рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Правила выполнения изображения схем алгоритмов

Правила выполнения изображения схем алгоритмов - раздел Информатика, Информатика (Гост 19.701-90) (Исо 5807-85). Алгоритм - Конечная...

(ГОСТ 19.701-90) (ИСО 5807-85).

Алгоритм - конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи.

Алгоритм должен обладать такими свойствами как:

- массовость (универсальность);

- определенность (детерминированность);

- правильность (адекватность);

- поэтапность (дискретность).

Алгоритмы могут быть заданы:

- словесно, с помощью слов и предложений естественного языка;

- таблично, в форме таблиц и расчетных формул;

- графически, с помощью специальных символов - блоков.

Описание алгоритмов с помощью блок-схем - наиболее наглядный и распространенный способ задания алгоритмов.

Условные обозначения и правила выполнения изображения схем алгоритмов изложены в ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85).

Стандарт не распространяется на форму записей и обозначений, помещаемых внутри символов или рядом с ними и служащих для уточнения выполняемых ими функций.

Требования стандарта являются обязательными. Схемы алгоритмов состоят из имеющих заданное значение символов, краткого пояснительного текста и соединяющих линий. Схемы могут использоваться на различных уровнях детализации, причем число уровней зависит от размеров и сложности задачи обработки данных. Уровень детализации должен быть таким, чтобы различные части и взаимосвязь между ними были понятны в целом.

В стандарте используются следующие понятия:

1) основной символ - символ, используемый в тех случаях, когда точный тип (вид) процесса или носителя данных неизвестен или отсутствует необходимость в описании фактического носителя данных;

2) специфический символ - символ, используемый в тех случаях,

когда известен точный тип процесса или носителя данных или когда необходимо описать фактический носитель данных;

3) схема - графическое представление определения, анализа или метода решения задачи, в котором используются символы для отображения операций, данных, потока, оборудования и т. д.

 

ОПИСАНИЕ СИМВОЛОВ

  1. Символы данных
  1.1. Основные символы данных
1.1.1. Данные. Символ отображает данные, носитель данных не определен.
   
1.1.2. Запоминаемые данные. Символ отображает хранимые данные в виде, пригодном для обработки, носитель данных не определен.
   
  1.2. Специфические символы данных
1.2.1. Оперативное запоминающее устройство. Символ отображает данные, хранящиеся в оперативном запоминающем устройстве.
   
1.2.2. Запоминающее устройство с последовательным доступом. Символ отображает данные, хранящиеся в запоминающем устройстве с последовательным доступом (магнитная лента, кассета с магнитной лентой, магнитофонная кассета).
   
1.2.3. Запоминающее устройство с прямым доступом. Символ отображает данные, хранящиеся в запоминающем устройстве с прямым доступом (магнитный диск, магнитный барабан, гибкий магнитный диск).
   
1.2.4. Документ. Символ отображает данные, представленные на носителе в удобочитаемой форме (машинограмма, документ для оптического или магнитного считывания, микрофильм, рулон ленты с итоговыми данными, бланки ввода данных).
   
1.2.5. Ручной ввод. Символ отображает данные, вводимые вручную во время обработки с устройств любого типа (клавиатура, переключатели, кнопки, световое перо, полоски со штриховым кодом).
   
1.2.6. Карта. Символ отображает данные, представленные на носителе в виде карты (перфокарты, магнитные карты, карты со считываемыми метками, карты со сканируемыми метками).
   
1.2.7. Бумажная лента. Символ отображает данные, представленные на носителе в виде бумажной ленты.
   
1.2.8. Дисплей. Символ отображает данные, представленные в человекочитаемой форме на носителе в виде отображающего устройства (экран для визуального наблюдения, индикаторы ввода информации).
   
  2. Символы процесса
  2.1. Основные символы процесса
2.1.1. Процесс. Символ отображает функцию обработки данных любого вида (выполнение определенной операции или группы операций, приводящее к изменению значения, формы или размещения информации или к определению, по которому из нескольких направлений потока следует двигаться).
   
  2.2. Специфические символы процесса
2.2.1. Предопределенный процесс. Символ отображает предопределенный процесс, состоящий из одной или нескольких операций или шагов программы, которые определены в другом месте ( в подпрограмме, модуле).
   
2.2.2. Ручная операция. Символ отображает любой процесс, выполняемый человеком.
   
2.2.3. Подготовка. Символ отображает модификацию команды или группы команд с целью воздействия на некоторую последовательную функцию (установка переключателя, модификация индексного регистра или инициализация программы).
   
2.2.4. Решение. Символ отображает решение или функцию переключаемого типа, имеющую один вход и ряд альтернативных выходов, один из которых может быть активизирован после вычисления условий, определенных внутри этого символа.
   
2.2.5. Параллельные действия. Символ отображает синхронизацию двух или более параллельных операций.
   
2.2.6. Граница цикла. Символ, состоящий из двух частей, отображает начало и конец цикла. Обе части символа имеют один и тот же идентификатор. Условия для инициализации, приращения, завершения и т.д. помещаются внутри символа в начале или конце в зависимости от расположения операции, проверяющей условие.
   
  3. Символы линий
  3.1. Основной символ линий
3.1.1. Линия. Символ отображает поток данных или управления.
   
  3.2. Специфические символы линий
3.2.1. Передача управления. Символ отображает непосредственную передачу управления от одного процесса к другому, иногда с возможностью прямого возвращения к инициирующему процессу после того, как инициированный процесс завершит свои функции. Тип передачи управления должен быть назван внутри символа (например, запрос, вызов, событие).
   
3.2.2. Канал связи. Символ отображает передачу данных по каналу связи.
   
3.2.3. Пунктирная линия. Символ отображает альтернативную связь между двумя или более символами. Кроме того, символ используют для обведения аннотированного участка.
   
  4. Специальные символы
4.1. Соединитель. Символ отображает выход в часть схемы и вход из другой части этой схемы и используется для обрыва линий и продолжения ее в другом месте. Соответствующие символы-соединители должны содержать одно и то же уникальное обозначение.
   
4.2. Терминатор. Символ отображает выход во внешнюю среду и вход из внешней среды (начало или конец схемы программы, внешнее использование и источник или пункт назначения данных).
   
4.3. Комментарий. Символ используют для добавления описательных комментариев или пояснительных записей в целях объяснения или примечаний.
   
4.4. Пропуск. Символ (три точки) используют схемах для отображения пропуска символа или группы символов, в которых не определены ни тип, ни число символов. Символ используют только в символах линий или между ними. Он применим равным образом в схемах, изображающих общие решения с неизвестным числом повторений.

 

Правила применения символов:

1) Символ предназначен для графической идентификации функции, которую он отображает, независимо от текста внутри этого символа.

2) Символы в схеме должны быть расположены равномерно. Следует придерживаться разумной длины соединений и минимального числа длинных линий.

3) Формы символов, установленные настоящим стандартом, должны служить руководством для фактически используемых символов. Не должны изменяться углы и другие параметры, влияющие на соответствующую форму символов. Символы должны быть, по возможности, одного размера.

4) Символы могут быть вычерчены в любой ориентации, но, по возможности, предпочтительной является горизонтальная ориентация.

5) Минимальное количество текста, необходимо для понимания

функции данного символа, следует помещать внутри данного символа. Текст для чтения должен записываться слева направо и сверху вниз независимо от направления потока.

6) Если объем текста, помещаемого внутрь символа, превышает его размеры, следует использовать символ комментария.

7) В схемах может использоваться идентификатор символов. Это связанный с данным символом идентификатор, который определяет символ для использования в справочных целях в других элементах документации (например, в листинге программы). Идентификатор символа должен располагаться слева над символом.

8) В качестве первого и последнего символа алгоритма должен быть использован символ указателя конца.


Правила выполнения соединений:

1) Потоки данных или потоки управления в схемах показываются линиями. Направление потока слева на право и сверху вниз считаются стандартным. В случаях, когда необходимо внести большую ясность в схему (например, при соединениях), на линиях используют стрелки. Если поток имеет направление, отличное от стандартного, стрелки должны указывать это направление.

2) В схемах следует избегать пересечение линий. Пересекающиеся линии не имеют логической связи между собой, поэтому изменения направления в точках пересечения не допускаются.

3) Две или более входящие линии могут объединяться одну исходящую линию. Если две или более линий объединяются в одну линию, место объединения должно быть смещено.

4) Линии в схемах должны подходить к символу либо слева, либо сверху, а исходить либо справа, либо снизу. Линии должны быть направлены к центру символа.

5) При необходимости линии в схемах следует разрывать для избежания излишних пересечений или слишком длинных линий, а также, если схема состоит из нескольких страниц. Соединитель в начале разрыва называется внешним соединителем, а соединитель в конце разрыва - внутренним соединителем.

6) Ссылки к страницам могут быть приведены совместно с символом комментария для их соединителей.

 

ПРИМЕНЕНИЕ СИМВОЛОВ

Символ Наименование символа
Символы данных            
Основные Данные + + + + +
  Запоминаемые данные + - + + +
  Специфические ОЗУ + - + + +
  ЗУ с послед. выборкой + - + + +
  ЗУ с прямым доступом + - + + +
  Документ + - + + +
  Ручной ввод + - + + +
  Карта + - + + +
  Бумажная лента + - + + +
  Дисплей + - + + +
             
Символы процесса            
Основные Процесс + + + + +
Специфические Предопределенный процесс - + + + -
  Ручная операция + - + + -
  Подготовка + + + + -
  Решение - + + - -
  Параллельные действия - + + + -
  Граница цикла - + + - -
             
Символы линий            
Основные Линия + + + + +
Специфические Передача управления - - - + -
  Канал связи + - + + +
  Пунктирная линия + + + + +
Специальные символы Соединитель + + + + +
  Терминатор + + + - -
  Комментарий + + + + +
  Пропуск + + + + +

Примечание. Знак "+" указывает, что символ используют в данной схеме, знак "-" - не используют.

1 - Схема данных;

2 - Схема программы;

3 - Схема работа системы;

4 - Схема взаимодействия программ;

5 - Схема ресурсов системы;

ОЗУ - оперативное запоминающее устройство;

ЗУ - запоминающее устройство.

 

Примеры построения алгоритмов

Алгоритмы бывают: линейные, разветвляющиеся, циклические. Линейный алгоритм не содержит логических условий, имеет одну ветвь обработки и изображается линейной последовательностью связанных друг с другом блоков. Разветвляющийся алгоритм содержит одно или несколько логических условий и имеет несколько ветвей обработки. Разветвляющиеся алгоритмы могут иметь несколько структур:

- неполная альтернатива, обработка производится при выполнении условия в противном случае обработка не производится;

- полная альтернатива, обработка производится при выполнении условия по ветви 1, в противном случае по ветви 2;

- конструкция выбора, обработка производится при выполнении одного из нескольких различных условий по соответствующей ему ветви.

 

Блок - Решение имеет один вход и несколько выходов, которые следует показывать:

1) несколькими линиями от данного символа к другим символам;

2) одной линией от данного символа, которая затем разветвляется в соответствующее число линий.

3) каждый выход из символа должен сопровождаться соответствующими значениями условий, чтобы показать логический путь, который он представляет, с тем, чтобы эти соответствующие ссылки были идентифицированы.

Линейная структура алгоритма

 

Разветвляющиеся структуры алгоритмов

 

а) неполная альтернатива

Если условие выполняется выполнить обработку информации по ветви 1.

 

б) полная альтернатива

Если условие выполняется выполнить обработку информации по ветви 1, иначе по ветви 2.

 

в) конструкция выбора

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Информатика

Тульский государственный университет...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Правила выполнения изображения схем алгоритмов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

К выполнению лабораторных работ
для бакалавров по направлению 150900 – «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств» и студентов специальностей: 151001 «Технология машиностроения»,

Перевод чисел из одной системы счисления в другую
Системой счисления называется совокупность символов, используемых для изображения чисел, т.е. кодирования числовой информации. Системы счисления делятся на позиционные и непозиционные.

Символы, рекомендованных к использованию в данной работе
Данные. Символ отображает данные, носитель данных не определен. Процесс. Символ отображает функцию обработки данных любого вида (выполнение определенной опера

Описание практической части работы
2.1. Цели лабораторной работы: Ознакомиться с понятием алгоритм, его свойствами и способами представления. Изучить основные положения ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85), связанные с изображением с

Правила выполнения изображения схем алгоритмов
(ГОСТ 19.701-90) (ИСО 5807-85). Алгоритм - конечная последовательность точно определенных действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи. Алгорит

ОПИСАНИЕ СИМВОЛОВ
  1. Символы данных   1.1. Основные символы данных

ПРИМЕНЕНИЕ СИМВОЛОВ
Символ Наименование символа Символы данных  

Символы, рекомендованных к использованию в данной работе
Данные. Символ отображает данные, носитель данных не определен. Процесс. Символ отображает функцию обработки данных любого вида (выполнение определенной опера

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КЛАВИШ
Клавиша Назначение F1 Помощь (Help) F2 Вызов созданного пользователем меню

Инструкция по Norton Commander
Alt-F1 Выбрать диск (левая панель) Alt-F2 Выбрать диск (правая панель) Alt-F3 Просмотр (View) у

УKАЗАHИЕ И ИСПОЛHЕHИЕ ФАЙЛОВ
В данной конструкции встречаются термины - "указанный файл" и" выбранный файл или группа файлов". "Указанный файл" в конкретный момент времени может быть только один и

ВЫБОР И ОТМЕHА ВЫБОРА ФАЙЛОВ
С использованием клавиатуры выбор и отмена группы файлов производится двумя способами: 1. Нажать серую клавишу (на цифровой клавиатуре) "+" (для выбора) или "-" (для от

ПАHЕЛИ Norton Commander
Активна только одна панель. Настройка панелей производится в меню NC (F9) по вашему желанию. Комбинации клавиш Назначение TAB или Ctrl

Клавиши, используемые в режиме просмотра файла
Комбинации клавиш Назначение F7 Поиск(Search) цепочки, указанной в диалоговом "окне" (регистр не имеет значения).

РЕДАKТИРОВАHИЕ (Edit) УKАЗАHHОГО ФАЙЛА
Укажите файл. Выполните Edit (F4 или Alt + F4, в зависимости от настройки NC) из NC меню. Клавиши, используемые в режиме редактирования файла. Кла

Перемещение курсора в Edit
  Чтобы переместить курсор на: Выполните: символ влево Ctrl+S или

Удаление слов, символов, строк в Edit и в командной строке
Чтобы удалить: Выполните: строку Ctrl+Y все от курсора до конца строки Ctrl+K

HАСТРОЙKА Norton Commander
Меню наcтройки Norton Commander вызываетcя нажатием клавиши F9 или клавиш Ctrl+N или c помощью "мыши" (cм. следующий раздел). Оно расположено в верхней строке экрана и содержит следующие

Устройство персонального компьютера (ПК)
Все персональные ПК состоят из четырех основных частей: системного блока, монитора, клавиатуры и мыши. Кроме того ПК может включать ряд дополнительных устройств: блок бесперебойного питания, акусти

Запуск среды программирования QuickBasic 4.xx и 7.хх.
Для запуска среды QuickBasic 4.xx необходимо найти на диске исполняемый файл qb.exe или qbx.exe. После этого необходимо набрать на клавиатуре команду < qb [/ключи] > (или < qbx [/ключи] &g

Организация диалога в среде программирования QuickBASIC
В среде программирования QuickBASIC используется оконная технология организации диалога, рассчитанная на использование в качестве устройств ввода клавиатуры и специального манипулятора мышь. Маркер

Работа с файлами
Подменю состоит из следующих команд: New рrogram создание новой программы при выборе данного пункта меню появляется диалоговое окно Open

Редактирование
Undo <ALT>+<BACK SPASE> восстановление первоначального вида редактируемой строки Cut <SHIFT>+<DEL&

Команды просмотра
SUBs... <F2> вывод каталога модулей и страниц с возможностью выхода для редактирования в любую страницу любого модуля. Имеется возможность передвижени

Поиск, поиск и замена фрагментов текста
Find   режим поиска с заданием фрагмента текста при выборе данного пункта меню появляется диалоговое окно Selected Text

Порядок записи арифметических операций
Порядок выполнения арифметических операций прежде всего определяется скобкамию. При их отсутствии операции выполняются согласно приоритету. При равнозначности приоритетов они выполняются слева напр

Редактирующие комбинации клавиш
Клавиши Действия CTRL+ или RIGHT Перемещение курсора на один символ вправо CTRL+] или LEFT Пере

Организация программ с циклической структурой.
1. Описание операторов, используемых для организации программ с циклической структурой Оператор цикла FOR … NEXT Назначение: Применяетс

Типы данных, используемые в языке QuickBASIC
Программа, написанная на любом алгоритмическом языке, представляет собой последовательность операций выполняемых над некоторыми данными. По сути дела, один алгоритмический язык отличается от другог

Обработка текстовой информации.
Символьные константы, переменные и массивы: Символьные константы, используемые в качестве литеральных констант в тексте исходной программы, представляют собой последовател

Функция VAL
Назначение: Возвращает числовое представление строки. Синтаксис: VAL (cтрока) Функция VAL ликвидирует лидирующие пробелы, символы табуляции и перевода строки в аргум

Редактирующие комбинации клавиш
Клавиши Действие CTRL+ или RIGHT Перемещение курсора на один символ вправо CTRL+] или LEFT

Функция определения длины файла - LOF
Назначение: Определяет длину указанного файла в байтах. Синтаксис: LOF(<Hoмep файла>) Аргумент <номер файла> должен соответствовать присвоенному в операт

Функция проверки признака конца файла - EOF
Назначение: Проверяет условие конца файла. Синтаксис: EOF(<номер файла>) Функция EOF возвращает значение -1 (TRUE), если обнаруживается признак конца последова

Создание исполняемых файлов и библиотек пользователя
В среде Basic Microsoft исполняемые файлы создаются при помощи меню «Run» «Make EXE File».

Построение графических примитивов в среде BASIC MICROSOFT
  1. Синтаксис операторов для вывода графических примитивов в Qb.   Оператор отображения точки на экране монитора:

Функция определения координат или цвета пикселя - POINT
Назначение: Определяет номер цвета пикселя или выдает его координаты. Синтаксис: POINT(x,y) POINT(<число>) Если в функции POINT задается пара координа

Обработка ошибок
Оператор формирования кода ошибки – ERROR Назначение: Генерирует ситуацию возникновения ошибки с заданным кодом, а также позволяет пользователю определить свои коды

Unprintable error (Неопознанная ошибка).
При наличии подпрограммы обработки ошибки (ON ERROR) происходит переход на эту подпрограмму. Оператор установки среды обработки ошибки – ON ERROR Назначение:

Функция определения номера строки, связанной с ошибкой, - ERL
Назначение: Возвращает номер строки, в которой возникла ошибочная ситуация. Синтаксис: ERL В случае возникновения ошибки функция ERL возвращает номер строки, в котор

Описание вызываемой процедуры
  DECLARE SUB menuSV0 (cen%, vid%, a$(), yp1%, xp1%, lpol%, otst%, l%, t$, ten%, cSimPol%, cFonPol%, cSimm%, cFonm%, cSimK%, cFonK%, cod%) ' Подпрограмма фор

Описание массива пунктов меню
DIM a$(5) Присвоение значений элементов пунктов меню   a$(0) = " menu: " a$(1) = "1111" a$(2) = "2222" a$(3) = "

Использование библиотеки интерфейса для создания горизонтального меню.
  Теория: DECLARE SUB menuSV0 (cen%, vid%, a$(), yp1%, xp1%, lpol%, otst%, l%, t$, ten%, cSimPol%, cFonPol%, cSimm%, cFonm%, cSimK%, cFonK%, cod%) &

Описание массива пунктов меню
DIM a$(5), k$(5) DIM a1$(5), a2$(5), a3$(5), a4$(5), a5$(5) Присвоение значений элементов пунктов меню   a$(0) = " menu: " a$(1) = "

Запуск исполняемых файлов с ключом.
  1. Функция вызова командной строки запуска программы -COMMAND$ Назначение: Возвращает командную строку, из которой осуществлялся запуск про­граммы.

Получение и обработка растровых изображений в редакторе Photo Shop .
1. Советы по работе с Adobe Photoshop:   Увеличить или уменьшить размер выделенной области можно при помощи команды Expand / Contract (Расширить / Сж

Alt - выделение всех точек
Ctrl+Alt - угол Запомните навсегда - нажатая клавиша Shift при работе с выделяющими инструментами приводит к объединению выделений, а вот при работе с кан

Обработка текста с помощью текстового процессора Word.
  1. Средства обработки текстовой информации Средства данного класса являются одной из составляющих компонент автоматизации учрежденческой деятельност

Свойства баз данных
Обычно с базами данных работают две категории исполнителей. Первая категория – проектировщики. Их задача состоит в разработке структуры таблиц базы данных и согласовании ее с заказч

Типы данных
Таблицы баз данных, как правило, допускают работу с достаточно большим количеством разных типов данных. Так, например, базы данных Microsoft Access работают со следующими типами данных. -

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги