Тема 2. Философия Древнего Востока

 

Культурно–исторические предпосылки и зарождение философской мысли. Три основных центра цивилизации Древнего мира – древнекитайский, древнеиндийский и европейский. Формирование восточного и западного стилей философствования. Переход от религиозно–мифологического мировоззрения к философии в VII – VI вв. до н.э.

Происхождение и своеобразие древнекитайской философии: натурализм, традиционализм, ориентированность на авторитет, сфокусированность на социально–нравственных проблемах. Основные философские учения: даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Даосизм. Главные сочинения даосов: «Дао дэ цзин» и «Чжуан–цзы». Учение Лао Цзы о Дао и Дэ. Полисемантичность образа–символа Дао (предвечное, бесконечное, безымянное, немыслимое, никем не сотворенное, бестелесное, следует самому себе, глубокая основа всех вещей и др.). Космогония даосов: Хаос, Инь и Ян, Мир как бесконечные метаморфозы Дао. Учение о гармонии мира и похвала естественности. Дао «небесное» и «земное». Идеал «совершенномудрого человека» и принципы «недеяния» и «безмолвия». Даосизм как оправдание традиции, путь цельного существования человека, ненасилие и практика личного совершенствования.

Конфуцианство как этико–политическое учение. Главное сочинение – «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Культ неба(«тянь»). Небо как 1) часть природы, «единое», «Дао»; 2) как нравственность, справедливость; 3) как судьба и повелитель. Культ ритуала(«ли»). Культ предкови почитание родителей(«сяо»).Идеал благородного человека. Ритуал «исправления имен». Добродетели «благородного человека»: человеколюбие («жень»), преданность, искренность, верность, справедливость, вежливость, следование долгу. Культ долга и принцип взаимности. Мудрость Конфуция и мудрость Сократа.

Легизм как «школа закона» («фа цзя») и философия власти – учение об управлении человеком, обществом и государством. Главное сочинение – «Книга правителя области Шан». Критика традиционализма и патриархальных представлений о государстве. Замена ритуала («ли») главенством закона и принуждения («фа»). Концепция формирования государственного аппарата. Учение об изначальном зле человеческой природы, о преступлении и наказании.

Социально–исторические условия и генезис древнеиндийской философии. Особенности древнеиндийской философии: космизм, альтруизм, экологизм. Становление философем в Упанишадах: Брахман, Атман, сансара, дхарма, карма, мокша. Ортодоксальные философские системы: санкхья, веданта, йога, вайшешика, миманса, ньяя. Неортодоксальные философские учения – джайнизм, буддизм. Главное сочинение философского буддизма – «Дхаммапада». Философская концепция буддизма хинаяны:отрицание Бога, бессмертия души, идеи метемпсихоза и реинкарнации, неравенства людей. Учение о «четырех великих истинах» и «восьмеричном пути спасения». Нирвана в буддизме и атараксия Эпикура. Политико–правовые идеи «Артхашастры».

Философские мотивы в культуре Ближнего Востока. Философемы Ветхого Завета.Идея креационизмаи элементы натурфилософии в книге Бытия. Вера Авраама (Бытие, гл. 22) и вера Иова (Книга Иова). Историософемы Исайи и Даниила. Максимы житейской мудрости Экклезиаста и Соломона (Книга Экклезиаста, или Проповедника; Книга притчей Соломоновых).