Тема 5. Литературное наследие Ломоносова

 

Особенности русской литературы первой трети ХVIII в.: переход от традиций средневековой книжности (анонимная, рукописная, связанная с церковной культурой) к словесной культуре Нового времени (авторская, печатная, светская). Церковная проповедь и ораторские речи. Феофан Прокопович и Гавриил Бужинский как основоположники светского ораторского красноречия («Слова»). Преобладание «панегирического стиля» в словесности петровского времени. «Сатиры» А.Д. Кантемира, переводы Фонтенеля и Фенелона. «Душеполезная» и нравоучительная литература. «Культурное многоязычие» (Ю.М. Лотман) как следствие реформ Петра.

Реформа стиля литературного языка М.В. Ломоносова: три генетических пласта лексического состава и три стиля русского языка (высокий, посредственный и низкий). Духовные (переложения псалмов) и торжественные оды Ломоносова. Биографический и социальный подтекст духовной поэзии (переложения 26, 143 и др. псалмов). Стилистика и образность духовных од. Сакрализация власти и Ломоносовские «уроки царям» в похвальных одах. Профетизм, национально–патриотическая тема и идея различия исторических путей России и Европы. Семантические структурные уровни образов–символов «Россия» и «Европа». Сакральный мирообраз и историософский потенциал в одической поэзии Ломоносова. Натурфилософская поэзия и корпускулярная картина мира Ломоносова. Образы Бога в натурфилософской и духовной поэзии Ломоносова. «Бог« Ломоносова и Державина. Сатирическая поэзия Ломоносова.

«Письмо о пользе стекла» (1752) как эстетический манифест, реализация энциклопедического типа сознания и создание универсальной картины мира. Стихотворный диалог–диспут «Разговор с Анакреоном» (ок. 1756–1761) и «философия жизни» Ломоносова: повседневное бытие и представления о «должном» между крайностями гедонизма (Анакреон) и стоицизма (Сенека). Установка на диалогический тип взаимодействия текста с воспринимающим сознанием. «Мужеству и бодрости человеческого духа... последний предел еще не поставлен»: тема катонизма у Ломоносова и ее развитие у А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина. Ломоносов – первый поэт новой литературы.