рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

По дисциплине Композиционное моделирование - 1 семестр Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета Указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине. ©Титова Е.А.

По дисциплине Композиционное моделирование - 1 семестр Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета Указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине. ©Титова Е.А. - раздел Информатика, Министерство Науки И Образования Рф Федеральное Государственное Бюдж...

Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

 

 

Кафедра Архитектура

 

Методические указания к лабораторным работам для студентов

специальности «Архитектура»

по дисциплине «Композиционное моделирование»

- 1 семестр

 

Составитель Е.А.Титова

 

Омск 2011

 

 

УДК 72.036(87)(076)

ББК85.11я7

М 15

 

Рецензент

 

 

Одобрено секцией методических пособий научно-методического совета

Методические указания для студентов специальности «Архитектура» к лабораторным работам для студентов специальности «Архитектура» по дисциплине «Композиционное моделирование» - 1 семестр /сост. Е.А. Титова. - Омск: 2011.- с.

Указания составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой по дисциплине.

Предназначены для студентов специальности «Архитектура» 1-го курса, включают вопросы общей подготовки к творческой деятельности, даны практические советы по макетированию. Подготовлены на кафедре Архитектура.

 

©Титова Е.А., составление, 2011

©Оформление. СибАДИ, 2011

ВВЕДЕНИЕ

Основной задачей современного архитектурного образования является развитие абстрактного мышления и воображения, а также выработка профессионального мировоззрения, своего творческого метода, поэтому основой будущей профессиональной деятельности архитектора является композиционная и художественно-графическая подготовка, помогающая выразить творческий замысел автора, к сожалению, не имеющая аналогов в школьной программе. Опыт показывает, что чем выше художественно-графические навыки у учеников, приобретенные до поступления в вуз, тем легче они справляются с программой обучения в университете. Данные методические указания призваны помочь успешно преодолеть этот наиболее трудный этап в системе непрерывного образования, являющийся переходным от довузовской подготовки к началу образования в вузе. Они помогут в развитии навыков абстрактного и образного мышления, пространственного восприятия, ознакомят учащихся с техническими приемами макетирования, научат моделировать различные геометрические тела, помогут изучить приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы, познакомят с основными понятиями композиционного построения и моделированием предметно-пространственной среды.

Данное издание поможет успешно преодолеть очень важный для творческих вузов первоначальный этап обучения, когда учащиеся знакомятся с основными принципами своей будущей профессии, получая при этом необходимые навыки в самовыражении, а также внесет неоценимый вклад в развитие общей художественной культуры личности, обеспечив свободу в выражении своей мысли художественно-графическими средствами. Приобретенные знания будут полезны в разнообразных творческих поисках, в том числе и в решениях экстерьеров и интерьеров различных зданий и сооружений, поиске дизайнерских форм, оформлении витрин, при составлении рекламы и рекламных объявлений и т. д.

Собственно говоря, мы будем иметь дело с макетным моделированием, отображающим весь творческий процесс в целом, а не только конечный результат. Однако прежде чем перейти к решению всех этих сложных задач, необходимо овладеть общими приемами макетирования, познакомиться с формообразованием простых геометрических тел, с общими закономерностями композиционного построения объекта, что и будет рассмотрено ниже.

 

1. НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

Для создания хорошего макета необходим качественный подбор используемых материалов и инструментов, что, наряду со способностями и стараниями учащегося, является залогом успеха в изготовлении макетов. Основными материалами для макетов служат простые в использовании бумага типа «ватман» и тонкий картон. Ватман бывает двух видов: рулонный и форматированный, в листах 60x80 и в папках размерами 30x40 или 30x20. В макетировании используют также и акварельную бумагу, которая по своим характеристикам более приближена к картону. Отличие бумаги от картона заключается в том, что картон имеет лицевую и изнаночную стороны, часто отличающиеся по цвету. Для макетов возможно использование как тонированной, так и белой поверхности для большей выразительности творческого замысла. Для работы с бумагой и картоном требуются следующие инструменты:

1. Хорошо заточенный макетный нож или резак с выдвижным лезвием.

2. Циркульный нож для вырезания окружностей и дуг. Если такого ножа нет, то возможно использование измерителя с сильно заточенной иглой, чтобы он прорезал бумагу или циркуля с рейсфедером, для этого в рейсфедер вставляется обломанная по диагонали бритва и крепко зажимается.

3. Ножницы с прямыми концами.

4. Клей (наиболее удобен для склеивания бумаги и картона клей ПВА, т. к. он белого цвета и не оставляет следов на листе), для приклеивания цветной бумаги к ватману или картону при цветовой композиции используется резиновый клей.

5. Специальная доска из фанеры, пластика или оргалита.

6. Линейки предпочтительно металлические, т. к. они не портятся макетным ножом (желательно с резиновой подкладкой на нижней поверхности, чтобы она не скользила по бумаге, и с выступом сверху, за который ее удобно держать).

7. Цветная бумага.

Залогом успешного выполнения макета является точное черчение и чистое изготовление деталей и разверток. Чтобы лишний раз не пачкать лист, для откладывания размеров или деления отрезков вместо карандаша используют измеритель, где возможно. Для этого требуется иметь качественный набор чертежных инструментов:

1. Готовальня — комплект чертежных инструментов, уложенных в футляр. В продаже имеются готовальни как отечественного, так и зарубежного производства разных видов. При покупке готовален следует обращать внимание на то, чтобы в инструментах было меньше пластмассовых деталей. В готовальню должны входить следующие инструменты: круговой циркуль с карандашной вставкой большой и маленький (кронциркуль или «балеринка»), измеритель.

2. Чертежная доска или подрамник для вычерчивания разверток, деталей макета.

3. Рейка, натянутая при помощи лески на доску или подрамник, для проведения взаимно перпендикулярных и параллельных линий. Рейка крепится на подрамник с помощью четырех гвоздей и, передвигаясь параллельно кромке листа бумаги или натянутого подрамника, обеспечивает необходимую точность черчения. При покупке рейку необходимо проверить, для этого проводим прямую линию, а затем переворачиваем рейку и проводим линию по той же грани рейки, если линии полностью совпадут, то рейка хорошая. Аналогично проверяются и все линейки.

4. Прямоугольные треугольники под углами 30°, 60° и 45°, для проведения прямых, параллельных, перпендикулярных и наклонных линий. При покупке треугольники также необходимо проверить. Проверка проводится аналогично проверке линеек, но только в этом случае к прямой линии восстанавливаем перпендикуляр и проверяем совпадаемость сторон треугольника.

5. Карандаши твердостью НВ, Н, 2Н, ЗН, или по российским стандартам ТМ, Т, 2Т, ЗТ. Возможно использование карандашей-вставок с толщиной грифеля 0,3—0,5 мм, типа Rotring, Stadler и т. д.

6. Резинки мягкие типа «Архитектор», «Кохинор» и т.д.

7. Лекала, имеющие различную форму и служащие для вычерчивания кривых линий.

 

2. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАКЕТИРОВАНИЯ

Картон и бумага удобны и легки в ручной обработке. Кроме того, они обладают достаточной жесткостью, обеспечивающей прочность макета, и пластичностью, что практически дает возможность воплотить в той или иной форме все творческие идеи автора. Однако рулонный ватман при скручивании не представляет собой ровной, гладкой поверхности, пригодной к использованию. То же относится и к свернутой в рулон форматированной бумаге. Чтобы поверхность бумаги стала ровной, ее необходимо натянуть на подрамник или доску. Подрамник — это деревянная обрешетка, выполненная из реек, на которую набивается фанера. Для того чтобы натянуть бумагу на подрамник, лист ватмана с длинами сторон, на 2—3 см превышающими длины сторон подрамника, мочат в холодной воде с двух сторон в течение 1—2 минут. Затем, слегка встряхнув, кладут на лежащий в горизонтальном положении подрамник или доску и разглаживают, разгоняя воду к углам. Затем осторожно наклеивают, промазав подрамник или доску по торцам клеем, внимательно следя за тем, чтобы клей не попал на плоскость доски. Для наклейки бумаги можно использовать клей ПВА, казеиновый клей или клей, приготовленный из муки, разбавленной водой, до консистенции сметаны. Не натягивая лист, без лишних усилий, аккуратно (изнутри к краям) расправить углы и, свернув припуски «конвертом», обжать лист по краям и закрепить кнопками каждую сторону. Сушить доску надо в горизонтальном положении. При высыхании бумага сама натянется, и поверхность будет ровной. Только после того как бумага высохнет, на ней можно начать работать: чертить развертки и выполнять другие необходимые операции. Теперь расскажем о некоторых основных приемах придания бумаге конфигураций, которые в дальнейшем будут применяться.

Чтобы сделать любую криволинейную поверхность, нужно пропустить бумагу через вал или какой-нибудь цилиндрический предмет, например, карандаш или ручку. Другой часто применяемый способ — способ закругления листа бумаги, используемый, если нужно сделать цилиндр, конус или другое тело вращения. Для этого достаточно развертку данных тел разделить вертикальными линиями на равные полосы шириной по 3—5 мм и макетным ножом надрезать лист со стороны сгиба на одну треть толщины листа, внимательно следя, чтобы не прорезать его до конца. Надрезы во всех видах разверток выполняются макетным ножом по металлической линейке.

Если лист тонок, то можно пользоваться неострым, узким предметом, например, внешней стороной конца ножниц. Таким образом можно производить надсечки ребер в развертках деталей макета, вычерченных на натянутом подрамнике, где существует опасность разрыва листа бумаги от сильного надреза. Этот способ придает макету дополнительную жесткость и позволяет достичь значительной прочности.

Если вам необходимо создать структуру или жесткий пространственный каркас в макете, а также в случаях полых геометрических форм мы используем П-образные или Г-образные в сечении элементы, т. к. они обладают геометрически предельной жесткостью. Для того чтобы ребра, грани сгибов бумаги или картона были четкими без заломов и искривлений, по линиям будущего сгиба необходимо сделать надрезы с той стороны, где будет образовано внешнее ребро, аналогично тому, как было описано выше. После того как проведены все указанные операции, то есть бумага и картон приготовлены к работе, детали и развертки качественно вычерчены и вырезаны, сделаны нужные надсечки и надрезы, остается приступить к сборке и склеиванию.

Самый лучший способ склейки - это склейка встык (на ребро), но для этого нужен достаточный опыт работы с макетами. Существует более простой вариант склейки - приклеивание одной формы к другой при помощи отворотов краев бумаги. Отвороты также надрезаются в сторону загиба. Этот метод приклеивания наиболее эффективен и необходим при изготовлении достаточно крупных цилиндрических объемов, где требуется иметь закрытыми все поверхности. В этом случае надо очень тщательно по окружности сделать надсечки отворачиваемых треугольничков, чтобы предельно сохранить кривизну круга и избежать образования щелей между кругом и прямоугольной частью развертки цилиндра.

Для большей выразительности в макетировании часто используется цвет. Для приклеивания цветной бумаги к поверхности листа ватмана или картона применяется резиновый клей, который не оставляет следов на бумаге, легко «скатывается», плотно прикрепляет лист и дает возможность равномерно разгладить поверхность приклеиваемого листа. Для того чтобы плотно приклеить цветную бумагу, нужно на развертку детали, еще не собранную, намазать клей и промазать клеем поверхность цветной бумаги, дать просохнуть, а затем приложить одну поверхность к другой. Качество будет идеальным. Если на развертке имеются грани, то надсечки для их сгиба выполняются после приклеивания цветной бумаги. Бывает интересным и более качественным вариант, когда размер приклеиваемой цветной бумаги на 1 мм меньше размера грани к которой приклеивается. В этом случае по краям грани остаются узкие белые полосы. Если нужно использовать цвет или тон, которого нет в наборе, то можно сделать выкраски белой бумаги, при этом для тонирования бумаги применяют обычно акварельные краски, а для получения насыщенного, кроющего цвета гуашевые краски или тушь. Для этого бумага должна быть обязательно натянута на подрамник, после чего она прокрывается при помощи кисточки, если нам нужно тонирование акварелью, или тампуется, если мы работаем тушью или гуашью. Для тамповки используется кусок поролона, намотанный на карандаш или палочку. Краска наносится на бумагу легкими постукивающими движениями, тогда она ровно ложится, а если покрасить лист без натяжки подрамника, он покоробится. Только после того, как краска высохнет на листе, можно вычертить развертку, сделать нужные надрезы и только потом приступить к сборке деталей макета.

 

Лабораторная работа № 1. Простые геометрические тела

Сложные объемно-пространственные композиции состоят, как пра­вило, из простых линейных, плоскостных или объемных элементов. Что касается объемных форм, то для объемной формы (тела) характерно относительное равенство размеров по трем коорди­натам, (измерениям).

Помимо соотношения размеров объемные тела имеют и другие характеристики, такие как характер очертания их поверхности.

По этому признаку можно разделить все объемные тела на четыре группы:

1. Тела, образованные плоскостями, имеющими перпендикулярные ребра (кубы, прямые призмы);

2. Тела, образованные наклонными плоскостями (пирамиды, на­клонные призмы и др.);

3. Тела вращения и формы, образованные криволинейными повер­хностями (сфера, конус, цилиндр и др.);

4. Сложные стереометрические фигуры, имеющие прямолинейные и криволинейные поверхности.

Изучение объемных форм мы начнем с простых геометрических тел, из которых, как из детского конструктора в дальнейшем будем создавать сложные объемно-пространственные композиции.

Правильные многогранники (призмы, пирамиды). Многогранником называется геометрическое тело, ограниченное многогранной поверхностью, состоящей из плоских многоугольников. Каждая сторона многоугольника служит одновременно стороной другого. Сами многоугольники называются гранями, а общие их стороны - ребрами, точки пересечения трех и более ребер - вершины многогранника.

ЗАДАНИЕ 1.Выполнение макетов простых геометрических тел (рис. 1, 2).

Цель:Овладеть первичными моторными на­выками макетирования.

Задачи:Познакомиться с основными на­чальными приемами изготовления макетов объемных форм.

Требования:Выполнить макеты: куба (8x8 см), цилиндра (диаметр 8 см, высота 16 см), пирамиды (сторона 8 см, высота 16см), конуса (диаметр 8 см, высота 16см) по предложенным образцам.

Методические указания:Приведенные на схе­ме развертки куба и пирамиды (рис. 3) скле­иваются встык клеем ПВА. Чтобы линии сгиба на ребрах куба и пирамиды были ров­ными и четкими, необходимо с внешней сто­роны бумаги по линии сгиба сделать надсеч­ку. Надсечка делается на 0,5 толщины листа бумаги, это надо делать легко, чтобы не про­резать бумагу насквозь. Затем нужно согнуть бумагу по этим линиям и склеить стыки. Основания конуса и цилиндра (окружно­сти) вырезаются ножом и подравниваются ножницами. Окружность можно вырезать и при помощи измерителя, если очень хорошо заточить одну из иголок. Для склеивания боковых поверхностей конуса и цилиндра можно предусмотреть дополнительный кла­пан. Чтобы боковая поверхность цилиндра согнулась ровно, можно на ее выкройку на­нести надсечки через равные промежутки (5 мм). Ровную кривизну можно получить также, если скручивать детали между двух листов пленки, используемой для рентге­новских снимков. Для склеивания основа­ния с боковой поверхностью цилиндра, на обоих кругах основания построить отвороты в виде треугольников, затем надрезать отвороты с наружной стороны, загнуть и склеить объем (рис. 1).

Рис. 1

 

На всех приводимых далее исходных чертежах приняты определенные условные обозначения: самая толстая линия соответ­ствует линии основного контура и прореза­ется насквозь; пунктирная линия — неви­димый контур, ее надо надсечь с изнаноч­ной стороны; самая тонкая линия соответ­ствует надсечке с лицевой стороны.

Чтобы качество макета было высоким, надо сделать очень точный чертеж, сделать надсечки и прорези, а следы карандаша аккуратно стереть. Иногда можно не поль­зоваться карандашом, а делать уколы изме­рителем в нужных местах. Сначала на вы­кройках делаются надсечки, а потом сквоз­ные прорези.

Рис. 2

Рис. 3. Развертки куба, цилиндра, пирамиды, конуса

 

ПОСТРОЕНИЕ РАЗВЕРТОК ПОВЕРХНОСТЕЙ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ

Рассмотрим построение разверток неко­торых простейших тел. Начнем с наиболее характерного объема — куба (рис. 4). У куба все ребра и…     Рис. 4

Лабораторная работа № 2. Усеченные геометрические тела

Продолжаем изучение простых геометри­ческих форм, но уже с помощью различных сечений.

ЗАДАНИЕ 1.Макеты усеченных геометриче­ских фигур (рис. 7).

Цель:Ознакомиться с построением сложных разверток геометрических тел.

Задачи:Освоить выполнение макетов геомет­рических фигур, имеющих усеченную форму.

Требования:Выполнить макеты усеченных призмы и цилиндра по предложенным образ­цам (рис 8, 9).

Самостоятельно построить развертки и выполнить макеты усеченных пирамиды и конуса.

Размеры: цилиндр диаметр 60 мм, призма сторона 30 мм, конус диаметр 60 мм, пирамида сторона 40 мм, высота всех фигур 90 мм.

Методические указания:Все секущие плоско­сти располагаются под углом 45°.

Эти задания тесно связаны с упражнения­ми по черчению и композиции, они требуют знания проекционного черчения и помогают наглядно представить себе те фигуры, кото­рые встречаются в экзаменационных работах по черчению и композиции.

 

Рис. 7.

 

Рис. 8

 

 

Рис. 9

 

Лабораторная работа № 3. Плоскостные композиции

Композиционное решение на плоскости имеет свои особенности построения. Главным фактором, определяющим все построение плоскостной композиции в целом, является линия. Форма, цвет и фактура находятся в соподчиненном к ней отношении.

Одной из главных особенностей этих форм композиции является строгая геометричность. Чаще всего используются сочетания:

1. Прямолинейных элементов всевозможных параметров, но подчиненных какой-либо закономерности расположения или начертания (например, подчиненных прямоугольной сетке координат) (рис. 10). Другой вариант - линии членят плоскость листа на сложные по конфигурации части, пересекаясь или врезаясь друг в друга. Возможно также использование остроугольных форм.

2. Прямых и кривых (составленных из дуг различных радиусов) (см. рис. 11).

3. Возможно использование только окружностей различной величины и криволинейных элементов.

Динамичность композиционного решения может быть подчеркнута цветом. Общий колорит произведения может придать всей композиции большую гармоничность или, наоборот, ввести фактор раздражающего диссонирующего восприятия. Возможно одновременное использование фактуры и цвета. Нежелательно использование цвета с целью зрительного разрушения или деформации формы. При размещении композиции на листе необходимо учитывать соотношения масс отдельных элементов, расположение центра композиции и ее ориентацию на листе (верх и низ композиции).

Создание сложных, иногда подобных графическим, композиций, придает им свойства произвольного линейно-плоскостного орнамента.

Задание 1. Членение фронтальной поверхности линейны­ми элементами.

Цель задания. Изучить приемы выявления поверхности листа посредством линейных элементов прямолинейного или криволиней­ного очертания.

Методические указания. Линейные элементы могут распо­лагаться горизонтально, вертикально и наклонно, пересекаться или быть параллельными.

Порядок выполнения макета:

- вырезать макетным ножом по линейке прямолинейные элементы;

- вырезать циркульным макетным ножом все криволинейные эле­менты, предварительно вычертив их на бумаге с учетом сопряжений;

- разложить элементы на листе ватмана или плотной цветной бумаги в соответствии с первоначальным эскизом;

- приклеить элементы резиновым клеем.

Рис. 10

Рис. 11

 

Орнаменты

Орнамент - это художественное украшение, узор, построенный на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, в переводе с… В ассирийских орнаментах, кроме рельефных узоров, встречаются и растительные… У древних греков орнаментика возникла вначале из египетских и ассирийских традиций, однако эллины сумели их…

Цель, задачи и методические указания см. задание 1.

Требования: сделать макет циркульного ор­намента по образцу (рис. 14). Придумать членения фронтальной поверхности с помо­щью циркульных или кривых линий (орна­мент). Размер 10x30 см (15, 16).

При выполнении этих упражнений следует избегать членений, которые требуют сквоз­ных прорезей. Эти прорези сильно расходят­ся при резком изменении угла поворота и при интенсивном, глубоком рельефе образу­ются отверстия в бумаге, разрушающие це­лостность поверхности.

Нанося на поверхность бумаги прямо­линейный или криволинейный рисунок, сгибая бумагу по этим линиям, из плос­кого листа можно получить рельефную пластику поверхности. Поверхность мо­жет иметь разную глубину рельефа, как нюансные светотеневые оттенки, так и четкие градации с четкими падающими тенями, в зависимости от нанесенных членений поворотов отдельных частей плоскости листа в разных направлениях (рис. 15, 16).

