Множеством значений этого типа являются символы, упорядоченные в соответствии с расширенным набором символов кода ASCII. Тип этих переменных задаётся ключевым словом Char.
Переменная типа Char хранит значение одного символа. В операторе присваивания задать значение символьной переменной можно тремя способами. Первый состоит в использовании символьной константы – символ между двумя одинарными кавычками. Например:
………………
Var Сh: Char;
Begin
Ch := 'F';
………………
Второй и третий способы используются, когда вы знаете числовой код символа. В этом случае с помощью функции Chr можно преобразовать числовой код в символ. Противоположной по отношению к функции Chr является функция Ord, которая возвращает код символа, являющегося её аргументом.
Согласно третьему способу, знак # и последующая за ним целая беззнаковая константа обозначают символ. Например:
……………….
Var Сh: Char;
Begin
Ch := chr(7);
Ch := #7;
………………
В этом фрагменте оба оператора присваивают символьной переменной Сh одно и то же символьное значение – звуковой сигнал (это управляющий символ).
В работе могут понадобиться значения кодов некоторых символов, которые приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Кодировка символов ASCII c кодами от 0 до 127
Код | Вид | Код | Вид | Код | Вид | Код | Вид |
NUL | SP | @ | ` | ||||
SOH | ! | A | a | ||||
STX | “ | В | b | ||||
ЕТX | # | С | с | ||||
EOT | $ | D | d | ||||
ENQ | % | E | e | ||||
АСK | & | F | f | ||||
BEL | ‘ | G | g | ||||
BS | ( | H | h | ||||
НТ | ) | I | i | ||||
LF | * | J | j | ||||
VT | + | К | k | ||||
FF | , | L | |||||
CR | - | M | m | ||||
SO | . | N | n | ||||
SI | / | O | o | ||||
DLE | P | p | |||||
DC1 | Q | q | |||||
DC2 | R | г | |||||
DC3 | S | s | |||||
DC4 | T | t | |||||
NAK | U | u | |||||
SYN | V | v | |||||
ETB | W | w | |||||
CAN | X | X | |||||
EM | Y | У | |||||
SUВ | : | Z | z | ||||
ESС | ; | [ | { | ||||
FS | < | \ | | | ||||
GS | = | ] | } | ||||
RS | > | ^ | ~ | ||||
US | ? | подчёркивание_ | DEL |
Таблица кодов символов содержит некоторое число управляющих символов, которые не имеют изображения. В этой таблице они обозначены совокупностью двух или трёх символов.
В таблице 3.2 приведены коды некоторых управляющих символов и описание действий, которые будут выполняться при выводе этих символов на любое устройство.
Таблица 3.2. Коды управляющих символов
Код | Мнемоническое обозначение | Действие |
BEL | Звуковой сигнал динамика | |
LF | Перевод строки (переход на следующую строку в этой же позиции) | |
FF | Прогон страницы | |
CR | Возврат каретки (переход в начало строки) | |
SUB | Конец файла | |
ESC | Символ Escape |
Заметим, что для перехода к началу следующей строки в программе можно использовать две конструкции. Первая:
………
Writeln;
……….
Вторая конструкция:
………………
Write(#10,#13);
………………
Ниже приведён текст программы, которая по нажатой клавиши выдаёт её код согласно кодировке ASCII.