рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные черты философии Аристотеля.

Основные черты философии Аристотеля. - раздел Информатика, Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета Творчество Аристотеля Является Вершиной Не Только Античной Ф...

Творчество Аристотеля является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мышления, наиболее обширной и в логическом смысле наиболее разработанной системой познания. Ряд современных специальных наук (этика, эстетика, логика и т.д.) имеет свое начало в его произведениях. Аристотель смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени. Он дал начало в том или ином смысле большинству последующих философских систем. Содержательность и разработанность философской системы Аристотеля были универсальны.

Основой всякого бытия Аристотель считал так называемую первую материю. Эта первичная материя, однако, не определена (принципиально неопределима) ни одной из категорий, которыми мы определяем реальные (конкретные) состояния сущего. Она образует, собственно, "потенциальную" предпосылку существования.И хотя она является основой всякого бытия, ее нельзя отождествлять с бытием и даже нельзя считать простой составной частью конкретного бытия. Наипростейшей определенностью этой первой категории являются, по Аристотелю, четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля. Они представляют определенную промежуточную ступень между первой материей, которая чувственно непостижима, и реально существующим миром, который чувственно воспринимаем.Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличии от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи и образа, формы. Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы. При изучении конкретных вещей как реального бытия Аристотель говорит о первых и вторых сущностях. Первую сущность он отождествляет с индивидуальным бытием, с субстратом, с конкретной вещью как таковой. Первичная сущность, согласно Аристотелю, выступает индивидуальным, неделимым и чувственно познаваемым бытием. Вторые (вторичные) сущности определенным образом производны от первичных. Они не постигают конкретное индивидуальное бытие, а являются в большей или меньшей степени родовым либо видовым определением. Категории сущности Аристотель считал основным средством познаваемости мира. Все другие категории служат для их определения.

Об онтологических воззрениях Аристотеля многое говорит и его понимание движения. (выделяет 6 видов: "возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемену и изменение места"). Подчеркивается, что "движения помимо вещей не существует", движение "всегда было и во всякое время будет". Аристотель полагает, что, с одной стороны, движение присуще самим вещам и является самодвижением, а, с другой стороны, возможно объяснение источника движения при помощи неподвижного первого двигателя (бога). Движение Аристотель весьма тесно связывал с изменением. Он приводит четыре главных вида изменений: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. Существование движения он связывает с наличием противоположностей. Наиболее общую характеристику движению Аристотель дает следующим образом: реализация, осуществление сущего. Это значит, что движение выступает, собственно, переходом возможности в действительность. Тем самым движение становится практически универсальным свойством сущего. Процесс осуществления, т.е. переход возможности в действительность, тесно связан со взаимоотношением материи и формы. Движение является определенной тенденцией материи (как возможности) к осуществлению, реализации формы (как реальности).

Хотя в онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности, его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности.

Познание представлялось Аристотелю как развивающийся процесс. Оно развивается от простейших (элементарных чувственных) ступеней к предельно абстрактным. Его градация такова: ощущение, представление, опыт, усиленный памятью, искусство, наука, которая представляет вершину. Уже одним тем, что он отводил важную роль чувственному познанию реального мира в процессе образования общих понятий, Аристотель полемизирует с Платоном, который в этом вопросе занимал противоположную позицию.

Важное место в наследии Аристотеля занимают труды, посвященные проблемам логики. Логику он понимал как орудие познания, точнее, научного познания. Он, собственно, заложил теоретические основы логики как науки. Ему принадлежит заслуга формулирования закона противоречия и закона исключенного третьего.

Основным в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Основными задачами государства он считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в подчинении. Рабовладение он считает естественным состоянием организации общества. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Основу уравновешенной и благополучной жизни он видел в умеренности.

Через всю этику Аристотеля, впрочем, как и через всю политику, проходит принцип активной деятельности человека. Достойной свободного гражданина он считает жизнь практическую (т.е. наполненную политической деятельностью) либо теоретическую (наполненную познавательной деятельностью и размышлениями). Недостаточно знать, что есть добродетель, следует действовать и жить в соответствии с нею. Лишь это обеспечивает удовлетворенность, благость.

Оригинальны и весьма плодотворны эстетические мысли Аристотеля. В отличие от Платона он придает искусству большое значение. Это видно уже из того, что искусство вместе с наукой он относит к высшим ступеням человеческой познавательной деятельности. В своих суждениях об искусстве Аристотель употребляет понятие "подражание", однако в совершенно ином значении, чем Платон. Искусство не является внешним, поверхностным уподоблением, но отражает существенные взаимосвязи в форме объяснения (изложения) конкретного. Поэтому нередко искусство бывает более правдивым в изображении действительности, чем, например, история.

 

 

13.ГНОСЕОЛОГИЯ
(греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания как таковая. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции ‘субъект — объект’. Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или праксео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др.Синтетические априорные суждения - предмет внимания философа Канта, рассматривавшего в "Критике чистого разума" вопрос о вознкновении нового знания в ходе логических умозаключений.
Синтетические априорные суждения - это суждения в выводах из которых есть то что не содержит посылка.
Совершенно очевидно, что дедуктивные суждения не являются синтетическими априорными.
Попробуем рассмотреть можно ли назвать синтетическим априорным так назыаемый индуктивный метод, то есть существуют ли априорные синтетические суждения вообще.суждения синтетические-аналитические и априорные-апостериорные.

Синтетическими называются суждения, несущие новое знание, не содержащееся в понятии, которое является их субъектом.

Аналитическими называются суждения которые всего лишь раскрывают свойства, присущие понятию субъекта, содержащиеся в нём самом, и не несут нового знания.

C другой стороны, априорные суждения (лат. a priori) не нуждаются в опытной проверке своей истинности, а для апостериорных (лат. a posteriori) необходима эмпирическая верификация. Кант замечает, что синтетические суждения чаще всего апостериорные, а аналитические — априорные

.В качестве цели познания часто рассматривают абсолютно достоверное знание, это "идеал знания", позволяющий выявить критерии научности.

История философии дает нам два основных подхода к проблеме познания:

определяющей является чувственная ступень познания, разум обладает относительной самостоятельностью;

определяющей является рациональная ступень познания.

Эти подходы разделяют два крупных философских направления: эмпиризм и рационализм. Они расходятся в понимании опыта, знания и по-разному решают проблему врожденных идей.

Согласно эмпиризму, первой и главной частью опыта являются результаты деятельности органов чувств.

При этом предмет познания является активным началом, а субъект познания пассивен, занимает созерцательную позицию. Его познавательные возможности зависят от его познавательных способностей - насколько точно и в каком объеме он может воспринимать информацию о внешнем мире. Второй частью опыта являются результаты деятельности разума (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и пр.). Рациональная деятельность сводится к комбинированию материала, поставляемого органами чувств, и не дает и принципиально нового знания.По Бэкону задача научного познания заключается в том, чтобы расшифровывать тайный язык природы исходя из документов самой же природы, т.е.из фактов опыта. Бэкон был сторонником эмпирического (т.е. опытного) индуктивного метода. Впрочем простой индукцией, простым перечислением фактов опыта он не ограничивался, а пытался создать систему научной индукции. Он разработал специальные таблицы, с помощью которых отсеивал неверные обобщения и выводы.
Таблицы Открытия-Присутствия, Отсутствия и Степеней. Собирается достаточное количество разнообразных случаев некоторого «простого свойства» (например, плотности, теплоты, тяжести, цвета и т.п.), закон или «форма» которого ищется. Затем берется множество случаев, как можно более подобных предыдущим, но уже таких, в которых это свойство отсутствует. Затем – множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности интересующего нас свойства. Сравнение всех этих множеств позволяет исключить факторы, не соответствующие постоянно исследуемому свойству.
Необходимо отметить также, что у Бэкона средства индукции предназначаются для выявления форм «простых свойств», или «природ», на которые разлагаются все природные тела. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух. А такие их свойства или качества, как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п.
Бэкон можно назвать первым теоретиком экспериментального естествознания нового времени, мыслителем, который зажег факел новой науки, опирающейся на практику опытного познания. Материалистическая тенденция очевидная в философии Бэкона была продолжена и развита в философии его соотечественника Томаса Гоббса.
Был христианином.

 

14.Философия Декарта была дуалистической.

 

Он признавал наличие в мире двух объективных сущностей: протяжённой (res extensa) и мыслящей (res cogitans), при этом проблема их взаимодействия разрешалась введением общего источника (Бога), который, выступая создателем, формирует обе субстанции по одним и тем же законам.

Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. При умелом применении нет пределов могуществу разума.

Другой важнейшей чертой подхода Декарта был механицизм. Материя (включая тонкую) состоит из элементарных частиц, локальное механическое взаимодействие которых и производит все природные явления. Для философского мировоззрения Декарта характерен также скептицизм, критика предшествующей схоластической философской традиции.

Самодостоверность сознания, cogito

(декартовское «мыслю, следовательно, существую» — лат. Cogito, ergo sum), равно как и теория врождённых идей, является исходным пунктом картезианской гносеологии. Картезианская физика, в противоположность ньютоновской, считала всё протяжённое телесным, отрицая пустое пространство, и описывала движение с помощью понятия «вихрь»; физика картезианства впоследствии нашла своё выражение в теории близкодействия.

В развитии картезианства обозначились две противоположные тенденции:

§ к материалистическому монизму (Х. Де Руа, Б. Спиноза)

§ и к идеалистическому окказионализму (А. Гейлинкс, Н. Мальбранш).

Мировоззрение Декарта положило начало т. н. картезианству, представленному

§ голландской (Барух да Спиноза),

§ немецкой (Готтфрид Вильгельм Лейбниц

)

§ и французской (Николь Мальбранш)

школами.

 

15.

качестве цели познания часто рассматривают абсолютно достоверное знание, это "идеал знания", позволяющий выявить критерии научности.

История философии дает нам два основных подхода к проблеме познания:

определяющей является чувственная ступень познания, разум обладает относительной самостоятельностью;

определяющей является рациональная ступень познания.

Эти подходы разделяют два крупных философских направления: эмпиризм и рационализм. Они расходятся в понимании опыта, знания и по-разному решают проблему врожденных идей.

Согласно эмпиризму, первой и главной частью опыта являются результаты деятельности органов чувств.

При этом предмет познания является активным началом, а субъект познания пассивен, занимает созерцательную позицию. Его познавательные возможности зависят от его познавательных способностей - насколько точно и в каком объеме он может воспринимать информацию о внешнем мире. Второй частью опыта являются результаты деятельности разума (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и пр.). Рациональная деятельность сводится к комбинированию материала, поставляемого органами чувств, и не дает и принципиально нового знания.По Бэкону задача научного познания заключается в том, чтобы расшифровывать тайный язык природы исходя из документов самой же природы, т.е.из фактов опыта. Бэкон был сторонником эмпирического (т.е. опытного) индуктивного метода. Впрочем простой индукцией, простым перечислением фактов опыта он не ограничивался, а пытался создать систему научной индукции. Он разработал специальные таблицы, с помощью которых отсеивал неверные обобщения и выводы.
Таблицы Открытия-Присутствия, Отсутствия и Степеней. Собирается достаточное количество разнообразных случаев некоторого «простого свойства» (например, плотности, теплоты, тяжести, цвета и т.п.), закон или «форма» которого ищется. Затем берется множество случаев, как можно более подобных предыдущим, но уже таких, в которых это свойство отсутствует. Затем – множество случаев, в которых наблюдается изменение интенсивности интересующего нас свойства. Сравнение всех этих множеств позволяет исключить факторы, не соответствующие постоянно исследуемому свойству.
Необходимо отметить также, что у Бэкона средства индукции предназначаются для выявления форм «простых свойств», или «природ», на которые разлагаются все природные тела. Индуктивному исследованию подлежат, например, не золото, вода или воздух. А такие их свойства или качества, как плотность, тяжесть, ковкость, цвет, теплота и т.п.
Бэкон можно назвать первым теоретиком экспериментального естествознания нового времени, мыслителем, который зажег факел новой науки, опирающейся на практику опытного познания. Материалистическая тенденция очевидная в философии Бэкона была продолжена и развита в философии его соотечественника Томаса Гоббса.
Был христианином.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Из лекций, в основом из учебника, и совсем немного из интернета

Предмет философии Философские категории... Философия теоретически сформулированное мировоззрение система общих... Мировоззрение система взглядов на мир в целом и место человека в мире...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные черты философии Аристотеля.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Древнеиндийская философия. Веды, упанишады, неортодоксальные школы.
  древнеиндийской философии выделяются три основных этапа: • XV — VI вв. до н. э. — ведический пер

Мировоззренческая функция философии.
Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий методпознавательной деятельности. На э

Становление диалектики в античной философии(Гераклит и элеаты).
Для ранних натурфилософов характерна особого рода стихийная диалектика мышления. Они рассматривают космос как непрерывно изменяющееся целое, в котором неизменное и самотождественное первоначало пре

Социальные-философские взгляды Макиавелли Н
Макиавелли Николло ди Бернардо (1469-1527) - итал. мыслитель и идеолог зарождающейся буржуазии. Общество, по М., развивается не по воле бога, а в силу естественных причин.В основе развития истор

Дуализм.
Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно:

Предмет онтологии
§ Основным предметом онтологии является сущее; бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной,физической, субъективной,

I. Философское
Философия (φιλία — любовь, стремление, жажда + σοφία — мудрость → др.-греч. φιλοσοφ&

Назовите вопросы,относящиеся к области онтологии.
Онтология – раздел фил,в котором рассматриваются всеобщие основы и принципы бытия, его структура и закономерность.(ontos- бытие). Основной вопрос онтологии: что су

Важнейшие проблемы гносеологии.
Термин "гносеология" был введен в науку относительно недавно, только в середине XIX в., тем не мене гносеологич

Охарактеризуйте разницу в этических взглядах Платона и софистов.
Собственная этическая концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные части: индивидуальную этику и политическую (или социальную) этику. Первая представляет собой

Социально-философские взгляды Гоббса.
Основным предметом изучения философии и науки он считает природу и человека, источником философии – разум, а источником религии – авторитет церкви. Доказать существование Бога, по его мнению, не

Назовите представителей эмпиризма.
Джон Локк В работе «Опыт о человеческом разуме» Локк обращает внимание, что мышление, с которым связано познание истины, имеет дело не с самими единичными вещами, а «чувственными

Философская антропология. Концепция человеческой природы.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — наука о сущности и сущностной структуре человека, о его основных отношениях: к природе, обществу, др. людям, самому себе, о его происхождении, о социал

Философско - антропологические взгляды Платона и Аристотеля.
Платон: Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде. Мир Платона - это прекрасный, мате

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги