Культура. Агон

Важнейшей характеристикой греческой культуры является ее состязательность – агональность (агон – состязательность, «игра»). М.И.Козьякова в книге «История. Культура. Повседневная Западная Европа: от античности до 20 века» пишет: «В агоне и из агона рождается греческая философия». Примерами проявления агона служит, например, диалектика, которая первоначально трактовалась как искусство, умение вести диалог, высказывая те или иные противоречивые суждения, через которые раскрывается истина. (Позднее они были заменены диатрибами – философско-моральными проповедями, назиданиями.) Большую популярность получили апории – вопросы, которые не имеют однозначного ответа (апории Зенона Элейского). В повседневной, бытовой жизни приобрели различные состязания в остроумии (шарады, загадки). Агон присутствует на праздниках, торжествах и, конечно, в спортивных играх. Состязательный характер греческой культуры отражен в мифах (легенда о Парисе и др.). Широко были распространены состязания в пении, музыке, танце. Нельзя обойти стороной и зарождение Греческого театра, и Олимпийских игр (первые игры – 776 г. до н.э.).

Говоря о воспитании и образовании, следует различать афинскую и спартанскую программы.

В Афинах первоначально отсутствовали государственные школы. Существовало частное обучение, которое предусматривало умственное, эстетическое (мусическое) и физическое воспитание. Дети (мальчики) объединялись в группы и учились у трех педагогов в соответствии с тремя направлениями воспитания. Грамматик – обучение чтению, письму, счету. Кифарист – обучение музыке, пению, танцам. Тренер – спортивное воспитание. Помимо этого каждый из мальчиков обучался какому-либо ремеслу. Но это происходило уже в семье под руководством отца, который учил их также умению обращаться с оружием и вести хозяйство. Девочки получали домашнее воспитание в семье под руководством матери, которая обучала их ткать, прясть, вести домашнее хозяйство. С 18-ти лет юноши в течение 2–4 лет проходили обязательную военную подготовку.

В Спарте образование находилось во введении государства. С 7-ми лет мальчики были под опекой государства, жили большими группами в лагерях. Здесь они под руководством наставников получали физическое воспитание, изучали историю, разучивали военные гимны, учились считать, писать и читать. Часть девочек училась вместе с мальчиками. Они преимущественно занимались гимнастикой (женщина должна рожать крепких воинов для государства). Другая часть обучалась дома, где преимущественно занималась рукоделием и ведением домашнего хозяйства.

Обучение было привилегией только свободных граждан Греции. Рабы в Греции получали только хозяйственные навыки.