рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета

Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета - раздел Информатика, Из Лекций, В Основом Из Учебника, И Совсем Немного Из Интернета. &nb...

Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета.

 

  1. Предмет философии. Философские категории.

Философия – теоретически сформулированное мировоззрение, система общих теоретических взглядов на отношение человека к миру. Философское мировоззрение биополярно: его смысловые «узлы», - мир и человек, - постоянно соотносятся и осмысливаются не только как противоположности, но и в единстве, отношении друг к другу («объект-субъект», «материальное – идеальное»)

Мировоззрение – система взглядов на мир в целом и место человека в мире.

Философия, опирающаяся на критическое мышление, стремление анализировать(«расчленять» сложные целостные образования на части) и синтезировать (сравнивать частные представления, обобщать и воссоздавать целостность), создает теоретическую картину мира,отличающуюся продуманностью, соотнесенностью, стройностью. Появление философии выражает переход от наблюдения, конкретно-чувственного мышления и стихийных аналогий мифа к абстрактному мышлению и конструктивно-логическому объяснению. Например, такая черта человеческого существования, как появление через рождение, в мифологическом мышлении приводит к вопросу « Кто родил все сущее?» и ответу по аналогии: « Мир рожден богами».Конструктивно-логическое мышление возникает тогда, когда вопрос: « Кто породил все сущее?» сменяется вопросом « Из чего состоит сущее?»

Основатель: Огюст Кант.

С точки зрения позитивизма философия теряет свой предмет по мере развития частных наук. То есть с развитием частных наук, поле философии сужается. Понятие философия в буквальном смысле означает любовь к мудрости. Оно возникло в Древней Греции много десятилетий спустя после появления философствующих людей. Кстати, подобное характерно для любой формы человеческой деятельности. Сначала зарождается явление, какое-то время уходит на его развитие и становление и лишь затем для его обозначения находится адекватное понятие.

Бытие - в самом широком смысле есть всеохватывающая реальность, оно охватывает и материальное, и духовное. Оно есть нечто реально сущее. Категория бытия это одна из самых древних философских категорий, все учения античности содержали ее в качестве центральной. Антитезой быти является ничто.

Материя - фундаментальная исходная категория философии, обозначает объективную реальность, единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития. Материя самодостаточна и не нуждается в том, чтобы ее непременно кто-нибудь осознавал.

Пространство - означает структуру объекта и материи в целом, протяженность, структурность, сосуществование, взаимодействие и объемность объектов. Оно является формой бытия материи. При характеристике употребляют понятие бесконечность. Пространство является многомерным.

Время - форма бытия материи, характеризуемая такими свойствами изменения и развити систем, как длительность, последовательность смены состояний. Время делят на три категории: прошлое, настоящее, будущее. При характеристике времени употребляют понятие вечность.

Как полагает И. Кант, в процессе познания принимают участие два компонента: чувственный опыт и рассудочное мышление. Второй компонент оснащен категориями.

Кант выстраивает свою систему категорий, которая имеет следующий вид:

  1. Категории количества (единство, множественность и целостность).
  2. Категории качества (реальность, отрицание и отграничение).
  3. Категории отношения (самостоятельность и принадлежность, причина и действие, взаимодействие как отношение между действующим и страдающим).
  4. Категории модальности (возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность).

По Канту, эти категории изначально присутствуют в человеческом сознании как структурные схемы организации и упорядочения первичного опыта, задающие основание общего языка и понимания в рамках освоения мира.

Категории качества обеспечивают внутреннюю определенность, упорядоченность, совокупность свойств конкретного явления.

Категории количества обеспечивают однозначное выражение качественной определенности исследуемого объекта.

Качество и количество связаны мерой, в пределах которой данное качество явления сохраняет свою определенность

2. Философия Аристотеля. «Понятие сущность»

Философия Аристотеля является прежде всего обобщением всей предшествующей греческой философии.Литературно-научное и философское наследие Аристотеля чрезвычайно велико, его сочинения охватывают все отрасли знания.

Аристотель пытался выделить философию из всей сферы знания. Разграничение «первой философии» (собственно философии) и «второй философии» («физики», философии природы, конкретных наук) идет по предмету изучения. Предмет философии ( по Аристотелю) – это сущее как таковое; это не природа, а то, что существует сверх нее. Предмет частных наук – природа; материя и изменчивые, подвижные «чувственные сущности», т.е. вещи. Природа, «чувственные сущности» не совпадают, следовательно, у Аристотеля с сущим (чистым бытием), «вечными сущностями». Аристотель сформулировал логико-гносеологическое обоснование существования сверхчувственного мира: «Если помимо единичных вещей ничего не существует, тогда, можно сказать, нет ничего что постигалось бы умом, а все подлежит восприятию через чувства, и нет науки ни о чем, если не называть наукой чувственное восприятие».Таким образом, предметом научно-теоретического знания являются сверхчувственные, умопостигаемые сущности.

Неясность учения Аристотеля о сущности связана с введенным им разделением на сущности «первого» и «второго рода» (соответственно, «сверхчувственные»(вечные), и «чувственные» сущности) Кроме того, у него нет ясного ответа, что такое сущность? Аристотель сформулировал два критерия, признака сущности: 1) мыслимость, или познаваемость в понятии; 2) способность к отдельному существованию, или способность существовать в единичных вещах.

Можно предложить следующее определение сущности: это единичное, обладающее самостоятельностью( себетождественностью), познаваемое в понятии, являющееся предметом теоретического познания. Поскольку понятие – это всегда обобщение, то есть сущность познания в общих (родовых) понятиях, аристотелевское понимание сущности связано с проблемой, актуальной и в наши дни:единичное существует реально, но в своей единичности не есть предмет науки, то есть теоретическое знание не занимается изучением отдельных, «единичных вещей»;общее является предметом науки, то есть теоретическое знание изучает «чувственные» сущности как обобщенные характеристики единичных вещей, но неясно каков онтологический статус этого общего.

Под сущностью понимается отдельный предмет (единичная вещь),однако сущность при этом не то «облик» предмета, который воспринимается органами чувств, а нечто такое, что делает предмет «вот эти» специфическим предметом. Сущность как понятие есть ответ на вопрос « Что есть вещь?» раскрывая, познавая сущность единичной вещи при помощи разума, мы даем определения, даем понятие вещи.

 

  1. Софисты. Принципы релятивизма истины и агностицизма.

Протагор и Горгий. Принцип согласно которому говорят об относительности моральных ценностей.

« Человек есть мера всех вещей» « Что сто жители города на определенном этапе считают истинным и будет для них истинным.» Протагор занимает уверенную позицию: « хотя правила могут различаться,все же они должны существовать. Говорил о происхождении морали независимо от богов. Справедливость есть право сильнейшего. Тот кто более силен, тот и прав.

Агностицизм как выраженная позиция и принцип формулируется софистами, которые перестают интересоваться истиной, отрицая саму возможность одинаково правильного для всех людей знания. Агностицизм – это принцип, согласно которому « мир вещей» непознаваем, не существует объективной, общей для всех людей истины.

Три постулата агностицизма отчетливо сформулировал Горгий: 1) ничего не существует, 2) а если и существует, то оно не познаваемо(истины не существует), 3) а если и познаваемо, то невыразимо (истина невыразима в слове).Различив существование предмета мысли и существование мысли о предмете, Горгий сформулировал гносеологическую проблему, с момента осознания которой актуальным становится вопрос о существования общезначимой для всех людей истины. Решение этой проблемы он дает крайне пессимистично : «Все ложно» - наши мысли о вещах всего лишь ложные мнения.Протагор (490-420 до н.э.),в отличие от Горгия, напротив, утверждал, что «Все истинно». Он сформулировал гносеологический принцип релятивизма истины: о каждой вещи могут быть высказаны два противоположных мнения, причем оба они истинны. Логика рассуждений Протагора такова: если все меняется и переходит в противоположность себе, то о каждой вещи возможны два мнения. Поскольку противоположные мнения об одной и той же вещи возможны, человек осуществляет выбор между ними, принимая одно и отбрасывая другое. Протагор: « Сущности вещей для каждого человека особые…и, следовательно, какими мне представляются вещи, тем они будут для меня, а какими тебе- такими они будут для тебя» Основание истины исчезает, ибо истина никак не определяется вещью; знания о вещах становится целиком субъективным (Челове есть мера всех вещей)

Гносеологический вывод Протагора, что « о каждой вещи есть два мнения, противоположных друг другу», в онтологическом плане соответствует принципам изменчивости и противоречивости бытия «вещей, т.е. объективной диалектике Гераклита. В обыденной речи мы говорим « с одной стороны…», « с другой стороны». Однако, чтобы избежать релятивизма, субъективизма истины, необходим критерий, по которому можно определить главную, определяющую характеристику вещей. Если такого критерия нет, делается прямой вывод о том, что «все истинно» ( Протагор), или «все ложно» (Горгий). Такая прямолинейность не удовлетворяла, например Демокрита. Но он не смог предложить объективный, т.е. не зависимый от субъекта критерий истины. Демокрит вводит уточнение о том, кто может быть субъектом познания: «Мудрец – мера всех существующих вещей. При помощи чувств он – мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума-мера умопостигаемых вещей. Вопрос о том, что делает человека мудрым,т.е. позволяет ему находить истину в процессе познания, не рассматривается Демокритом, но позднее становится центральным вопросом в гносеологии Сократа. То, что для софистов нет общезначимой истины, а есть лишь множество мнений, ни одно из которых нельзя предпочесть другому, формирует ум совершенно беспринципный. Однако именно софисты нашли в слове стихию, в которой осуществляется мышление. Проблема отношения знания, полученного на основе мышления, к его предмету (бытию) объявляется софистами неразрешимой. Но проблема остается, и ее решение осуществляется у Сократа и Платона с позиции « Человек мыслящий есть мера всех вещей», причем мышление понимается ими как способность человека видеть единичные вещи с точки зрения всеобщности.

 

Древнеиндийская философия. Веды, упанишады, неортодоксальные школы.

древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; • VI — И вв. до н. э. — эпический период;

Мировоззренческая функция философии.

Мировоззренческаяфункция способствует формированию целостной картины мира, представления об его устройстве, месте человека в нем. Философия – теоретическое мировоззрение. В философии практически отсутствует… Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека…

Становление диалектики в античной философии(Гераклит и элеаты).

В интуитивном понимании развития как единства и борьбы противоположностей из всех досократовских мыслителей Гераклит продвинулся наиболее далеко.… Философия элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) близка традициям… Согласно элеатам, бытие - это то, что всегда есть: оно так же едино и неделимо, как мысль о нем, в противоположность…

Социальные-философские взгляды Макиавелли Н

Макиавелли Николо Макиавелли отвергает идею божественного управления светскими государствами. Он считает, что основной движущий компонент общества…   11.Метод Сократа.

Основные черты философии Аристотеля.

Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни… Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание… Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности, его…

Проблема онтологического статуса универсалии. Варианты ее решения.

УНИВЕРСАЛИИ (от латинского universalis - общий, всеобщий), общие понятия. Онтологический статус универсалий - одна из центральных проблем средневековой философии (спор об универсалиях 10 - 14 вв

Согласно формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование: ante rem (до вещи, т.е. в Божественном интеллекте), in re (в вещи) и post rem (после вещи, в человеческом уме). В ходе обсуждения природы универсалий сформировались три основных подхода к решению проблемы: реализм, концептуализм и номинализм.

Реализм признает самостоятельное существование универсалий; концептуализм утверждает, что общие понятия имеют место в человеческом уме, но им соответствует нечто в самих вещах; номинализм считает, что общие понятия возникают в процессе познания и вне человеческого ума, т.е. реально не существуют.

Ранние варианты решения проблемы У. связаны с позднеклассической античной традицией и задают два равно базовых, хотя семантически альтернативных вектора ее интерпретации: с одной стороны, философская модель Платона, наделяющая общие понятия (идеи) онтологическим статусом вне зависимости от феномена их воплощения или представленности в мышлении ("мир идей" как сфера бытия общих понятий-образцов в качестве онтологически артикулированных сущностей; единичное в данном контексте выступает как результат ограничения общего), с другой - концепция Аристотеля, в рамках которой У. мыслятся в качестве сущностей, вторичных (как в онтологическом, так и в гносеологическом плане) по отношению к сущностям первичным, т.е. обладающим индивидуальным бытием и непосредственно данных в чувственном восприятии. В эксплицитном виде проблема У. была сформулирована Порфирием: существуют ли "роды" и "виды" самостоятельно, и в таком случае телесны они или бестелесны, или же они существуют только в мышлении, и в таком случае представлены ли они в чувственных явлениях или не представлены?

 

17.Структура бытия по Платону. Понятие «Эйдос»

Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом

и недоступное чувственному восприятию. бытие у Платона предстает как множественное.

Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии. Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а следовательно,- в парменидовско-платоновском смысле - не существует ( таковыми являются тело и пространс-

тво, в котором все тела существуют ). Существует же только то, что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру ( существование у Платона - характеристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие ). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,

который Платон называет просто "бытие", противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир "становления"):

здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не "есть". "...Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию

сможет выдержать созерцание бытия..." Критикуя тех, кто "признает тела и бытие за одно и то же" Платон утверждает, что истинное бытие - "это некие умопостигаемые и бестелесные идеи".

Идеи Платон называет "сущностями";

 

Идеи, или эйдосы, не являясь общими понятиями, не подчиняются закону обратного отношения между объёмом и содержанием понятия. Обычное понятие формальной логики чем более общее, тем беднее по своему содержанию. Эйдос же есть "единое во многом", своеобразный мини-космос как множество элементов, организованных в нечто устойчивое, составляющих какую-то целостность. Если понятие в логике всегда привязано к определённому классу предметов, то эйдос может быть и для единичной вещи. Если же вещь копируется, то эйдос при этом не размножается. Число идей, по Платону, конечно, и это опять указание на завершённость бытия. Эйдос включает в себя всё множество единичных предметов, эйдосом которых он является.

 

18. идолы разума Бэкона.

Он описал их как то, что стоит на пути корректного научного рассуждения.

  1. Идолы Рода — это человеческая тенденция воспринимать больший порядок и регулярность в системах больше, чем это существует на самом деле, и это происходит по причине того, что люди следуют своим предвзятым идеям относительно вещей.
  2. Идолы Пещеры — это является персональной слабостью индивида в рассуждении по причине собственных предпочтений и антипатий.
  3. Идолы Площади — это происходит по причине трудностей в использовании языка и использовании некоторых слов в науке, которые имеют различные значения, нежели в их обычном значении.
  4. Идолы Театра — это происходит из-за использования философских систем, которые включают в себя ошибочные методы. Здесь Бэкон ссылается на влияние основных философов (Аристотель) и основных религий на науку.

 

 

Подробно:

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом роде людей, ибо ложно утверждать. что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде.

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирожденных свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные, или по другим причинам. Так что дух человека, смотря по тому, как он расположен у отдельных людей, есть вещь переменчивая, неустойчивая и как бы случайная. Вот почему Гераклит правильно сказал, что люди ищут знаний в малых мирах, а не в большом или общем мире.

 

Но тягостнее всех идолы площади, которые проникают в разум вместе со словами и именами. Люди верят, что их разум повелевает словами. Но бывает и так, что слова обращают свою силу против разума. Это сделало науки и философию софистическими и бездейственными. Большая же часть слов имеет своим источником обычное мнение и разделяет вещи в границах, наиболее очевидных для разума толпы. Когда же более острый разум и более прилежное наблюдение хотят пересмотреть эти границы, чтобы они более соответствовали природе, слова становятся помехой. Отсюда и получается, что громкие и торжественные диспуты ученых часто превращаются в споры относительно слов и имен, а благоразумнее было бы (согласно обычаю и мудрости математиков) с них и начать для того, чтобы посредством определений привести их в порядок. Однако и такие определения вещей, природных и материальных, не могут исцелить этот недуг, ибо и сами определения состоят из слов, а слова рождают слова, так что было бы необходимо дойти до частных примеров, их рядов и порядка, как я скоро и скажу, когда перейду к способу и пути установления понятий и аксиом.

 

Идолы театра не врождены и не проникают в разум тайно, а открыто передаются и воспринимаются из вымышленных теорий и из превратных законов доказательств. Однако попытка опровергнуть их решительно не соответствовала бы тому, что сказано нами. Ведь если мы не согласны ни относительно оснований, ни относительно доказательств, то невозможны никакие доводы к лучшему. Честь древних остается незатронутой, у них ничего не отнимается, потому что вопрос касается только пути. Как говорится, хромой, идущий по дороге, опережает того, кто бежит без дороги. Очевидно и то, что, чем более ловок и быстр бегущий по бездорожью, тем больше будут его блуждания. Наш же путь открытия наук таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарований, но почти уравнивает их. Подобно тому как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, -- мало или совсем ничего не значит, если пользоваться циркулем и линейкой. Так обстоит и с нашим методом. Однако, хотя отдельные опровержения здесь не нужны, надо кое-что сказать о видах и классах этого рода теорий. Затем также и о внешних признаках их слабости и, наконец, о причинах такого злосчастного долгого и всеобщего согласия в заблуждении, чтобы приближение к истине было менее трудным и чтобы человеческий разум охотнее очистился и отверг идолы.

 

 

19. онтологическая проблема(Парменид)

 

онтоло́гия

(от греч. ón, род. п. óntos — сущее и ...логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии — учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности; термин введён немецким философом Р. Гоклениусом (R. Goclenius, 1613).

 

Пармени́д из Эле́и древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». Занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

  1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.
  2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.
  3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.
  4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара.

Учитель Зенона Элейского.

Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

  1. Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.
    Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.
  2. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.
    Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.
  3. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.
    В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.
  4. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения.
    Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие, но Небытия нет.
  5. Бытие вечно пребывает на одном и том же месте[1].

 

 

20. гносеологич проблема Горгий

ГНОСЕОЛОГИЯ - это:

Изучение природы наших знаний, какими они есть сами по себе, в своей

«онтологической» сущности, и соотношение этих знаний с предметами и

Явлениями, которые познаются.

Горгий.

Горгий оторвал речь от мышления, а мышление от бытия. Он учил о том, что ничего не существует, а если и существует, то не постижимо, а если и постижимо, то невысказываемо и необъяснимо (для другого человека).

Говоря о том, что ничего не существует, Горгий не хотел этим сказать, что существует небытие. “Ничего не существует” означало у него утверждение, что нельзя доказать ни того, что небытие существует, ни того, что бытие существует, ни того, что бытие и небытие существуют вместе.

Гносеология. Горгий разделяет предмет мысли и существование предмета мысли. По Горгию, можно мыслить и то, что не существует. Но из этой верной посылки Горгий делает софистический вывод о том, что если может мыслится несуществующее, то не может мыслится существующее: “Если предметы мысли не есть сущее, то сущее не мыслится”.

Наконец, “даже если сущее и постигается, оно неизъяснимо другому” ведь слова отличаются от тел. Тела воспринимаются зрением а слова – слухом.

 

Гносеология и её проблемы

Все известные на сегодняшний день культуры объединяет общая идея - обладание знанием оценивается в них как одна из высших человеческих ценностей. Эта идея восходит к области философского знания, имеющей название «гносеология». В гносеологии основной проблемой является проблема становления знания и его оценка.

Гносеология (теория познания) - философская наука, в которой изучаются проблемы природы познания и его возможности. В гносеологии исследуются вопросы, представляющие огромную значимость для человечества. Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется познание? Как знания об окружающем мире связаны с этим миром? Что такое истина и заблуждение? Что выступает критерием достоверности знания?

В истории европейской философии проблемы гносеологии были представлены по-разному. Длительное время гносеологическая проблематика не выделялась в качестве самостоятельной области философских исследований. Это характерно было для античной и средневековой философии. В эпоху Возрождения она также не имела самостоятельного значения. И только в философии Нового времени гносеологическая проблематика подчиняет себе все другие проблемы.

 

21.

Основной вопрос философии — метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа кприроде.

Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии:

§ материализм — примат материи над сознанием,

§ идеализм — примат идеи над материей.

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

Объективный идеализм;

Субъективный идеализм;

Материализм;

Вульгарный материализм;

Дуализм;

Деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

Гностицизм;

Агностицизм;

Эмпиризм (сенсуализм);

рационализм.

Онтологическая сторона основного вопроса философии.

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют:

Материализм;

Идеализм;

Дуализм.

- материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от… - материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Предмет онтологии

§ Реальность традиционно ассоциируется с материей (материальный мир) и духом (духовный мир, включая понятия Бога, душ) и подразделяется… § Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а… Гносеоло́гия (от др.-греч. γνῶσις — «знание» и λόγος —…

Социально-философские взгляды Платона

Другая философия / Философское учение Платона / Социально-философские взгляды Платона

Страница 1

Учение Платона об идеях, его объективный идеализм, воплощаются им в проблематику общественной жизни и находят продолжение в социальной философии.

В центре размышлений Платона находятся проблемы Блага, Красоты, Истины, Справедливости, Закона, Государства. Через призму этих проблем Платон рассматривает различные типы государственного устройства. В решении этого вопроса, как и во всей социальной философии, он исходит из своего идеализма.

Платон воспринимает мир как божественный порядок, где все стягивается к единой цели – к Благу. Это относится и к социально, государственно организованному миру на микроуровне, и к космосу на макроуровне. Основополагающей идеей мыслителя в целом выступает идея порядка и гармонии, существующих на любой ступени этой системы: во вселенной, в социальной, общественной жизни, у самого человека. Принцип порядка, пронизывающий небо и землю, богов и людей, самым непосредственным образом относится к общественному бытию, к государственности. Именно здесь возможно, с точки зрения Платона, реализация должного, «идеального».

Рассмотрение социальной проблематики тесно связывается с размышлением о справедливости, которое выводит Платона на проблему происхождения государства. Он «мысленно представляет» себе возникающее государство, чтобы увидеть там зачатки справедливости и несправедливости.

Платон «распутывает» целый клубок потребностей, взаимных обязанностей и ожиданий людей. В обществе возникает потребность в самых различных мастерах. Справедливость же индивида в отношении сограждан и самого себя усматриваются философом, прежде всего, в компетентном, честном исполнении своего дела в ценностной системе разделении труда. Само разделение труда обуславливается свойствами души человека.

В душе каждого человека есть три способности: желание, т.е. то, что толкает нас к объектам; другая, напротив, отстраняет нас от них и доминирует над желанием – это разум; и, наконец, третье – страсть. «Страстная, воспламеняющаяся часть души по своей природе души припадать к ранимой её части, однако, бывает наоборот, - и она срастается с нижней низменной её частью по причине дурного воспитания. Получается великолепное по своей наглядности соотношение между добродетелями некоторого индивида. Индивид «темперирован», уравновешен, когда его нижние этажи гармонизированы с верхним ярусом. Он мужественен и несокрушим, когда в любой опасности страсти прочно удерживаются диктатом разума, действующего по законам Блага».

С платоновской концепцией Блага связан сам смысл существования государства. Государство – это форма организации общества, устремленная к идеалу общежития людей, живущих в мире, и совместными усилиями утверждающих торжество нравственности, справедливости, духовности.

 

 

25.

Мировоззрение– это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В нем присутствуют различные компоненты: знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д.

Мировоззрение–взгляд на мир–наиболее общее представление человека об окружающем мире и месте в нем человека.

По характеру мировоззрения выделяют 2 уровня(пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический.

- Жизненно-практический уровень складывается стихийно, базируется на здравом смысле, повседневном опыте. На формирование этого уровня влияют национальные, религиозные традиции, уровень образования, культура, профессия и т.д. Он включает в себя обычаи, традиции и навыки, а также опыт каждого человека. Жизненно-практическое мировоззрение помогает ориентироваться в жизни, но не отмечается систематичностью, обоснованностью. Характерно присутствие предрассудков.

- Теоретический - Более высокий уровень мировоззрения, он обоснован научно, т.е. предполагает научную основу знаний о действительности норм и ценностей, определяющих поведение людей. К этому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия.

Философия и мировоззрение. Мировоззрение как целостный взгляд на мир шире, чем философия. Философия претендует на то, что она обеспечивает мировоззрение. Эта ее претензия дает право утверждать, что философия–теоретическое ядро мировоззрения. Философия–это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение.Философия–система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

 

формы мировоззрения:

1.мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

2.религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.

3.научно-философское мировоззрение.

от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину , а как весь совокупный опыт развития человека.

Философия выступает в 2 направлениях:

1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

2.как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

Формирования научного мировоззрения самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит этот мир в безжизненную пустыню.

2.Металогическая – философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

3.Гносеологическая ( теоритическо – познавательная) философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

4.Целостно – ориентационная- философия восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

5.Прогностическая- философия прогнозирует модели будущего развития

6.Интеграционная- философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта

7.Критическая- философия призваны разрушать домены.

Религиозное

 

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

I. Философское

Философия (как особый тип общественного сознания, или мировоззрения) возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае в так…  

Назовите вопросы,относящиеся к области онтологии.

Основной вопрос онтологии: что существует? Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой… Онтология выступает в тесной связи с естественнонаучным и гуманитарным… Материалистическая философия выделяет следующие формы бытия.

Назовите вопросы,относящиеся к области гносеологии.

Важнейшие проблемы гносеологии.

Охарактеризуйте разницу в этических взглядах Платона и софистов.

Определяемая этими идеями, социальная этика Платона предполагает закрепление добродетелей за каждым сословием (правители должны обладать мудростью,… Софисты понимают добродетели не только как моральные свойства, а вообще как… Еще более значительным достижением этики софистов явилась впервые провозглашенная в античности идея равенства всех…

Социально-философские взгляды Гоббса.

Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» –… «Левиафан»-библейское чудовище. Использует этот образ для описания… Все люди равны от природы,но в естественном состоянии, до того, как появляется какая-либо власть, каждый человек…

Назовите представителей эмпиризма.

В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк обращает внимание, что мышление, с которым связано познание истины, имеет дело не с самими единичными… «Чувственные идеи», возникающие вследствие воздействия единичных вещей на… Локк называет качества, присущие чувственному восприятию и принадлежащие сознанию человека «вторичными», и относит к…

Философская антропология. Концепция человеческой природы.

— наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о… Основные темы Ф.а.: происхождение человека, типологии человека, телесные и… Природа человека

Философско - антропологические взгляды Платона и Аристотеля.

Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это… Идеи Платона, как никакого другого европейского философа, не переставали… Аристотель:

– Конец работы –

Используемые теги: лекций, основом, учебника, совсем, ного, Интернета0.093

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Конспект лекций по дисциплине Экономика недвижимости: конспект лекций
Государственное бюджетное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... Уральский государственный экономический университет...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ по курсу Архитектурное материаловедение Конспект лекций по курсу Архитектурное материаловедение
ФГОУ ВПО ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ... ИНСТИТУТ Архитектуры и искусств... КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО строительных ДИСЦИПЛИН...

Лекция 11,12. Способы оплаты в Интернет. Платежные системы в электронной коммерции. Вопр. Способы оплаты в Интернет
Вопр Способы оплаты в Интернет... Оплата со счета в банке через доступ в интернете... Оплата со счета мобильного телефона m commerce...

М15 Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2008. — 583 с: ил. — Серия Учебник для вузов
Маклаков А Г... М Общая психология Учебник для вузов СПб Питер с ил... ISBN...

Курс лекций В библиотеке БГУКИ имеются учебники: Введение в психологию: Уч. пособие / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Academia, 1996. – 496 с. 88 В 24
Кафедра психологии и педагогики...

Психиатрия. Конспект лекций. ЛЕКЦИЯ № 1. Общая психопатология Психиатрия: конспект лекций
Психиатрия конспект лекций... Текст предоставлен литагентом http litres ru...

Основы линейного и нелинейного регрессионного И корреляционного анализов
Государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Брянская государственная инженерно технологическая академия...

Интернет об интернете
Это был первый решительный шаг в направлении новых технологий.Интернет протоколы В терминологии вычислительных сетей протокол - это заранее… Это протокол, который глобально управляет Интернет, и в значительной мере… E-Mail адрес Почтовый E-Mail адрес.

История мировых религий: конспект лекций История мировых религий. Конспект лекций ЛЕКЦИЯ № 1. Религия как феномен культуры Классификация религий
История мировых религий конспект лекций... С Ф Панкин...

Экология: электронный учебник. Учебник для ВУЗов
На сайте allrefs.net читайте: "Экология: электронный учебник. Учебник для ВУЗов"

0.032
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам