Грамматика языков программирования

Несмотря на значительные различия между языками программирования, ряд фундаментальных понятий в большинстве из них схожи.

Оператор – законченная фраза языка, определяющая однозначно трактуемый этап обработки данных.

В теории алгоритмов выделяют основные (базисные) операторы языка: присвоения, условный и безусловный переход, пустой оператор. К производным, неосновным, относят: составной оператор, оператор выбора, оператор цикла и оператор присоединения. Все операторы в тексте программы отделяются друг от друга явными[22] или неявными разделителями.

Большая часть операторов ведет обработку величин. Величины могут быть постоянными и переменными. Величины характеризуются типом, именем и значением. Наиболее распространенные типы величин – числовые (целые и вещественные), символьные и логические.

Величины классифицируются на простые и структурированные. Простая величина в каждый момент времени может иметь не более одного значения. Ей соответствует одна ячейка памяти компьютера. Структурированная величина, имея одно имя, может иметь сразу несколько значений. Эти значения представляют собой элементы (компоненты) величины[23].

Всем программным объектам даются индивидуальные имена. Имя программного объекта называют идентификатором. Чаще всего идентификатором является любая конечная последовательность букв и цифр, начинающаяся с буквы[24].

Описания или объявления программных объектов необходимы для определения их свойств[25]. В некоторых языках стандартные описания простых числовых и символьных данных опускают (описание по умолчанию) или в них задаются правила описания по имени объекта[26]. Особый интерес представляют в языках программирования описания нестандартных структур данных, таких как запись, файл, объект, список, дерево и т.п.

Переменная – программный объект, способный принимать некоторое значение с помощью оператора присваивания. Каждая переменная после ее описания отождествляется с некоторой ячейкой памяти, содержание которой является ее значением.

Функция - программный объект, задающий вычислительную процедуру определения значения, зависимого от некоторых аргументов. В каждом языке программирования имеется в наличии библиотека стандартных функций. Кроме того, программист может сам задавать новые функции.

Процедура - программный объект, представляющий некоторый самостоятельный этап обработки данных. Процедура имеет входные и выходные параметры, называемые формальными. При использовании процедуры формальные параметры заменяются на фактические.

Модуль (Unit) – специальная программная единица, предназначенная для создания библиотек и разделения больших программ на логически связанные блоки.