рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ - раздел Информатика, КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ Сегодня Профессионально Значимые Качества Личности Основываются Не Столько На...

Сегодня профессионально значимые качества личности основываются не столько на критериях объема и полноты конкретного знания, сколько на способности самостоятельно пополнять их, ставить и решать профессиональные задачи, вырабатывать критерии отбора наиболее эффективных из них. В условиях непрерывно возрастающих возможностей реального доступа к информации из любой страны мира и на любом языке с помощью глобальных систем телекоммуникации, для каждого человека становится необходимым самостоятельно уметь разработать рациональную стратегию поиска необходимой лично ему информации из множества существующих. В подобной ситуации резко возросли требования к информационной культуре личности. Человеку требуются сформированные навыки эффективного взаимодействия с информационной средой, умение использовать предоставляемые ею возможности, т.е. определенный уровень культуры поведения в инфосфере - "глобальной инфраструктуре электронных средств хранения, обработки и передачи информации" [2].

Информационной культуре личности посвящено достаточно много работ [2], [14]-[21]. Современные взгляды на образование, как "образование человека культуры" [1], также заставляют нас обратиться к анализу содержания этого понятия, введенного в практику образования А.П. Ершовым [2].

В рамках этой работы мы хотели провести теоретический анализ этого понятия, при этом мы исходим из схемы анализа понятия культуры личности, предложенной в монографии [3], в соответствии с которой при анализе понятия различных типов культуры необходимо исходить из общего, философского понятия культуры личности: его содержания, функций и уровней.

 

Краткий очерк основных понятий общей теории культуры личности

 

Понятие культуры является сложным и неоднозначным. Культура в различных ее проявлениях является объектом и предметом изучения множества конкретных наук. Для философии свойственно рассмотрение культуры в ее общих чертах, основные из которых мы и попытаемся описать.

Сам термин «культура» имеет происхождение от латинского слова "culture" - "возделывание земли, уход". Этот термин, как нельзя, более точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. В настоящее время слово "культура" часто также употребляется как мера уровня образованности, просвещенности и воспитанности человека.

На протяжении всей истории развития философской мысли культура в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками. Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая (понятие "жень") и Индии (понятие "дхарма") означало, прежде всего, целенаправленное воздействие человека на окружающую его природу. Включало оно также воспитание и обучение самого человека. Философы древней Греции видели в "пайдейе", т.е. "воспитанности", которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от "варваров". Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впитав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, культура стала ассоциироваться с признаками личного совершенства. В эпоху средневековья процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека отдавался в удел Бога. Процесс творческого подъема отождествлялся то с проявлением Божьей милости, то с кознями дьявола. Возрождение интереса к изучению и познанию культуры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать достижение соответствия гуманистическому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей.

Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазвития общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусства, морали, религии и государственном правлении. Французские просветители XVIII века понимали содержание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Представители немецкой классической философии стали искать осознание культуры как сферы "духа". Кант рассматривал культуру, прежде всего, с позиций морального сознания, Шиллер - как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского сознания человека. Таким образом, представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной исторической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Многочисленные философские школы ХХ века интенсивно занимались и занимаются изучением феномена культуры.

Последователи неокантианства рассматривали культуру, прежде всего, как специфическую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа.

Диалектико-материалистическая философия рассматривает культуру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включающий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Само становление личности есть не что иное, как результат культурной эволюции индивида. Осваивая через познание и деятельность внешнее, материализованное выражение культуры, индивид обретает человеческое качество, становится способным сам участвовать в культуротворческой деятельности.

В соответствии с современными взглядами в структуре культуры можно выделить два класса элементов. Первый класс включает в себя идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни. Второй класс элементов образуют социальные институты и учреждения культуры, благодаря которым эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена. К этому классу относятся, в частности, система просвещения и образования, средства массовой информации и коммуникации и т.д.

Являясь выражением способов и норм социальной организации и регулирования жизнедеятельности общества, культура обладает рядом присущих ей функций. Во-первых, это социально-регулятивная функция культуры, воплощающаяся в нормах, традициях и обычаях, регулирующих жизнь общества. Вторая, не менее важная функция культуры, называется коммуникативно-репродуктивной, которая заключается в трансляции опыта, знаний от поколения к поколению. Ценностно-ориентационная функция культуры обеспечивает социальный отбор продуктов культуротворческой деятельности, отбор и отсеивание в ходе трансляции тех культурных ценностей, которые остаются в употреблении у нового поколения, и тех, которые отсеиваются, отслужив свое.

Культура не сводится лишь к результатам деятельности. Понятие культуры включает и саму деятельность. Культура данной эпохи включает в себя как результаты, так и способы деятельности, причем не только творческой, но и репродуктивной.

И, наконец, культура - это не только производство вещей и идей в их оторванности от человека, это производство самого человека во всем богатстве и многосторонности его общественных связей и отношений, во всей целостности его общественного бытия. Культура - это развитие духовно-практических способностей и потенций человека и их воплощение в индивидуальном развитии людей. Важнейший момент в этом процессе - формирование развитого самосознания (рефлексии), включающего в себя:

· способность к адекватной оценке своего места в обществе, своих интересов и целей;

· способность к планированию своего жизненного пути, к реалистической оценке складывающихся ситуаций;

· готовность к реализации рационального выбора линии поведения;

· способность к оценке своего поведения и своих действий;

· ответственности за личностный выбор.

Формирование подобного самосознания может осуществляться лишь на основе личностного ценностно-смыслового компонента, задающего своеобразное общее ориентирующее начало, помогающее разбираться в конкретных ситуациях, планировать и моделировать будущее.

В становлении личности важное место занимает образование. Однако понятия образованности и культурности не совпадают.

Образованность чаще всего означает владение значительным запасом знаний, эрудицию человека. В то же время она не включает целый ряд таких важнейших характеристик личности, как нравственная, эстетическая, экологическая, психологическая, коммуникативная культура и т.д. Вот почему так важны слитность образования и воспитания, сочетание в образовании развития интеллекта и нравственных начал.

Понятие "культура", как уже было отмечено, имеет множество определений и, соответственно, значений. По данным А. Кребера и К. Клакхона [4] насчитывается около 200 определений и характеристик культуры.

Попытаемся изложить сущность некоторых теоретических направлений, позволяющих сформулировать наш взгляд на описание компонентов, уровней и функций культуры человека в современном образовании.

В соответствии с наиболее близким нашим целям (культура личности и ее место в образовании) пониманием термина "культура" ("пападейя" Древней Греции), культура личности включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности.

Получил широкое распространение аксиологический подход к пониманию культуры - как совокупности материальных и духовных ценностей (см., например, [5]).

Некоторые авторы (например, Б.С. Ерасов [6]) под культурой понимают "процесс и продукты духовного производства как системы по созданию, хранению, распространению и потреблению духовных ценностей, норм, знаний, значений, представлений и символов". Этот подход представляет интерес в том плане, что выделенные компоненты культуры в их субъективной представленности человеку могут быть рассмотрены как базовые характеристики его информационной культуры (нормы, знания, значения, ценности, символы). Однако, аксиологическая трактовка культуры налагает ограничения на рассмотрение ряда других ее характеристик (например, процессуальных).

Следующее направление в исследовании феномена культуры может быть определено как процессуально-деятельностное [7]. Так, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов считают деятельность и ее способы основной единицей анализа культуры. Культура понимается ими, прежде всего, как передающаяся от поколения к поколению система сложившегося опыта в виде технологий и результатов деятельности как внешней, так и внутренней. Сущность культуры видится как:

· своего рода принцип связи человека с предметом, способ его вхождения в общественную жизнь, механизм самосознания, осмысливание своей неотделенности от других и собственной автономности, уникальности;

· характеристика ментальности (установки сознания, его нацеленности во вне - на мир - и внутрь себя, на собственные глубины духа);

· то, что позволяет внести в мир и в личность смысл, человеческое значение.

Таким образом, культура вбирает в себя способность использовать то, что накоплено в процессе многовекового развития человечества. Быть культурным - это "уметь" [8].

Внимание к технологическому аспекту позволяет выйти на разработанный в науках об образовании деятельностный подход (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина др.) в формировании тех или иных "пластов" культуры человека.

С позиций деятельностного подхода культура определяется как "социально значимая творческая деятельность в динамической взаимосвязи ее результативности (опредмеченной в нормах, ценностях, традициях, знаковых и символических системах и т.д.) выраженная в ее процессуальности, предполагающей освоение (распредмечивание) людьми уже имеющихся результатов творчества, т.е. превращение богатства, опыта человеческой истории во внутреннее богатство индивидов, вновь воплощающих содержание этого богатства в своей социальной деятельности, направленной на преобразование действительности и самого человека" [9].

Однако, в этих определениях культуры остаются нераскрытыми такие ее глубинные элементы как характеристика ментальности, механизм самосознания, личностные смыслы и др., что, несомненно, невозможно только в рамках деятельностного подхода и требует анализа личности как носителя культуры.

При этом некоторые представители процессуально-деятельностного направления хотя и определяют сущность культуры как трансляцию способов деятельности, фактически не ограничиваются этими рамками и значительно шире трактуют понятие культуры. Так, например, в работах М.С. Кагана [10] отмечается, что культура в ее динамическом аспекте невозможна без творчества.

Культура рассматривается им в генетическом аспекте как относительно поздно возникшая форма бытия, а человек характеризуется как био-социо-культурное существо. М.С.Каган выделяет 3 модальности культуры:

· человеческую, в которой она предстает как культурный потенциал человека (и человечества, и личности), выступающего в качестве творца культуры и ее творения;

· процессуально-деятельностную, в которой культура выступает как способ человеческой деятельности - в деятельности распредмечивания и в деятельности общения людей, участвующих в обоих процессах;

· предметную, в которой культура охватывает многообразие материальных, духовных и художественных творений, образующих "вторую природу" - создаваемые человеком "миры" искусственных объектов: "мир вещей", "мир идей" и "мир образов".

Можно также выделить направление, в котором реально представлена культуротворческая, культуросозидающая роль личности [11]. Культура в данном подходе понимается не только как воспроизводящая активность, обеспечивающая поддержание достигнутого уровня в общественно-историческом развитии, но и как творчество личности, направленное как на созидание нового в культуре, так и на присвоение (распредмечивание) культурных ценностей в процессе становления индивидуальной культуры.

Нам представляется целесообразным рассматривать вопрос о месте культуру человека в образовательном процессе в единстве ее трех основных составляющих: аксиологической, процессуально-деятельностной и творческой.

Следуя этой позиции можно проанализировать аспекты культуры, присущие отдельному человеку и проявляющиеся в различных сферах деятельности: информационной, экологической, политической, правовой, экономической, педагогической, нравственной, психологической, физической и т.д.

В ряде трактовок [3], [12] прослеживается интеграция аксиологической, процессуально-деятельностной и культуротворческой составляющих. Так, например, И.Ф. Исаев [12] выделяет следующие элементы в модели педагогической культуры педагога: аксиологический, технологический и личностно-творческий. Аксиологический компонент образуется совокупностью педагогических ценностей, технологический компонент включает в себя способы и приемы педагогической деятельности учителя. Педагогическая культура является сферой творческого приложения и реализации способностей учителя, что позволило выделить в качестве отдельного - личностно-творческий компонент.

Однако, лишь в немногочисленных работах представлены определения понятий "культуpа личности", "культура человека" целостно и достаточно полно. Так, например, О.С. Газман [13] дает следующее определение: культура личности есть "гармония культуры знаний, культуры творческого взаимодействия и культуры чувств и общения. Культура есть разрешение противоречий между крайностями (природа и производство, труд и отдых, общество и личность, требовательность и тактичность и т.д.). Культура - это достижение личностью некоторой гармонии, дающей ей социальную устойчивость, продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный эмоциональный комфорт". Таким образом, культурная личность характеризуется им через единство и непротиворечивость сознания, отношения, действия и потребности в многообразных ее аспектах.

 

Понятие информационной культуры личности: структура, функции, параметры, критерии, уровни, факторы

 

О культуре человека можно говорить с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т. д.), в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), в том числе, в контексте информационных процессов и отношений, т.е. правомерно изучение информационной культуры личности.

Профессиональная информационная культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т. д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе общая или базисная информационная культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности

Определений как общей, так и профессиональной информационной культуры существует достаточно много. Так, в соответствии с работой А.П. Ершова "Компьютеризация школы и математическое образование" [2], на этапе перехода "от компьютерной грамотности к информационной культуре" необходимо формировать у учащихся:

· навыки грамотной постановки задач, возникающие в практической деятельности, для их решения с помощью ЭВМ;

· навыки формализованного описания поставленных задач, элементарные знания о методах математического моделирования и умение строить простые математические модели поставленных задач;

· знания основных алгоритмических структур и умения применять их для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;

· понимание устройства и функционирования ЭВМ и элементарные навыки составления программ для ЭВМ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;

· навыки использования основных типов информационных систем и прикладных программ общего назначения для решения с их помощью практических задач и понимания основных принципов, лежащих в основе функционирования этих систем;

· умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью ЭВМ и применять эти результаты в практической деятельности.

Эти требования, взятые в их минимальном объеме, составляют задачу достижения первого уровня компьютерной грамотности, а в максимальном объеме - перспективную задачу - воспитание "информационной культуры". И, хотя, даже на взгляд самого А.П. Ершова, это определение кажется слишком программистским, но оно достаточно емкое и оставляет простор для многих интерпретаций, чтобы по мере накопления опыта усиливать гуманитарную и социальную компоненты информационной культуры.

Для полноты изложения приведем другие определения информационной культуры. В работе [14] приводится определение информационной культуры как "области культуры, связанной с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности". В [15] под информационной культурой личности понимается "гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации". В [16] информационная культура - это "информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры". В [17] это "качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности". В [18] под информационной культурой понимается совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации". В [19] информационная культура определяется как "уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию".

Все эти определения учитывают, как правило, аксиологический и/или процесуально-деятельностный аспект культуры, но игнорируют творческую и, прежде всего, рефлексивную составляющие.

Несколько в стороне от культурологических традиций стоит определение информационной культуры, приведенное в [20] - "информационная культура характеризует уровни развития конкретных обществ, народностей, наций, а также специфических сфер деятельности (например, культура труда, быт, художественная культура). Информационная культура неразрывно связана со второй (социальной) природой человека. Она является продуктом его творческих способностей, выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений, зарегистрированных при помощи различных материальных носителей"

Наиболее близкое автору определение информационной культуры приведено в [21] - "степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании". Однако и оно, при всей его полноте (учтены процессуально-деятельностная и творческая компоненты), недостаточно учитывает аксиологическую и рефлексивную составляющие культуры, осознание личностью своего места в инфосфере, диагностирование себя как создателя и потребителя информации.

Все перечисленные определения раскрывают, по нашему мнению, существенные характеристики информационной культуры. Вместе с тем, анализируя каждое из них, мы пришли к необходимости их расширить и дополнить в соответствии с нашими представлениями об общей (базисной) культуре личности, являющейся целевым ориентиром общего среднего образования.

Наш подход в определении информационной культуры личности основан на современных культурологических исследованиях, выделяющих:

· функции культуры личности;

· основные структурные составляющие культуры человека (знания, нормы, ценности и т.д.);

· процессуальный аспект культуры личности в единстве культуроосвоения и культуротворчества;

· результат присвоения культуры человеком, выражающийся во взаимосвязи обученности, воспитанности и уровня развития.

Для того, чтобы охарактеризовать понятие " информационная культура личности", определим ее основные функции, содержание и структуру.

В очерке основных понятий общей теории культуры уже были выделены функции культуры:

· социально-регулятивная;

· коммуникативно-репродуктивная;

· ценностно-ориентационная и ее структура;

· идеи, ценности, которые направляют и координируют поведение и сознание людей в их групповой и индивидуальной жизни;

· социальные институты и учреждения культуры, благодаря которым идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе, доходят до каждого его члена.

Исходя из понимания культуры как:

a) специфически человеческих способов деятельности;

b) совокупности духовных ценностей;

c) процесса самореализации творческой сущности человека,

мы выделяем элементы информационной культуры человека, в соответствии с которыми будет проводиться дальнейший анализ процесса ее становления. При этом мы также следовали выделенным в философии (культурологии) компонентам культуры (нормы, знания, значения, ценности, символы). Рассмотрим содержательно каждый из них:

a) Культурные нормы могут быть разделены на побуждающие и запрещающие, общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, обязательные и не обязательные (к исполнению).

b) Знание как результат процесса познания может быть выражено в представлениях, суждениях, понятиях, теориях, законах. Оно может быть научным и донаучным (житейским), эмпирическим и теоретическим, практическим и духовным.

c) Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков. Значения выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде, ритуалах и т.д.

d) Ценности как способ регуляции человеческой деятельности, поведения являются наиболее сложным компонентом культуры.

"Ценности упорядочивают действительность, вносят в нее осмысление, оценочные моменты, отражают иные, по сравнению с наукой, аспекты окружающей действительности. Они соотносятся не с истиной, а с представлением об идеале, желаемом, нормативном. Ценности придают смысл человеческой жизни" (П.С. Гуpевич, [22]).

В отличие от норм, ценности предполагают выбор какого-либо объекта, потребности, способа и т.д. Ценности, становясь мотивами поведения, переходят в ценностные ориентации личности.

e) Символы могут быть объектом рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в информационной деятельности (тексты, программы, базы данных и т. д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека.

На основе проведенного анализа выделим следующие составляющие информационной культуры личности, которые могут стать основой для определения самого понятия, выделения параметров диагностики становления информационной культуры, а также ориентиров, определяющих цели, задачи, содержание и эффективность образовательной деятельности:

1. информационная (компьютерная) грамотность;

2. информационная компетентность;

3. информационный ценностно-смысловой компонент;

4. информационная рефлексия;

5. информационное культуротворчество.

Информационная грамотность представляет собой "начала" информационной культуры (см. определение А.П. Ершова), с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей.

Решая проблему стандартизации ожидаемого результата образовательной деятельности и разработки диагностического аппарата в понятиях культуры личности, мы выделили эту характеристику, строящуюся на основе знаний и умений.

Информационная грамотность означает овладение знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере компьютеризации и информатизации. При этом, мы, вслед за А.П. Ершовым [2], будем понимать под компьютеризацией внесение компьютеров в некоторую область деятельности человека, сопровождаемое заметной перестройкой этой деятельности под воздействием компьютера, а информатизацией - построение информационного общества. Информационная (компьютерная) грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений компьютеризации и информатизации, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения практического опыта, извлекаемого непосредственного из общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т. д.

Как показывает практика, можно обладать определенной информационной грамотностью, не владея научными понятиями и терминами, не представляя сложности информационных процессов и информационных отношений.

Информационная (компьютерная) грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами информационного познания. Причём, речь идет не только о знаниях, но и их применении.

Подобное представление, в целом, согласуется с характеристикой компьютерной грамотности как минимального необходимого уровня развития информационной культуры, данной А.П. Ершовым [2].

Мы, вслед за А.П. Ершовым [2], Б.С. Гершунским [23], под грамотностью понимаем необходимую минимальную ступень и образованности, и компетентности, и культуры в целом. Информационная грамотность - это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку. Разумное и обоснованное её повышение не должно приводить как к негативным последствиям в развитии личности, так и к беспредельному увеличению учебной нагрузки, снабжением невостребованными знаниями в школе.

Многие современные учёные практически не разделяют понятия грамотности и компетентности. Все же, исходя из исторических соображений, хотелось бы разделить эти два понятия.

В определении информационной компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М. А. Холодной [24]: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности’’.

Компетентность – составляющая не только профессиональной культуры, она также может быть общей, допрофессиональной. Отличие профессиональной информационной компетентности от общей состоит в круге решаемых задач, проблем, а также уровне их решения.

В работе Н.Х. Насыровой приводится следующее определение информационной компетентности. Это:

· мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;

· совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;

· знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;

· способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;

· опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;

· опыт отношений "человек - компьютер".

С нашей точки зрения, внесение мотивационно-ценностных и рефлексивных аспектов в определение информационной компетентности не вполне корректно. На наш взгляд, информационная компетентность определяется возможностью гражданина информационного общества обеспечить себе:

· свободный доступ к информации, не являющейся тайной, а также его способностью:

- опубликовать и разгласить собственную информацию в нецензурированном виде;

- обеспечить себе право свободного выбора источника, провайдера, формата, стандарта, программы и технологии работы с информацией;

- реализовать доступные в обществе возможности относительно производства, передачи, распространения, использования, копирования, уничтожения всей доступной ему информации, включая и его собственную информацию.

При этом, в условиях демократического государства эти возможности должны быть обеспечены обществом.

Информационная компетентность может быть охарактеризована через эффективность, конструктивность информационной деятельности (внешней и внутренней) на основе компьютерной грамотности, что означает эффективное применение знаний, умений для решения стоящих/поставленных перед человеком задач. Грамотный человек знает о чём-то абстрактно, а компетентный – может на основе знания конкретно и эффективно решать какую-либо информационную задачу и/или проблему. В то же время компетентность означает отказ от прямого копирования чужого опыта, норм, традиций, образцов, свободу от стереотипов, чьих-то указаний, предписаний, установок.

Понятие различных видов компетентности встречается достаточно часто. Так, например, Т. Гордон [25] сформулировал критерии коммуникативной компетентности. Он определил её как умение выйти из любой ситуации, не потеряв внутренней свободы и в то же время, не дав потерять её партнёру по общению. М.А. Холодная [24] рассматривает интеллектуальную компетентность, полагая, что "это особый тип организации знаний, обеспечивающий возможность принятия эффективных решений в определённой предметной области деятельности (в том числе и в экстремальных условиях)",

Какой же тип организации знаний отличает компетентного человека? По мнению М.А. Холодной, знания такого рода должны отвечать следующим требованиям:

· разнообразие (множество различных знаний о разном);

· артикулированность (элементы знания чётко выделены, при этом все они находятся в определённых взаимосвязях между собой);

· гибкость (как содержание отдельных элементов, так и связи между ними могут быстро меняться под влиянием тех или иных объективных факторов, в том числе и в том варианте, когда знание превращается в незнание);

· быстрота актуализации в данный момент и в нужной ситуации (оперативность и доступность знания);

· возможность применения в широком спектре ситуаций (в том числе, способность к переносу знания в новую ситуацию);

· выделенность ключевых элементов (в многообразии знаний относительно данной предметной области, факты, положения, определения осознаются как самые важные, решающие для понимания);

· категориальный характер (определяющая роль того типа знаний, которые представлены в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);

· владение не только декларативным знанием (знанием о том, "что"), но и процедурным, конструктивным знанием (знанием о том, "как");

· рефлексия, т. е. знание о широте и глубине собственных знаний.

Таким образом, основное отличие информационной грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает (например, что необходимые ему документы можно найти в телекоммуникационной компьютерной сети), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем, способен перейти от слов к делу, от общих рассуждений к поступкам. Грамотный человек знает "о компьютерах", а компетентный реально и эффективно эти знания использует.

Ценностно-смысловой компонент информационной культуры личности представляет собой совокупность, систему личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, верований в области информационных процессов и отношений (развёрнутые исследования смысловых образований личности ведутся А.Г. Асмоловым [26], Д.А. Леонтьевым [27] и др.).

Достижение любой педагогической цели - это всегда процесс перехода от одного качественного состояния личности ученика к другому. Важнейшими компонентами такого состояния являются не только параметры фактического уровня компетентности учащихся в предметной области информатики и информационных технологий, но и их ценностные, личностные, смысловые ориентации в этих сферах.Аксиологический аспект был важен для обучения во все времена. Сегодня же, когда образование стремительно превращается в постоянный элемент жизни современного человека, а педагогические системы становятся принципиально открытыми в пространство перманентного самообразования, значение ценностных отношений возрастает многократно. Вместе с тем система отношений (интеллектуальных, этических, эстетических, нравственных и т.п.) учащихся к информации и средствам работы с ней, является ядром информационной культуры личности. Это ядро во многом определяет глубину и динамику усвоения новых знаний и приобретения специальных навыков (как необходимых слагаемых информационной культуры учащегося), а также характер и направленность использования этих знаний и навыков в практическом взаимодействии с современными информационными средствами при решении реальных задач в любых областях жизни и деятельности. Это необходимая основа решения дидактической задачи формирования у учащихся способностей видеть (находить, выделять, определять) информационную компоненту проблем, процессов и объектов действительности, находить способы оптимизации деятельности на основе использования информационных технологий, практически реализовывать эти способы в конкретной ситуации.

Система ценностей выступает как некая система координат, необходимая для того, чтобы оценить себя и других, выразить своё отношение, сделать свой выбор. Системы ценностей специфичны у определённых возрастных, профессиональных, этнических, религиозных и других групп, они отличаются у людей с различной направленностью, интересами, мировоззрением, жизненными проблемами (вплоть до нарушений психики). Иерархия ценностей индивидуальна, вместе с тем она обусловлена национальной, классовой, социальной принадлежностью.

Основной вопрос теории ценностей – раскрыть, какие ценности отличают культурного человека.

А. Маслоу [28] выделяет, исходя из описанной им системы потребностей, две группы ценностей:

· высшие – ценности развития (эстетические, нравственные, познавательные);

· низшие – регрессивные ценности, способствующие выживанию (покой, сон, отдых, безопасность).

Эти ценности диалектически и динамически связаны друг с другом, на удовлетворение низших ценностей уходит основная часть жизни, и лишь здоровая, зрелая, развитая личность направляет свою активность на реализацию высших ценностей.

Э. Фромм [29] выделял два вида индивидуальной системы ценностей, характеризующихся ключевыми словами "быть" и "иметь".

С.С. Бубнова и В.Ю. Крылов выделяют группы ценностей в соответствии с выделенной ими четырёхуровневой системой ценностных ориентаций. "Первый – наиболее обобщённый уровень, где выделяются три типа ценностей: духовные, социальные, материальные. Каждый из них включает в себя ценности второго уровня. Так, например, духовные ценности будут включать в себя нравственные, познавательные, эстетические и др. На третьем уровне выделяются ценности, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся в виде свойств личности. Например, любовь к детям, стремление к познанию и др. Четвёртый уровень – проявления ценностных ориентаций в конкретном поведении".

По степени действенности ценности можно разделить на ценностные отношения, ценностные представления и ценностные ориентации.

Ценностные ориентации составляют ориентировочную основу поведения и проявляются в реальных жизненных, поведенческих выборах.

Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор (от отдельного поступка до жизненного пути) и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека, а в наиболее важных, ответственных выявляются смыслообразующие мотивы. При этом ценность может выполнять функцию мотива, т.е. побуждать и направлять реальное поведение человека.

Таким образом, основное отличие от предшествующего компонента состоит в том, что здесь доминируют наиболее сложные элементы культуры, такие как: смысловое содержание, вкладываемое в те или иные феномены, ценностные ориентации, служащие основными регуляторами личностного выбора, позиции личности и т.д. Мы полагаем, что ценностно-смысловой компонент информационной культуры личности влияет на формирование грамотности и компетентности, развитие рефлексии и культуротворчества.

Рефлексия представляет собой отслеживание человеком целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению информационной культуры, а также осознание тех внутренних изменений, которые в нём происходят, себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и отношений. Рефлексия человека как субъекта культуры охватывает все перечисленные её компоненты: осмысление собственного уровня информационной грамотности и компетентности, особенностей ценностно- смысловой сферы и других вопросов.

Информационная культура, опирающаяся на информационную (компьютерную) грамотность, должна способствовать развитию профессиональной культуры пользователей информации. Информационная среда побуждает пользователя постоянно оценивать свои знания и знания, зафиксированные в инфосфере, уметь соотносить модели знаний и информации. Судьба каждого человека все более зависит от того, насколько он способен своевременно получать, адекватно воспринимать и продуктивно использовать новую информацию (а точнее новое знание) в своей повседневной жизни, а также осознать свое место в инфосфере, диагностировать себя как создателя и потребителя информации, осознать складывающуюся информационную ситуацию.

Психологами расматривается несколько видов рефлексии. В контексте нашей задачи наиболее значимыми являются её следующие виды: поведенческая, познавательная, личностная, коммуникативная. Также с точки зрения временной перспективы важным представляется развитие ретроспективной и перспективной рефлексии, в сравнении с актуальной рефлексией, относящейся к настоящему времени.

Рефлексия позволяет выявить и преодолеть противоречия, возникающие в жизни человека между знанием и поведением, желаемым и должным, возможным и действительным. Благодаря рефлексивному механизму человек переходит на новые уровни своего развития.

Культуротворчество означает, что человек является не только творением культуры, но и её творцом. Творческое начало присуще культуроосвоению уже в дошкольном возрасте (Л.С. Выготский).

Творчество как шаг, следующий за освоением информационной культуры, имеет множество граней: от создания собственных теорий, открытия информационных закономерностей до нахождения нестандартных решений, проявлений самостоятельности, способности задуматься над новой для себя проблемой в различных информационных ситуациях.

Как известно, существует два критерия творчества:

1. новизна результата или способа деятельности;

2. качество мышления и воображения, характеризующееся как "креативность".

Понятие "культуротворчество" в образовании мы, в основном, применяем не столько в отношении “информационной продукции”, сколько в принятии учащимися ценности творчества во всех его проявлениях и аспектах, стремление и творчеству, а также развитии творческих способностей и проявлений.

Объектом информационного творчества могут выступать образы и идеи, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. Творческий компонент может быть интерпретирован как готовность личности к выполнению культуросозидающей, культуротворческой роли как в отношении присвоения, "распредмечивания" культуры, так и созданию новых форм культуры. Творчество может проявляться в отношении норм ("нормотворчество"), традиций, порождения новых личностных смыслов ("переоценка ценностей", смыслотворчество), знаний (открытия, теории и т.д.), новых способов деятельности (технологий), собственной жизни и себя самого (определение перспективы личностного роста, самосовершенствования) и т.д.

Особой проблемой является коллективное, групповое культуротворчество, творчество, разделённое между двумя людьми. Так, чтение художественного текста может быть понято как сотворчество автора и читателя при определенных условиях и в определенном культурном контексте (М.М. Бахтин).

На наш взгляд, выделенные составляющие информационной культуры личности универсальны и могут быть отнесены к математической, экологической, правовой и др. компонентам общей культуры человека.

Выделенные компоненты не существуют изолированно друг от друга. Так, мы не противопоставляем, а лишь условно разделяем процесс культуроосвоения и культуротворчества, в жизни они тесно взаимосвязаны. Причём, как правило, культуротворчество выступает как более высокий уровень в отношении к культуроосвоению. Взаимосвязи могут проявиться практически между всеми компонентами: преобразования в личностно-смысловой сфере могут повлиять на повышение грамотности и компетентности, а новые знания - на ценностные ориентации.

Организация рефлексии позволяет достичь изменений в других составляющих информационной культуры (выработать новые способы решения информационных задач, осуществления коммуникационных и информационных процессов, активизировать процесс образования ценностных отношений, ориентаций и т.д.).

Итак, информационная культура является системным образованием, каждый компонент которой взаимосвязан с другими и, вместе с тем, является самостоятельной характеристикой, выполняющей свои функции.

На основе проведенного анализа мы определяем общую информационную культуру личности следующим образом:информационная культура личности представляет собой составную часть базисной культуры личности как системной характеристики человека, позволяющая ему эффективно участвовать во всех видах работы с информацией: получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании и включающая грамотность и компетентность в понимания природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.

И последнее, в отношении генезиса информационной и др. аспектов культуры личности адекватным понятием является "становление", а не "формирование", "воспитание", "развитие". Это обусловлено, во-первых, самим понятием культуры личности, означающим одновременно и обученность, и воспитанность, и уровень развития личности. Во-вторых, процесс становления происходит под влиянием множества внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов, таким образом культуру, не формируют, культуру присваивают, к ней приобщаются, и этот процесс происходит далеко не всегда в специально организованных условиях.

Любое явление, изучаемое вне генезиса, не отражает его разносторонне, динамично, сущностно. Термин "становление" отражает непрерывную динамику, рост, этапность и означает выход за статическое изучение культуры личности, ставит вопросы о её генетических корнях, особенностях в различных периодах и факторах, её обуславливающих.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ

На сайте allrefs.net читайте: "КОМПЬЮТЕР В ШКОЛЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ваграменко Я.А.
Институт информатизации образования Минобразования России, Академия информатизации образования ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ*

ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА ВЫСОКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
(ПРОЕКТ АКАДЕМИИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ) Проект разработан на основе системотехнических обобщений и интеграции ранее полученных методических результатов в Северо-Запад

Л.В.Нестерова
гимназия № 3, г. Астрахань СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ «ОСНОВЫ INTERNET» В условиях интенсивной информатизации общества и, в частности, общеобразовательных

Институт информатизации образования Минобразования России
ВЫСШЕЕ ЗАОЧНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ОСНОВЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ Повсеместное распространение дистанционных технологий обучения в мире и в нашей стране [1], [2] стан

Для студентов-заочников
· использования (при необходимости) краткосрочного, разового за все время обучения, посещения ВУЗа студентами. 7. Проводится адаптация учебных планов по различным специальностям ВУЗа

Воронежский педагогический университет
О ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА* По мере того, как общество осваивает элементы информационной культуры, и владение основами НИТ приход

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Информатизация общества и социальная информатика   Доминирующей тенденцией дальнейшего развития современной цивилизации является переход передовых стран мира от постин

Место социальной информатики в современной структуре научного знания
  Социальная информатика является характерным примером нового междисциплинарного научного направления, которое формируется на стыке ряда естественных и гуманитарных наук под воздейств

Научная методология социальной информатики
  Научная методология социальной информатики в настоящее время находится еще в стадии своего формирования. Важным отличительным свойством этой мето­дологии является использование сово

Современная структура предметной области социальной информатики
В национальном докладе России на Международном конгрессе ЮНЕСКО "Образование и информатика" раздел "Социальная информатика" был включен в качестве одного из четырех основных раз

Опыт России в изучении социальной информатики в системе высшего образования
  В ряде ведущих университетов и гуманитарных вузов России курс социальной информатики изучается в виде самостоятельной дисциплины наряду с изучением других дисциплин технического и г

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАЗИС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, СОЗДАВАЕМЫЙ В ИНИНФО
Цель статьи - рассмотреть проблемы, связанные с применением в образовании современных эффективных средств информатизации, в частности, средств дистанционного обучения. Сегодня становится я

ТРЕТЬЯ ВОЛНА, ИНФОРМАТИКА И ПЕДАГОГИКА
Понятие «третьей волны»   Термин "Третья волна" введён в обиход Олвином Тоффлером . Три основополагающие монографии этого автора являются одними из наиболее

СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
(результаты CeBIT-99 18-24.3.1999 и COMDEX Fall '99 15-19.11.1999) В мире компьютерных технологий существуют два основных полюса пространства-времени, по которым сверяют с

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги