Реферат Курсовая Конспект
ВИРТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-УНИВЕРСУМ» - раздел Информатика, На Правах Рукописи Грязнова Елена Владимировна Вирт...
|
На правах рукописи
Грязнова Елена Владимировна
ВИРТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-УНИВЕРСУМ»
09.00.08 - Философия науки и техники
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Нижний Новгород - 2006
РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В НИЖЕГОЮДСКОМГОСдаРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНОСТРОИТЕЛЬНОМ
Научный консультант
доктор философских наук, профессор Кутырев Владимир Александрович
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Пасхин Евгений Николаевич,доктор философских наук, профессор Прохоров Михаил Михайлович,
доктор философских наук, доктор экономических наук,
кандидат технических наук, профессор Субетто Александр Иванович
П ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
ВО ВВЕДЕНИИ обосновывается актуальность темы исследования, оценивается уровень ее разработанности, определяются цели и задачи, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость полученных результатов. Систематизируются основные положения, выносимые на защиту, представлена методологическая база исследования и уровень апробированности результатов.
ПЕРВАЯ ГЛАВА «Виртуальная реальность: состояние исследования проблемы»посвящена типологическому анализу понятия виртуальной реальности на основе уровней обобщения знания (частнонаучного, общенаучного, философского). Произведен поиск родовых признаков виртуальных феноменов, позволивший приблизиться к созданию информационной концепции виртуальной реальности.
§1. Виртуальность: история, идеи, смыслы.Обобщая многочисленные работы, в которых используется идея виртуальности, можно видеть, что ее исторические корни берут свое начало в античной философии. Однако самостоятельное философское значение «виртуальность» приобретает только в период средневековья. Основными смыслами этого понятия были: «возможность» (от аристотелевского «дюнамис»); способ существования идеи (от Платоновской «копия копии»); «внутренняя сила», факторы, определяющие становление вещи, ее энергийность, свойства; реальность, выступающая в качестве посредника (от virtus)1. Нельзя не отметить, что
' См., напр., Антология средневековой мысли (теология и философия европейского средневековья): в 2 т. Т.2. / Под ред. С.С. Неретиной. - СПб., 2002 - С. 154, 309.
идея виртуальности перекликается с идей возможных миров (Демокрит, И.Д. Скот, Лейбниц).
В период Нового времени «virtus» утрачивает свое значение таинственной и божественной силы, а «виртуальность» начинает использоваться как частнонаучная категория (Г. Убальди, И. Бернулли -принцип виртуальных перемещений; Г. Галилей — виртуальные моменты). Основными смыслами понятия «виртуальное» в механике становятся способность, возможность, мнимость. Г.Ф.В. Гегель термин «виртуальное» использовал для обозначения формы существования реального в идеальном в особом снятом, свернутом состоянии: «... идеальность, -пишет он, — есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше»1.
Обращение к идее виртуальности в первой половине XX века, вероятно, связано с феноменологическим поворотом, когда стали говорить о человеческой субъективности как об особом роде бытия. Основной ее смысл заключался в том, что субъективное выступает как нечто виртуальное, находящееся в перманентном процессе актуализации2. В это же время идея виртуальности из механики проникает в физику микромира, где она используется в значении «возможность» и «мнимость»: «... понятие возможности, играющее столь существенную роль в философии Аристотеля, в современной физике вновь выдвинулось на центральное место»3. Философы и физики оказались перед дилеммой: реальными или мнимыми считать виртуальные частицы. Позднее были сделаны первые попытки обозначения виртуальных частиц как особой объективной реальности, но словосочетание «виртуальная реальность» еще не употреблялось4. С появлением компьютерных информационных технологий, а также с новым витком развития теории возможных миров в постнеклассической философии, идея виртуальности в смысле «возможных, иллюзорных, мыслимых миров» стала применяться к информационным объектам вычислительной техники («виртуальная память», «виртуальная машина»).
В заключении параграфа отмечается, что идея виртуальности
развивалась изначально как философская категория, а затем как
частнонаучная. Она рассматривалась как полярность «действительности»,
«реальности», «константности», «субстанциональности», «актуальности»,
«потенциальности», «субъективности», «объективности»,
1 Г.В.Ф. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т.З. - М., 1977. — С. 132.
2 Бергсон А. Творческая эволюция. - М., 1998; Арто А. Театр и его двойник. - М., 1993.
3 Гейзенберг В. Шаги за горизонт. - М., 1987. - С. 223.
4 Готт B.C. О философских вопросах теории виртуальных частиц и процессов // Философские
науки. - 1965,-№4; Философские проблемы физики элементарных частиц (тридцать лет
спустя). - М.: ИФ РАН, 1994. - 217 с.
«материальности». Основные родовые признаки виртуальности определяются современными исследователями как внутренняя сила, мнимость, способность существовать, но реально себя не обнаруживать, "тТё"! идея" виртуальности разрабатывается в русле онтологического энергетизма (С.С. Хоружий, В.В. Афанасьева).
Практически нет работ, в которых бы прослеживалось развитие смысла виртуальности как способа существования информации. Диссертант выделяет подобное направление эволюции идеи виртуальности и предлагает ее дальнейшую разработку: эйдос (Демокрит); идея, копия копии (Платон); динамизм идеи (Аристотель, средневековые философы); идеальное (Гегель); субъективное (Э. Гуссерль, А. Бергсон) информационные объекты (информатика), информация (теория информации). Необходимость обоснования данной гипотезы потребовала анализа понятия «виртуальная реальность» в современном научном и философском знании.
§2. Современные частнонаучные концепции виртуальной реальностиСреди естественных наук к идее виртуальной реальности обращается не только аналитическая и квантовая физика, но и электроника
(фурье-компоненты
катод» ), |
радиотехника 2 |
(«виртуальный
модулированного радиосигнала2), космология (виртуальная протовселенная3), математика (абстрактное модельное бытие4) и др. Родовыми признаками указанных виртуальных феноменов называются: невидимое существование, короткое время жизни, способность переносить взаимодействие реальных объектов, возникновение в переходных состояниях, что совпадает с традиционным пониманием виртуальности в физике. Информационный аспект виртуальных объектов в естественных науках не рассматривается. Причина этого лежит в изначальном отождествлении возможного и виртуального, что лишает последнее самостоятельного содержания. Между тем альтернатива существует -предположение о том, что виртуальность присуща информационной составляющей мироздания. Акцент только на вещественную и энергетическую составляющую в изучении виртуальности физических объектов явно недостаточен.
В самом общем виде в технических науках виртуальная реальность определяется как информационная реальность, генерируемая
1 Кориненко В.Н., Привезенцев А.П. Исследование механизма формирования колебаний
виртуального катода методами стохастического моделирования // Журнал радиоэлектроники. -
2002. -№3.
2 Илларионов СВ. Виртуальные объекты современной физики // Виртуалистика:
экзистенциальные и эпистемологические аспекты. - М., 2004. - С. 140 - 159.
Эрекаев В.Д. Виртуальное состояние ранней вселенной // Концепция виртуальных миров и научное познание / Отв. ред. И.А. Акчурин, С.Н. Коняев. - СПб., 2000. - С. 197 - 212.
Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. - М., 2002. - С. 190.
специальными программно-аппаратными средствами. Считается, что словосочетание «виртуальная реальность» родилось в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х годов XX века и отражало идею компьютерного пространства и присутствия в нем человека. Примерно в это же время появляются близкие по смыслу термины - киберпространство (У. Гибсон), искусственная реальность (М. Крюгер), фантоматика (С. Лем), но предпочтение отдается виртуальной реальности (Дж. Ланьер). Немаловажную роль в этом сыграла философия постмодернизма, особенно теория симуляции (Ж. Бодрийяр, Ж. Делез), а также развитие концепции возможных миров (Р. Карнап, С.А. Кришсе), что придавало идее виртуальности привлекательность и загадочность, столь необходимые для рекламной компании. Современные исследователи технических систем виртуальной реальности ее родовыми свойствами называют: изолированное информационное воздействие на органы чувств, наличие обратной связи, создание эффекта погружения, возможность действия в реальном режиме времени. При всей очевидности информационной сущности технической виртуальной реальности ни в технознании, ни в философии техники до сих пор не предпринималось попыток философского анализа соотношения категорий «информация» и «виртуальное».
Обобщая концепции виртуальной реальности в гуманитарном знании,
можно констатировать, что в целом она определяется как реальность
психики человека, возникающая под воздействием факторов различного
рода, одним из которых оказываются системы компьютерных виртуальных
реальностей. В качестве родовых признаков психической виртуальной
реальности выделяются: непривыкаемость, спонтанность,
фрагментарность, объективность, измененность статуса: телесности, соз"нания7~личности, воли1? Однако, во-первых, ~они совпадают с признаками субъективной, идеальной и психической реальностей, а во-вторых, далеко не все они могут быть обнаружены у виртуальных частиц и компьютерных программ. Следует отметить, что и в гуманитарном знании к исследованию виртуальной реальности не применяется информационный подход, что не позволяет рассмотреть психическую реальность как реальность информационную и соотнести ее с идеей виртуальности.
Анализ концепций виртуальной реальности в обществознании показывает, что она определяется как социальная реальность, ее часть или пространство симулякров. «Виртуализация в таком случае это любое замещение реальности ее симуляцией, образом - не обязательно с
1 Носов Н.А. Виртуальная реальность // Вопросы философии. - 1999. - № 10; Баксанский О.Е. Виртуальная реальность и виртуализация реальности // Концепция виртуальных миров и научное познание. - СПб., 2000; Коловоротный СВ. Виртуальная реальность: манипулирование временем и пространством // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2003. - № 1.
