Тема 4. Исторические воззрения Ломоносова

 

Петровские преобразования и формирование национально–исторического самосознания в первой половине ХVIII в. Эволюция исторического сознания от «баснословной» летописной истории, «Синопсисов» И. Гизеля и Димитрия Ростовского и «Ядра Российской истории» А.И. Манкиева до «Истории Российской» В.Н. Татищева. Роль Ф. Прокоповича, переводов С. Пуфендорфа («Введение в гисторию Европейскую...»), В. Стратемана («Феатрон, или Позор исторический») и немецкой критической историографии (Г.З. Байер, А.Л. Шлецер, Г.Ф. Миллер) в становлении русской исторической науки. Обострение интереса к русской истории после бироновщины.

Миллер о «происхождении имени и народа российского» (1749) и «варяжский вопрос» в Петербургской Академии. Ломоносов и немецкая школа «критической истории»: замечания на диссертацию Миллера. Ломоносов и Вольтер. Исторические работы Ломоносова «Краткий Российский летописец» (1760) и «Древняя Российская история» (1766). Роль этнического многообразия в формировании «народа Российского». Критическое отношение к библейской генеалогии русского народа (от Мосоха, Иафета и Ноя). Критика концепции норманизма и примата государственного начала над народным. Идея равноценности древних и более поздних народов, широкий всемирный фон анализа истории славянских народов. Четырехкратное «вкоренение» христианства на Руси. История Российская как история народа, а не князей. Поиск «естественных законов» в истории. Периодизация истории России: (1) «до Рурика»; (2) период государственного единства и «самодержавства» на Руси; (3) период раздробленности – удельный период; (4) период «татарского насильства» и (5) от «самодержавства государей московских». Защита идеи сильного, централизованного русского государства. Ломоносов о роли Петра I в истории России (поэма «Петр Великий»). «Просвещенная монархия» как «судьба» России и опасность «разномысленной вольности».

Восприятие истории Отечества в ее единстве, в отношении к прошлому, настоящему и будущему как характерная особенность историософского мышления М.В. Ломоносова. Этико–воспитательное значение истории: историческая память как связующая основа отечественной культуры. Понимание русской истории как героической истории: 25 сюжетов Ломоносова для живописных картин на темы русской истории (М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин). Ломоносов и русские историки Беломорского Севера последней трети ХVIII – начала ХIХ вв.

 

Семинар № 3. Ломоносов – историк народа Российского

 

1. Формирование национально–исторического самосознания в культуре России первой половины ХVIII в. «Европейский» календарь и новое историческое время России (календарная реформа Петра I и “сдвиг” исторического времени на 5508 лет). Исторические взгляды представителей «ученой дружины» (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев).

2. Ломоносов и немецкая школа «критической истории» (Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер и А.Л. Шлецер). Ломоносов и Вольтер. Проблема начала «славенского рода» и российской государственности.

3. Ломоносов о периодизации исторического развития России. История народа как история государства.

4. Ломоносов о «разномысленной вольности» новгородцев. Идеал «самодержавства»: Ломоносов и Карамзин.

5. Ломоносов о значении исторической памяти для воспитания россиян. Живописные картины на сюжеты из русской истории: М.В. Ломоносов и Н.М. Карамзин.