рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Бог являющий себя миру. Учение свт. Григория Паламы. Антиномия учения.

Бог являющий себя миру. Учение свт. Григория Паламы. Антиномия учения. - раздел Информатика, Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие Творение – Акт Воли. Боговоплощение – Тоже. Троица Нераздельная И Неизменная:...

Творение – акт воли. Боговоплощение – тоже. Троица нераздельная и неизменная:

1. Бог, живущий Троической жизнью.

2. Непостижимый Бог являет Себя миру прямо до Боговоплощения в Лице Иисуса Христа.

Следовательно, Троица – Бог-Отец, Бог-Сын (но не Иисус Христос), Бог-Святой Дух – единый Бог, исповедуемый богооткровенными религиями.

«Мир всегда был в Боге» (И. Дамаскин).

Писание называет Сына Божия «Агнцем закланным прежде сложения мир» – значит, и это то же в Боге. Исторически Голгофы еще не было, но Агнец уже был заклан.

Бог являет Себя миру полностью и целиком. Бог, проявляющий себя в мире, это: Слава Божия и Сияние Славы Божией – это и есть Сам Бог, Божество без всякого умаления, это Божественное действие, но это не является излиянием Его природы. «Нам всем нужно стать причастниками Божеского Естества» (2 Петр. 1, 4).

«Душам нашим нужно измениться в Божественное Естество» (Св. Макарий Великий). Мысль – в соединении с Богом поступает теснейшее единство, но даже в таком состоянии «Он Бог, но она (душа) – не Бог, Он – Творец, она – тварь, Он – Господь, она – раба и ничего общего в Его и ее существе». Одним ratio это не разрешим. Это акт веры. Этим занимался св. Григорий Палама (XIV в.). Споры привели к Соборному постановлению. Св. Г. Палама на основе 2 Петр. 1, 4 выступил против лжеучения Варлаама.

Сам Палама говорит, что вопрос очень сложный. Он оправдывался, что вынужден этим заниматься, говорил, что об этом лучше молчать, т.к. антиномия этого вопроса подобна вопросу о Святой Троице.

«С одной стороны, Бог – трансцендентен, а в то же время очень близок человеку, как никто другой. В равной мере утверждается и одно и другое. Рассуждая, нужно сохранить критерий благочестия» (св. Григорий Палама).

Возникает вопрос – в какой мере человек может соединиться с Богом? Бог не может стать многоипостасным. Как Бог недостижим по Своей природе, так и по ипостаси.

Бог недоступен, но в высшей степени доступен для человека. «Бог – Един Непостижим, и в то же время являет Себя вовне. Бог открывает Себя в некотором новом бытии, проявляет себя вовне кроме своей троичности» (св. Г. Палама). Это и есть нетварные энергии, называемые «Славой», «сиянием Слова», «благодатью».

Озарение и благодать Божия и преображение не сущность, но энергия Божия. Она общая и Божия сила Триипостасного Бога, исходящая от Божественной природы, на не от Лиц» (св. Г. Палама).

Различие Сущности и энергии постоянно встречается в Священном Писании и у святых Отцов. В принципе приобщения к Божественным энергиям – истинное Богопознание.

 

Билет 10.

 

Николай Кузанский о нетварных энергиях Божиих.

Николай Кузанский, ученый-кардинал эпохи Ренессанса. Его творения переведены и очень многообразны. Неизвестно, был ли он строгим католиком или платоником. Выходец из глухого селения, учился во многих университетах. Его первый трактат «Об ученом незнании» говорит о Богопознании. Здесь Бог лишен антропоморфических свойств. Он называет Его:

- Абсолютом;

- Единицей;

- Одним.

Приведенные рассуждения более математические. Единство сущности Божией объясняет при помощи математических и геометрических примеров (бесконечность, круг, треугольник).

Через формулы доходит до мысли о том, что в Богопознании лучше пользоваться отрицательными формулировками (Климент Александрийский, Дионисий Ареопагит). Становясь на путь апофатического богословия, приходит к выводу – Богопознание открыто в созерцании, говорит о «нетварном свете», называет его «Свет Преображения».

Николай Кузанский: «Святое незнание научило нас, что Бог несказуем и выше всего именуемого и ввиду этого мы ближе к истине, когда высказываем отрицанием». Поэтому он настаивает, что отрицания истинны, а утверждения – недостаточны.

«Точность истины непостижимо светит во тьме нашего незнания».

«Откуда кто знает истину, если в нем нет Духа Божия» – следовательно, Богопознание связано со стяжанием Святого Духа, истину можно познать, имея в себе Дух Божий (ср. Климент Александрийский). «Бог обитает в недостижимом свете, который ищет все живущее, и тогда Он Один может открыть стучащему и дать просящему» (ср. блж. Августин).

Все старается объяснить логически, но знает, что все это не удовлетворяет жажде познания. Переходит на путь апофатики: «Познание Бога – это постижение бесконечного света, который ищет все живущее и соединяет с Собой».

Учение о соединении человеческой природы с Богом приводит нас к истине. Во всей полноте открылось в лице Иисуса Христа и поэтому восхождение к истине происходит через Иисуса Христа в Его учении в стяжании Духа Христова.

Обожение происходит через «Свет славы Его Преображения» (Николай Кузанский). Это совпадает с учением Григория Паламы.

«Поскольку Бога нельзя познать в этом мире, где рассудок, мнение или учение своими силами вводят нас в неизвестное через более известное, где кончается доказательства и начинается вера. Через веру восхищаемся на третьем небе мы в теле, но нетелесно, потому что духовно и в мире не мирским, а небесным образом будем созерцать Его непостижимо, так, что будем видеть Его непостижимость, идущую от Его безмерной высоты. Вот то знающее незнание, через которое апостол Павел увидел, как Христа как он некогда только и знал (1 Кор. 2, 2), он теперь тем меньше знает, чем выше к Нему поднимается».

Лосский: «Апофатическое богословие путем отрицания всякого знания, путем отрешения познающего самого себя приводит к Божественной Премудрости, которая есть для человека незнание, совершается таинственное соединение (henosis) с Божественными лучами. Очевидно, что богословие не есть познание, т.к. всякое познание относится к сущему, а Бога нельзя назвать сущим и может быть постигнуть незнанием. Цель отрицательного пути – богословие превыше разума соединяет с Богом. Для его достижения нужно выйти за предел знания и сущего, которому всякое знание относительно. Т.К, всякий путь – есть исхождение (hexstasis) – экстаз».

Николай Кузанский называет это «восторгом» или называет переходом от сна к бодрствованию, от слышания к видению.

Экстаз не самоцель, а только этап по пути к обожению. Обожение совершается силой Святого Духа в Церкви, может быть предвосхищено в состоянии экстаза.

Соединение превыше разума совершается в незнании и выхождении из всего сущего, предполагает «единящую силу» (henorius linamis), благодаря которой разум соединяется с тем, что превыше его природы и познает Божественное, покидая себя и становясь Божиим.

Путь обожения – путь Богопознания, предполагающий причастность ко Творцу. Николай Кузанский: «Действенность веры неисчерпаема. Если вера велика, он един со Христом, в нем происходит обожение. В нем действует сила Христа». Вера требуется абсолютно чистой и возможно великой созидается:

- любовью к ближнему;

- милосердием.

Всемогущая вера, которая так велика, что и когда все подлежащее вере охватит Тем, кто сама Истина.

 

 

Билет 11.

 

Учение о богопознании, споры в IV в.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Ответы на билеты экзаменационной программы по предмету Догматическое Богословие

Й курс заочный сектор КДА... Билет Значение догматического богословия в деле спасения человека...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Бог являющий себя миру. Учение свт. Григория Паламы. Антиномия учения.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Гностицизм и борьба с ним. Адогматизм. Вера. Ересь. Символ веры.
Спасает человека живая вера, а не теория. Знать о Боге – это еще ничего не значит. Догмат должен восприниматься всем человеческим существом. Бог должен жить в сердце человека. Слово Божие живое, ан

Учение монтанистов. Шлейермахер, Гегель. Шебан, Кун, В. Соловьёв.
Монтанизм – учение о различных возрастных периодах человечества: наступит особый век Духа святого и откроется человеку новое учение, возведет человека в новую религиозную степень.

