Тема 6. Православие и отечественная культура

Особенности православного религиозного комплекса: вероучение, организация, культ. Никео–Царьградский символ веры (12 членов) как основа православного вероучения (Вселенские соборы: 325 г. – Никейский и 381 г. – Константинопольский). Символ веры как краткое изложение христианской веры – положения о едином Боге Отце, Творце и Вседержителе; о триединстве Бога, Боговоплощении, искуплении, воскресении из мертвых, спасающей роли Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, о семи таинствах. Уточнение догматических формулировок на 3 – 7 Вселенских Соборах (431–787 гг.). 7 таинств как основа культовых действий: крещение, миропомазание, покаяние (исповедь), причащение (евхаристия), таинство брака, таинство елеосвящения (соборование), таинство священства. Посвящение в степени церковнослужителей (чтеца, певца, иподиакона) и священнослужителей (диакона, пресвитера, епископа). Иные элементы культовой системы: молитвы, поклонение кресту, иконам, реликвиям, мощам и святым; праздники и посты. Праздничный круг Русской Православной Церкви: Пасха и двунадесятые праздники – рождество Христово, крещение Господне, сретение, благовещение, преображение и др. до вознесения и троицы. Великие и престольные праздники.

Русская Православная Церковь и государство. Принятие христианства в Киевской Руси (988 г.). Создание Киевской митрополии при Ярославе Мудром. Утверждение автокефалии РПЦ (1448). Создание Московской патриархии в 1589 г. и избрание первого русского патриарха на Поместном соборе (Иов). Борьба Никона за приоритет духовной власти над светской и осуждение Никона на Поместном соборе 1667 г. Ликвидация (1721 г.) и восстановление патриаршества (1917 г.). Синодальный период РПЦ (1721–1917). Избрание патриарха Московского и всея Руси Тихона в ноябре 1917 г.

Каппадокийская, Кирилло-Мефодиевская и Афоно-византийская традиции в русском богословии. Русское мистико–аскетическое и рациональное богословие. Русское Православие в век Просвещения. Бог в натурфилософской поэзии В. Тредиаковского, М. Ломоносова, Г. Державина. Идеи историософии и провиденциализм. Топос вечности и проблемы моральной танатологии в духовной и светской литературе.

Богословская мысль и русская литература ХIХ в. Православие и религиозно–философский ренессанс начала ХХ в. Доказательства бытия Бога в современных курсах русского догматического богословия. Знание и вера, наука и Откровение. Духовная жизнь и проблема человека в православной антропологии.