ИТ гипертекстовых систем. Натурное моделирование

Анализ речевой и мыслительной деятельности при обработке данных показал, что человеческий мозг работает на основе ассоциаций. Задержавшись на одном предмете, он переключается на другой, обусловленный ассоциацией мыслей в соответствии с сложным переплетением процессов, выполняемых нейронными клетками головного мозга. Для отражения в компьютере этого процесса нужны специальные средства.

Когда пользователь устанавливает связь между элементами текста он называет ее конкретным именем. На экран выводятся два объекта в разных позициях. После того как пользователь через определенную клавишу устанавливает между объектами связь, всякий раз, когда рассматривается один из указанных объектов, второй может быть вызван нажатием клавиши.

Была предложена такая форма организации текстового материала, при которой смысловые единицы представляются не в обычной заранее предопределенной линейной последовательности, а в последовательности, установленной пользователем. Эта идея является центральной для всех современных гипертекстовых систем.

Реализация гипертекста потребовала появления и освоения электронных вычислительных машин. Гипертекстовая система позволяет загружать в гипербазу данных большое количество текстовых и графических материалов (специфи­каций, планов, проектов, отчетов, памятных записок, библиографий и т.п. документов), необходимых для совместной работы групп проектировщиков или исследователей. Пользователи могут осуществлять коммуникацию через терминалы.

Термин гипертекст был предъявлен руководителем проекта Xanady Т.Нельсоном для обозначения баз данных, позволяющих манипулировать пакетами информации (текстовой, графической, звуковой, видео), связанными многомерными соединениями. Другой проект Hapuy был ориентирован на создание некой глобальной развивающейся информационной среды, по литературе к которой могли бы иметь доступ миллионы людей. Проект предусматривал возможность создавать электронные документы как формы гиперзаписи (видео, звуковые, графические), устанавливать между ними автоматизированные программно-изменяемые связи, осуществлять групповое редактирование, проводить телеконференции, создавать персональные справочные системы, получать через гипертекстовые системы (ГТС) мощную поддержку для генерации и распространения новых знании.

Растущая популярность ГТС объясняется технологическими достижениями последних лет, возможностями ГТС не только осуществлять интерактивный поиск актуальных сведений в текстовых базах данных, но и использовать разнообразные средства обмена информацией в виде отдельных изображений и видеопоследовательностей.

Гипертекстовые электронные книги позволяют параллельно рассматривать рисунки и текст, движущиеся изображения, алгоритмы, слушать речевые аннотации документов, для того, чтобы пользователь или эксперт могли бы обнаружить неполное или неточное представление знаний, лучше их усвоить. Эксперт, конструктор экспертной системы, может объяснить инженеру по знаниям, суть проблемы. Если после нескольких итераций эксперт приходит к заключению, что нужные для экспертной системы знания получить по тем или иным причинам не удается, то время, израсходованное на сбор, анализ и модификацию системы, оказывается затраченным впустую. Использование гипертехнологии ускоряет процесс извлечения знаний и верификация системы заканчивается быстрее.

Применение ГТС позволяет осуществлять сбор и совершенствование базы знаний, исключив многие технические ограничения, связанные с форматами предоставления знаний. Эксперт получает возможность осуществлять навигацию по гипербазе знаний в ее текущем состоянии и вместе с инженером по знаниям своевременно выяснял возникающие проблемы. Если эксперт обладает достаточными навыками в компьютерной технологии, то он может самостоятельно модифицировать гипербазу знаний, поскольку ГТС - оболочка с дружественным интерфейсом, а структура гипертекста адекватна ассоциативной структуре мышления.

При этом знания извлекаемые при помощи гипертекстовой системы, могут непосредственно транслироваться в форматы представления знаний в соответствующей базе.

К 90-м годам сформировался быстрорастущий интерес различных пользователей к гипертексту. Пришло осознание огромных возможностей этой технологии для представления, осмысления и прогнозирования изучаемых объектов. Результаты последних лет превзошли все ожидания. Развитие и использование систем гипермедиа на основе технологии мультимедиа - это качественный скачек в информатике.

Тогда компьютерная гипертекстовая технология в самой общей форме понимается как "поддержка связей", для пользователя при формировании и обработке произвольной сети связей. Прежде всего, речь идет о предоставлении пользователю возможности легко добавлять в базу данных новые текстовые единицы, указывая на связь с уже имеющимися в базе.

Таким образом, связи играют особую роль в гипертексте. Отношения к ним являются одним из основных отличий гипертекстовых баз данных от обычных. В обычных базах данных связи носят чисто служебный характер - организуются для обеспечения доступа к данным по запросам. В ГТС связи сами по себе представляют важную для пользователя специально хранимую и выдаваемую информацию. В зависимости от модели связи в ГТ поддерживаются различными графическими средствами: видом шрифтом, цветом, специальными символами.

Связи могут интерпретироваться как причина и следствие, общее и частное, функция и аргумент, а также, что очень важно, могут задаваться ассоциативные связи, которые видит, устанавливает и именует пользователь. Связь является одним из главных объектов анализа, проектирования и использования. Это послужило основой для вывода, что переход к гипертекстовым системам определяет, по-видимому, переход к новому периоду "связецентрического" подхода. К информационным совокупностям, имея в виду, что в начале (первые двадцать лет информатики, господствовал "алгоцентрический" подход, где в центре внимания находились алгоритмы и языки программирования, а 70-е годы связаны с "инфоцентрического" подходом развития баз данных и СУБД. Наряду с "связецентрическим" можно говорить также об "антропоцентрическом" подходе поскольку основной задачей ГТ является создание дружественной информационной среды для интеллектуальной работы пользователя.

При этом особенно важно, что ГТ служит средством поддержки неформальной интеллектуальной деятельности, так как дает подсказку о связях каждого отдельного аспекта или понятия, чем обеспечивается более легкий доступ и восприятие информационного массива в целом не требуя формализации знаний, а позволяет представить их в виде произвольно задаваемых пользователем некоторых единиц. ГТ имеет практически неограниченную область применения; может быть инструментом анализа и прогнозирования структур изучаемых объектов; организует информацию по чисто семантическим критериям, благодаря чему возникает эффект партнерской информационной среды.

Обобщая разные аспекты ГТС отметим основную идею гипертекста чаще всего, рассматривают как процесс чтение обычной книги, учебника или руководства, где символы, указывающие на наличие взаимно связанной информации даются в сносках, ссылках или комментариях. Информацию пользователь обнаруживает в ее тексте новые ссылки. Прочитать эту дополнительную информацию, если она представляет интерес, пользователь может вернуться к основному тексту. Такое нелинейное чтение линейного основного текста является отправной точкой для концепции гипертекстовых систем.

Компьютерная технология, ориентируясь на процедуры работы с гипертекстами, обеспечивает их интеграцию в специальных гипертекстовых системах.