Апостольское учение. Отцы и учителя Церкви. Вселенские соборы. Послания Восточных Патриархов.
Приняв от Иисуса Христа учение, апостолы приняли всю полноту учения (Деян.), научились всему от Духа Святого (Ин.), который наставил их на всякую истину (Ин.). Православная Церковь хранит истину, н

Выражение невыразимого посредством слова.
Догматическая формула определения – это попытка выразить догмат в слове. В Древней Церкви не было формул. Догмат не рождается вместе с формулой, а только фиксируется ею. Формула нужна как ограда от

Причина творения. Творение из ничего. Глагол «бара». Необходимость веры для познания тварного мира.
Бог из Священного Писания предстает существом действующим и постоянно творящим. Бог не является существом пассивным: “Се стою у двери и стучу”. Бог сотворил мир из ничего. Классические фил

Антиномия учения. Евномиане и борьба с ними. Великие Каппадокийцы и свт. Иоанн Златоуст.
Сверхъестественный путь – не только изучение Священного Писания. Изучая Священное Писание – путь своей жизни сверяем. Сверхъестественный путь – путь озарения, когда Бог открывается умозрит

Варлаам Калабрийский
Калабрия – область в Италии. Варлаам был греком Попал под влияние блаж. Августина. У блаж. Августина нет ограничения между сущностью и энергией, но он подчеркивал единство Существа Божия. Варлаам ш

Григорий Палама
Учение о познаваемости Бога в Его энергиях.. О непознаваемости Бога в Его Сущности и познаваемости в энергиях: 1. между Сущностью и энергией существует Богодостойное различие.

Богословие пролога, метаистория, история патриархов. Языческие космогонии.
Книга Бытия начинается Прологом (1-2 главы) – повествование о метаистории. Дальше – история патриархов. В Прологе повествуется творение материи и мира. Библия учит Богооткровенным истинам

Быт. 1,2. Буквальный и литературный перевод в экзегетической традиции.
Глагол «бара» употребляется как «из ничего» (еще «заново»). Бог «Элогим». Толкование неприемлемое: остатки политеизма. Толкование приемлемое, христианское: свидетель

Быт. 1,4. Совершенство мира. Полярность света и тьмы. Быт. 1,6. Твердь. Свт. Московский Филарет (Дроздов).
«Сказал Бог» - творение при помощи слова Божия. Слово Божие не слово человека, которое произнесено и исчезло. Божии слова исходят, но не приходят. Он Сотворил не на некоторое время, а навсегда. Он

Й день: светила, их отношение к земле.
«Твердь» – «ракия» – пространство. Вода – некая пластичность, зыбкость материи (Филарет Дроздов). Мир творится из одной точки. Разделение планет. Вода – в собственном смысле. Появ

Состав природы человека. Ветхозаветная антропология. Антропология ап. Павла. Первые заповеди, данные человеку.
Есть мнения о 2- и 3-частном составе, они не противоречат друг другу. При творении человека Бог вдунул дыхание жизни (означает жизнь во всех ее проявлениях). Максим Исповедник: «Человек ка

Две основные заповеди. Знание всего. Два пути познания. Древо познания добра и зла, его природа.
В. Лосский: «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто был первый призван к обожению по благодати, захотел стать Богом сам по себ

Агносиа» - познание путём неведения.
Божественный свет – фаворский, он дает человеку богоуподобление. Бог познается Духом Святым, и в Духе Святом. Божественный мрак – это то, что мы должны открыть для себя сейчас, оно должно убеждать

Гносис» - сознание единения, сознательность в духовной жизни. Простота христианского познания. Божественный свет - тайна «восьмого дня». 1 Ин. 2, 8.
Божественный свет – фаворский, он дает человеку богоуподобление. Бог познается Духом Святым, и в Духе Святом. Божественный мрак – это то, что мы должны открыть для себя сейчас, оно должно убеждать

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги