Структура программы

Любая программа на языке Object Pascal состоит из двух частей: часть описаний и часть исполнительная. Исполнительная часть начинается с ключевого слова begin и заканчивается ключевым словом end с точкой (смотри ниже).

 

<Часть описаний>

Begin

<Исполнительная часть – тело программы>

End.

 

На этом рисунке и далее в угловых скобках будем приводить понятия (эти угловые скобки в программе не пишутся!).

Говоря о структуре программы отметим следующее. Некоторые описательные разделы могут отсутствовать в реальной программе, а также включаться повторно в текст программы. Их порядок и повторное включение зависят только от внутренней логики программы. Например, если в описании типа используется константа, то описание этой константы должно предшествовать описанию типа и т. д.

Структура программы:

 

program <Идентификатор — имя программы>;

const

<Раздед описания констант>

type

<Раздел описания типов>

var

<Раздел описания переменных>

label

<Раздел описания меток>

<Раздел описания процедур и функций>

begin

<Тело программы - операторы>

end.

 

Самая простая программа может не содержать оператора program, описательных разделов и иметь пустое тело. Однако, она может быть откомпилирована и запущена, например:

 

begin

end.

Следующая программа будет посложней. На рис.2.1 приведено окно Object Pascal с программой, которая получает два числа и выводит их сумму на экран. Программа содержит один описательный раздел - раздел описания переменных a и b целого типа.

Рис. 2.1. Окно Object Pascal с простой программой p3

 

После выбора в меню Run строки Run или нажатия клавиш Ctrl+F9 эта программа начнёт выполняться. На экране дисплея мы увидим окно пользователя с чёрным фоном и мигающим курсором в конце фразы «Введи два числа: ». Далее необходимо набрать на клавиатуре два произвольных целых числа через пробел и нажать клавишу Enter. После этого экран пользователя исчезнет и вы увидите опять экран с текстом программы. Чтобы увидеть экран пользователя с результатами вычислений требуется нажать клавиши Alt+ F5 (смотри рис. 2.2). Вернуться опять в экран с текстом программы можно нажав любую клавишу.

 

Рис. 2.2. Окно с результатами выполнения программы p3

 

Ясно, что программы могут быть очень сложными, содержать все разделы описания, процедуры и функции. По мере знакомства с языком мы их также будем использовать.