рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Принципы фон Неймана

Принципы фон Неймана - раздел Информатика, ИНФОРМАТИКА В 1946 Году Д. Фон Нейман, Г. Голдстайн И А. Беркс В Своей Совместной Статье ...

В 1946 году Д. фон Нейман, Г. Голдстайн и А. Беркс в своей совместной статье изложили новые принципы построения и функционирования ЭВМ. В дальнейшем на основе этих принципов производились первые два поколения компьютеров. В более поздних поколениях происходили некоторые изменения, хотя принципы Неймана актуальны и сегодня.

По сути, Нейману удалось обобщить научные разработки и открытия многих других ученых и сформулировать на их основе принципиально новое.

Принцип программного управления: программа состоит из набора команд, выполняющихся процессором определённой последовательности.

Принцип однородности памяти:программы и данные хранятся в одной и той же памяти .

Принцип адресности:структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек. Процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.

Компьютеры, построенные на перечисленных принципах, относятся к типу фон – неймановских.

Самым главным следствием этих принципов можно назвать то, что теперь программа уже не была постоянной частью машины (как например, у калькулятора). Программу стало возможно легко изменить. Для сравнения, программа компьютера ENIAC (где не было хранимой в памяти программы) определялась специальными перемычками на панели. Чтобы перепрограммировать машину (установить перемычки по-другому) мог потребоваться далеко не один день. И хотя программы для современных компьютеров могут писаться годы, однако они работают на миллионах компьютеров, установка программ не требует значительных временных затрат.

Помимо перечисленных трёх принципов фон Нейман предложил принцип двоичного кодирования -для представления данных и команд используется двоичная система счисления (первые машины использовали десятичную систему счисления). Но последующие разработки показали, возможность использования нетрадиционных систем счисления.

В начале 1956 г . по инициативе академика С.Л. Соболева, заведующего кафедрой вычислительной математики на механико-математическом факультете Московского университета, в вычислительном центре МГУ был учрежден отдел электроники и стал работать семинар с целью создать практичный образец цифровой вычислительной машины, предназначенной для использования в вузах, а также в лабораториях и конструкторских бюро промышленных предприятий. Требовалось разработать малую ЭВМ, простую в освоении и применениях, надежную, недорогую и вместе с тем эффективную в широком спектре задач. Обстоятельное изучение в течение года имевшихся в то время вычислительных машин и технических возможностей их реализации привело к нестандартному решению употребить в создаваемой машине не двоичный, а троичный симметричный код, реализовав уравновешенную систему счисления, которую Д. Кнут двадцать лет спустя назовет быть может, самой изящной и как затем стало известно, достоинства которой были выявлены К. Шенноном в 1950г. В отличие от общепринятого в современных компьютерах двоичного кода с цифрами 0, 1, арифметически неполноценного вследствие невозможности непосредственного представления в нем отрицательных чисел, троичный код с цифрами -1, 0, 1 обеспечивает оптимальное построение арифметики чисел со знаком. Троичная система счисления основана на том же позиционном принципе кодирования чисел, что и принятая в современных компьютерах двоичная система, однако вес i -й позиции (разряда) в ней равен не 2 i , а 3 i . При этом сами разряды не двухзначны (не биты), а трехзначны (триты) — помимо 0 и 1 допускают третье значение, которым в симметричной системе служит -1, благодаря чему единообразно представимы как положительные, так и отрицательные числа. Значение n -тритного целого числа N определяется аналогично значению n -битного:

где а i ∈ {1, 0, -1} — значение цифры i -го разряда.

В апреле 1960 г. были проведены междуведомственные испытания опытного образца вычислительной машины, названной «Сетунь».По результатам этих испытаний “Сетунь” была признана первым действующим образцом универсальной вычислительной машины на безламповых элементах, которому свойственны “высокая производительность, достаточная надежность, малые габариты и простота технического обслуживания”.“Сетунь”, благодаря естественности троичного симметричного кода, оказалась поистине универсальным, несложно программируемым и весьма эффективным вычислительным инструментом, положительно зарекомендовавшим себя, в частности, как техническое средство обучения вычислительной математике более чем в тридцати вузах. А в Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского именно на “Сетуни” была впервые реализована автоматизированная система компьютерного обучения.

В соответствии с принципами фон Неймана компьютер состоит из:

· арифметико-логического устройства — АЛУ (англ. ALU, Arithmetic and Logic Unit), выполняющего арифметические и логические операции; устройства управления —УУ, предназначенного для организации выполнения программ;

· запоминающих устройств (ЗУ), в т.ч. оперативного запоминающего устройства (ОЗУ – первичная память) и внешнего запоминающего устройства (ВЗУ); в основной памятихранятся данные и программы; модуль памяти состоит из множества пронумерованных ячеек, в каждую ячейку может быть записано двоичное число, которое интерпретируется либо как команда, либо как данные;

· устройств ввода-вывода, которые служат для передачи данных между компьюте­ром и внешним окружением, состоящим из различных периферийных уст­ройств, в число которых входят вторичная память, коммуникационное обо­рудование и терминалы.

Обеспечивает взаимодействие между процессором (АЛУ и УУ), основной памятью и устройствами ввода – вывода системная шина.

Фон-неймановская архитектура компьютера считается классической, на ней построено большинство компьютеров. В общем случае, когда говорят об архитектуре фон Неймана, подразумевают физическое отделение процессорного модуля от устройств хранения программ и данных. Идея хранения компьютерных программ в общей памяти позволяла превратить вычислительные машины в универсальные устройства, которые способны выполнять широкий круг задач. Программы и данные вводятся в память из устройства ввода через арифметико-логическое устройство. Все команды программы записываются в соседние ячейки памяти, а данные для обработки могут содержаться в произвольных ячейках. У любой программы последняя команда должна быть командой завершения работы.

Подавляющее большинство вычислительных машин на сегодняшний день – фон-Неймановские машины. Исключение составляют лишь отдельные разновидности систем для параллельных вычислений, в которых отсутствует счетчик команд, не реализована классическая концепция переменной и имеются другие существенные принципиальные отличия от классической модели (примерами могут служить потоковая и редукционная вычислительные машины). По-видимому, значительное отклонение от фон-неймановской архитектуры произойдет в результате развития идеи машин пятого поколения, в основе обработки информации в которых лежат не вычисления, а логические выводы.

 

2.2 Команда, форматы команд

Команда – это описание элементарной операции, которую должен выполнить компьютер.

 

Структура команды.

Количество разрядов, которые отводятся для записи команды, зависит от аппаратных средств конкретной модели компьютера. В связи с этим, структуру конкретной команды будем рассматривать для общего случая.

В общем случае команда содержит следующую информацию:

Ø код выполняемой операции;

Ø указания по определению операндов или их адресов;

Ø указания по размещению получаемого результата.

Для любой конкретной машины должно быть задано число двоичных разрядов, отводимых в команде для каждого из её адресов и для кода операций, так же как и сами фактические коды операций. Число двоичных разрядов в команде, отведенное при конструировании машины для каждого из её адресов, определяет верхнюю границу числа ячеек памяти машины, имеющих отдельные адреса: если адрес в команде изображается с помощью n двоичных разрядов, то в памяти с быстрой выборкой не может содержаться больше чем 2n ячеек.

Команды выполняются последовательно, начиная с начального адреса (точки входа) исполняемой программы, адрес каждой следующей команды на единицу больше адреса предыдущей команды, если она не являлась командой перехода.

В современных машинах длина команд переменная (как правило, от двух до четырёх байт), а способы указания адресов переменных весьма разнообразны.

В адресной части команды может быть указан, например:

- операнд;

- адрес операнда;

- адрес адреса операнда (номер байта, начиная с которого расположен адрес операнда) и т.д.

Рассмотрим структуру возможных вариантов нескольких типов команд.

 

Трёхадресные команды.

Код операции Адрес первого операнда Адрес второго операнда Адрес результата

 

 

Двухадресные команды.

Код операции Адрес первого операнда Адрес второго операнда

 

Одноадресные команды.

Код операции Адрес первого операнда

 

Безадресные команды.

Код Операции

Рассмотрим бинарную операцию сложения: с = a + b.

Для каждой переменной в памяти определим условные адреса:

 

 

переменные Адреса Значение
A A1
B A2 -7
C A3 -2

 

Пусть 53 – код операции сложения.

В этом случае структура трёхадресной команды выглядит следующим образом:

· Трёхадресные команды.

Код Операции (КОП) Адрес первого операнда Адрес второго операнда Адрес результата
A1 A2 A3

Процесс выполнения команды разбивается на следующие этапы:

- из ячейки памяти, адрес которой хранится в счётчике команд, выбирается очередная команда; содержимое счётчика изменяется и теперь содержит адрес следующей по порядку команды;

- выбранная команда передаётся в устройство управления на регистр команд;

- устройство управления расшифровывает адресное поле команды;

- по сигналам УУ значения операндов считываются из памяти и записываются в АЛУ на специальные регистры операндов;

- УУ расшифровывает код операции и выдаёт в АЛУ сигнал выполнить соответствующую операцию над данными;

- результат операции в данном случае отправляется в память( в одноадресных и двухадресных ЭВМ остаётся в процессоре);

- все предыдущие действия выполняются до достижения команды ОСТАНОВ.

2.3 ЭВМ как автомат

«Электрон­ные цифровые машины с программным управлением представляют собой пример одного из наиболее распространенных в настоящее время типов преобразователей дискретной информации, называемых дискретными или цифровыми автоматами»(Глушков В.М. Синтез цифровых автоматов)

Любая вычислительная машина работает автоматически (будь то большая или малая ЭВМ, персональный компь­ютер или Супер-ЭВМ). В этом смысле вычислительная машина как автомат может быть описана структурной схемой, представленной на рис. 2.1.

В предыдущих параграфах была рассмотрена структурная схема вычислительной машины. Исходя из структурной схемы вычислительной машины и схемы автомата, мы можем сопоставить блоки схемы автомата и элементы структурной схемы ЭВМ.

В качестве исполнительных элементов в автомат включаются:

· арифметико-логическое устройство:

· память;

· устройства ввода—вывода информации.

Управляющим элементом автомата является устройство управления, которое собственно обеспечивает автоматический режим работы. Как уже отмечалось, в современных вычислительных устройствах основным исполнительным элементом является процессор или микропроцессор, который содержит в себе АЛУ, память, устройство управления.

Вспомогательными устройствами автомата могут быть всевозможные дополнительные средства, улучшающие или расширяющие возможности автомата.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ИНФОРМАТИКА

МАТИ Российский Государственный Технологический Университет им К Э... Глава Базовые понятия информатики...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Принципы фон Неймана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

И Н Ф О Р М А Т И К А
Молчанова С.И.     Оглавление Глава 1. Базовые понятия информатики. 2 1.1 Информатика. 5 1.2 Информация. 5 1.3 Кодирова

Свойства информации.
К свойствам информации относят: - Важность (ценность, полезность); - Достоверность (истинность, правильность): - полноту; - оперативность (своевременность):

I=log2N.
Отсюда следует, что 2I=N. Рассмотрим пример: допустим, нужно угадать число из набора целых чисел от нуля до 63. В соответствии с формулой Хартли количество информации в сообщени

Формула Шеннона.
Iср=-(p1log2p1+p2log2p2+…pNlog2pN), где р

Источник – кодирующее устройство – кодер канала – канал связи – декодер канала – декодирующее устройство – приёмник.
Теоретическое обоснование таких систем дал в своих работах К. Шеннон. Рядом теорем он показал эффективность введения кодирующих и декодирующих устройств, назначение которых состоит в согласовании с

ЭВМ — программно-управляемый цифровой автомат.
· ЭВМ — автомат для переработки и преобразования цифровой или дискретной информации. Это означает, что вся подаваемая на вход ЭВМ информация (текстовая, графическая, числовая и т. п.) должна быть п

Открытая архитектура.
Открытая архитектура, разработанная корпорацией IBM предполагает: - наличие общей информационной шины, к которой подключаются дополнительные устройства через разъёмы расширения; -

Краткая история развития ЭВМ
История счётных устройств насчитывает много веков. Ниже в хронологическом порядке приводятся некоторые наиболее значимые события этой истории, их даты и имена участников. Около 500 г. н.э.

Первое поколение
К первому поколению обычно относят машины, созданные на рубеже 50-х годов. В их схемах использовались электронные лампы. Эти компьютеры были огромными, неудобными и слишком дорогими машинами, котор

Второе поколение
Второе поколение компьютерной техники — машины, сконструиро-ванные примерно в 1955—65 гг. Характеризуются использованием в них как электронных ламп, так и дискретных транзисторных логических элемен

Третье поколение
Машины третьего поколения созданы примерно после 60-x годов. Поскольку процесс создания компьютерной техники шел непрерывно, и в нём участвовало множество людей из разных стран, имеющих дело с реше

Четвертое поколение
Четвёртое поколение — это теперешнее поколение компьютерной техники, разработанное после 1970 года. Наиболее важный в концептуальном отношении критерий, по которому эти компьютеры можно от

Графический способ записи алгоритмов.
При графическом представлении алгоритм изображается в виде последовательности связанных между собой функциональных блоков, каждый из которых соответствует выполнению одного или нескольких действий.

Псевдокод.
Псевдокод представляет собой систему обозначений и правил, предназначенных для единообразной записи алгоритмов. Псевдокод занимает промежуточное место между естественными и формальными язы

Двоично-восьмеричная система счисления.
Запишем некоторое число в двоичной системе счисления: 1001101.10112 Для того, чтобы представить исходное число в восьмеричной системе счисления разобьем его на триады.

Перечень базисов.
1. - базис Пирса (элемент Вебба); 2.

Рассмотрим практическое применение изложенного материала.
  Задача 1. На вопрос, кто из трех студентов изучал логику, был получен следующий ответ: если изучал первый, то изучал и второй, но неверно, что если изучал третий, то изучал л

Задачи для самостоятельного решения.
  1. В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в

Регистры.
Функциональный узел ЭВМ, предназначенный для запоминания многоразрядных кодов и выполнения над ними некоторых логических преобразований называется, регистром. Регистр включает в себя отдельные триг

Счётчики.
Функциональный узел, предназначенный для подсчёта числа входных сигналов и запоминания кода этого числа соответствующими триггерами, называется счётчиком. Дешифраторы. Комбинацион

Основные функции СУБД
управление данными во внешней памяти (на дисках); управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша; журнализация изменений, резервное копирование и

По способу доступа к БД
Файл-серверные В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. СУБД располагается на каждом клиентском компьютере (рабочей станции). Доступ СУ

Образцы заданий к теме «Арифметические основы ЭВМ».
1.Найти наименьшее основание позиционной системы счисления х, при котором 51х =44у.   2. Представить в виде обыкновенной дроби в десятичной системе счис

Представление целых чисел. Формат с фиксированной точкой.
Задачи: Найти дополнительные коды для чисел:-45, 123, -98, -А516, -111, -778. Формат представления данных один байт со знаком. На

Представление действительных чисел в памяти ЭВМ. Формат с плавающей точкой.
Задача 1. 2.Найти десятичное значение числа A= 42E3C000 , представленного в шестнадцатеричной системе счисления в формате с плавающей точкой. Тип числа - single для basic

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги