Часть 1

 

 

Редакция авторов

 

Изд. лиц. ЛР № 020300 от 12.02.97. Подписано в печать ___________.

Форма бумаги 60х80 1/16. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 6,8. Уч.-изд. л. 5,4.

Тираж 300 экз. Заказ _______.

 

Тульский государственный университет.

300600, г. Тула, пр. Ленина, 92

 

Отпечатано в Издательстве

Тульского государственного университета.

300600, г. Тула, ул. Болдина, 151


[1] Слово «информатика» происходит от французского слова «Informatique», образованного в результате объединения терминов «Informacion» (информация) и «Automatique» (автоматика), т.е. наука об автоматической обработке информации. Кроме Франции, термин «информатика» используется в ряде стран Восточной Европы. В большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин – «Computer Science» (наука о средствах вычислительной техники)

[2] Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение. Существует множество определений данного понятия (Клод Шенон, Н.В. Макаров, Леон Бриллюэн и др).

[3] Иногда данным дают следующее определение «Данные – это зарегистированные сигналы»

[4] Параметр сигнала – физическая характеристика, используемая для представления сигнала (напряжение, сила тока и т.д.)

[5] Сведения об окружающем мире характеризуют отдельные фактические данные, закономерности и свойства изучаемых объектов, распространяемые в виде различных сообщений, состоящих из слов, фраз, параграфов, глав и других фрагментов, объединенных в статьи, книги, журналы и т.д.

[6] Новая информация, зафиксированная в отдельных сообщениях, сливается с накопленной ранее.

[7] Для информации, особенно научно-технической, характерно в ретроспективном плане стремление к сжатию: все основное получает простое и краткое выражение, а второстепенное и частное - отсеивается.

[8] Независимость информации в сетях коммуникаций от создателя, языка и носителя способствует тому, что одна и та же информация может многократно распространяться (будучи переведена с одного языка или носителя на другой, размножена, процитирована и т.д.).

[9] Одна и та же информация может быть получена и использована несколькими потребителями, да и сам ее автор после передачи информационного сообщения сохраняет всю сумму знаний, составивших это сообщение.

[10] Специальная информация в свою очередь делится на ряд подвидов, например производственную, среди которой также выделяют несколько групп, в частности - экономическую информацию.

[11] Название "алгоритм" произошло от латинской формы имени величайшего среднеазиатского математика Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (Alhorithmi), жившего в 783—850 гг. В своей книге "Об индийском счете" он изложил правила записи натуральных чисел с помощью арабских цифр и правила действий над ними "столбиком", знакомые теперь каждому школьнику. В XII веке эта книга была переведена на латынь и получила широкое распространение в Европе.

[12] Вся совокупность команд, которые данный исполнитель умеет выполнять, называется системой команд исполнителя (СКИ).

[13] Одно из существующих определений «Программа – представление алгоритма в виде набора команд из системы команд исполнителя».

[14] Данное свойство иногда трактуют противоположенным образом и называют его «понятность» - для записи алгоритма для исполнителя можно использовать лишь те команды, которые имеются в его СКИ.

[15] Вершины графа трех типов: функциональная (один вход, один выход), предикатная (один вход и два выхода в зависимости от значения функции), объединяющая (два входа, один выход).

[16] Объект «Забор» имеет свойства: «Длина», «Высота», «Цвет»; метод «Окраска», меняющий цвет; событие «Дождь», который может изменить цвет.

[17] Родительский класс «Человек». Имеет свойства: «ФИО», «возраст» и т.д. Дочерний класс «Студент». Наследует от «Человека» его свойства и дополнительно имеет свои: «Вуз», «Специальность» и т.д.

[18] Родительский класс «Животное». Имеет метод «Идти». Дочерние классы: «Кошка» и «Обезьяна». Метод «Идти» должен быть переопределен для Кошки и Обезьяны, т.к. они ходят по-разному. Однако название метода останется прежним. При выполнении программы компилятор распознает по типу объекта (его классу), какой конкретно метод надо использовать и не заставит кошку идти как обезьяну.

[19] Несмотря на близость понятий «алгоритмический язык» и «язык программирования» между ними есть различие. Под исполнителем в алгоритмическом языке могут подразумеваться не только компьютер, но и устройство для работы «в обстановке».

[20] Загрузочный код или Исполняемый код - законченная программа, которую можно запустить на любом компьютере, где установлена операционная система, для которой эта программа создавалась.

[21] Использование термина «компилятор» при различных классификациях языков несколько затрудняет понимание процесса компиляции.

[22] Чаще всего используется точка с запятой. Например,

read(x); write(y);

[23] Самый известный пример – массив, у которого элементы различаются по индексам (номерам).

[24] Например, SIN – стандартный идентификатор математической функции.

[25] Например, если в качестве данных выступает массив, то необходимо задать его размерность, тип элементов массива.

[26] Например, в Фортране переменные, имена которых начинаются с букв I, J, K, L, M, N могут принимать целые значения.

[27] В последние несколько лет в программировании наметился так называемый визуальный подход, в котором автоматизирован процесс создания удобного Windows-подобного интерфейса.

[28] Например, в Паскале текст

+-*

может встретиться либо внутри текстовой константы, либо внутри комментария. Если такой текст встретился в другом месте, то это явная ошибка.

[29] Например, числа употребления слов begin и end не совпадают; переменные не описаны (в языках, требующих обязательного явного описания переменных).

[30] Например, деление на ноль, выход за границу массива, переполнение разрядов и т.д.

[31] Сергею нравиться рэп

[32] Сергей носит блейзер

[33] Юрий крутой парень?

[34] Кто крутой парень?

[35] В широком смысле.

[36] Перспективы

[37] Поясним принцип конвейерной обработки на примере. На каждом рабочем месте конвейера выполняется один шаг производственного процесса, а на всех рабочих местах в одно и то же время обрабатываются различные изделия на всевозможных стадиях. По такому принципу устроено арифметико-логическое устройство суперкомпьютера.

[38] Выбор этой скорости объясняется тем, что аудиодиски считываются именно с этой скоростью.

[39] В дисках CD-R отражающий слой выполнен из золотой пленки. Между этим слоем и поликарбонатной основой расположен регистрирующий слой из органического материала, темнеющего при нагревании. В процессе записи лазерный луч нагревает выбранные точки слоя, которые темнеют и перестают пропускать свет к отражающему слою, образуя участки, аналогичные впадинам.

[40] Совокупность шин, связывающих два модуля, и алгоритм, определяющий порядок обмена информацией между ними, называется интерфейсом (сопряжением).

[41] Порты устройств представляют собой некие электронные схемы, содержащие один или несколько регистров ввода-вывода и позволяющие подключать периферийные устройства компьютера к внешним шинам микропроцессора.

Портами также называют устройства стандартного интерфейса: последовательный, параллельный и игровой порты (или интерфейсы).

Последовательный порт обменивается данными с процессором побайтно, а с внешними устройствами — побитно. Параллельный порт получает и посылает данные побайтно. Инфракрасный порт – обеспечивает беспроводное взаимодействие устройств.

К последовательному порту обычно подсоединяют медленно действующие или достаточно удалённые устройства, такие, как мышь и модем. К параллельному порту подсоединяют более "быстрые" устройства — принтер и сканер. Через игровой порт подсоединяется джойстик. Клавиатура и монитор подключаются к своим специализированным портам, которые представляют собой просто разъёмы.

 

[42] Драйвер принтера не входит в состав ПЗУ, а поставляется фирмой производителем совместно с устройством.

[43] Активное состояние процесса – непосредственное исполнение задания процессором.

[44] FAT (File Allocation Table — таблица размещения файлов).

[45] NTFS (NT File System) – файловая система ОС Windows NT

[46] 1 пункт равен 0,367 мм.

[47] Число пикселей по горизонтали и вертикали изображения определяет разрешение изображения. Стандартными являются значения 640х480, 800х600, 1024ъ768, 1280х1024 и др.