Реферат Курсовая Конспект
ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОГРАММЫ PRH - раздел Информатика, Владимир Данченко ...
|
Владимир Данченко
ПРОГРАММА
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ
"ДАР"
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРОГРАММА PRH
ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОГРАММЫ PRH
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ PRH
Предпосылки
Цели программы
На кого рассчитана программа
Предлагаемые средства
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ PRH
Краткое описание некоторых курсов
"Прививающая педагогика"
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ PRH
Ключевые центры личности
Функционирование личности
Приведение себя в порядок
Травма неосуществленности
Повторяющиеся несоразмерные реакции
Лечение психологических травм
Развитие личности
Последовательное саморазвитие
Направляемый самоанализ
"PRH-анализ"
ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРОГРАММЫ PRH
Подготовка специалистов
Организация
РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПРОГРАММЫ PRH
ЧАСТЬ ВТОРАЯ: ПРОГРАММА ДАР
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРОГРАММАМИ ДАР И PRH
От прививающей педагогики к педагогике развивающей
Роль ведущего
Методическое и методологическое просвещение
Секуляризация
ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ДАР
Надличностные перспективы
Межличностное взаимодействие
Заключение Литература
Введение
В мае 1991 года я случайно попал на психологический семинар, который проводила в лаборатории психологии общения Киевского института иностранных языков пожилая американская дама. Семинар назывался "Кто я?" и, как выяснилось, был одним из учебных курсов программы психологического развития взрослых людей "PRH", разработанной каким-то французом по имени Андре Роше. Присутствовали главным образом психологи; они в большинстве своем скептически ухмылялись, а во время перекуров говорили, что все это детский лепет и т.п. Однако для меня этот семинар стал поворотным пунктом жизни. Действительно, в содержательном плане он представлял собой набор хорошо известных положений гуманистической психологии. Но это была не просто гуманистическая психология, – это была вытяжка, квинтэссенция гуманистической психологии, очищенная от всего, не имеющего значения для жизни не-психолога, и излагаемая в форме, способной стать содержанием сознания любого человека. Я понял, что имею дело с явлением, необходимость которого была сформулирована мною за несколько лет до того, – а именно, преобразовательным знанием как продуктом новой фазы развития психологии. "В отличие от объяснительного знания, которое в своем стремлении постичь суть явлений растворяет живого человека в абстрактных понятиях и логических операциях, преобразовательное знание призвано "оконкретить" абстракции и привнести плоды объяснительной науки о человека в сознание живого человека вне зависимости от уровня его теоретической подготовки и характера профессиональной специализации, – причем привнести их сюда в качестве устойчивого содержания, а не мимолетного эпизода. Иными словами, преобразовательное знание призвано преобразовать жизнь живого человека путем включения в нее плодов объяснительной науки о человеке". [1]
Новым для меня было и то, что в центр своей объяснительной системы Роше поместил психологическую реалию, которую назвал "существом человека". В ходе тренинга я осознал, что жил и живу счастливо именно благодаря тому, что делаю это, сам того не подозревая, "по Роше", то есть "согласно своему существу". Таким образом, предлагаемый метод по-видимому позволял воспроизводить, передавать от поколения к поколению опыт счастливой жизни.
Я решил перевести материалы семинара на русский язык и сообщил о своем намерении американскому коллеге, которая, со своей стороны, выразила готовность приезжать к нам за свой счет, чтобы проводить учебные курсы PRH за символическую плату. Это был уникальный шанс, упустить который, с моей точки зрения, было бы преступлением против культуры. Поэтому я счел возможным отказаться от научной и деловой карьеры, посвятив последующие семь лет жизни исключительно организации и переводу семинаров PRH. За это время я перевел материалы девятнадцати учебных курсов; было проведено около ста шестидневных семинаров, а через вводный курс "Кто я?" прошло около пятисот человек. Идея состояла в том, чтобы выявить лидеров и подготовить из них сертифицированных специалистов, имеющих право вести курсы по программе PRH самостоятельно. Со временем выяснилось, однако, что идея эта практически неосуществима: мой американский партнер не переносил лидеров и отбирал кандидатов по критерию их готовности сохранять в отношениях с ним позицию "ребенка". Кроме того, по мере более глубокого знакомства с программой я стал обнаруживать в ней очевидные ограничения. Все это привело к постепенному охлаждению моего энтузиазма и, в конечном счете, прекращению сотрудничества.
Первоначально я не собирался вести учебные курсы и усматривал свою задачу только в том, чтобы создать условия для появления отечественных ведущих. Когда PRH у меня на глазах начала превращаться из "программы психологического развития взрослых людей" в нечто вроде "вечного детского сада", а сама эта аббревиатура в устах здравомыслящей публики стала синонимом профанации, я испытал чувство глубокого разочарования. Создавалось впечатление, что жертвы мои были напрасны, а лучшие годы жизни прожиты впустую. Но испив чашу разочарования до дна, я осознал простую вещь: то ценное, что изначально привлекло меня в программе PRH, никуда не исчезло. Я осознал также, что годы прожиты не впустую, поскольку теперь я могу участвовать в судьбе этой программы в новом качестве, – в качестве соавтора-разработчика. Я могу модифицировать ее с учетом семилетнего опыта наблюдений за практикой ее осуществления. В этом тексте я собираюсь описать программу PRH, указать на основные моменты, подлежащие модификации, и обосновать логику последней, заложив тем самым методологические основы новой версии программы психологического развития взрослых людей, которая будет называться "ДАР" – Диалоги с Андре Роше.
Киев, май 2000
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ПРОГРАММА "PRH"
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ PRH
Аббревиатура PRH расшифровывается как Personnalite et Relations Humaines, что в переводе с французского значит "личность и человеческие отношения". PRH – это название программы психологического развития взрослых людей, причем не только отдельных лиц, но также лиц, объединенных в супружеские пары и группы.
Цели программы
Непосредственная цель программы PRH состоит в содействии самоосуществлению отдельных лиц, пар и групп, то есть содействии выявлению потенциальных возможностей их роста и воплощению этих возможностей в действительность. Указанная цель может быть сформулирована также как содействие осуществлению жизненного предназначения отдельных лиц, пар и групп. Долгосрочная цель программы состоит в очеловечивании человечества или содействии самоосуществлению последнего.
ВОСПРОИЗВОДСТВО ПРОГРАММЫ PRH
Вопросам воспроизводства своей программы (то есть подготовки специалистов, способных воплощать ее в жизнь, и организационной структуры, способной готовить таких специалистов) Андре Роше придавал не меньшее значение, чем вопросам ее разработки.
ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ПРОГРАММАМИ ДАР И PRH
ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ ДАР
Заключение
Развитие современной цивилизации связано с интегративной тенденцией к формированию мирового сообщества, "планетаризацией сознания" человека. Вместе с тем оно связано и с обратной тенденцией к разложению традиционных сообществ и традиционных систем социальной регуляции человеческого поведения, – разложению, которое сопровождается одновременным повышением степени свободы отдельного индивида. Это влечет за собой не только опасность атомизации и распада социальных структур любого уровня, начиная с семьи, но становится причиной массового экзистенциального кризиса, связанного с утратой ясно различимых внешних ориентиров, "правил" индивидуального поведения. Утрата внешних ориентиров актуализирует для индивида проблему самодетерминации поведения, а для общества – проблему культуры такой самодетерминации, культуры личности.
Откликом на эту объективную историческую потребность стал бурный рост и распространение разного рода методик, направленных на повышение конструктивной самодетерминации поведения человека. Этот процесс, который начался на рубеже XIX – XX вв. и шел по линии интеграции терапевтических подходов к "нормализации" человека, с одной стороны, и эзотерических подходов к превосхождению "нормы", с другой, привел в конце концов к формированию устойчивых представлений о возможности и необходимости развития личности. Одним из продуктов этого гуманистического движения, получившего во второй половине XX в. название "Движения за осуществление возможностей человека" (Human Potential Movement), стала программа Андре Роше "Личность и человеческие отношения" (PRH). Уникальность программы PRH состоит в широте тематического диапазона и методике проведения ее учебных курсов, которая делает их доступными для восприятия любого человека.
Вместе с тем в PRH имеются также существенные, внутренне присущие ей ограничения и недостатки, которые понижают ее эффективность и ограничивают сферу применимости. Предлагаемая мною модификация – программа ДАР – основана на освобождении от упомянутых ограничений и недостатков и представляет собой следующий шаг на пути к становлению общечеловеческой (планетарной) программы базовой психологической культуры и развития личности взрослого человека.
+++
– Конец работы –
Используемые теги: Личность, основателя, предыстория, программы, prh0.084
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЛИЧНОСТЬ ОСНОВАТЕЛЯ И ПРЕДЫСТОРИЯ ПРОГРАММЫ PRH
Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов