Язык Pascal. Структура программы
Program | Заголовок программы |
Uses | Раздел подключения модулей — библиотек дополнительных процедур и функций |
Label | Раздел описания меток безусловного перехода |
Const | Раздел описания констант |
Type | Раздел описания типов данных |
Var | Раздел описания переменных |
Procedure Function | Раздел описания подпрограмм — процедур и функций, содержащих некоторые элементы логики программы |
Begin | Начало раздела описания логики программы |
Раздел описания логики программы | |
End. | Конец раздела описания логики программы |
Правила назначения имён
Имя должно состоять из одного слова; строчных или прописных латинских символов (разрешается символ «_»). Разные элементы программы в одной программе не могут называться одинаково.
Пример описания переменных:
A: Integer; — А целое число
V: Real; — V вещественное число
Name: String [20]; — Name строка с определённым количеством символов =20 символов
Greeting: String; — Greeting строка
Ch: Char; — Сh какой-то символ
a, b, c: Real; — a, b, c три вещественных числа
Типы данных
Идентификатор | Длина (байт) | Диапазон значений | Операции |
Целые типы | |||
integer | 2 | -32768..32767 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
byte | 1 | 0..255 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
word | 2 | 0..65535 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
shortint | 1 | -128..127 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
longint | 4 | -2147483648..2147483647 | +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, > |
Вещественные типы | |||
real | 6 | 2,9x10-39 - 1,7x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
single | 4 | 1,5x10-45 - 3,4x1038 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
double | 8 | 5x10-324 - 1,7x10308 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
extended | 10 | 3,4x10-4932 - 1,1x104932 | +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, > |
Логический тип | |||
boolean | 1 | true, false | Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, > |
Символьный тип | |||
char | 1 | все символы кода ASCII | +, >=, <=, =, <>, <, > |
Присваивание в Паскале обозначается знаком ":=", т.е. a:=34;
После каждого выражения ставится знак «;».
Процедуры вывода информации на экран: процедура Write и процедура WriteLn
Write (<Выводимая информация>);
Write (‘Привет, Мир!’); — на экране появится надпись Привет, Мир!, а курсор далее будет мигать после знака «!»
WriteLn (<Выводимая информация>)
WriteLn (‘Привет, Мир!’); — на экране появится надпись Привет, Мир!, а курсор ,благодаря Ln будет мигать в начале следующей строки
Функция ReadKey позволяет дождаться нажатия пользователем какой-либо клавиши и затем определить, которая клавиша нажата. Её ставят перед последним словом End в программе, чтобы увидеть результаты выполнения программы на экране.
Процедуры ввода информации на экран: Read и ReadLn:
Read (<Приёмник информации>);
Var
a:byte;
Begin
Write (‘Введите число а (от 0 до 255): ’);
ReadLn(a);
End.
Операторы ветвления:
Условный оператор If
If <Условие> then <Команда>; Перевод: Если такое-то условие, то делаем то-то
Оператор цикла For
For <Счётчик цикла> := <Начальное значение>
To <Конечное значение> Do <Команда>;
Var
i: Integer;
Begin
For i:=1 to 5 Do
WriteLn (‘Строка’);
End.
Условный оператор цикла While…Do
While <Условие> Do <Команда>;
Пока такое то условие, делаем …
While N > 0 do
Begin
WriteLn (N * N);
N:=N – 1;
End;
7. Архивирование данных
Архивация(сжатие данных) — алгоритмическое преобразование данных, производимое с целью уменьшения их объёма. Обратная процедура называется восстановлением данных (распаковкой, декомпрессией).
Сжатие основано на устранении избыточности, содержащейся в исходных данных (повторение в тексте фрагментов, некоторые значения в сжимаемых данных встречаются чаще других).
Есть форматы файлов, не обладающие избыточностью, например: jpeg; mp3; avi.
Архивация файлов нужна для уменьшения объема файлов. Используется там, где размер файлов критичен; например: при передачи файлов (интернет, электронная почта, сменные носители); при резервном копировании или хранении данных; при защите информации (т.к. архивация по сути является кодированием
информации + большинство архиваторов позволяют поставить на открытие архива пароль).
Методы сжатия: сжатие с потерями, сжатие без потерь.
Коэффициент сжатия — основная характеристика алгоритма сжатия. Она определяется как отношение объёма исходных несжатых данных к объёму сжатых, то есть: k=So/Sc, где k — коэффициент сжатия, So — объём исходных данных, а Sc — объём сжатых.
Виды архивов:
Обычный архив — сжатый файл с расширением .rar или .zip.;
Многотомный архив — архив, состоящий из нескольких томов; объём тома можно задать любым; первый том имеет расширение .rar, второй — .r00, третий — .r01, четвёртый — .r02 и т.д. Объём последнего тома может быть меньше, так как в нём хранится остаток информации.
Самораспаковывающийся (SFX) архив — архив, в котором вместе с заархивированной информацией хранится и компактный разархиватор; такие архивы имеют расширение .exe. Для извлечения файлов из самораспаковывающегося архива необходимо просто запустить его на выполнение.