помощью компьютерной техники, но обязательно сприменением логики виртуальной реальности...» . Родовыми признаками социальной виртуальной реальности называются: фиктивность, анонимность, безличность, бестелесность, нематериальность воздействия, условность параметров, эфемерность, которые совпадают с общими признаками социальной реальности, что лишает понятие социальной виртуальной реальности самостоятельного смысла. Вероятно, отождествление виртуальной, психической, идеальной и социальной реальностей происходит потому, что подобные позиции складываются на базе феноменологической социологии и психологии.
Подводя итоги параграфа, можно отметить, что частнонаучные концепции виртуальной реальности разрабатываются как самостоятельные теории и не согласуются между собой, находя применение лишь в отдельных областях человеческого знания. Вероятно, опора на информационный подход в данных теориях, позволит проанализировать виртуальные феномены различной природы на основе единого основания.
§3. Общенаучные и философские концепции виртуальной реальности.В данных концепциях «виртуальная реальность» рассматривается как один из видов реальности, бытия, небытия. В подобных подходах чаще всего используется полионтическая парадигма, где виртуальная реальность лишается онтологического статуса и выступает в качестве порожденной, вторичной, промежуточной реальности (бытия). Н.А. Носов, например, выделяет следующие родовые свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность2. Однако перечисленные свойства можно отнести не только к виртуальной реальности, но и к идеальной, и к психической, и к субъективной, что затрудняет понимание сущности самой виртуальной реальности.
В качестве родового признака виртуальной реальности В.М. Розин предлагает выделить символичность3. Однако этот признак нельзя найти у виртуальных реальностей абиотического или биотического мира. Поэтому данная позиция вряд ли может претендовать на всеобщность.
Некоторые исследователи, создавая общую теорию виртуальной реальности, пытаются перенести свойства виртуальных объектов физики и техники на психологические и социальные феномены. Так, например, С.С. Хоружий полагает, что виртуальные объекты — это объекты, сущность которых не достигает полной актуализации4. Однако виртуальные
1 Иванов Д.В. Виртуализация общества. - СПб., 2000. - С. 18.
2 Носов Н.А. Словарь виртуальных терминов // Труды лаб. виртуалистики. Выпуск 7. Труды
Центра профориентации. - М., 2000. — С. 16.
3 Розин В.М. Существование, реальность, виртуальная реальность // Концепция виртуальных
миров и научное познание. - СПб, 2000.
Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. — 1997.-№ 6.-С. 54.
частицы, обладая собственными физическими параметрами (масса, спин, заряд), имеют и свою сущность, отличную от сущности реальных частиц. Обращая внимание на данный недостаток в теории С.С. Хоружего, А.Ю. Севальников решает, что виртуальными следует считать объекты, не имеющие сущности, к коим он относит компьютерную виртуальную реальность, т.к. она не имеет своего носителя . Но компьютерная виртуальная реальность как вид информационной реальности имеет свой материальный носитель: память, диски и т.д. В.В. Афанасьева свойство «быть невидимым» для компьютерной виртуальной реальности переименовывает во «впечатление видимости», свойство — «короткое время жизни» считает относительным, а мистические виртуальности признает «долгоживущими»2, что нарушает единство родовых свойств. . Очевидно, энергоматериальные свойства виртуальных частиц не могут быть родовыми для виртуальных объектов любого происхождения. Анализируя субстрат идеального образа, Д.В. Пивоваров приходит к признанию виртуального статуса информации, тем самым подтверждая и наши предположения: «В отличие от материи и энергии информация, скорее всего, относится к разряду виртуальных процессов, которые возникают во взаимосвязях элементов, в их взаимоотражениях»3.
М.С. Кунафин и Р.А. Ярцев содержание виртуального бытия строят на базе понятия «бытия в небытии», где тройка категорий - бытие, небытие, потенциальное бытие - получает вторичное распространение на область небытия4. В качестве небытия виртуальную реальность рассматривает М.С. Каган, анализируя ее в ряду произвольных, воображаемых действий: плоды творческой фантазии, модели различных видов, образы искусства и виртуальной реальности, воспоминания, воссоздающие прошлое и будущее бытие, которое реально стало небытием5. Собственно здесь виртуальная и субъективная реальность рассматриваются как тождественные.
Исследуя общенаучные и философские концепции виртуальной реальности, можно констатировать, что они не могут быть применимы в качестве общей теории к виртуальным объектам различной природы: абиотической, биотической, психической, технической и социальной. Способ существования информации как родовой признак виртуальной реальности в данных работах, к сожалению, не обосновывается.
ВТОРАЯ ГЛАВА «Виртуально-информационная реальность в
1 Севальников А.Ю. Онтологические аспекты виртуальной реальности // Виртуалистика:
экзистенциальные и эпистемо-логические аспекты. - М., 2004. - С. 237.
2 Афанасьева В.В. Тотальность виртуального. - Саратов, 2005. - С. 40, 92.
1 Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа: операционный аспект. - Свердловск, 1986.-С. 47.
4 Кунафин М.С, Ярцев Р.А. Виртуальное бытие // Бытие: Коллективная моногр. — Уфа, 2001. —
С. 130-152.
5 Каган М.С. Метаморфозы бытия и небытия // Вопросы философии. - 2001. - № 6. - С. 59.
системе Универсума»посвящена разработке информационной концепции виртуальной реальности и обоснованию правомерности ее применения для виртуальных феноменов всех уровней Универсума.
' . 37
которое становится модным стилем поведения для подростков1. Дело в
том, что в роли источника ценностных ориентации оказывается не
реальный человек, а его двойник - информационный квазисубъект, образ и
стиль поведения которого могут быть какими угодно, т.к. они^це.
' регулируются моральными или иными социальными нормами.
! Компьютерные квазисубъекты превращают процесс человеческого
j общения в стандартизированные приемы «обезличенных» ценностных
| ориентации, в набор рациональных клише, разрушая мир человеческой
! йультуры. Вседозволенность, безнаказанность и анонимность приводят к
] зависимости от Интернет-общения2, а чрезмерное увлечение
] компьютерными играми — к переносу опыта поведения в них на стиль
■ поведения в реальной жизни3. Среди причин множественного
> конструирования «фиктивных личностей» в компьютеризированном
■ взаимодействии выделяется компенсаторная мотивация, т.е. стремление
человека компенсировать недостатки традиционной или реальной
, социализации4, что приводит не к формированию необходимых
: личностных качеств, а к симуляции данного процесса.
I Анализируя образование и воспитание в виртуально-информационной
i реальности, приходится констатировать, что современный человек должен
< уметь осуществлять поиск и обработку информации, необходимой для
i принятия верного решения и для оптимальной ориентации в потоках
j информации. Наибольшую тревогу у психологов вызывает проблема
; одаренности детей и подростков в освоении компьютеризированной
деятельности5. Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники,
нуждаются в помощи взрослых. Именно поэтому одаренные дети
вынуждены больше общаться с компьютерными квазисубъектами, нежели
i с реальными людьми, т.к. они чаще всего испытывают дискомфорт и
j непонимание среди сверстников, а также отсутствие должного внимания
со стороны педагогов.
Таким образом, компьютеризация образования, обучения и воспитания требует серьезнейших исследований со стороны педагогов, психологов, социологов и философов, т.к. до сих пор этим проблемам не уделяется
1 Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность //
Гуманитарные исследования в Интернете. - М., 2000. - С. 12.
2 Лоскутова В.А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств:
Автореф. дис...канд. мед. наук: 14.00.18.-Новосибирск,2004.-Сб.
3 Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space // Constructing the self in a mediated
world: inquiries in social construction. N.Y., 1996; Семпси Дж. Псибернетическая психология:
обзор литературы по психологическим и социальным аспектам многопользовательских сред
(MUD) в киберпространстве // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А.Е.
Войскунского. - М., 2000.
4 Young К. S. Internet addiction: The emergence of a new clinical disorder // CyberPsychology and
Behavior.-1998.-№3(1).
Бабаева Ю.Д. Одаренные дети и компьютеры // 2-ая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. М, 2000. - С. 246 - 248.
должного внимания.
§4. Виртуально-информационная реальность и становление Личности.Если в период индивидуализации человек преобразует в себе социальные знания (образование), опыт (обучение) и ценностные установки (воспитание), сообразуясь со своей био-психо-социо индивидуальностью, то в период персонализации ему предстоит реализовывать полученные знания, умения и установки.
Известно, что вся жизнь человека сопровождается изменениями социальных статусов и социальных ролей, приобретением нового и утратой прежнего, трансформациями привычек и образа жизни. Наиболее распространенной социальной ролью, где проявляется и реализуется индивидуальность человека — это роль, выполняемая в семье. Что принципиально нового дает в этом случае виртуально-информационная реальность? Перенос семейных отношений в киберпространство, с одной стороны, может оказать психологическую помощь, но в большинстве случаев способствуют разрушению семьи, заменяя реальный процесс воспитания детей на его симуляцию1. Эти и многие другие проблемы могут усугубиться, если дальнейшее развитие информационных технологий будет идти в направлении максимального удовлетворения человеческих потребностей.
Уже сегодня в большинстве случаев на протяжении рабочего дня индивид вынужден вступать в компьютеризированное взаимодействие, что приводит к формированию характерных черт личности: необычно высокая степень фактуального мышления, неспособность к^ чувствам, любовь к эффективности и скорости, недостаток симпатии к окружающим, нетегшимость_к_ неясности человеч^кого11Оведеш1я"й'оШцанй¥Гчастичная потеря интуиции и творческих способностей, патологическая любовь к порядку, требование предсказуемости от окружающих2. В период персонализации наиболее существенную роль продолжает играть процесс самообразования, что еще больше увеличивает интенсификацию компьютеризированного взаимодействия.
Трудности, связанные с проблемами реализации человека в профессиональной деятельности с помощью виртуально-информационной реальности, начинают решаться через поиск новых возможностей досуга и отдыха, каковым и оказывается игровая деятельность и коммуникация в компьютерной информационной реальности. В результате тенденция нарастания патологической зависимости от виртуально-информационной реальности имеет место уже сейчас и не только в подростковой среде, но и
Suler J. Mom, Dad, Computer. Transference Reactions to Computers. Rider University, 1998.
Цит. по: А. Эмерсон, Ч. Форбс Вторжение компьютерной культуры // Информационная технология, экономика, культура/Сборник обзоров и рефератов. Сер. Информация, наука, общество. - М., 1995. - С. 129 - 130.
среди взрослых людей, т.к. возникает опасность массового поражения1.
В результате развития виртуально-информационной реальности человек сливается с компьютером на уровне биологии и физиологии. Так, в США подготовлен долгосрочный прогноз развития на период до 2030 года, в котором к 2017 году намечен серийный выпуск биокомпьютеров, встроенных в живые организмы2. Собственно, проблема, поднятая нами -проёлешР~ замены диалога между реальными субъектами на взаимодействие реального и квазисубъектов, получает свое дальнейшее развитие, когда физически исчезает и сам реальный субъект: «Современный цивилизационный кризис разрешится за счет появления «странного» субъекта с производственно созданным телом, а также обретения субъективности «второй» (искусственной средой), с которой этот странный субъект вступит в субъект-субъектные отношения»3. Возникает вопрос: личность ли формируется в компьютерной виртуально-информационной реальности или какое-то иное «нечто»? «Персона(ж). — пишет В.А. Кутырев, — эмпи£иде^1шй^аднцитг_личности, обозначающий то, что от нее осталось после вычета телесности и выпадения из реальных социальных связей»4. В самом деле, проанализировав реальную ситуацию, используя конкретный материал социологии и психологии, можно допустить, что идеи современных футурологов все больше получают шансов стать действительностью.
Итак, можно видеть, что виртуально-информационная реальность, становясь основным механизмом социализации, оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на формирование личности. Она_щлотняет социальное время, что становится необходимым фактором для адаптации индивида к быстро меняющимся социальным условиям. Однако это уплотнение происходит в большей степени за счет сокращения доли непосредственного общения. Это, в свою очередь, разрушает реальное соседство людей, к которому приспособлен человеческий организм биологически, физически и психически за всю многовековую историю своего развития. Виртуально-информационная реальность лишает человека права учиться жизни в ^общении и формировать самосознание в привычных для него условиях, что не может не сказаться на его психике; она предоставляет возможность для индивидуального развития личности, но вместе с тем лишает ее индивидуализации за счет шаблонного машинного видения мира. Информационное компьютеризированное взаимодействие открывает
1 Young К. Caught in the Net: How to Recognize the Signs of Internet Addiction-And a Winning Strategy for Recovery (John Wiley & Sons, 1998).
Алексеев А.С. Информационные ресурсы и технологии начала XXI века // Эко. — 2000. - № 6. -С. 84-100.
Назаретян А. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. - 1992. —№5. —С. 176 — 183.
Кутырев В.А. От какого наследства мы не отказываемся // Человек. - 2005. - № 2. - СП.
другие пути для распространения новых способов познания, но вместе с тем угрожает и пагубным влиянием на сознание и психику человека. Выход один - не позволять виртуально-информационной реальности сделать процесс социализации личности неуправляемым и бесконтрольным со стороны социальных институтов общества.
В заключении, подводя итоги, можно отметить главное — в работе было проведено построение и обоснование универсальной концепции виртуальной реальности. В частности, доказано, что виртуальная реальность - это способ существования информационной реальности, которая проявляет себя на всех уровнях Универсума: абиотическом, биотическом, психическом, техническом и социальном. Обосновано положение о том, что три основные составляющие мироздания: вещество, энергия и информация имеют по два основных способа существования: в процессе взаимодействия и вне его. Сам Универсум обладает способностью менять соотношение между этими состояниями: энергетическим (потенциальное и кинетическое), вещественным (возможное и действительное) и информационным (виртуальное и актуальное), обеспечивая равновесие всей системы, необходимое для ее устойчивого развития. Показано, что человек, являющийся одним из важнейших элементов системы Универсума, оказывает дестабилизирующее влияние на нее не только через энерго-вещественный компонент взаимодействия, но и через информационный.
Исследование обнаружило, что наибольшее влияние на изменение системы «Человек - Универсум» оказывает виртуально-информационная реальность социального уровня, в основе которой находится ее разновидность - компьютерная виртуально-информационная реальность. С ее помощью происходит смена форм духовного и практического освоения человеком Универсума, что выражается в построении виртуально-информационной картины мира и новой виртуально-информационной реальности, в которой начинает жить и действовать человек. Структурно-функциональный анализ информационного компьютеризированного взаимодействия показал, что все элементы в нем имеют информационный характер. Это приводит к тому, что доля информационного взаимодействия в виртуально-информационной реальности становится доминирующей и позволяет человеку с помощью него изменять социальный уровень Универсума, что сказывается на всей системе «Человек - Универсум». Основной (но не единственной) причиной столь сильного влияния на всю систему является создание человеком информационных квазисубъектов, которые становятся единственными его партнерами в виртуально-информационной реальности.
В результате исследования были выявлены как положительные, так и отрицательные последствия внедрения виртуально-информационной реальности в систему «Человек - Универсум». Данный анализ показал, что
новые формы субъектности приводят к неизбежным изменениям человека не только как социального субъекта, но и его психических, биологических и даже физиологических оснований. Под угрозой распада оказалась самая важная составляющая человека как представителя рода человеческого -духовность. Поэтому для предотвращения пагубных воздействий виртуально-информационной реальности на систему «Человек — Универсум», необходимо, прежде всего, всестороннее изучения информации и информационного поля - самых загадочных явлений в Универсуме. Можно признать, что источник роковых ошибок кроется в разрыве между картиной мира, которой оперирует человек и действительностью, законы которой ему до конца не ведомы.
В перспективе автор планирует дальнейшее развитие информационной концепции виртуальной реальности в плане всестороннего изучения абиотической и биотической виртуально-информационной реальности, т.к. рамки данной работы не позволили остановиться на этой проблеме более подробно. Однако нам удалось сделать самое главное и необходимое -выявить сущность виртуальной реальности, без чего было бы невозможно двигаться дальше.
Основное содержание и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
Монография
1. Грязнова, Е.В. Виртуально-информационная реальность в системе
«Человек - Универсум» / Е. В. Грязнова. - Н. Новгород: ННГУ, 2006. - 255
с.
Публикации в журналах, рекомендованных ВАК:
2. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность: анализ смысловых
элементов понятия / Е.В. Грязнова // Философские науки. - 2005. — № 2. —
С. 125 - 143.
3. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность абиотического мира / Е. В.
Грязнова // Свободная мысль-ХХ1. - 2005. - № 10. - С. 183 - 191.
4. Грязнова, Е. В. Виртуальное как философская категория / Е. В.
Грязнова // Вестник ННГУ. Серия социальных наук. Выпуск 1 (4). - Н.
Новгород: ННГУ, 2005. - С. 513 - 520.
5. Грязнова, Е. В. Занимательная информатика в начальной школе / Е.
В. Грязнова // Информатика и образование. - 2006. - № 1. - С. 55 - 64.
6. Грязнова, Е. В. Занимательная информатика в начальной школе / Е.
В. Грязнова // Информатика и образование. - 2006. - № 2. - С. 75 - 81.
7. Грязнова, Е. В. Занимательная информатика в начальной школе / Е.
В. Грязнова // Информатика и образование. - 2006. - № 4. - С. 82 - 87.
8. Грязнова, Е.В. Занимательная информатика в начальной школе / Е.
В. Грязнова // Информатика и образование. - 2006. - № 5. - С. 79 - 89.
9. Грязнова, Е. В. Занимательная информатика в начальной школе / Е.
В. Грязнова // Информатика и образование. — 2006. - № 6. — С. 77 — 86.
10. Грязнова, Е. В. Субъект в системе информационного
компьютерного взаимодействия / Е. В. Грязнова // Мир психологии. —
2006. - № 3. - С. 263 -272.
11. Грязнова, Е. В. Информационно-компьютерное взаимодействие в
духовной сфере информационного общества / Е. В. Грязнова // Вестник
ННГУ. Серия социальных наук. Выпуск 1 (5). - Н. Новгород: ННГУ, 2006.
-С. 437-443.
Остальные публикации:
12. Грязнова, Е. В. О преподавании информатики в начальной
общеобразовательной школе / Е. В. Грязнова // Россия в культуре мира:
материалы докладов XXVII академического симпозиума. — Н. Новгород:
ННГАСУ, 1999. - С. 244 - 247.
13. Грязнова, Е. В. Информатизация образования как фактор развития
отечественной интеллигенции / Е. В. Грязнова // Интеллигенция России на
пороге XXI века: Материалы международной конференции. 4.1. — Н.
Новгород: ННГУ, 1999. - С. 277 - 280.
14. Грязнова, Е. В. Информационная социализация молодежи в России
/ Е. В. Грязнова // Современные информационные технологии в
управлении АПК. Российская научно-практическая конференция: тез.
докладов. - Н. Новгород: НРИУЭ АПК, 1999. - С. 47 - 49.
15. Грязнова, Е. В. Компьютерное общение в диалоге культур как
фактор устойчивого развития общества / Е. В. Грязнова // Международная
конференция стран СНГ «Молодые ученые - науке, технологиям и
профессиональному образованию для устойчивого развития: проблемы и
новые решения. - М.: АМИ, 1999. - С. 25 - 27.
16. Грязнова, Е. В. Возможные подходы к типологии общения и
определение места компьютерного общения / Е. В. Грязнова // Четвертая
нижегородская сессия молодых ученых: тез. докладов. 4.2. - Н. Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2000. — С. 9 - 11.
17. Грязнова, Е. В. Религия как одна из возможных форм виртуальной
реальности / Е. В. Грязнова, Е. В.Федотов // Христианство в истории
человечества. XXVIII международный академический симпозиум. — Н.
Новгород: ИП Гладкова, 2000. - С. 166 - 168.
18. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность как условие становления
новой мировой религии / Е. В. Грязнова, Е. В. Федотов // Христианство в
истории человечества. XXVIII международный академический симпозиум:
матер, докладов. - Н. Новгород: ИП Гладкова, 2000. - С. 168 - 170.
19. Грязнова, Е. В. Типология субъекта компьютерного общения / Е. В.
Грязнова // Перспективы развития Волжского региона: Материалы
Всероссийской заочной конференции. Вып.2. — Тверь: II ГУ, Чу До, 2000.
-С. 105-110.
20. Грязнова, Е. В. Социальные последствия компьютерного общения /
Е. В. Грязнова // Молодые ученые - науке, технологиям
профессиональному образованию для устойчивого развития: проблем
новые решения: Сб. тез. докладов, международной конференции г™Л
СНГ 4.1. - М.: АМИ, 2000. - С. 50 - 52. ^ан
21. Грязнова, Е. В. Компьютерное общение - индикатор развития XXI
века / Е. В. Грязнова, Е. В. Федотов // Человечество в XXI веке-
индикаторы развития: Матер, международной ярмарки идей. 29
академического симпозиума. - Н. Новгород: ИП Гладкова, 2001. - с 127 -
129.
22. Грязнова, Е. В. Компьютерные культуры и этнос / Е. В. Грязнова,
Е. В. Федотов // Этническая культура: образ жизни и образ мысли-
Материалы докладов 7 межвузовской конференции по культурологии. - Н
Новгород: ГХИ, 2001. - С. 76 - 77.
23. Грязнова, Е. В. Компьютерное общение в системе образования / Е.
В. Грязнова // Пятая нижегородская сессия молодых ученых: Сб. труд. - Н.
Новгород: ИПФ РАН, 2001. - С. 61 - 62.
24. Грязнова, Е. В. Компьютерное общение и цивилизация / Е. В.
Грязнова, Е. В. Федотов // Единство и этнокультурное разнообразие мира.
Диалог мировоззрений: Материалы VI международного симпозиума. - Н;
Новгород: ВВАГС, 2001. - С. 245 - 247.
25. Грязнова, Е. В. Компьютерные неявные субъекты в виртуальном
мире / Е. В. Грязнова // Наука и повседневность: основания науки в
цифровом обществе: Материалы 4 межвузовской научной конференции
Вып.4. -Н. Новгород: ННГУ, 2002. - С. 188 - 192.
26. Грязнова, Е. В. Формирование компьютерных способностей как
закономерность становления современной личности / Е. В.Грязнова //
Законы развития человеческого общества: Материалы 5 международной
ярмарки идей. 30 академический симпозиум. — Н. Новгород: Гладкова
О.В., 2002.-С. 309-311.
27. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность в структуре
педагогической деятельности / Е. В. Грязнова // Законы педагогической
сферы общества: Материалы 6 международной ярмарки идей. 31
академический симпозиум. - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2003. - С. 188 -
191.
28. Грязнова, Е. В. Человек в системе виртуальной реальности / Е. В.
Грязнова // Мир человека: Альманах. Выпуск 2(5). - Н. Новгород: ВВАГС,
2003.-С. 189-197.
29. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность как социальный феномен /
Е.В. Грязнова // Архитектура и строительство 2003. Научно-техническая
конференция професс. -препод, состава, докторантов, аспирантов,
магистрантов и студентов. Ч. 1. - Н. Новгород: ННГАСУ, 2004. - С. 18 -
19. .
30. Грязнова, Е. В. Проблема виртуальной реальности в философской
мысли России XXI века / Е. В. Грязнова // Россия в современном мире: Матер. IV региональная научная конференция. - Н. Новгород: НКИ, 2004. - С. 84 - 86.
31. Грязнова, Е. В. Средства управленческой деятельности / Е. В.
Грязнова, Е. В.Федотов // Законы управленческой сферы общества: Матер.
VII Международной ярмарки идей. 32 академический симпозиум. - Н.
Новгород: Гладкова О.В., 2004. -С. 116- 118.
32. Грязнова, Е. В. Виртуальное общение как механизм управления /
Е. В. Грязнова, Е. В. Федотов // Законы управленческой сферы общества:
Материалы VII Международной ярмарки идей. 32 академический
симпозиум. - Н. Новгород: Гладкова О. В., 2004. - С. 123 - 125.
33. Грязнова, Е. В. Феномен виртуальной реальности в системе
мировоззрений / Е. В. Грязнова // Мировоззренческая парадигма в
философии как теоретическое мировоззрение: Сб. трудов II
общероссийской межвузовской научной конференции. - Н. Новгород:
ВГИПА, 2004. - С. 17 - 21.
34. Грязнова, Е. В. Интернетизация и виртуализация как
закономерные этапы становления информационного общества / Е. В.
Грязнова // Человек и общество: перспективы XXI века: Сб. научных
трудов по материалам IV межвузовской межрегиональной научно-
практической конференции. 4.1. М. - Н. Новгород: МГЭИ, 2004. - С. 71 -
78.
35. Грязнова, Е. В. Информационные системы как фактор
регулятивной функции общества / Е. В. Грязнова, Е.В. Федотов // Законы
экологической сферы общества: Материалы VIII-ой Международной
ярмарки идей. - Н. Новгород: Глодкова О. В., 2005. - С. 254 - 258.
36. Грязнова, Е. В. Подражание и заражение как социально-
психологические механизмы этнонациональной идентификации / Е. В.
Грязнова, Е. В. Федотов // Этнические культуры народов Поволжья: Сб.
статей и докладов 11 межвузовской конференции по культурологии. - Н.
Новгород, ННГАСУ, ГХИ, 2005. - С. 177 - 183.
37. Грязнова, Е. В. Информационные технологии как механизм
этнонациональной конвергенции / Е. В. Грязнова, Е. В. Федотов //
Этнические культуры народов Поволжья: Сб. статей и докладов 11
межвузовской конференции по культурологии. - Н. Новгород: ННГАСУ,
ГХИ, 2005.-С. 185-193.
38. Грязнова, Е. В. Социальная виртуально-информационная реальность /
Е. В. Грязнова // Материалы восьмого международного симпозиума
«Природа человека и общества: диалог мировоззрений». - КНовгород:
ВВАГС, 2006. - С. 127 - 128.
39. Грязнова, Е.В. Правовая социализация личности в технических вузах
информационного общества: необходимость или излишество?: сб. Статей
участников научного семинара / Е. В. Грязнова // Актуальные проблемы
философии права. - Н. Новгород: НПА, 2006. - С. 89 - 93.
40. Грязнова, Е. В. Виртуальное общение в системе высшего образования
/ Е. В. Грязнова // Межрегиональная конференция «Антропологический
потенциал современного университетского образования». — Н. Новгород:
ННГУ, 2006.-С. 55-59.
41. Грязнова, Е. В. Информационное общество и его структура / Е.В.
Грязнова // Материалы 5 региональной научной конференции
«Институциональные проблемы современной России». - Н. Новгород: НКИ,
2006.-С. 32-35.
42. Грязнова, Е. В. Виртуально-информационная реальность социального
мира / Е. В. Грязнова // Материалы 5 региональной научной конференции
«Институциональные проблемы современной России». - Н. Новгород: НКИ,
2006.-С. 35-39.
43. Грязнова, Е. В. Информационные технологии в экономической сфере
общества / Е. В. Грязнова, Е. В. Федотов // Законы экономической сферы
общества: Материалы XIX Международной ярмарки идей. 34
академический симпозиум. - Н. Новгород: Гладкова О. В., 2006. - С. 335 -
338.
44. Грязнова, Е. В, Виртуальное и идеальное / Е. В. Грязнова // Вестник
Российского философского общества. - 2006. -№ 2. -С. 135 - 138.
45. Грязнова, Е. В. Сущность информационной картины мира / Е. В.
Грязнова // Ученые записки Казанского государственного университета. -
2006.-№2.-С. 136-142.
46. Грязнова, Е. В. Виртуальная реальность: измененное состояние
сознания или информационный феномен? / Е. В. Грязнова //
Международная конференция «Измененные состояния сознания»: Сборник
трудов. - СПб.: СПГУ, 2006. - С. 55 - 66.
Подписано в печать 13^6 06 Г: Формат 60x90 1/16 Бумага офсетная.Печать трафаретная. Объем 2,5 пл. Тираж 100 экз. Заказ № 3/#
Отпечатано вПолиграфическом центре Нижегородского государственного архитеггурно-строительного университета, 603959, Н. Новгород, ул. Ильинская, 65
– Конец работы –
Используемые теги: виртуально-информационная, реальность, системе, человек-универсум0.071
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВИРТУАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-УНИВЕРСУМ»
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов