Программа дисциплины

Тема 1. История религии как предмет изучения

Понятие религии. Структура религиозного комплекса. Функции религии. Проблема веры и разума, веры и знания. Религия и наука, культура, философия, политика.История религии как предмет изучения. Религия как стремление человека к непосредственной связи с абсолютом. Религии космоцентрические, социоцентрические и эгоцентрические. Понятия религии, веры, церкви и конфессии. Церковная и внецерковная религиозность. Основные вопросы религиозных доктрин: 1) есть ли абсолют (Бог)? 2) как Его познать? 3) как к Нему практически относиться? Различные дефиниции сущности религии в зависимости от ответов на эти вопросы. Религия как сакрализация базовых ценностей индивида и социальных групп. Отличие религии от иных форм человеческого духа (мифологии, искусства, философии, науки, морали).

1.1. Функции и роль религии. «Функции религии» как характер и направление

воздействия религии на индивидов и общество. Функции:

· мировоззренческая (смыслополагающая);

· компенсаторная(восполняющая ограниченность и зависимость человека от условий существования);

· легитимизирующая (обоснование и узаконение ценностно-нормативного порядка, укоренение норм в «вечном» и непреходящем);

· интегративно-дезинтегративная;

· культуротранслирующая;

· коммуникативно-регулятивная;

· психотерапевтическая (снятие стресса, утешение, катарсис).

Роль религии как суммарный результат выполняемых ею функций. Три модели осмысления роли религии в культуре: 1) «сакральная модель культуры»: религия как генотип культуры (культура из культа); 2) «светская модель»: выведение главных свойств культуры и религии из образцов хозяйственной жизни народов. Религия как частный, а не конституирующий фактор культуры; 3) «синтетическая модель культуры»: генотип культуры формируется из противоречивого единства религиозных и социокультурных идеалов.

1.2. Проблема генезиса религии. Теологический и философский подходы к

исследованию генезиса религии. Теологические интерпретации религии: идея Бога как «фундаментальная данность» человеку; религия как «переживание святого» («нуминозное» как святое – предмет религии: от лат. numen – божественная воля, власть, сила божества); религия как устроение души и «художница спасения» (П.А. Флоренский); религия как аккумуляция «сигналов трансцендентного»; религия как осознание человеком конечности своего существования перед лицом вечности и др. Философские интерпретации религии: религия как переживание иррациональности мира и жизни (М. Вебер); религия как сакрализация социальных идеалов (Дюркгейм); религия как «порыв к восполнению несовершенства жизни» (Г. Зиммель); религия как «система поддержания образцов» (Парсонс); религия как «орган душевной жизни» (Джеймс); религия как «универсальный коллективный невроз» и средство защиты от индивидуального невроза (Фрейд); религия как «особая установка сознания, измененного опытом нуминозного» (Юнг) и др. Исторические типы религий: политеизм (буддизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство), генотеизм, монотеизм (национальные и мировые религии): иудаизм, буддизм, христианство, ислам.