ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОДХОД

ЭЛЕКТРОННЫЙ ПОДХОД.

Однако только после второй мировой войны появились устройства, казалось бы, подходящие для достижения заветной цели - моделирования разумного поведения; это были электронные цифровые вычислительные ма¬шины. "Электронный мозг", как тогда восторженно называли компьютер, поразил в 1952 г. телезрителей США, точно предсказав результаты прези¬дентских выборов за несколько часов до получения окончательных данных.

Этот "подвиг" компьютера лишь подтвердил вывод, к которому в то время пришли многие ученые: наступит тот день, когда автоматические вычисли¬тели, столь быстро, неутомимо и безошибочно выполняющие автоматические действия, смогут имитировать невычислительные процессы, свойственные человеческому мышлению, в том числе восприятие и обучение, распознава¬ние образов, понимание повседневной речи и письма, принятие решений в неопределенных ситуациях, когда известны не все факты.

Многие изобретатели компьютеров и первые программисты развлека¬лись составляя программы для отнюдь не технических занятий, как сочи¬нение музыки, решение головоломок и игры, на первом месте здесь оказа¬лись шашки и шахматы. Некоторые романтически настроенные программисты даже заставляли свои машины писать любовные письма. К концу 50-х годов все эти увлечения выделились в новую более или менее самостоятельную ветвь информатики, получившую название "искусс¬твенный интеллект". Исследования в области ИИ, первоначально сосредо¬точенные в нескольких университетских центрах США - Массачусетском технологическом институте, Технологическом институте Карнеги в Питт¬сбурге, Станфордском университете ныне ведутся во многих других университетах и корпорациях США и других стран.

В общем исследователей ИИ, работающих над созданием мыслящих машин, можно разделить на две группы.

Одних интересует чистая наука и для них компьютер - лишь инс¬трумент, обеспечивающий возможность экспериментальной проверки теорий процессов мышления. Интересы другой группы лежат в области техники: они стремятся расширить сферу применения компьютеров и облегчить поль¬зование ими. Многие представители второй группы мало заботятся о выяс¬нении механизма мышления - они полагают, что для их работы это едва ли более полезно, чем изучение полета птиц и самолетостроения. В настоящее время, однако, обнаружилось, что как научные так и технические поиски столкнулись с несоизмеримо более серьезными трудно¬стями, чем представлялось первым энтузиастам. На первых порах многие пионеры ИИ верили, что через какой-нибудь десяток лет машины машины обретут высочайшие человеческие таланты.

Предполагалось, что преодолев период "электронного детства" и обучившись в библиотеках всего мира, хитроумные компьютеры, благодаря быстродействию точности и безотказной памяти постепенно превзойдут своих создателей-людей.

Сейчас мало кто говорит об этом, а если и говорит, то отнюдь не считает, что подобные чудеса не за горами. Несмотря на многообещающие перспективы, ни одну из разработанных до сих пор программ ИИ нельзя назвать "разумной" в обычном понимании этого слова. Это объясняется тем, что все они узко специализированы; самые сложные экспертные системы по своим возможностям скорее напоми¬нают дрессированных или механических кукол, нежели человека с его гиб¬ким умом и широким кругозором.

Даже среди исследователей ИИ теперь многие сомневаются, что большинство подобных изделий принесет сущест¬венную пользу. Немало критиков ИИ считают, что такого рода ограничения вообще непреодолимы. К числу таких скептиков относится и Хьюберт Дрейфус, профессор философии Калифорнийского университета в Беркли. С его точки зрения, истинный разум невозможно отделить от его человеческой основы, заклю¬ченной в человеческом организме. "Цифровой компьютер - не человек, ¬говорит Дрейфус У компьютера нет ни тела, ни эмоций, ни потребнос¬тей. Он лишен социальной ориентации, которая приобретается жизнью в обществе, а именно она делает поведение разумным.

Я не хочу сказать, что компьютеры не могут быть разумными. Но цифровые компьютеры, зап¬рограммированные фактами и правилами из нашей, человеческой, жизни, действительно не могут стать разумными.