Диалоговый режим

Большинство программных продуктов, особенно прикладного характера, ориентированных на конечного пользователя, работают в диалоговом режиме взаимодействия с пользователем таким образом, что ведется обмен сообщениями, влияющими на обработку данных.

В диалоговом режиме под воздействием пользователя осуществляются запуск функций (методов) обработки, изменение свойств объектов, производится настройка параметров выдачи информации на печать и т.п.

Системы, поддерживающие диалоговые процессы, классифицируются на:

· системы с жестким сценарием диалога — стандартизированное представление информации обмена;

· дескрипторные системы — формат ключевых слов сообщений;

· тезаурусные системы — семантическая сеть дескрипторов, образующих словарь системы (аналог — гипертекстовые системы);

· системы с языком деловой прозы — представление сообщений на языке, естественном

для профессионального пользования.

Наиболее просты для реализации и ^распространены диалоговые системы с жестким сценарием диалога, которые представлены в виде:

· меню — диалог инициируется программой; пользователю предлагается выбор альтернативы функций обработки из фиксированного перечня; предоставляемое меню может быть иерархическим и содержать вложенные подменю следующего уровня;

· действия запрос-ответ — фиксирован перечень возможных значений, выбираемых из списка, или ответы типа Да/Нет,

· запрос по формату — с помощью ключевых слов, фраз или путем заполнения экранной формы с регламентированным по составу и структуре набором реквизитов осуществляется подготовка сообщений.

Диалоговый процесс управляется согласно созданному сценарию, для которого определяются:

· точки (момент, условие) начала диалога;

· инициатор диалога — человек или программный продукт;

· параметры и содержание диалога — сообщения, состав и структура меню, экранные формы и т.п.;

· реакция программного продукта на завершение диалога.

Описание сценария диалога выполняют:

· блок-схема, в которой предусмотрены блоки выдачи сообщений и обработки полученных ответов;

· ориентированный граф, вершины которого — сообщения и выполняемые действия, дуги — связь сообщений; словесное описание;

· специализированные объектно-ориентированные языки построения сценариев.

Для создания диалоговых процессов и интерфейса конечного пользователя наиболее подходят объектно-ориентированные инструментальные средства разработки программ.

В составе инструментальных средств СУБД содержатся построители меню, с помощью которых создается ориентированная на конечного пользователя совокупность режимов и команд в виде главного меню и вложенных подменю. Конструктор экранных форм СУБД используется для разработки форматов экранного ввода и редактирования данных базы данных и входной информации, управляющей работой программного продукта .

В ряде СУБД и электронных таблиц, текстовых редакторов существуют различные типы диалоговых окон, содержащих разнообразные объекты управления:

· тексты сообщения;

· поля ввода информации пользователя;

· списки возможных альтернатив для выбора;

· кнопки и т.п.

В среде электронных таблиц и текстовых редакторов имеются возможности настройки главных меню (удаление ненужных, добавление новых режимов и команд ), создания системы подсказок с помощью встроенных средств и языков программирования.