рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Программа дисциплины «АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО»

Программа дисциплины «АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО» - раздел Информатика, Государственное Образовательное Учреждение Образовательное Учреждени...

Государственное образовательное учреждение

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный академический

институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина»

 

Факультет теории и истории искусств

Кафедра зарубежного искусства

 

 

Утверждена на заседании

кафедры зарубежного

искусства

протокол № __9________

от «_5_»_марта __2010 г.

 

Автор (составитель)_____

Давыдова Л. И., кандидат

искусствоведения, доцент

 

Программа дисциплины

«АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО»

для специальности 070906.65 История и теория изобразительного искусства

формы обучения очная и заочная _____________________________________

 

Санкт-Петербург


I. Организационно-методический раздел

1. Цель курса:

учебная дисциплина «Античное искусство» входит в федеральный компонент гуманитарных, социально-экономических и философских дисциплин и направлена на формирование у студентов гуманистических взглядов и высоких нравственных качеств, лежащих в основе полноценного овладения профессиональным мастерством; развитие способности адекватно воспринимать и оценивать особенности искусства Древних Эгеиды, Греции, Рима, Этрурии, европейских, североафриканских и восточных провинций Римской Империи, а также древнегреческих колоний Северного Причерноморья.

2. Задачи курса:

дать представление об основных этапах, направлениях и наиболее важных художественных памятниках античной цивилизации;

раскрыть значение античного искусства для развития европейской художественной культуры;

познакомить с источниками и историей изучения античного искусства в Европе и в России;

представить основные труды зарубежных и отечественных исследователей античного искусства;

познакомить с античными памятниками в коллекции Государственного Эрмитажа и других музеев мира.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

 

Знание античного искусства является необходимым фундаментом в профессиональной подготовке искусствоведа, так как позволяет более объективно судить о художественных явлениях последующих столетий, поэтому оно изучается на I курсе очного и на II курсе заочного отделений.

 

Требования к уровню освоения содержания курса

Успешное освоение студентом курса «Античное искусство» предполагает аудиторные лекции, семинарские занятия, посещение музеев (Эрмитажа, Музея слепков Академии Художеств), написание рефератов и курсовых работ. В результате изучения истории античного искусства студент должен

Знать

  1. периодизацию античного искусства;
  2. основные произведения, процессы и явления, характеризующие историю развития античной художественной культуры;

Уметь

  1. критически анализировать памятники античного искусства;
  2. представлять результаты изучения исторического материала в формах реферата, курсовой или дипломной работы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической музейной или научной деятельности

II. Содержание курса

Разделы курса

· Искусство Эгеиды эпохи бронзы (III – II тыс. до н. э.)

· Искусство древней Греции (XII – I вв. до н. э.)

· Искусство Этрурии (IX – I вв. до н. э.)

· Искусство древнего Рима (VI в. до н. э. – IV в.)

· Искусство римских провинций (I в. до н. э. – IV в.)

· Искусство античных городов Северного Причерноморья (VI в. до н. э. – IV в.)

Темы и краткое содержание

Тема 1

Введение

Общая характеристика греко-римской цивилизации, периодизация, источники и история изучения античного искусства. Труд И.И. Винкельмана «История искусства древности» (1764 г.) и его значение для развития европейского антиковедения. Археологические открытия XVIII-XX вв. Русские исследователи античного искусства.

 

Литература по теме:

1. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Алетейя, 1998

2. Винкельман, Иоганн Иоахим. История искусства древности. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 2000

3. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Общая редакция, вступительная статья и примечания Г.М. Фридлендера. М.: ГИХЛ, 1957

4. Формозов А. А. Страницы истории русской археологии. М.: Наука, 1986

5. Фролов Э. Д. Русская наука об античности. Историографические очерки. СПб. Издательство С.-Петербургского Университета. 1999

Тема 2

Искусство Эгеиды эпохи бронзы (III-II тыс. до н. э.)

Эгеида эпохи бронзы: периодизация эгейской или крито-микенской дворцовой цивилизации и основные центры ее распространения – побережье Малой Азии… Троя: Генрих Шлиман (1822-1890 гг.) и его раскопки в Трое (1871-1873 гг.).… Киклады: поселения, укрепленные стенами с башнями (Кастри на о-ве Сирос), первые поселения городского типа (Филакопи).…

Тема 3

Искусство Древней Греции эпохи так называемых темных веков (XII-VIII вв. до н. э.)

Геометрический стиль греческого искусства. Центры производства художественных изделий геометрического стиля – Аттика, Коринф, Беотия. Керамика Х-IX… Литература по теме: Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский…

Тема 4

Искусство Древней Греции эпохи архаики (VII-VI вв. до н. э.)

Ориентализирующее направление в искусстве конца VIII-VII вв. до н. э. Восточные мотивы в росписи ваз "ориентализирующего" или «коврового»… Раннеархаическая пластика конца VII-первой половины VI в. до н. э.… Связь скульптуры с архитектурой. Особенности композиций фронтонов архаических храмов на афинском Акрополе и храма…

Тема 5

Искусство Древней Греции эпохи ранней классики (480-450-е гг. до н. э.)

Греко-персидские войны и их значение в формировании самосознания греков. Расцвет греческого полиса.

Строгий стиль в греческом искусстве V в. до н. э. Соединение черт архаического искусства (строгость поз, декоративность в трактовке деталей и т. п.) со стремлением к более адекватной передаче объема и движения.

Скульптура: так называемый Дельфийский возничий, Тираноубийцы Гармодий и Аристогитон (скульпторы Критий и Несиот), статуя Посейдона с мыса Артемисион, «Трон Людовизи» и другие. Мастера строгого стиля – Пифагор Регийский (так наз. Атлет из Адерно, «Европа, на быке», «Раненый Филоктет», «Кифаред»); Каламид («Афродита Сосандра», «Аполлон на омфале»).

Фронтоны греческих храмов первой половины V в. до н. э.: Афины Афайи на о. Эгина, 500-490 гг. до н. э. (Мюнхен, Государственные Античные собрания); Зевса в Олимпии, 468-456 гг. до н. э., архитектор Либон (Олимпия, Археологический музей) - новый этап в композиционном решении фронтонов и метоп.

Греческая вазопись первой четверти V в. до н. э. Мастер Брига: белофонный килик из Вульчи «Пляшущая менада» (Мюнхен, Гос. Античные собрания), килик «Последствия симпосия» (Вюрцбург, Музей Мартина фон Вагнера); Дурис: килик из Капуи «Эос с телом Мемнона» (Париж, Лувр).

Краснофигурные вазы «свободного» или «прекрасного» стиля. Кратер «мастера Ниобид», 460-е гг. до н. э. (Париж, Лувр).

Монументальная живопись. Художник Полигнот (470-450 гг. до н. э.) и его роль в создании классического стиля. Произведения Полигнота в Дельфах и Афинах. Работы живописцев Микона и Панена в Афинах.

Литература по теме:

  1. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М.: Искусство, 1980
  2. Ривкин Б. И. Античное искусство. М.: Искусство, 1976
  3. Виппер Б. Р. Искусство Греции. М.: Искусство, 1972
  4. Чубова А. П. Иванова А. П. Античная живопись. М.: Искусство, 1967
  5. Передольская А. А. Краснофигурные аттические вазы в Эрмитаже. Л.: Изд. «Советский художник», 1967

Тема 6

Искусство Древней Греции эпохи высокой классики (450-410/400 гг. до н. э.)

Расцвет греческой демократии, культуры и искусства. Для эпохи классики (лат. classicus – образцовый) характерны идеальные образы, отражающие красоту и гармонию мира. Символ классического совершенства – гармонически развитый человек, в котором духовная красота соединена с телесной.

Творчество Мирона. Обращение к проблеме передачи движения в скульптуре. «Дискобол», группа «Афина и Марсий».

Скульптор Поликлет и его теоретический трактат «Канон» – правила пропорционального построения идеальной человеческой фигуры. Статуи атлетов («Дорифор», «Диадумен»), «Раненая амазонка», «Гера Аргосская».

Архитектурный ансамбль Афинского акрополя – образец синтеза архитектуры и изобразительного искусства. Руководящая роль Фидия в создании скульптурного убранства Парфенона (фронтонов, фризов и метоп). Произведения Фидия: хризоэлефантинные (из золота и слоновой кости) статуи Афины-девы («Афина Парфенос») и Зевса Олимпийского, бронзовые статуи Афины-воительницы («Афина Промахос»), «Афины Лемнии» (дар жителей о-ва Лемнос), «Раненой амазонки».

Скульпторы - последователи Фидия: Кресилай (портрет Перикла, «Раненая амазонка», «Диомед»); Пэоний («Ника» в Олимпии); Алкамен («Гермес Пропилей», «Афродита в Садах»), Каллимах («Пляшущая менада»).

Живописцы: Аполлодор Афинский («скиаграф» или «тенеписец»), усовершенствовал живопись введением полутонов; Агафарх – разработка перспективы, создание театральных декораций.

Литература по теме:

  1. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2008
  2. Маринович Л. П. Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. М.: Языки славянской культуры, 2000
  3. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М.: Искусство, 1980
  4. Ривкин Б. И. Античное искусство. М.: Искусство, 1976
  5. Виппер Б. Р. Искусство Греции. М.: Искусство, 1972
  6. Чубова А. П. Иванова А. П. Античная живопись. М.: Искусство, 1967

Тема 7

Искусство Древней Греции эпохи поздней классики (410/400 – 323 г. до н. э.)

Пелопонесская война. Начало экономического и политического кризиса греческих государств. Падение гражданских идеалов. Рост индивидуализма. Идеалистическая философия Платона. Гедонистическое учение Аристиппа.

Скульптурное оформление храмов последней четверти V в. до н. э.: Аполлона в Фигалии (архитектор Иктин) – фриз «Амазономахия»; Ники Бескрылой (Аптерос) на Акрополе (архитектор Калликрат) – фриз «Битва греков с персами», рельефы баллюстрады; Эрехтейона (архитекторы Архилох и Филокл) – статуи кариатид.

Развитие портретного жанра – скульптор Деметрий из Алопеки.

Скульптура IV в. до н. э. Основные направления и мастера. Кефисодот Старший («Эйрена и Плутос»). Пракситель («Гермес с младенцем Дионисом» в Олимпии, «Отдыхающий сатир», «Афродита Книдская»). Леохар («Аполлон Бельведерский», «Ганимед с орлом»). Тимофей («Леда и лебедь», работы для храма Асклепия в Эпидавре). Скопас (скульптура храма Афины Алеи в Тегее, «Танцующая менада»). Лисипп («Апоксиомен» - юноша, очищающий тело скребком, статуи Эрота, Гермеса, Геракла, Зевса, портрет Александра Македонского). Бриаксис (статуи «Сераписа» для храма Сераписа в Александрии, Деметры для Книда). Скульптурное оформление усыпальницы царя Карии Мавсола в Галикарнассе: статуи Мавсола и Артемисии, рельефы со сценами «Амазономахии» работы Скопаса (восточный фасад), Леохара (западный), Тимофея (южный), Бриаксиса (северный).

Живопись конца V - первой половины IV вв. до н. э.: техника (фреска, темпера, энкаустика); решение чисто живописных задач (применение полутонов, игра светотени); психологизм образов. Творчество художников Зевксиса («Семья кентавров», «Младенец Геракл, борющийся со змеями»), Паррасия («Прометей», «Раненый Филоктет»), Тиманфа («Спящий циклоп», «Жертвоприношение Ифигении»), Павсона (сатирические картины).

Вазопись: так называемый «роскошный» стиль. Произведения Мидия: гидрия «Похищение Диоскурами дочерей Левкиппа», ок. 420-400 гг. до н. э. (Лондон, Британский музей). Разрыв между техническими и живописными возможностями керамистов (конфликт формы сосуда с иллюзорностью живописи).

Живопись первой половины и середины IV в. до н. э. Основание сикионской живописной школы: традиции Поликлета в пропорциональном построении фигур; роль линейной перспективы. Живописцы Памфил («Семейный портрет», «Одиссей на плоту»); Павсий («Жертвоприношение быка», «Опьянение», «Цветочница Гликерия»). Фиванско-аттическая школа: драматичность сюжетов, патетичность образов. Аристид Старший (батальные композиции); Евфранор («Тезей, подводящий Демократию к Демосу (народу)». Никий («Персей и Андромеда», работа с Праксителем).

Живопись последней трети IV в. до н. э. Соединение традиций сикионской (рисунок) и фиванской (свето-теневая моделировка) школ. Апеллес (портрет Александра Македонского, «Афродита анадиомена»), Филоксен («Битва Александра с Дарием»), Протоген, («Александр и Пан»), Аэтион («Свадьба Александра и Роксаны»), Антифил («Афина рядом с Филиппом и Александром», жанровые картины, карикатуры).

Литература по теме:

  1. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2008
  2. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М.: Искусство, 1980
  3. Ривкин Б. И. Античное искусство. М.: Искусство, 1976
  4. Виппер Б. Р. Искусство Греции. М.: Искусство, 1972
  5. Чубова А. П. Иванова А. П. Античная живопись. М.: Искусство, 1967

Тема 8

Искусство Древней Греции эпохи эллинизма (336/323-30 гг. до н. э.)

Характеристика понятия «эллинизм». Взаимовлияние греческой и восточной культур. Образование эллинистических держав, основание новых городов: Александрии в Египте; Пергама; Антиохии в Сирии; Селевкии на Тигре. Развитие науки и техники и их влияние на развитие искусства. Новые философские школы: эпикурйская и стоическая. Религиозный синкретизм. Разнообразие жанров и художественных направлений в искусстве эллинизма.

Ранний эллинизм (323 -230 гг. до н. э.)

Средний эллинизм (230/220 - середина II в. до н. э.) Александрийская школа. Внимание к чувствам человека. Интерес к природе.… Пергамская школа. Патетика образов. Портреты Филетера и Аттала I. Скульпторы Эпигон, Антигон, и Стратоник. Так наз…

Тема 9

Памятники искусства Древней Греции в коллекции Государственного Эрмитажа

6. Ходза Е. Н. Статуэтка из Коринфа. Серия «Шедевры Эрмитажа». СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2008

ИСКУССТВО ЭТРУРИИ (IX-I ВВ. ДО Н. Э.)

Тема 10

Искусство Этрурии эпохи Вилланова IX - VIII вв. до н. э.

Основные этапы развития искусства Этрурии (по классификации итальянского антиковеда Р. Бьянки Бандинелли): конец VIII - VII вв. до н. э. - ориентализирующий период в искусстве Этрурии.… VI - V вв. до н. э. – период расцвета под влиянием искусства Ионии (600-475 гг. до н. э.) и Аттики (475-400 гг. до н.…

Тема 11

Искусство Этрурии VII - I вв. до н. э.

Росписи VI - начала V вв. до н. э. архаического и раннеклассического стиля. Гробницы «Быков», «Авгуров», «Охоты и рыбной ловли», «Львиц»,… Росписи IV - II вв. Влияние греческой живописи. Гробницы «Франсуа»,… Скульптура. Каменные и терракотовые саркофаги, урны с портретными изображениями умерших. Бронзовые статуи: «Марс из…

Тема 12

Этрусские памятники в коллекции Государственного Эрмитажа.

Литература по теме:

1. Горбунова К. С. Саверкина И. И. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1975

2. Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. Очерки. М.: Искусство, 1988

3. Неверов О. Я. Культура и искусство античного мира: Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1981

 

ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО РИМА

Тема 13

Образование римской республики. Завоевание Римом соседних областей Италии, Греции (II в. до н. э.), эллинистических государств. Ранняя римская культура – влияние этрусского и греческого искусства на… Скульптура. Портрет. Влияние культа предков на развитие портретного жанра. Надгробные стелы, статуи тогатусов (римлян…

Тема 14

Установление императорской власти. Культура времени Августа. Поэзия «Золотого века». Гораций, Вергилий. Скульптура. Портретные статуи Августа, портреты членов его семьи (Ливии,… Монументальная живопись. III-й помпеянский или так наз. канделябровый стиль (конец I в. до н. э.. – первая половина I…

Тема 15

Искусство эпохи Флавиев (68 - 96 гг.)

Монументальная живопись. IV помпеянский или архитектурно-декоративный стиль (50-79 гг.). Включение в росписи оригиналов или копий с картин великих… Литература по теме: 1. Бритова Н. Н. Лосева Н. М. Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975

Тема 16

Искусство времени Траяна (98 - 117 гг.)

Скульптура. Возвращение к стилю эпохи Республики. Портреты Траяна. Рельефы Колонны Траяна.

Литература по теме:

1. Бритова Н. Н. Лосева Н. М. Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975

2. Рим: Эхо имперской славы. Пер. с англ. Т. Азаркович. М.: ТЕРРА, 1997. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»)

3. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М.: Искусство, 1971

Тема 17

Искусство времени Адриана (117 - 138 гг.)

Литература по теме: 1. Вощинина А. И. Римский портрет. Л.: Аврора, 1974 2. Бритова Н. Н. Лосева Н. М. Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975

Тема 18

Скульптура. Рельеф базы колонны Антонина Пия. Колонна Марка Аврелия. Расцвет портретного искусства при Антонинах. Портреты Антонина Пия, Люция Вера,… Мозаики. Чёрно-белые мозаики в Остии и Риме. Литература по теме:

Тема 19

Искусство времени Северов (193 - 235 гг.), так наз. солдатских и сенатских императоров III в.

Скульптура. Римский портрет III в. (репрезентативный и частный). Портреты Каракаллы, Александра Севера, Максимина Фракийца, Филиппа Араба, Гордиана… Мозаики Терм Каракаллы. Литература по теме:

Тема 20

Доминат (285 - 324 гг.)

Скульптура. Портреты Константина, Максимина Даза, тетрархов, портретная статуя Валентиниана I. Рельефы базы обелиска Феодосия в Константинополе. … Мозаики виллы в Пьяцца Армерина (Сицилия), мавзолея св. Констанции в Риме. Монументальная живопись. Росписи катакомб Присциллы, Петра и Марцелина.

Тема 21

Западноевропейские провинции

Урбанизация европейских провинций в римское время: постройка новых городов, планировка по правилам римского военного лагеря. Сооружения гражданского… Скульптура, монументальная живопись, мозаики. Роль местных религиозных и…  

Тема 22

Восточноевропейские провинции

Скульптура. Традиции греческого искусства. Вотивные и надгробные рельефы. Портрет. Литература по теме: 1. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М.: Искусство, 1971

Тема 23

Египет. Традиции эллинистического искусства. Пластика и живописный портрет. Фаюмский портрет. Сирия. Баальбек. Архитектура I-III вв. н. э.: храмы Юпитера, Вакха, Круглый… Пальмира. Городские улицы, храм Бела, театр. Склепы пальмирской знати. Скульптурный портрет. Надгробия. Живопись…

Тема 24

Искусство Римской Африки

  Литература по теме: 1. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М.: Искусство, 1971

Тема 25

Памятники искусства Древнего Рима в коллекции Государственного Эрмитажа.

1. Вощинина А. И. Римский портрет. Л.: Аврора, 1974 2. Горбунова К. С. Саверкина И. И. Искусство Древней Греции и Рима в собрании… 3. Кунина Н. З. Античное стекло в собрании Эрмитажа. СПб.: Арс, 1997

Ольвия.

Импорт художественных изделий из метрополии: керамика (вазы ионических центров, Аттики и Коринфа архаического и классического времени, продукция… Местное художественное творчество; расписные вазы, терракотовые статуэтки,…  

Херсонес

V - II вв. до н. э. Импортная керамика ионийских центров и Аттики; терракоты, ювелирные изделия, мраморная скульптура. Изделия местных коропластов. Надгробные стелы с рельефами, расписные и антроморфные стелы.

I в. до н. э. – III в. н. э. Надгробные стелы со сценой трапезы, солдатские надгробия. Проконесские саркофаги II - III вв. Портретная скульптура. Статуи и рельефы мифологического содержания. Местная керамика. Мозаики.

 

Боспорское царство

Керамика (кувшин из кургана Темир-гора, вазы «роскошного стиля», лекиф Ксенофанта, фигурные сосуды из Фанагории, вазы «керченского стиля»,… Произведения боспорских мастеров (V в. до н. э. – III в. н. э.) Монументальная живопись IV в. до н. э: изображение Деметры в кургане «Большая Близница», расписные доски из Куль-Обы.…

Тема 27

Памятники искусства античных городов Северного Причерноморья в коллекции Государственного Эрмитажа.

Литература по теме:

1. Виноградов Ю.А. Большойлекиф мастера Ксенофанта. СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2007

2. Давыдова Л.И. Боспорские надгробные рельефы V в. до н. э. – III в. н. э. Л.: Гос. Эрмитаж, 1990

3. Неверов О. Я. Культура и искусство античного мира: Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1981

4. Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Л.: Аврора, 1973

Тема 28

Заключение

Роль культуры и искусства древних Греции и Рима в последующем развитии европейской цивилизации. Значение античного художественного наследия для мировой культуры сегодня. Важность и необходимость изучения античной мифологии и искусства как основы искусствоведческого образования. Перспективы современного антиковедения.

 

Литература по теме:

 

  1. Всеобщая история искусства. Под ред. Д.А. Чегодаева. Т. 1. М.: Искусство, 1956
  2. История искусства зарубежных стран. Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. Т.1. М.: Искусство, 1979; 2008

 

Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Археологические открытия в Греции в XIX в.

2. Труд И.И. Винкельмана «История искусства древности» (1764 г.)

3. Коллекция античного искусства в Эрмитаже

4. История греческой вазописи

5. Творчество Фидия

6. Античные декоративные мотивы в архитектурном убранстве Петербурга

7. Искусство Рима эпохи Августа (конец I в. до н. э. – начало I в.).

8. Росписи этрусских гробниц

9. Погребальные памятники Боспора

10. Живопись Древней Греции V-IV вв. до н. э

 

Примерная тематика рефератов, курсовых работ

1. Ансамбль афинского Акрополя

2. Скульптура Греции эпохи архаики

3. Черно- и краснофигурные вазы Аттики VI-V вв. до н. э.

4. Терракоты Танагры

5. Римский портрет республиканского и августовского времени

6. Искусство Александрии эпохи эллинизма

7. Живопись Помпей

8. Скульптура и живопись Этрурии

9. Искусство Северного Причерноморья

10. Фрески Крита

 

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу

1. Скульптура Эгеиды эпохи бронзы (Киклады, Крит, Микены).

2. Александрийская школа эпохи эллинизма.

3. Искусство Микен и Тиринфа.

4. Римский портрет времени республики.

5. Греческая чернофигурная вазопись.

6. Искусство Пергама эпохи эллинизма.

7. Фриз и метопы Парфенона.

8. Римское искусство III в.

9. Развитие фронтонных композиций греческих храмов VI-V вв. до н. э.

10. Римское искусство IV в.

11. Общая характеристика искусства эллинизма.

12. Скульптура Пальмиры.

13. Греческая живопись IV в. до н. э. (Павсий, Апеллес, Филоксен)

14. Римское искусство I в. времени Флавиев (69-96 гг.).

15. Геометрический и ориентализирующий стили греческой вазописи.

16. Римское искусство времени Адриана (117-138 гг.).

17. Греческая живопись V в. до н. э. (Полигнот, Зевксис, Паррасий)

18. Римский повествовательный рельеф.

19. Греческая скульптура эпохи архаики и ранней классики.

20. Родосская школа эпохи эллинизма.

21. Творчество Скопаса.

22. Скульптура западных провинций древнего Рима (Галлия, Гельвеция,

Германия, Британия).

23. Творчество Праксителя.

24. Римское искусство эпохи Антонинов (вторая половина II в.)

25. Творчество Лисиппа.

26. Монументальная живопись Этрурии

27. Живопись Крита, Микен, Пилоса, Санторина

28. Римский портрет и рельеф эпохи Траяна (97-117 гг.).

29. Скульптура храма Зевса в Олимпии.

30. Скульптура Этрурии.

31. Скульптурное оформление Галикарнасского мавзолея.

32. Искусство восточноевропейских провинций Рима (Фракия, Паннония,

Дакия)

33. Фронтоны Парфенона.

34. Сравнительная характеристика искусства древней Греции и Рима.

35. Творчество Мирона и Поликлета.

36. Скульптурное убранство римских триумфальных арок.

37. Греческая краснофигурная вазопись.

38. Живопись римских провинций (Сирия, Египет).

39. Искусство греческих колоний в Северном Причерноморье.

40. Римская декоративная живопись (Рим, Помпеи).

41. Творчество Фидия.

42. Искусство Рима эпохи Августа (27 г. до н. э. – 14 г.).

43. Расписные вазы Крита и Микен.

44. Мозаики Сирии и Египта I-IV вв.

III. Распределение часов курса по темам и видам работ

Для очного отделения

Для заочного отделения

IV. Форма итогового контроля

Экзамен

 

Учебно-методическое обеспечение курса

Рекомендуемая литература (основная)

  1. Всеобщая история архитектуры. Т. 1 – 2. М.: Издательство литературы по строительству, 1970-1973
  2. Всеобщая история искусства. Под ред. Д.А. Чегодаева. Т. 1. М.: Искусство, 1956
  3. История искусства зарубежных стран. Под ред. М.В. Доброклонского и А.П. Чубовой. Т.1. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1979; 2008
  4. Акимова Л. И. Античное искусство // История искусства. М.: Искусство – XXI ве, Республика, 2003
  5. Брунов Н. И. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М.: Искусство, 1973
  6. Виппер Б. Р. Искусство Греции. М.: Искусство, 1972
  7. Давыдова Л. И. Искусство Древней Греции. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2008
  8. Колпинский Ю. Д. Искусство эгейского мира и Древней Греции. М.: Искусство, 1970
  9. Лосева Н. М., Сидорова Н. А. Искусство Этрурии и Древней Италии. Очерки. М.: Искусство, 1988
  10. Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. М.: Искусство, 1970
  11. Ривкин Б. И. Античное искусство. М.: Искусство, 1976
  12. Сидорова Н. А., Чубова А П. Искусство Римской Африки. М.: Искусство, 1979
  13. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима. М.: Искусство, 1971
  14. Соколов Г. И. Искусство Древней Греции. М.: Искусство, 1980
  15. Соколов Г. И.Искусство Боспорского царства. М.: Издательство МЭИ, 1999
  16. Соколов Г. И. Ольвия и Херсонес (ионическое и дорическое искусство). М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999
  17. Чубова А. П. Искусство Европы I-IV вв. М.: Искусство, 1970
  18. Чубова А. П. Иванова А. П. Античная живопись. М.: Искусство, 1967
  19. Чубова А. П., Касперавичюс М. М., Саверкина И. И, Сидорова Н. А. Искусство Восточного Средиземноморья I-IV веков. М.: Искусство, 1985
  20. Чубова А. П., Сидорова Н. А. Искусство римской Африки. М.: Искусство, 1979

Рекомендуемая литература (дополнительная)

Античные авторы

  1. Античные поэты об искусстве. М.: ИЗОГИЗ, 1938
  2. Вергилий.Буколики. Георгики. Энеида. Пер. С.В. Шервинского и С.А. Ошерова. М. Эксмо. 2007
  3. Витрувий. Десять книг об архитектуре. Пер. с лат. Ф.А. Петровского. -М.: Едиториал УРСС. 2003
  4. Гомер.Илиада. Пер. Н.И. Гнедича. М.: Правда. 1981
  5. Гомер. Одиссея. Пер. В.А. Жуковского. М.: Художественная литература. 1981
  6. Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примечания Г.А. Стратановского. Л.: Наука. 1972
  7. Павсаний. Описание Эллады. Перевод и вводная статья С.П. Кондратьева. Т.1-2. М.: Научно-издательский центр «Ладомир»,1994.
  8. Плиний Старший. Естествознание: Об искусстве. Перевод с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1994
  9. Плутарх.Сравнительные жизнеописания. Изд. Подготовили С.И. Соболевский и др. Т. 1-3. М., 1961-1964
  10. Светоний Транквил, Гай.Жизнь двенадцати цезарей. Пер. М.Л. Гаспарова. М., 1966
  11. Тацит, Корнелий. Сочинения. Т. 1-2. Пер. А.С. Бобовича и Г.С. Кнабе. Л.: Наука, 1969
  12. Филострат.Картины. Калистрат.Статуи. Перевод С.П. Кондратьева. М.-Л., 1936
  13. Эллинские поэты VIII-III вв. до н. э.Эпос, элегия, ямбы, мелика. Издание подготовили М.Л. Гаспаров, О.П. Цыбенко, В.Н. Ярхо. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1999.

Мифология

  1. Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М.: Прогресс, 1992
  2. Менар Рене. Мифы в искусстве старом и новом. М.: Молодая гвардия, 1992
  3. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1 - 2. М.: Сов. Энциклопедия, 1982
  4. Мифологический словарь. М.: БЭС, Лада-Меком, 1992
  5. Тахо - Годи А.А. Греческая мифология. М.: Искусство, 1989

История, культура, эстетика

  1. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации. СПб.: Алетейя, 1998
  2. Андреев Ю. В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III – начало I тыс. до н. э.). СПб.: Дмитрий Буланин, 2002
  3. Античная Греция(под ред. Е.С. Голубцовой, Л.П. Маринович, А.И. Павловской, Э.Д. Фролова). Т. I - II. М.: Наука, 1983
  4. Античность как тип культуры.Отв. ред. А.Ф.Лосев. М.: Наука, 1988
  5. Античная цивилизация. Под редакцией В.Д. Блаватского. М.: Наука, 1973
  6. Боннар, Андре. Греческая цивилизация. Т. I-III. Пер. с франц. О. В. Волкова. Предисловие проф. В. И. Авдиева. М.: Искусство. 1992
  7. Винкельман, Иоганн Иоахим. История искусства древности. Малые сочинения. СПб.: Алетейя, 2000
  8. Гаврилов А. К. Петербург в судьбе Генриха Шлимана. СПб.: Коло. 2006
  9. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М. 1995, 2004
  10. Герцман Е. В.Музыка Древней Греции и Рима. СПб.: Алетейя, 1995
  11. ГироП. Частная и общественная жизнь греков. СПб.: Алетейя, 1995
  12. ГироП. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Алетейя, 1995
  13. Егоров А. Б. Рим на грани эпох: проблемы рождения и формирования принципата. Л.: Изд-во ЛГУ,1985
  14. Жебелев С. А. Введение в археологию. Петроград: Наука и школа, 1923
  15. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. С.-Петербург, "Марс", 1995 (по изданию 1914 г.)
  16. Ильинская Л. С. Легенды и археология. Древнейшее Средиземноморье. М.: Наука, 1988
  17. Ирмшер И., Ионе Р. Словарь античности. Пер. с нем. М.: Прогресс, 1989.
  18. Каллистов Д. П.Античный театр. Л.: Искусство, 1970
  19. Кнабе Г. С. Древний Рим – история и повседневность. М.: Искусство, 1986

63. Ковалев С. И. История Рима: Курс лекций. Под ред. Э.Д.Фролова. Л.: ЛГУ, 1986

64. Культура древнего Рима. Отв. ред. Е.С. Голубцова. Т. 1-2. М.: Наука, 1985

 

65. Левек Пьер. Эллинистический мир. (Пер. с франц.). М.: Наука, 1989

 

  1. Лессинг Г.Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. Общая редакция, вступительная статья и примечания Г.М. Фридлендера. М.: ГИХЛ, 1957

67. Лосев А. Ф. История античной эстетики: Последние века. Кн. I и II. М.: Искусство, 1988

 

68. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. М.: Молодая гвардия, 1993

 

  1. Лосев А. Ф. Эллинистическо-римская эстетика. I-II вв. н. э. М.: Издательство Московского университета, 1979

70. Лурье С. Я. История Греции. Курс лекций. СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 1993

 

71. Моммзен Т. История Рима. Подготовка текста и примеч. Ф.М. Лурье. СПБ.: Лениздат, 1993

 

72. Сергеенко М. Е. Простые люди древней Италии. М.: Наука, 1964

 

73. Сергеенко М. Е. Ремесленники древнего Рима: Очерки, М.: Наука, 1968

 

74. Таруашвили Л. И. Искусство Древней Греции. Словарь. М.: Языки славянской культуры, 2004

 

75. Тронский И. М.История античной литературы. М.: Высшая школа, 1983

76. Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII – середина XIX в.). СПб.: Наука, 2002

  1. Федорова Е. В. Императорский Рим в лицах. М.: Издательство Московского университета, 1979
  2. Формозов А. А. Страницы истории русской археологии. М.: Наука, 1986

 

  1. Фролов Э. Д. Русская наука об античности. Историографические очерки. СПб. Издательство Санкт-Петербургского Университета. 1999

 

  1. Хрестоматия по истории древнего Рима.Под ред. В.И.Кузищина. М.: Высшая школа, 1987

 

  1. Шифман И. Ш. Цезарь Август. Л.: Наука, 1990

 

Античное искусство и архитектура

82. Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Геометрика. Архаика. СПб.: Азбука. 2007

83. Акимова Л. И. Искусство Древней Греции. Классика. СПб.: Азбука. 2007

 

  1. Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М.: Искусство. 1987
  2. Античная скульптураиз собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина: Каталог. М.: Изобразительное искусство, 1987
  3. Артамонов М. И. Сокровища скифских курганов. Ленинград – Прага, 1966
  4. Белов Г. Д. Алтарь Зевса в Пергаме. – Л.: Гос. Эрмитаж, 1959
  5. Белов Г. Д. Терракоты Танагры. – Л.: Советский художник, 1968
  6. Блаватский В. Д. История античной расписной керамики. М.: Издательство Московского университета, 1958
  7. Блаватский В. Д. Греческая скульптура. М.: Б.С.Г.-ПРЕСС, 2008
  8. Бритова Н. Н. Греческая терракота. М.: Искусство, 1969
  9. Бритова Н. Н. Пракситель. М.: Искусство, 1960
  10. Бритова Н. Н. Лосева Н. М. Сидорова Н. А. Римский скульптурный портрет. М.: Искусство, 1975
  11. Брунов Н. И. Памятники афинского Акрополя. Парфенон и Эрехтейон. М.: Искусство, 1973
  12. Букина А. Г. Круговращенье колеса гончарного. Ранние греческие расписные вазы. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2005
  13. Вальдгауер О. Ф. Античная скульптура. Пг.: Брокгауз-Ефрон, 1924
  14. Вальдгауер О. Ф. Лисипп. Берлин, 1923
  15. Вальдгауер О. Ф. Этюды по истории античного портрета. – Л.: СГИЗ-ИЗОГИЗ, 1938
  16. Вальдгауер О. Ф. Мирон. Берлин, 1923
  17. Вощинина А. И. Античное искусство. Исторический очерк. М.: Искусство, 1962
  18. Вощинина А. И. Римский портрет. Л.: Аврора, 1974
  19. Гайдукевич В. Ф. Боспорское царство. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1949
  20. Горбунова К. С. Чернофигурные аттические вазы в Эрмитаже: Каталог. Л.: Искусство, 1983
  21. Горбунова К. С. Передольская А. А. Мастера греческих расписных ваз. Л.: Искусство, 1961
  22. Горбунова К. С. Саверкина И. И. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1975
  23. Греция: Храмы, надгробия и сокровища. Пер. с англ. Н. Белова. М.: ТЕРРА, 1997. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»)
  24. Давыдова Л. И. Боспорские надгробные рельефы V в. до н. э. – III в. н. э. Л.: Гос. Эрмитаж, 1990
  25. Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. Л.: ЛГУ, 1953
  26. Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. Киев: Изд-во АН УССР, 1961
  27. Иванова А. П., Чубова А. П., Колесникова Л. Г. Античная скульптура Херсонеса. Киев: Мистецтво, 1976
  28. Каптерева Т. П. Искусство стран Магриба. Древний мир. М.: Искусство, 1980
  29. Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Искусство, 1977
  30. Кривченко В. И. Помпеи. Геркуланум. Стабии. М.: Искусство, 1985
  31. Кунина Н. З. Античное стекло в собрании Эрмитажа. СПб.: Арс, 1997
  32. Лесницкая М. М. Римский портрет в собрании Эрмитажа. Л.: Изд. Гос. Эрмитажа, 1960
  33. Маринович Л. П. Кошеленко Г. А. Судьба Парфенона. М.: Языки славянской культуры, 2000
  34. Неверов О. Я. Культура и искусство античного мира: Очерк-путеводитель. Л.: Искусство, 1981
  35. Неверов О. Я. Геммы античного мира. М.: Искусство, 1983
  36. Павлов В. В. Древнеегипетский портрет I – IV вв. М.: Искусство, 1967
  37. Рим: Эхо имперской славы. Пер. с англ. Т. Азаркович. М.: ТЕРРА, 1997. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»)
  38. Саверкина И. И. Греческая скульптура V в. до н. э. в собрании Эрмитажа: Оригиналы и римские копии. Каталог. Л.: Искусство, 1986
  39. Саверкина И. И. Пальмира. Л.: Аврора, 1967
  40. Сиблер Майкл.Искусство Древней Греции. М.: АРТ-РОДНИК. 2007
  41. Сидорова Н. А. Новые открытия в области античного искусства. М.: Искусство, 1965
  42. Сидорова Н. А. Искусство эгейского мира. М.: Искусство, 1972
  43. Сидорова Н. А. Афины. М.: Искусство, 1974
  44. Сидорова Н. А., Чубова А. П. Искусство Римской Африки. М.: Искусство, 1979
  45. Сидорова Н. А., Тугушева О. В., Забелина В. С. Античная расписная керамика из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.: Искусство, 1985
  46. Соколов Г. И. Мирон, Поликлет. М.: Искусство, 1961
  47. Соколов Г. И. Дельфы. М.: Искусство, 1972
  48. Соколов Г. И. Эгейское искусство. М.: Искусство, 1972
  49. Соколов Г. И. Античное Причерноморье. Памятники архитектуры, скульптуры, живописи и прикладного искусства. Л.: Аврора, 1973
  50. Соколов Г. И. Олимпия. М.: Искусство, 1980
  51. Соколов Г. И. Римский скульптурный портрет III в. н.э. М.: Искусство, 1983
  52. Соколов Г. И. Искусство Древней Эллады. Архитектура. Скульптура. Прикладное искусство: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1996
  53. Соколов Г. И. Искусство Древнего Рима: Архитектура. Скульптура. Живопись. Прикладное искусство: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1996
  54. Соколов Г. И. Ольвия и Херсонес (ионическое и дорическое искусство). М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1999
  55. Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана. Каталог выставки. ГМИИ им. А.С. Пушкина. М.: Леонардо Арте, 1996
  56. Соловьев С. Л. Борисфен–Березань. Начало античной эпохи в Северном Причерноморье. СПб.: Государственный Эрмитаж, 2005

140. Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V-IV века до н. э. Каталог выставки. СПб.: Славия, 1995

141. Удивительные эгейские царства. Пер. с англ. Т. Азаркович. – М.: ТЕРРА, 1997 (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»)

 

142. Ходза Е. Н.Вослед Прометею. Греческие терракоты в Эрмитаже. СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2005

 

143. Ходза Е. Н.Статуэтка из Коринфа. Серия «Шедевры Эрмитажа». СПб.: Изд. Гос. Эрмитажа, 2008

 

144. Чубова А. П. Фидий: Альбом со вступ. ст. М.: М.: Искусство, 1962

 

  1. Чубова А. П.Этрусское искусство. М.: Искусство, 1972
  2. Чубова А. П., Конькова Г. И., Давыдова Л. И.Античные мастера. Скульпторы и живописцы: Л.: Искусство, 1986
  3. Шелов Д. Б. Северное Причерноморье 2000 лет назад. – М.: Наука, 1975
  4. Шлиман. Петербург. Троя. Каталог выставки. Под ред. М.Б. Пиотровского. СПб.: Славия, 1998
  5. Этруски: Италийское жизнелюбие. Пер. с англ. О. Соколовой. М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»)
  6. Библиографию по античному искусству на иностранных языках и информацию о некоторых наиболее крупных музея см. на сайтах:

www.ancientgreece.com; www.beazley.ox.ac.uk; www.wings.buffalo.edu; www.gigapedia.com; www.scribd.com; www.archive.org, www.cvaonline.org;

http://hermitagemuseum.org/ – сайт Эрмитажа, Санкт-Петербург

http://www.thais.it/scultura/rgb1.htm – галерея Боргезе, Рим

http://www.christusrex.org/www1/vaticano/0-Musei.html - музеи Ватикана http://www.louvre.fr/llv/commun/home.jsp – сайт Лувра, Париж

http://www.metmuseum.org/ – сайт музея Метрополитен, Нью Йорк

Перечень обучающих, контролирующих, компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа и т. п.

  Античность: литература и искусство.D-ROM с текстами и иллюстрациями. Серия…  

– Конец работы –

Используемые теги: программа, дисциплины, Античное, искусство0.072

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Программа дисциплины «АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО»

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Программа дисциплины ”Организация производства“ (ВКЛЮЧАЯ ДИСЦИПЛИНУ ”Организация производства В ОТРАСЛИ (АПК)“)
Организация производства ВКЛЮЧАЯ ДИСЦИПЛИНУ Организация производства В ОТРАСЛИ АПК... Для специализации... Экономика и управление на предприятии АПК...

Программа обучения по дисциплине (Syllabus) для студентов Наименование дисциплины: Социология
УНИВЕРСИТЕТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА... УТВЕРЖДАЮ...

Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА... ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ... КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА...

Учебное пособие по дисциплине История составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины
на учебное пособие по дисциплине История разработанное преподавателем ЮУРГТК Агеевой О В... Учебное пособие по дисциплине История составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины...

По дисциплине Композиционное моделирование - 1 семестр Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета Указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине. ©Титова Е.А.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Сибирская государственная автомобильно дорожная академия СибАДИ...

Примерная программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Латиноамериканская программа»
I ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса... Овладение танцевальной техникой и методикой преподавания бальных танцев Латиноамериканской программы...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине EUR 1106 - Экология и устойчивое развитие ООД 1 Учебно-методическое пособие по дисциплине Экология и устойчивое развитие / – Астана: Изд-во ЕНУ
Евразийский национальный университет им Л Н Гумилева... Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды...

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ АРХЕОЛОГИИ»
имени А Л Штиглица... ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ...

Рабочая программа дисциплины «Политическая социология»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кемеровский государственный университет... Факультет политических наук и социологии... Кафедра социологических наук...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Археология»
Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Алтайская государственная академия образования им В М Шукшина...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам