Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие - раздел Информатика,
Ответы На Билеты Экзаменационной Программы По Предмету ...
Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие.
Й курс заочный сектор КДА.
Билет 1.
Значение догматического богословия в деле спасения человека.
Цель изучения догматического богословия.
Духовное сознание неразрывно связано с догматикой. Духовная жизнь и догматы неразрывны. Пример – Церковь и «Символ Веры» – исповедание нашей любви к… Гностики – это общее имя для многих течений, некоторые из этих течений… Но, чтобы понять, что такое гностицизм, мы должны обратиться к еще дохристианским временам, сразу после завоеваний…
Гегель Георг Вильгельм-Фридрих (1770-1831). Немецкий философ. Создал теорию диалектики. Центр теории – Абсолют (Мировой Дух) и характеристика его… Шлейермахер Фридрих (1768-1834) – немецкий протестантский богослов и философ.… Шеллинг Фридрих Вильгельм (1775-1854) – немецкий классический философ, опираясь на идеи Фихте развил принципы…
I Вселенский Собор. Евсевий Кесарийский: «Мы содержим веру так, как приняли ее от епископов при оглашении и крещении, как исповедали ее в… Отцы V Вселенского Собора в послании к папе Вегилию: «Мы исповедуем перед… «Сия вера вселенская, апостольская, православная, сея вера отеческая»
Глубина догмата в христианстве.Мы сталкиваемся с ограниченностью нашей природы, нам приходится использовать наш несовершенный язык, частности,… Формула не является средством познания Бога. Бог недоступен разуму как предмет… Бог познается жизнью. Церковь шла от религиозного опыта к формуле, а не наоборот. Всякое переживание Бога выражается в…
Классические философы не дошли до этого. Они дошли до дуализма.
Платон дошел до Демиурга – творец мира творит сообразно высшим идеям из… Аристотель говорит о материи и ее формах. Самой высшей формой считал Бога.
1. Бог, живущий Троической жизнью.
2. Непостижимый Бог являет Себя миру прямо до Боговоплощения в Лице Иисуса… Следовательно, Троица – Бог-Отец, Бог-Сын (но не Иисус Христос), Бог-Святой Дух – единый Бог, исповедуемый…
Изучая Священное Писание – путь своей жизни сверяем. Сверхъестественный путь – путь озарения, когда Бог открывается умозрительно. Бог без… В Православной Церкви были споры о степени Богопознания с I в. Крайности – Бог… Известная полемика между Иоанном Златоустом и евномианами (разновидность ариан). Евномиане утверждали, что Сын Божий –…
Варлаам Калабрийский и свт. Григорий Палама.
Свт. Московский Филарет (Дроздов). «Слово на Рождество Христово».
Взгляд западных богословов.
- не различал Божией Сущности и энергии – Божии энергии – тварные силы. После Афона осмеял исихастов. Фаворский свет – некоторые атмосферные явления… - богоявления (теофании) – это не более чем тварные символы – подлинное… Подражал Евномию, считал богословие схоластикой, отрицая подлинное богословие. Отрицал Евномия, считал, что адекватно…
О непознаваемости Бога в Его Сущности и познаваемости в энергиях:
1. между Сущностью и энергией существует Богодостойное различие.
- Сущность – причина энергии;
В Прологе повествуется творение материи и мира. Библия учит Богооткровенным истинам в контексте человеческой истории.
Пролог – не история в обычном смысле слова. Нет тех, кто был свидетелем… Богословие Пролога можно сравнить с Богословием иконы. Один из богословов: «Библия – это глубина. Древнейшие ее части…
Быт. 1,1: «начало»; «сотвори» — «бара»; «Елогим»; «небо». Свт. Василий Великий.
Бог «Элогим». Толкование неприемлемое: остатки политеизма.
Толкование приемлемое, христианское: свидетельство о Св. Троице… «Небо» – не обязательно ангельский мир, а собирательное значение.
Быт. 1,3. Слово Божие. Свт. Московский Филарет (Дроздов). Свт. Иоанн Златоуст.
Творческое слово – проявление новой Божественной творческой силы. Иоанн Златоуст: «Воды оживотворены Духом Святым были полны творческих сил». Бог не… Бог Свои действия критически не оценивает. Здесь подчеркивается совершенство… «Тьма» – идет речь о полярности. Это не первореченное ничто не кромешная адская тьма. Это тьма позитивная, выражает…
Быт. 1,7. Твердь. Разделение вод.
Быт. 1,9-13. Вода в собственном смысле. Первая форма жизни.
Мир творится из одной точки. Разделение планет.
Вода – в собственном смысле. Появляется первая форма жизни – растительная. Не… 4 день – говорится не о создании светил, а их отношение к Земле. Изначально земная атмосфера была в тумане и облаках.…
Мир - макрокосмос, человек - микрокосмос: отличие христианского и языческого воззрений. Образ Божий. Свт. Григорий Нисский. Целостность человека. Свт. Григорий Палама.
Творение Земли косвенно говорит о Святой Троице. О творении человека – прямое указание – «сотворим» (множественное число, т.е. участие всех лиц Святой Троицы). Повествование о творении человека отличается самой сущность и формой изложения. Сущность – человек совершенное творение – венец творения. Он, с одной стороны, как и всякое творение, зависит от Бога как Творца, с другой – имеет автономию в неповторимости личности. С одной стороны – находится в неразрывной связи с творением, с другой – глубокое внутренне различие.
Все повествование о творении сводится к творению человека. Завершение творения человека – иерархичность творения. Человек возникает из земли. Творение человека не столько указывает на материю, сколько на бренность существования в условиях неодухотворенного мира. Указывает на связь человека с землей в его жизнедеятельности (Быт. 2, 5). Человек призван во владение землей (Быт. 1, 28).
Третий аспект (Быт. 3, 19 – «Прах и в прах возвратишься») – человек по своей телесной стороне отходит в землю. До грехопадения это возвращение как возможность, но результат падения – он лишил себя бессмертия (также дарованную условно), стала необходимость внутреннего различия между человеком и прочим творением – в Богообразности, в призвании к Богоуподоблению (Быт. 1, 26-27). Человек должен быть попечительным хозяином Земли и животного мира (Быт. 1, 28). Бог и творит человека специально. Созданию предшествует совет Св. Троицы (Быт. 1, 26). Он называется предвечным советом. Апостол Петр говорит о нем как «Агнце к закланию прежде создания мира» – значит, совет включал и будущее воссоздание после грехопадения.
Святые отцы называют человека микрокосмосом – несет в себе большой мир в своем малом мире. Философы видели в этом славу, но святые отцы не в этом видели главное величие – «нет замечательно в том, что хотят сделать с человеком образ и подобие мира, ибо земля преходит и все их содержимое преходяще, сколь содержащее. Говорят, что человек микрокосмос и думали возвысить его, не замечая, что человек наделяется качеством мошек и мышей».
Но величие человека – в образе и подобии Божием. Человек есть образ мира, т.к. есть образ Божий.
Билет 18.
Творение человека.
Максим Исповедник: «Человек как микромир включает в себя всю жизнь».
Митрополит Филарет: «Дыхание жизней, которое означает жизнь во всех отношениях… В Ветхом Завете – разделение на тело и душу.
Человек пал, ибо нарушил заповеди.
1-я заповедь – плодиться и размножаться и возделывать землю.
2-я заповедь – вкушение от одного древа и невкушение от другого.
Энергия не является Существом Божиим, но благодаря им человек становится причастным Божеству. Источник Божественного Света – Божественный мрак
«Бога никто не видел» – мрак на иконах. Если долго смотреть на Солнце, но… Свет Божественный – от гроба Господня, освятил Савла.
Энергия не является Существом Божиим, но благодаря им человек становится причастным Божеству. Источник Божественного Света – Божественный мрак
«Бога никто не видел» – мрак на иконах. Если долго смотреть на Солнце, но… Свет Божественный – от гроба Господня, освятил Савла.
Новости и инфо для студентов