Тема 8. Современная западная философия

Европейская культура ХХ в. и трансформация философской рефлексии, смена ценностей и ориентиров, расширение предметного поля философствования. Антропологизм и сциентизм как способы преодоления «кризиса» классической философии. Выдвижение на первый план философской антропологии, лингвистической философии и философии науки, формирование философской глобалистики и миросистемного анализа как «наследников» традиционной «философии истории».

Позитивизм. «Первый позитивизм» Конта (1798–1857), Спенсера, Милля. Закон трех стадий интеллектуальной эволюции человечества: теологическая, метафизическая и позитивная стадии. Классификация наук. Социология в системе наук. Эмпиризм и психологизм «второго позитивизма» (махизм, эмпириокритицизм). Философия как «критика опыта» и принцип «экономии мышления». Влияние идей Э. Маха и Авенариуса на формирование естественнонаучной методологии начала ХХ в. «Третий позитивизм» как «логический позитивизм» середины ХХ в. Основоположники «аналитической философии»: Б. Рассел (1872–1970), Л. Витгенштейн (1889–1951). Общие черты: перевод философских проблем в в сферу языка и решение их на основе анализа языковых выражений («лингвистический поворот»), обостренное внимание к проблеме значения, предпочтение метода анализа другим формам философской рефлексии. Проблема построения языка науки: протокольные предложения как базис науки, принципы дихотомии, верификации и конвенционализма. Учение Л. Витгенштейна об «языковых играх» и контекстуальная концепция «значения»: значение слова как его употребление в языке. Язык как форма жизни и деятельности. Теория «семейных сходств» и «терапевтическая» функция философии. Растворение реальности в контекстах различных «языковых игр». «Четвертый позитивизм» – постпозитивистская «философия науки» (Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд и др.).

Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Дильтей, Бергсон, Шпенглер). Критика Рационализма и «научного разума», поворот к жизни и существованию человека в культуре, внесистемность, образность и метафоричность. Натуралистическое понимание жизни в философии А. Шопенгауэра (1788–1860). Мир как «воля и представление». Философия пессимизма и метафизика морали. Жизнь как «воля к власти» и творчество в философии Ф. Ницше (1844–1900). «Аполлоническое» и «дионисийское» начала в культуре. «Воля к власти» как «воля к свободной воле». «Сверхчеловек» как образ-символ, «нигилизм», «переоценка ценностей» и «вечное возвращение». Имморализм и мораль «по ту сторону добра и зла». Критика христианской морали: любовь к «дальнему человеку» против любви к «ближнему». Духовный аристократизм и антиэгалитаризм. Историоцистский вариант «философии жизни». В. Дúльтей (1833–1911) о различении «наук о природе» и «наук о духе» (историко-гуманитарных наук). Дильтей и Баденская школа неокантианства (Виндельбанд, Риккерт) о дихотомии «понимания» и «объяснения». Взаимодополнительность аналитического, сравнительно-исторического и субъективно-эмпатического подходов в методологии гуманитарных наук. «Понимающая психология» и типология мировоззрений. «Жизнь» как порождающая основа сознания и мировоззрения. Понимание культур как «организмов» и эпифеноменов «жизненного порыва» в философии О. Шпенглера (1880–1936). «Душа культуры» («прасимвол») как ключ к пониманию морфологии культуры. «Замкнутость» и «непроницаемость» культур, критика линейного прогресса, типология культур. Культура и цивилизация.

Прагматизм (Пирс, Дьюи, Джемс). Истина как практическая оправданность (целесообразность, работоспособность). Социальная философия, концепция религиозного опыта и философия фоспитания. Феноменология (Гуссерль). Замена «естественнонаучной» установки «феноменологической». «Внешний мир» как феномен, конституируемый сознанием. Интенциональность сознания (направленность сознания, «сознание о»).

Экзистенциализм (Кьеркегор, Ясперс, Хайдеггер, Сартр, Камю, Марсель, Больнов). Понятие экзистенции как безосновного и беспредпосылочного бытия человека в мире. Свобода и экзистенция. Существование как проецирование себя в будущее (Хайдеггер). Подлинность и неподлинность человеческого существования, модусы человеческого бытия – «экзистенциалы»: временность, конечность, бытие в мире, историчность, «выход из себя», интенциональность. Основные экзистенциалы: «страх» (Ясперс, Хайдеггер), «тревога», «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю), «ожидание смерти» (Хайдеггер: человеческое бытие как «бытие-к-смерти»). Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель, Тиллих) экзистенциализм. Мартин Хайдеггер (1889–1976) о конечности и временности человеческого существования. Хайдеггер и «преодоление» метафизики. Поворот от анализа духовного опыта личности («страх», «вина», «забота», «совесть», «решимость») к «новой онтологии». «Метафизика смерти» Хайдеггера. Ж.-П. Сартр (1905–1980) о свободе и проекте. Абсурд и бунт в философии А. Камю (1913–1960). Карл Ясперс (1883–1969) и его анализ истоков и цели истории. Понятия «осевое время», «философская вера» и «просветляющая коммуникация». Всемирная история как «путь человека к свободе под знаком веры». Проблема свободы и ответственности человека в экзистенциализме.

Герменевтика (Гáдамер, Бетти, Рикёр) и постструктурализм.Истоки герменевтики: теологическая герменевтика Шлейермахера (1768–1834), неокантианская и дильтеевская идея разделения «наук о природе» и «наук о духе», феноменология Гуссерля. Универсальная герменевтика Э. Бетти (1890–1970), Г. Гáдамера (1900–2002) и П. Рикёра (1913–?). Герменевтика как теория интерпретации (Бетти) и способ философствования (Гадамер, Рикёр). Мир и человек как текст. Бытие как язык. Автор, текст, язык, читатель. Данность произведения и заданность текста. Понимание как «процесс слияния горизонтов» и «схватывание» в слове. Повествовательность («нарративность») всякого, в том числе и научного текста. Открытость текста. «Предпонимание» и легитимация «пред-рассудков», «транспозиция» и «девинация», круговая структура понимания («герменевтический круг»), интерпретация, реинтерпретация и расширение «горизонта понимания». Герменевтика и методология научного исследования.

Философия постструктурализма (Жак Деррида, Жиль Делез, Жан Бодрийар, Жан-Франсуа Лиотар, Юлия Кристева, М. Фуко и др.). Основные идеи и понятия. «Ризома» как метафора современной культуры. Критика универсализма, логоцентризма и тотализирующего дискурса, фрагментация видимого мира и отказ от «метаповествований» («метанарраций»). «Децентрация» и отказ от биполярности автора и героя, субъекта и объекта. Принципиально личностный характер когнитивных моделей и маргинализация субъекта – автора. Детерриториализация и культура как «бегство вперед». Деконструкция как способ прочтения текстов («языковые игры»). Плюрализм и интерпретативный релятивизм: «разыгрывание полифонии чужих голосов». Читатель как источник смысла и постмодернистская ирония. Постструктурализм как выражение философского релятивизма и скептицизма, его место в истории европейского интеллектуализма: Сократ – Монтень – Р. Барт. Мышление как «атопность» и «ускользание» от власти моносемии.