Тема 4. Язык программирования Delphi

Лекция № 12

Тема 4. Язык программирования Delphi

Введение

ЭВМ может выполнять программы записанные на машинном языке. В машинном языке все команды, операции, адреса ячеек памяти, имена переменных представляются в двоичном коде (в виде последовательностей нулей и единиц). При записи программы на таком языке легко сделать ошибку и очень трудно разыскивать ошибки. Поэтому вскоре после появления ЭВМ стали придумывать языки для записи программ в форме понятной человеку. Такие языки называются алгоритмическими языками высокого уровня.Чтобы такую программу можно было выполнить на ЭВМ, необходима специальная программа (компилятор), которая преобразует программу записанную на алгоритмическом языке в программу на машинном языке.

Первый алгоритмический язык высокого уровня (ФОРТРАН) появился в 1956 г. Он используется и в настоящее время. После него было разработано много различных языков программирования. Некоторые из них умерли, другие используются и в настоящее время. Всякий алгоритмический язык постоянно совершенствуется, появляются новые версии, обладающие более широкими возможностями.

В 70-х годах резко возросла потребность в программистах, поэтому в Вузах стали преподавать программирование. Профессор Высшей технической школы г. Цюрих Н. Вирт создал язык Паскаль, предназначенный для целей обучения. Однако программисты, которые учились программированию на языке Паскаль, предпочитали писать программы именно на этом языке. Поэтому на основе языка Паскаль был разработан язык Турбо Паскаль (ТР). Кроме Турбо Паскаля широкое распространение получили также языки С (Турбо С) и Бейсик. Язык С получил распространение потому, что удобен для записи системных программ, а язык Бейсик - поддерживает фирма Microsoft.

В 80-х годах появилась новая идеология - объектно-ориентированное программирование. Фирмы - разработчики языков программирования, стали модифицировать известные языки под новую идеологию, в результате чего появились объектно-ориентированные языки программирования:

Delphi как модификация языка Турбо Паскаль;

С++ и VС++ как модификация языка С;

VB как модификация языка Бейсик.

Система программирования Delphi предназначена для разработки программ под современные ОС (Windows, Linux). Она включает в себя среду программирования для визуального конструирования форм с использованием библиотеки визуальных компонентов и язык программирования Delphi.

Ядром языка Delphi является язык Турбо Паскаль. Прежде чем рассматривать среду Delphi и технологию визуального проектирования прграмм необходимо освоить основные конструкции языка программирования (предполагается, что в процессе изучения материала студент реализует примеры и контрольные вопросы на ПК). Это удобнее делать в среде программирования TP 7. Там, где конструкции языка Delphi обладают более широкими возможностями по сравнению с TP 7 будет обращено внимание особо.

 

Подготовка программы к выполнению

Процесс подготовки программы, записанной на алгоритмическом языке, для выполнения на ЭВМ включает в себя следующие этапы: - ввод текста программы в ЭВМ; - компиляция - преобразование программы, записанной на алгоритмическом языке, в машинную программу;

Среда программирования Турбо Паскаль

Tурбо Паскаль - это интегрированная программная система для разработки программ на языке Турбо Паскаль в интерактивном режиме.Среда ТР ориентирована…   4.2.1. Функциональные клавиши

Trace into (трассировка внутри) – осуществляет пошаговое выполнение программы аналогично [F7].

· Compile ([Alt]+ [F9]) - компилирует только ту программу (или модуль), которая загружена в данный момент в память редактора; · Make (создать) [F9] - создает программу: сначала компилируется основной… · Build ( построить) –заново транслируются все файлы, составляющие программу, т.е., для всех TPU-файлов отыскивается…

Алфавит и ключевые слова Турбо Паскаля.

Алфавит Турбо Паскаля содержит:

- строчные и прописные буквы латинского алфавита;

 

A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z

A b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z

Арабских цифр : 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

22 специальных символа : + - = _ ( ) * { } [ ] ' : ; / . , < > @ # ^

9 пар символов, которые понимаются как один символ :

< = > = < > := .. (* *) (. .) //

Во всех версиях можно использовать русские буквы и другие символы

имеющиеся на клавиатуре для записи символьных констант и комментариев.

Для обозначения различных объектов в программе (имен переменных, процедур, функций и т.п.) используются идентификаторы. Идентификатор - это последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы. Длина идентификатора не должна превышать длину строки (126 поз.), но только первые 63 символа являются значимыми. Идентификатор может содержать знак подчеркивания. При записи идентификаторов можно использовать как строчные так и прописные буквы - транслятор их не различает. В качестве идентификаторов нельзя использовать зарезервированные слова (ключевые слова ).

Ключевые слова:

absolute and array begin case const div do downto else end external file for forward function goto implementation inline interface interrupt label mod nil not of or packed procedure program record repeat set shl shr string then to type unit uses var while with xor

 

Структура программы.

Программа на языке ТР содержит заголовок и два блока: блок объявлений и блок операторов. Блок объявлений предназначен для описания характеристик данных. В блоке операторов реализуется алгоритм решения задачи. В свою очередь блок объявлений может содежать шесть разделов как показано ниже на рисунке.

 

Program имя программы; Заголовок

Uses . . . . . . . . . .; Раздел модулей

Label . . . . . . . . . ; Раздел меток

Const . . . . . . . . . ; Раздел констант

Type . . . . . . . . . . ; Раздел типов

Var . . . . . . . . . . . ; Раздел переменных

.......

Раздел подпрограмм

BEGIN

Блок операторов

END.

Первые шесть разделов не обязательно должны присутствовать в программе. На первом месте в блоке объявлений всегда располагается раздел модулей, если в программе используются модули. Остальные разделы могут следовать в любом порядке, но все объекты должны определяться до их использования.

В любом месте программы можно размещать комментарии. Различают однострочный и многострочный комментарий. Однострочный комментарий – это последовательность символов расположенных после символов (//). Многострочный комментарий - это любой текст, заключенный в фигурные скобки, например: { это комментарий}

// это также комментарий.

Всякая программа должна содержать достаточное количество комментариев. Комментарии делятся на вводные (они располагаются в самом начале программы) и поясняющие (располагаются перед функциональными фрагментами).

Комментарий, содержащий символ $ сразу после открывающейся фигурной скобки является директивой компилятора, например

{ $R } {проверка выхода за диапазон}.

 

Пример программы на языке ТР.

Program My_pro1;

{Программа вычисления функции Y=A*X+B}

Var

A,B,X,Y : Extended;

Begin

Read(A,B,X);

Y:= A*X + B;

Writeln(' A=',A,' B=',B,' X=',X);

Writeln(' Y=',Y);

END.

В данном случае после заголовка программы записан комментарий (так как текст заключен в фигурные скобки). Далее указан раздел переменных (начинается с ключевого слова Var). В разделе операторов сначала осуществляется обращение к процедуре ввода входных данных, затем вычисляется значение У и с помощью процедуры Writeln осуществляется вывод исходных данных и результата на экран.