического диска. Здесь d – выражение целого типа (byte); s – переменная типа string, передаётся по ссылке. (d = 0 - означает текущий логический диск, d =1 - диск A, d = 2 - диск В и т. д.)

Пример:

program p12_10;

var

s : String;

begin

GetDir (0, s) ;

Writeln (' текущий каталог:', s);

end.

Процедура procedure MkDir( s ) создает новый каталог. Здесь s - строковое выражение, содержащее путь и имя каталога. Следующая процедура RmDir(s) удаляет пустой каталог, где s – строка, содержащая путь и имя каталога.

Пример:

program p12_11;

var

S: String;

begin

S : = 'ABCD' ;

MkDir (S) ; { создаем новый каталог }

RmDir (S) ; { . . . и сразу его удаляем }

end.

Процедура Erase( f ) удаляет файл. Здесь f- переменная файлового типа, связанная с именем внешнего файла с помощью процедуры Assign.

Пример:

program p12_12;

var

F : file;

Ch : Char ;

S : String;

begin

Write (' Введите имя удаляемого файла:');

Readln(S);

Assign(F, S) ;

{$i-}

Reset (F) ;

if lOResult <> 0 then

Writeln (' файл ' , S, ' отсутствует')

else

begin

Close (F) ;

Write ( 'Удалять ', S, '? (y/no):' ) ;

Readln(Ch) ;

{ Function UpCase преобразует латинскую букву в заглавную.}

if UpCase(Ch) = 'Y' then Erase (F) ;

end;

end.

Процедура Rename( f, newname) переименовывает файл. Здесь f - переменная файлового типа, передаётся по ссылке; newname - строка, содержащая новое имя файла.

Пример:

program p12_13;

var

f : file;

S1, S2 : String;

begin

Write('Введите имя файла:');

Readln(S1);

Write('Введите новое имя файла:');

Readln(S2);

Assign(f, S1);

Rename(f, S2) ;

Writeln('Файл ', S1, ' переименован в ', S2);

end.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Интегрированная Среда и Состав языка Object Pascal. Состав языка

Содержание.. Лекция Интегрированная Среда и Состав языка Object Pascal.. Работа с окнами Редактирование в Object Pascal..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Типизированные файлы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 1. Интегрированная Среда и Состав языка Object Pascal
Программная среда Object Pascal называется интегрированной потому что состоит из редактора, компилятора, компоновщика, отладчика и обеспечивает создание, отладку и исполнение программ, написанных н

Работа с окнами
Практически вся работа в среде Object Pascal происходит в окнах. Окно - это прямоугольная область экрана, которую можно перемещать, изменять ее размеры, перекрывать, закрывать и открывать. Активное

Команды меню
Команды работы с файловой системой находятся в меню File. Сохранить файл из активного окна на диск - Save (F2), загрузить с диска — Open (F3), сохранить содержание активного ок

Алфавит и ключевые слова
В алфавите Object Pascal используются следующие символы: · буквы латинского алфавита как в верхнем A .. Z, так и в нижнем a .. z регистрах; · десятичные цифры 0..

Структура программы
Любая программа на языке Object Pascal состоит из двух частей: часть описаний и часть исполнительная. Исполнительная часть начинается с ключевого слова begin и заканчивается ключевым словом

Описание и использование меток
Использование меток при программировании считается дурным тоном. Но бывают случаи, когда для использования меток существуют веские причины, например, начальный этап создания программы, когда автор

Комментарии
Для пояснения хода вычислительного процесса, смыслового назначения переменных и формирования документации к программе используются комментарии. Комментарии могут располагаться в любом мест

Символьный тип
Множеством значений этого типа являются символы, упорядоченные в соответствии с расширенным набором символов кода ASCII. Тип этих переменных задаётся ключевым словом Char. Переменна

Вещественные типы
В Object Pascal имеются пять встроенных вещественных типов: Real, Single, Double, Extended и Сотр. Вещественные типы различаются диапазоном и точностью значений (смотри табли

Описание типов пользователя
Существует несколько возможностей создания (описания) типов пользователя. Описание типов пользователя выполняется в разделе, начинающегося с ключевого слова type. 1. Полное соответствие ст

Порядок выполнения операций
Запись, содержащая константы, переменные, обращения к функциям и знаки операций, называется выражением. При этом константы, переменные и обращения к функциям обозначают общим словом операнд. В зави

Выражения целого типа
В целых выражениях допускаются следующие операции: + - сложение; - - вычитание; * - умножение; div - целочисленное деление; mod - остаток

Вещественные выражения
В выражениях вещественного типа допускаются следующие операции: + - сложение; - - вычитание; * - умножение; / - деление. Наряду с вещественными операнда

Логические выражения
Понятие логического выражения или выражения типа Boolean во многом базируется на понятии операций отношения. В Object Pascal реализованы следующие операции отношения: = - равно;

Форматирование численных значений
Операторы Write и Writeln предоставляют возможность форматировать значения выражений различных типов при выводе их на экран. Формат при выводе чисел задаётся следующей строкой:

Вывод вещественных значений в экспоненциальном формате
Известно, что любое вещественное число можно представить в виде: , где # - десятичная цифра. Такое изображение числа назыв

Понятие процедуры и функции
Согласно принципу модульности отдельные части программы, предназначенные для решения частных небольших задач, организуют (оформляют) в виде подпрограммы. Это позволяет один и тот же фрагмент програ

Описание некоторых стандартных процедур и функций
При графическом изображении алгоритмов у нас часто возникала необходимость заканчивать работу алгоритма в различных частях его изображения. Аналогично, в языке Object Pascal имеется специальная про

Цикл типа While
Этот цикл используется, если известно условие прекращения цикла, но неизвестно количество итераций.   While <выражение типа Boolean> do <оператор>;

Одномерные массивы
Описание одномерных массивов имеет вид   <список идентификаторов>: array [< диапазон изменения индекса>] of <тип элементов массива>;

Сортировка одномерного массива
Сортировкой называют набор операций, упорядочивающий элементы массива в соответствии с заданным отношением порядка. Например, в упорядоченном массиве A по возрастанию выполняются неравенства вида:

Массивы с большей размерностью
Возможна следующая организация массива: каждый элемент массива является другой массив. Описание массива в этом случае может выглядеть так: ...: array [... ] of array ...

Констант-массивы
Очень часто возникают сложности, связанные с вводом элементов массива, особенно во время отладки. Приходится по нескольку раз вводить большие объемы информации. Этого можно избежать, описав массив

Описание функции Random
В Object Pascal существует встроенный генератор случайных чисел – функция Random. Чтобы её использовать необходимо подключить библиотечный модуль CRT. Если необходимо при каж

Применение случайных чисел при работе с массивами
В языке Паскаль массив описывается заранее до его использования и во время исполнения программы не меняется его длина, размерность и тип элементов. Такие массивы называются статическими. Другой под

Строковый тип
Строки символов, реализованные в языке Object Pascal, обладают всеми признаками и свойствами одномерных символьных массивов (... array... of Char ). Символьные массивы могут входить в состав

Множества
Множество относится к структурным типам данных. Тип «множество» задаёт интервал значений, который является множеством всех подмножеств базового типа. Базовый тип – это перечислимый тип, кроме wo

Описание функции и процедуры
Заголовок функции записывается следующим образом:   Function <идентификатор функции> (<списки параметров>) : <тип значения функции>;

Понятие формальных и фактических параметров
При работе с функциями и процедурами следует различать формальные и фактические параметры. Формальные параметры - это переменные, используемые при описании подпрограммы в её заголовке, а ф

Способы передачи параметров в подпрограмму через заголовок
Связь между головной программой (то есть программой, которая обращается к другой подпрограмме) и подпрограммой (процедурой или функцией) осуществляется через список параметров, указанный в заголовк

Область видимости идентификаторов
Процедуры или функции, как выше сказано, могут содержать внутри себя описание других переменных. Более того, процедуры и функции могут содержать внутри себя описание других процедур и функций, а те

Текстовые файлы
В DOS текстовые файлы физически не отличаются от любых других, но в Object Pascal различия существенны. Элементами текстовых файлов являются символы, объединенные в строки, но текстовый файл это не

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги