Реферат Курсовая Конспект
Динамическое управление вычислением - Конспект Лекций, раздел Информатика, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ • Throw, Catch, А Также Block. Эти Управляющие Формы (Кроме Q...
|
• THROW, CATCH, а также BLOCK.
Эти управляющие формы (кроме QUOTE и лямбда-вызова, а также вызовов функций), в основном, используются в теле лямбда-выражений, определяющих функции.
Предложение LET используется для создания связи переменных внутри формы:
(LET ((пep1 знач1) (пер2 знач2)...) форма1 форма2 ...).
При вычислении этого выражения статические переменные пep1, пер2, ... связываются (одновременно) с соответствующими значениями знач1, знач2, ..., а затем вычисляются значения форм форма1, форма2, ... Значение последней формы возвращается как общий результат. Форма LET* отличается от LET лишь тем, что связывание переменных и вычисление форм происходит не одновременно, а последовательно, вначале 1-е, потом 2-е и т.д.
Например:
(let*((x2)(y(*3x)))
(list x у)
Результат: (2 6).
Предложения PROG1, PROG2 и PROGN позволяют организовывать последовательные вычисления из нескольких вычисляемых форм:
(PROG1 форма1 форма2 ... формаn)
(PROG2 форма1 форма2 .. формаn)
(PROGN форма1 форма2 . формаn).
Различие этих форм лишь в возвращаемых ими в качестве общего значения результатах. Форма PROG1 возвращает значение формы1, PROG2-формы2, PROGN -последней формы n.
Например:
(progn (setq x 2) (setq у (* 3 х)))
Результат: 6.
Предложение COND является основным средством разветвления обработки. Структура условного предложения такова:
(COND (р1 а1) (р2 а2)... (pn an)).
pi - это предикаты (выражения-условия, которые могут быть либо истинными (Т), либо ложными (NIL)). Их значения вычисляются слева направо, пока не будет получено значение «истина» (Т), затем вычисляется и возвращается в качестве результата результирующее выражение ai. соответствующее 1-му истинному предикату pi. Если истинного предиката нет. то значение COND - NIL. Форма ai для соответствующего предиката может отсутствовать (тогда возвращается значение этого предиката в случае его истинности), или, наоборот, может быть задана последовательность форм для предиката pi - тогда эти формы вычисляются последовательно и возвращается значение последней.
В следующем примере с помощью предложения COND определена функция, устанавливающая тип выражения:
(defun тип (1)
(cond ((null 1) 'пусто)
((atom 1) 'атом)
(t 'список)))
Результат: ТИП.
Примеры применения этой функции:
(тип ' (a b с))
Результат: СПИСОК.
(тип (atom ' (а т ом)))
Результат: ПУСТО.
Для организации ветвления можно использовать и формулы IF, WHEN, UNLESS:
(IF условие то-форма иначе-форма),
что эквивалентно
(COND (условие то-форма) (Т иначе форма));
(WHEN условие форма1 форма2 ...),
что эквивалентно
(UNLESS (NOT условие) форма! форма2 ...)
или
(COND (условие форма1 форма2 ...)).
Можно применять и выбирающее предложение CASE:
(CASE ключ (список ключей1 форма11 форма12 ...)
(список ключей2 форма21 форма22 . . .)
В этой форме сначала вычисляется значение ключевой формы «ключ», затем происходит сравнение с элементами списков ключей и, если найдено значение ключевой формы, вычисляется последовательность соответствующих форм, значение последней из которых возвращается как значение всего выражения CASE.
Предложения PROG, GO и RETURN аналогичны конструкциям неструктурных языков программирования (типа FORTRAN, Бейсик); пользоваться ими не рекомендуется.
РЕКУРСИЯ И ЦИКЛ В ПРОГРАММАХ НА ЛИСПЕ
В «чистом» функциональном программировании организация повторяющихся вычислений должна происходить лишь с помощью условных предложений и определения рекурсивных, вызывающих самих себя, функций. Рассмотрим в качестве примера функцию, просто определяемую через рекурсию, - факториал n!=1*2 * 3 *...* (n-1) * n = (n-1)! т n (0! = 1 по определению):
(defun ! (n) (if(= п 0) 1 (* п (! (. п 1))))) .
Имя функции - "!",ее аргументом является переменная n. Лямбда-выражение, определяющее функцию, представляет собой условную if-форму, которая в случае n=0 возвращает 1, а в противном случае вычисляет произведение n и результата вызова этой же функции ! для аргумента n-1.
Пример вызова этой функции:
(!5)
Результат: 120.
В случае повторяющихся вычислений в Лиспе могут быть использованы не только рекурсивные функции, но и известные по процедурным языкам циклы. Самым общим циклическим предложением в Лиспе является DO, имеющее следующую форму:
(DO ((nepi знач! шаг1) (пер2 знач2 шаг 2) ...)
(условие-окончания форма11 форма12 ...)
форма21 форма22 ...)
Вычисление предложения DO начинается с присваивания переменным пep1, пер2, ... начальных значений знач1, знач2, . . . соответственно; потом вычисляется условие окончания и, если оно истинно, последовательно вычисляются формы форма1i, и значение последней возвращается как результат DO-предложения. В противном случае вычисляются формы форма2i из тела предложения DO, затем значения переменных пep1, пер2, . . . изменяются на величину шага шаг1, шаг2, ... и все повторяется.
Для примера с помощью предложения DO определим функцию expt, вычисляющую n-ю степень числа х (n - целое положительное):
(defun expt (х n)
(do ((результат 1)) ; начальное значение
((= n 0 ) результат ) ; условие окончания
(setq результат (* результат х))
(setqn(^nl))))
Результат задания функции: EXPT.
Пример вызова:
(expt 2 3)
Результат: 8.
Итеративные (циклические) и рекурсивные программы теоретически одинаковы по своим вычислительным возможностям, однако свойства итеративных и рекурсивных вариантов программ могут существенно различаться. Рекурсивные программы более короткие и содержательные. Особенно полезно использовать рекурсию в тех случаях, когда решаемая задача и обрабатываемые данные по своей сути рекурсивны, например, при обработке списков, так как списки могут рекурсивно содержать подсписки, при работе с другими динамическими структурами, которые заранее не полностью известны. Рекурсивные процедуры играют важнейшую роль почти во всех программах, связанных с искусственным интеллектом.
ВВОД-ВЫВОД ДАННЫХ
До сих пор рассматривался ввод и вывод данных в лисповских программах через параметры функций и свободные переменные. Для организации диалога человека с программой в Лиспе существуют специальные функции READ и PRINT.
Для вывода результатов можно использовать функцию PRINT. Это функция с одним аргументом, которая сначала вычисляет значение аргумента, а затем выводит это значение.
Например:
(PRINT (* 2 2))
Результат: 4.
Перед выводом происходит переход на новую строку.
Функция READ читает и возвращает выражение: (READ). Как только интерпретатор встречает такое предложение, вычисления приостанавливаются до тех пор, пока не будет введен какой-либо символ или целиком выражение. Аргументов у функции READ нет, ее использование построено на побочном эффекте, состоящем именно во вводе выражения. Прочитанное выражение можно сохранить для следующего использования и обработки, например, так:
(setq input (read));
прочитанное READ выражение присваивается переменной input.
Лисповские операторы ввода-вывода очень гибки, их можно использовать в качестве аргументов других функций. Для более эстетичного оформления вывода можно использовать функции PRINC, печатающую строку без окаймляющих кавычек и со специальными символами, а также TERPRI, переводящую строку.
Для форматного вывода (в соответствии с некоторым образом) существует функция FORMAT, обладающая гибкими возможностями, описанными в руководствах по языку Лисп.
Помимо стандартных устройств ввода-вывода, может осуществляться обработка файлов на магнитных носителях, загружаться из файлов определения функций и т.д.
ПРИМЕР ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЛИСПЕ
Рассмотрим в качестве примера программирования на Лиспе менее элементарную классическую задачу, носящую название игры в «ханойские башни».
Игра состоит в следующем. Используются три вертикальных стержня А, В, С и набор N дисков разного диаметра с отверстием посередине (так что их можно надевать на стержни). В начальном положении все диски надеты на стержень А по порядку убывания диаметров: внизу самый большой, над ним - поменьше и т.д., а наверху - самый маленький. Целью является перенос всех дисков со стержня А на стержень В по следующим правилам:
1) за один раз можно перенести только один диск;
2) больший по размеру диск нельзя положить на меньший;
3) третий стержень С можно использовать как вспомогательный. Алгоритм решения задачи можно представить в виде трех следующих рекурсивных подзадач:
1) перенести со стержня А N-1 дисков на вспомогательный стержень С;
перенести нижний диск со стержня А на стержень В;
перенести со стержня С N-1 дисков на стержень В.
Программа состоит из трех последовательно определяемых функций «ханойские-башни», «перенос», «выведи» и имеет вид:
Программа 130
(defun ханойские-башни (высота)
(рrоgn (перенос "а "Ь "с высота) "готово))
ХАНОЙСКИЕ-БАШНИ
(defun перенос (из в вспомогательный n)
(cond
((= п 1) ; ветвь 2
(выведи из в) (t (перенос из ; ветвь1 вспомогательный
в
(- n 1))
(выведи из в)
(перенос вспомогательный ; ветвь 3
в
из
(- п 1)))))
ПЕРЕНОС
(defun выведи (из в)
(format t "~S -> ~S~%"из в))
ВЫВЕДИ
Вызов функции «ханойские башни» дает такое решение:
(ханойские-башни 3)
А->В
А->С
В->C
А->В
С->А
С->В
А->В
ГОТОВО
Можно убедиться, что определенная нами функция дает правильное решение для произвольного числа дисков, однако время решения задачи с увеличением числа дисков быстро возрастает.
СВОЙСТВА СИМВОЛОВ
В Лиспе могут быть определены, так называемые, свойства символов. Список свойств имеет вид:
(имя_свойства1 значение1 имя_свойства2 значение2 . .. имя_свойстваN значениеN).
Присваивание нового свойства или изменение значения существующего осуществляется с помощью функции PUTPROP (или просто PUT):
(PUTPROP символ свойство значение).
Выяснить значение свойства, связанного с символом, можно с помощью функции GET:
(GET символ свойство).
С использованием этой функции можно также присваивать свойства символам:
(SETF (GET символ свойство) значение).
Свойства символов глобальны Эта конструкция языка Лисп полезна во многих типичных случаях представления данных, в том числе семантических сетей, фреймов и объектов объектно-ориентированного программирования.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Конспект лекций для студентов специальности Прикладная информатика по отраслям...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Динамическое управление вычислением
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов