Фантастическое настоящее

Фантастическое настоящее. Но прежде, чем попытаться ответить на этот вопрос, было бы неплохо вначале определиться с тем, чем мы располагаем на настоящий момент и, главное, какие направления развития в области информатики и вычисли-тельной техники наиболее действенны и перспективны. Любое будущее на-чинается всегда в настоящем. Вопрос развития информатики и вычислительной техники усложняет-ся тем, что и нынешнее-то их развитие сложно поддается каким-либо пред-сказаниям и прогнозам.

В этой области прогнозы серьезные люди и органи-зации стараются давать на ближайшие год-два: слишком быстро и непред-сказуемо развивается творческая и техническая мысль. Прежде всего, это быстрые темпы изменений в технологии. Мостостроитель не сталкивается каждые три года с новым сортом стали, которая была бы в десять раз проч-нее наилучших сортов старой.

Кораблестроителя систематически не воору-жают новой технологией, вдвое снижающей стоимость постройки судна каждые два года. Лица, специализирующиеся в этих областях, могут изу-чать свой предмет с уверенностью, что техника, которую они изучали, су-щественно не изменится в течение первых 5—10 лет их практической дея-тельности. В то же время разработчик вычислительных комплексов не мо-жет быть уверен даже в том, что избранные им технические методы не из-менятся за время окончания одного проекта.

Итак, я решила просканировать Интернет и перелистать компьютерные журналы на предмет новых разработок и вычислительных технологий, и скоро я убедилась, что даже самые новые технологии не вызывают ни удив- ления, ни воодушевления. Все это где-то уже было. И, конечно, в произве-дениях фантастической литературы. Похоже, что современная инженерия решительно не способна предложить что-то, выходящее за рамки вообра-жения авторов даже весьма посредственной фантастики. Так что придется нам привыкать к тому, что в ближайшее время ничего удивительного ждать не приходится.

Просто фантастические (в смысле, взятые из фантастики) приспособления постепенно и весьма буднично становятся реальностью. Чудеса миниатюризации уже воспринимаются как должное, рост про-изводительности процессоров и емкости памяти просчитывается лет на пять вперед. Принципиально новые функции программного обеспечения упоминаются одной строкой в пресс-релизах. Чем, к примеру, порадуют нас дисплеи в обозримом будущем? То, что обычные электронно-лучевые трубки доживают свои последние годы, ясно уже всем. Повсеместный переход на плоскопанельные дисплеи — вопрос только очередного снижения цен. Заглянув на страницы фантастики, мы обнаруживаем там целую про-грамму развития устройств отображения: гибкие дисплеи, которые вместе с изображением можно мять, как бумажки, огромные экраны размером во всю стену, дисплеи, создающие стереоскопическое и даже полностью трех-мерное изображение.

Стереоскопия обеспечивает лишь иллюзию трехмерности за счет эф-фекта бинокулярного зрения. Для этого каждому глазу предоставляется свое плоское изображение, по которым мозг восстанавливает трехмерную сцену.

Подходов к решению этой технической задачи множество – поляризацион-ные очки, синхронизированные с кадровой разверткой экрана, очки-шлемы с отдельными дисплеями для каждого глаза. Причем это уже массово рас-пространенные технологии. Настоящее же трехмерное изображение отличается тем, что для его рассматривания не требуются приспособления вроде очков, а видеть его могут одновременно несколько человек, естественно, с разных мест. Фан-тастика? — Ничуть.

Голография — уже давно освоенная технология. Един-ственная оговорка — до недавнего времени голограммы были статичными. Но вот в последнее время сразу несколько инновационных фирм зая-вили о том, что у них решена задача создания динамического истинно трехмерного изображения (www.visualabs.com, www.opd3d.com). Сквозное подключение мобильных устройств к Интернету — это тоже примета времени.

Может быть, еще не сегодняшнего, но не такого уж и да-лекого будущего. Все это обеспечивается технологиями мобильной связи, идущими на смену стандарту GSM. Это технологии GRPS, CDMA, UMTS. Полноценное внедрение этих технологий кардинально изменит роль ны-нешних карманных компьютеров. Будучи постоянно подключенными к Ин-тернету, эти устройства существенно расширят свою практическую полез-ность. Еще несколько лет назад в прессу просочились сведения о разработке учеными NASA особого чипа, который, возможно, придет на смену ны-нешним микропроцессорам.

Новинка получила обозначение FPGA (field programmable gate array – программируемая матрица вентилей) и отличается от нынешних “статичных” микросхем тем, что каждый элемент програм-мируемой матрицы способен к реконфигурации с частотой несколько тысяч раз в секунду. Как следствие, производительность настольных систем, ис-пользующих подобное решение, оказывается на несколько порядков выше, чем у традиционных персональных компьютеров.

Достигается это за счет возможности распараллеливания процесса вычисления путем создания сра-зу нескольких одновременно работающих процессоров на базе одной мат-рицы вентилей. Обратим внимание на другой класс устройств — на устройства ввода информации. Надо отметить, что со вводом информации в вычислительной технике всегда было больше проблем, чем с ее выводом. Долгое время единственным устройством ввода оставалась клавиатура.

Потом появились мышь, джойстик, сканер, звуко- и видеозапись. Однако для ввода текстов — основы всех информационных технологий — по-прежнему не было ничего, кроме клавиатуры. Так продолжалось несколько десятков лет. И вот в самом конце XX века произошла тихая революция — компьютеры обрели новые каналы ввода алфавитно-цифровых данных. Речь, конечно, идет о распо-знавании текстов и голоса. «Озвучивание» системы человек-техника идет и с другой стороны. Очень может быть, что в скором времени автомобиль будет в состоя-нии сам говорить водителю, куда нужно ехать.

Уникальной навигационной системой собирается снабдить свою продукцию японская Honda (http://www.honda.com), которая обещает включать в стандартную комплек-тацию автомобилей Acura RL “электронного штурмана”, способного распо-знавать человеческую речь и общаться с водителем на обычном языке. Если планам японского автогиганта суждено сбыться, то Honda станет первым автопроизводителем, который снабдит серийные машины навигационной системой с речевым информатором и голосовой системой управления.

При-чем произойдет это уже в нынешнем году – начало поставок “говорящих” машин намечено на осень-зиму 2004 г. Подойдем к другому важнейшему направлению развития технологий — к системам искусственного интеллекта. Число примеров таких систем в фантастике неисчерпаемо. Однако ничего подобного фантастическим об-разам искусственного интеллекта на практике реализовать пока не удается. Философы продолжают дискуссию о том, что такое разум и интеллект и может ли в принципе устройство, созданное руками человека, быть их но-сителем.

А тем временем инженеры продолжают у создавать системы со все более сложным поведением (www.lii.newmail.ru, www.mindpixel.com). К примеру, экономически весьма привлекательной (и, главное, востре-бованной!) сейчас является деятельность, направленная на преодоление по-следствий "информационного взрыва", явления, связанного с лавинообраз-ным увеличением потока информации, который уже попросту не поддается отслеживанию. Между тем, разбиение данных на категории и сортировка информации по темам — классические задачи, относящиеся к области ис-кусственного интеллекта.

А это может означать, что компании, специализи-рующиеся на проведении исследований в области разработки и создания интеллектуальных систем, вновь могут завоевать "симпатии" инвесторов. Тем более что количество научных коллективов, специализирующихся на создании "машинного разума", ощутимо сократилось по сравнению с нача-лом 1980-х годов. Инженеры компании IBM в настоящее время трудятся над проектиро-ванием и построением самодиагностируемых и самонастраивающихся сис-тем, которые, как ожидается, будут более устойчивы к повреждениям по сравнению с нынешними компьютерами и смогут функционировать, прак-тически, без человеческого присмотра.

Уже довольно давно как раз в задачах, связанных с искусственным ин-теллектом, применяются так называемые нейронные сети. Нейронная сеть — это архитектура компьютера, построенная по аналогии с устройством человеческого мозга.

Ее элементами являются элементарные ячейки — нейроны, которые квазислучайно связаны друг с другом. В результате внешнего воздействия (например, получения на вход изображения) некото-рые нейроны возбуждаются, по нейронной сети передаются сигналы, и, в конечном счете, сеть переходит в новое состояние, которое можно узнать на ее выходе. Например, она может сообщить, что опознала изображение или голос, а может, наоборот, заключить, что образец ей незнаком.

И тут начинается процесс обучения нейронной сети. Если ответ пра-вильный, сеть получает поощрение, которое укрепляет те связи между ней-ронами, которые обеспечили правильный ответ. В противном случае эти связи будут ослаблены. Оказывается, что правильно сконструированные се-ти можно довольно быстро научить, например, распознавать весьма слож-ные события, для которых крайне трудно найти формальные критерии от-бора при алгоритмическом программировании (www.neuropower.de/ris, www.orc.ru/~stasson/menu.html). Решения на основе нейронных сетей становятся все более совершен-ными. Уже сегодня имеется немало впечатляющих разработок.

База прило-жений нейронных сетей просто огромна: выявление фальшивых кредитных карточек, прогнозирование изменений на фондовой бирже, составление кредитных планов, оптическое распознавание символов, профилактика и диагностика заболеваний человека, наблюдение за техническим состоянием машин и механизмов, автоматическое управление движением автомобиля, принятие решений при посадке поврежденного летательного аппарата и т.д. [14]. Дальнейшие успехи в разработке искусственных нейронных сетей бу-дут зависеть от дальнейшего понимания принципов работы человеческого мозга, но здесь имеется и обратная связь: искусственные нейронные сети являются одним из средств, с помощью которых совершенствуется наше представление о процессах, происходящих в нервной системе человека, вы-ступая в качестве моделей соответствующих процессов. Нейросетевые технологии предоставляют сегодня широкие возможно-сти для решения задач прогнозирования, обработки сигналов и распознава-ния образов.

Учитывая высокие темпы роста объемов накопленной в со-временных хранилищах данных информации, роль нейронных сетей трудно переоценить.

По мнению специалистов, интеллектуальный анализ данных войдет в десятку важнейших информационных технологий. В последние годы нача-лось активное внедрение нейросетевой технологии. Ее активно используют такие крупные корпорации как American Express, Lockheed и многие дру-гие. Естественно, в ответ на этот интерес на рынке программных средств стали появляться соответствующие инструментальные средства.

И вот еще одна такая фантастическая технология, как нейро-имплантанты. Сама идея нейроимплантанта предельно проста: известно, что нервные импульсы представляют собой электрические сигналы. Над-лежащим образом присоединив электроды, их можно регистрировать, а можно и порождать.

Проблема лишь в том, чтобы понимать смысл нервных импульсов — биотоков. К сожалению, в этом деле прогресс идет далеко не фантастическими темпами. В мозгу известно множество зон, отвечающих за различные процессы жизнедеятельности и связанных с определенными видами мыслительной активности. Но практически ничего больше пока уз-нать не удается. Это и понятно. В нейронной сети — грубой модели мозга — тоже нельзя придать какой-то конкретный смысл состоянию отдельного нейрона и отдельным сигналам, передаваемым между нейронами.

В результате все фантазии о создании контроллера прямого доступа в человеческую память, о переносе свойств человеческой личности на ма-шинный носитель и о других подобных технических забавах так и остают-ся фантазиями. И все же некоторые возможности на пути сопряжения чело-века с машиной есть. С определенными оговорками «подсоединиться» уда-ется к периферийным зонам нервной системы человека. В этом направле-нии идут работы по созданию так называемых активных протезов, которые реагируют на импульсы, поступающие по нервным волокнам (www.kv. minsk.by/index2000433901.htm). Есть и другой путь, в чем-то, пожалуй, более перспективный.

Он со-стоит в добавлении человеку новых инструментов воздействия на внешний мир. На голове пациента закрепляются электроды энцефалографа, регист-рирующего состояние определенной зоны мозга. В зависимости от ее ак-тивности на экране, куда смотрит испытуемый, например, перемещается курсор. После определенного времени тренировки (20-60 часов) испытуе-мый оказывается в состоянии сознательно перемещать курсор (forum. rust.ru/cgi-bin/forum.pl.cgi?lukian& r1756). В прессе уже неоднократно сообщалась о подобных экспериментах с участием безнадежно парализованных людей, но со временем эти методики можно будет распространить и на здоровых людей, давая им новые воз-можности взаимодействия с внешним миром, в том числе и с компьютера-ми (www.zdnet.ru/news.asp?ID=1077). Последнее время в информатике особое внимание уделяется кругу проблем, которые в последнее время часто называют общим термином “мягкие вычисления”. Сам этот термин принимают далеко не все специа-листы по искусственному интеллекту, но если говорить не о словах, а о том, что за ними стоит, то можно утверждать, что проблематика “мягких вычис-лений” является одной из центральных в проблеме искусственного интел-лекта.

В жестких рассуждениях, связанных с количественными расчетами, длинными последовательностями строгих логических умозаключений, че-ловек сильно уступает компьютеру.

В тех областях, где такие рассуждения – необходимая часть профессии (точные науки, счетная работа, шахматы), соответствующие навыки вырабатываются годами и требуют постоянной тренировки.

Основные же интеллектуальные процессы человека, как пра-вило, — “мягкие”. В них вместо четкости присутствует размытость, вместо количественных оценок — качественные, вместо точности — приблизи-тельность, вместо тождества — сходство, вместо истинности — правдопо-добность, вместо доказательства — аргументация.

Рассуждения человека, как правило, неточны – они всего лишь прав-доподобны, часто логически некорректны, не сохраняют истинность. Стро-гое логическое рассуждение — слишком медленное даже для компьютера, оно содержит очень много шагов; кроме того, оно требует полноты инфор-мации. В бытовых ситуациях, когда надо принимать быстрые решения, у человека нет ни времени, ни всей нужной информации. Но именно в этих – сильно недоопределенных, слабоструктурированных ситуациях человек действует эффективнее компьютера, хотя часто он даже не может хорошо сформулировать ни правила, по которым он действует, ни даже понятия, в терминах которых он описывает возникшую проблему.

Возрастающий в искусственном интеллекте интерес к мягким вычис-лениям связан со стремлением понять эффективность механизмов мозга, успешно использующих эту “мягкость”, попытаться построить адекватные модели этих механизмов, чтобы, в конечном счете, использовать их для создания новых информационных технологий. Итак, вчерне рассмотрев, где находится электронно-вычислительная эволюция, попробуем определить, в каком направлении станет развиваться информатика и вычислительная техника ко второй половине XXI века. 2. Куда нацелена стрела времени? Прежде всего отметим, что один из показателей развития человеческой цивилизации – скорость, с которой увеличиваются знания людей об окру-жающем мире или, иначе говоря, суммарный объем данных, известный че-ловечеству.

Так вот, период, за который происходит удвоение объема дос-тупной людям информации, позволяет косвенно судить о темпах развития человеческого общества.

И темпы эти, надо признать, поразительны. Учеными установлено, что до наступления нашей эры, то есть до Рож-дества Христова для удвоения человеческих знаний требовалось целых 2000 лет. Ясное дело, что неспешные рассуждения древнегреческих фило-софов “о сути вещей” как раз и отвечали этим темпам. Сейчас же, вероятно, древние мыслители не то, что пофилософствовать, просто мысль вслух вы-сказать не успели бы. До изобретения Гуттенбергом книгопечатания для удвоения всей известной человечеству информации требовалось 1000 лет. К концу XIX века срок этот сократился до 100 лет, а начиная с 1920 года – до 40 лет. Дальше все замелькало как в ускоренном кино: период, за кото-рый знания человечества удваивались, начиная с 1950 года, составил 30 лет; с 1980 года – 15 лет; а с 2000 года период удвоения знаний сократился до 4-5 лет! Иными словами, если в начале XX века специалист, получив высшее образование, чувствовал себя уверенно в течение 20-30 лет, то в на-чале ХХI “период полураспада знаний” сократился до 5 лет… Еще одна важная переменная для понимания эволюционной проблемы — скорость уменьшения ресурсоемкости (массы, объема, времени, затра-ченного на производство любых изделий человеческих рук). Кривая ресур-соемкости в области вычислительной техники вначале, как ей и положено, росла, но в последние годы она получила тенденцию уменьшения: нагляд-ным свидетельством этого является то, что стоимость компьютерной тех-ники в лучшем случае остается на одном уровне, а в среднем плавно и по-стоянно снижается вниз. Итак, ресурсоемкость производства падает, зато информационный ре-сурс стремительно нарастает.

При нынешних темпах развития очень скоро в истории человечества произойдет небывалое событие: информация ока-жется ценней материального ресурса.

А впрочем, разве и сейчас программ-ный продукт не стоит порою дороже, чем сам компьютер? Эта закономерность ярко проявилась в последние полвека в Японии: ресурсов практически никаких, зато культ интеллекта, знаний, информаци-онных технологий вывел страну в мировые лидеры.

Современные нанотех-нологии убеждают: каких-то молекул достаточно, чтобы получить все, что нужно.

Ресурс минимальный. Зато информация — огромна. Не исключено, что подобный переворот устойчивой ранее пирамиды, на которой зиждется наша цивилизация, произойдет в ближайшие полвека.

По своим последствиям он может оказаться более значительным, чем даже высокотехнологический взрыв последнего полстолетия. И давать какие-либо прогнозы в этом направлении — это практически наверняка попасть пальцем в небо. Здесь вступают в действие «революционные» и «катастро-фические» законы. В смысле, законы теории катастроф, убедительно дока-зывающие, что взмах крыльев бабочки в сельве Амазонки может вызвать ураган в Северной Балтике [2, 80—92]. Когда информация становится важней ресурсов, мир закономерно вступает в фазу неустойчивого развития.

После долженствующих встрясок и разнообразных революций, эпитеты к которым предстоит еще придумать, наша технологическая цивилизация снова войдет в относительно устойчи-вую полосу развития. Но какой она станет? Неизвестно. Теперь попробуем рассмотреть более «мягкие» сценарии развития, без критических фаз и точек бифуркаций. Представим себе, что эволюция ин-форматики и вычислительной техники будет идти плавно и с относительно невысоким ростом ускорения.

В этом случае в ближайшие десятилетия нас, естественно, ожидают дальнейшие технологические прорывы. Большое значение приобретет информационная безопасность, особен-но в части одной из ее важнейших составляющих – идентификации пользо-вателей. Первое решение в этой области — символьные пароли, примитив-ные, легко забываемые и легко «взламываемые», еще в первой половине XXI века станут частью истории. Каждый пользователь будет идентифици-роваться с помощью биометрической информации.

Биометрический контроль доступа – это автоматизированный метод, с помощью которого путем проверки (исследования) уникальных физиологи-ческих особенностей или поведенческих характеристик человека осущест-вляется идентификация личности. Физиологические особенности (папил-лярный узор пальца, геометрия ладони, черты лица или рисунок (модель) радужной оболочки глаза и т. п.) являются постоянными физическими ха-рактеристиками человека. Данный тип измерений (проверки) практически неизменен так же, как и сами физиологические характеристики.

В отличие от традиционного пароля, биометрическая характеристика не может быть забыта, потеряна или украдена. Поскольку биометрические характеристики каждой отдельной личности уникальны, они могут использоваться для пре-дотвращения воровства или мошенничества с большой степенью надежно-сти. Итак, во второй половине XXI века электронные системы станут узна-вать пользователей по голосу, тембру речи или по прикосновению руки. Далее. Информационные технологии будут внедряться во всех воз-можных и невозможных сферах жизни.

На смену примитивным роботам, выполняющим простейшие механические функции, придут устройства, об-ладающие элементами искусственного интеллекта. Несомненно удобство использования машин с точки зрения клиента: они работают быстро, стои-мость их услуг невелика, что отражается на цене товара. Из этого можно сделать вывод — всё, что работает хорошо, быстро распространяется. А значит, что в ближайшие годы нас ждет повсеместная автоматизация об-служивания.

К примеру, еда во всех ресторанах быстрого питания будет продаваться автоматически. Следующим шагом будут автономные гуманоидные роботы. Honda своим роботом ASIMO доказала, что большая часть проблем, к примеру, с ходьбой, уже решена. Тем же путём идут Sony и другие производители. Хватило двух деся-тилетий на то, чтобы инженеры получили гуманоидное тело, действующее с изяществом Жизель, с точностью Зверобоя и силой Терминатора.

Десятилетия научно-исследовательской работы над автономными ро-ботами и искусственным интеллектом наконец-то начали приносить плоды. Еще в первой половине этого века первые машины, которые могут ви-деть, слышать, передвигаться и управлять объектами на уровне, эквива-лентном человеческому, выйдут из лабораторий на рынок. Эти роботы пока не смогут мыслить творчески подобно людям, но на что же та самая вторая половина XXI века? Возможно, к середине XXI века свершится третья техническая рево-люция: габаритные современные компьютеры мутируют в особые микроор-ганизмы диаметром всего пять-шесть миллиметров. Микроминиатюриза-ция и нанотехнологии позволят создать искусственные нейронные сети с числом соединений, превосходящим число соединений мозга.

Далее. Оперируя законом Мура, который, грубо говоря, гласит, что мощности компьютеров удваиваются каждые 1,5-2 года, можно высчитать, что в 2020 году процессоры домашних компьютеров будут способны на 10 триллионов операций в секунду.

У такого компьютера будет терабайт опе-ративной памяти, а данных в нём уместится один-два петабайта. В 2040-м же году компьютер должен быть в тысячу раз мощнее машины из 2020-го. Обрабатывая данные со скоростью квадрильон действий в секунду, этот компьютер фактически будет эквивалентом человеческого мозга. Следовательно, после 2050 года должны появятся компьютеры, пре-восходящие человеческий мозг. Значит ли это, что компьютер обойдет че-ловека «по всем статьям»? И вот тут мы подходом к еще одному перспективному направлению развития информатики и вычислительной техники.

Все мы знаем, что компьютеры состоят из аппаратуры и программного обеспечения — hardware & software. Объединяют компьютеры сети — netware. Однако очень часто при создании и развитии информационной системы совершенно упускают из вида еще одну составляющую — людей, которые всей этой техникой будут пользоваться. Назовем ее peopleware. Можно сказать, что peopleware — это программы, заложенные не в компь-ютеры, а в головы людей, которые этими компьютерами пользуются. В настоящее время сплошь и рядом обнаруживается, что в мощных информационных системах используется лишь малый процент их возмож-ностей, поскольку в социуме сохранен старый, привычный оборот инфор-мации.

Многие операции, которые могли бы выполняться автоматически, приходится делать вручную, и отсюда появляются дублирование, ошибки, задержки. Причина проста. Информационной системой является, скажем, не компьютерная подсистема фирмы, но вся фирма в целом.

И поэтому про-граммироваться, настраиваться и отлаживаться она должна во всех своих частях. А, как мы видим, при всем огромном техническом прогрессе, когда компьютеры не только далеко обошли в сложных математических вычисле-ниях и в скорости реакции, но даже и выигрывают в шахматы у чемпионов мира, ни один суперкомпьютер не оказался способным конкурировать с че-ловеком в творчестве и в решении парадоксальных задач. Ни один компью-тер пока не может дать точный ответ на вопрос: уйдет ли Светлана из пятой квартиры от мужа? А вот ее соседка тетя Клава не только даст правильный ответ, но и точно скажет, к кому и когда вернется.

Что же, если мы не можем научить машину не только мыслить, но, тем более, мыслить творчески, то есть смысл поработать в ином направлении: в направлении интеграции машинной точности и быстродействия и челове-ческой непредсказуемости и «творчесткости». Первые попытки этого имеются, кстати, уже и сейчас. В сентябре 2000 г. Compaq запустила новое лозунговое обращение к истинным человече-ским ценностям: “Вдохновляющие технологии: приглашаем в новую эру информации”. Новый девиз компании – Inspiration Technology – в фирмен-ных проспектах на русском языке звучал еще более интригующе, как “Тех-нологии вдохновения от Compaq”. Идеологи Compaq считали, что компания больше не должна ограничивать себя технологиями вычислений.

Главная цель – раскрыть творческий потенциал пользователей, предоставить им по-вседневные инструменты вдохновения в работе с разнообразной информа-цией и ресурсами Интернета.

Естественно, что слияние человека и машины начнется с простого: с полной и повсеместной компьютеризации. Уже в ближайшее время в раз-витых странах дома среднего класса и элиты будут оборудованы компью-терными системами управления домашними устройствами, а к середине века сложно будет представить и лачугу в Бразилии без хотя бы простень-кой компьютерно-бытовой системы, которая управляется с помощью голоса и жестов, и без электронной книги, хранящей в своей памяти миллионы литературных произведений.

Но подобное сотрудничество станет не только внешним и поверхност-ным, но и внутренним: появление и распространение техники вживления вычислительных управляемых устройств с прямым доступом к нейронам к 2030 году — вполне реальная вещь [12]. В 2050 году может наступить царство так называемых наноустройств («интеллектуальной пыли» ), что приведет к размытию грани между кибер- и реальным пространством (и так уже неустойчивой – спасибо «Матрице» и он-лайн играм), а, следовательно, к еще бóльшему слиянию человека и «компьютера». Думается, что тогда система «информатика» + «вычислительная тех-ника» потеряет свой смысл, переродившись в более сложное (в том числе и структурно) образование: «информатика» + «вычислительная техника» + «человек». Не просто пользователь, наживающие нужные клавиши.

Во вто-рой половине XXI века, человек с компьютером будет входить в контакт не только с помощью пальцев рук (клавиатура, мышка), а гораздо более все-объемлющим образом.

Про голосовую связь мы уже говорили, это дело ближайшего будущего. И даже то, что человек может управлять компьюте-ром только с помощью движения зрачков, — это тоже успешно разрабаты-ваемое сейчас направление. Дело более отдаленного будущего — научиться управлять техникой с помощью внутренних, психологических движений: силой мысли (мышление-то, как известно, имеет электрическую форму), эмоциональными проявлениями (такой вот «правнук» детектора лжи, спо-собный отследить мельчайшие изменения эмоций человека) и так далее.

Но здесь мы снова входим в область фантазий. Симбиоз человека и компьютера на молекулярном уровне — тут есть от чего замереть духу. И пожелать себе жить долго, чтобы увидеть такие чудеса. Но есть еще один вариант развития информатики и вычислительной техники. Он заключается в том, что человечество найдет себе новую, еще более интересную игрушку и со всей страстью ученого, инженера и биз-несмена бросится к ней. И компьютеризация прекратит развиваться по «экспоненте в квадрате», эволюционируя гораздо более спокойно и солид-но, как, к примеру, это сейчас происходит с автомобильной техникой или появлением новых строительных материалов.

Пример такого «остановленного» развития — предыдущая «игрушка» — физика. После лавинообразного развития первой половины ХХ века, по-сле открытия необыкновенных тайн микромира и нахождения совершенно источников энергии, во второй половине века, к сожалению, эта наука сдала свои позиции лидера цивилизации.

Пальму первенства неожиданно пере-хватили информатика и вычислительная техника, очень возможно, кстати, чтобы через некоторое время передать ее — но кому? На этот вопрос слож-но ответить. И в этом случае облик информатики и вычислительной техники дале-кого будущего будет зависеть от того, на каком этапе их развития ее лишат лидирующего положения. После этого в этой области будут появляться но-вые разработки и новые достижения, но все это будет гораздо более спо-койно и банально.

И, не исключено, что нанотехнологии и слияние реаль-ного и кибернетического миров постигнет та же судьба, что и у управляе-мого термоядерного синтеза и искусственного интеллекта, чье воплощение все переносится и переносится с ближайшего будущего на более отдален-ного. И так без конца