Рис. 12

Рис. 13 Рис. 14

 

Рис. 15

 

Рис. 16

Рис. 17

Задание 3. Фронтальная композиция из простых геометрических элементов.

Цель:Ознакомиться с основными понятиями и принципами построения фронтальной композиции.

Задачи: освоить принцип выполнения макета из сложных выкроек; добиться согласованности и соподчиненности входящих в композицию элементов; выявить фронтальность плоского листа; сориентировать композицию по отноше­нию к зрителю (определить верх и низ).

Требования: Выполнить фронтальную компози­цию в виде макета-рельефа на вертикальной плоскости из простых геометрических фигур. Для композиции использовать простые геоме­трические фигуры, врезанные друг в друга (куб, призма, цилиндр, конус и т. д.). Количе­ство элементов от 5 до 9 (рис. 17-19).

Методические указания: композиция должная быть уравновешенной, в ней должна переда­ваться пространственная очередность распо­ложения фигур и прослеживаться первона­чальная форма каждого элемента. Высота рельефа задается автором. Допускается как симметричное, так и асимметричное расположение элементов на листе. Композиция должна иметь главный эле­мент или композиционный центр. Выделе­ние главного элемента по отношению к под­чиненным достигается неравенством их по трем признакам: форме, величине и располо­жению на плоскости;

Порядок выполнения: Делаются тоновые на­броски композиции, потом маленький чер­новой (рабочий) макет, на котором прове­ряется правильность композиционного за­мысла и соединения элементов, делаются поправки. По рабочему макету выполняют­ся выкройки отдельных элементов для ос­новного макета. На этом задании происходит освоение основных навыков выполнения сложных выкроек, предусматривающих врезку, сты­ковку и склеивание отдельных элементов и соединение их не только между собой, но и с поверхностью основания.

Рис. 17

 

 

 

Рис. 18

Рис. 19

 

Лабораторная работа № 5. Структура объемной формы

Поверхности некоторых геометрических тел криволинейной фор­мы нельзя развернуть в одну плоскость, например, шар. Для разверт­ки таких поверхностей используют способы приближенной разверт­ки, так как эти формы не поддаются буквальному их воспроизведению из бумаги и картона. Для изготовления шара и тора в макете предло­жены варианты их макетной имитации (рис. 20).

Для изготовления макета шара используется способ взаимно пер­пендикулярных секущих плоскостей. Поверхность шара рассекают вертикальными и горизонтальными взаимно пересекающимися плос­костями, которые в сечении представляют собой круги разного диа­метра с надрезами для соединения кругов в единую модель. Чем чаще эти плоскости расположены по отношению друг к другу, тем больше модель приближена к натуральному изображению шара. Для того, чтобы рассчитать размеры плоскостей и их надрезы, нужно вычертить проекции шара с секущими плоскостями. Взаимно перпендикулярные плоскости соединяются друг с другом путем вставки через надрезы одной плоскости в другую. При этом возможно минимальное использование клея для фиксации соединений. Круги секущих плоскостей вырезаются циркульным ножом или ножницами.

Задание 1.Формирование объема геометрически правильного тела вращения - шара с помощью взаимно перпендикулярно секущих плоскостей.

Цель:Ознакомиться с методом секущих плоскостей.

Задачи:Освоить макетирование объемной формы из плоских элементов.

Требования:Выполнить макет шара по образ­цу (рис. 20, 21). Диаметр 8 см.

Рис. 20

Методические указания:Макет собирается без клея из отдельных деталей, выкройки кото­рых показаны на рис. 21. Если через окруж­ность (горизонтальную проекцию шара) про­вести через равные промежутки взаимно перпендикулярные сечения, то им будут со­ответствовать определенные элементы, имеющие форму круга, радиус которого равен половине длины соответствующего сечения. Основными конструктивными элементами будут две окружности с диаметром, равным величине диаметра шара. Они закрепляются перпендикулярно, вставляясь одна в другую за счет прорезей, равных толщине листа бу­маги, из которой сделан макет. Прорези рав­ны половине высоты соответствующей части элемента. Остальные элементы представляют собой полуокружности с радиусом, равным половине длины соответствующего сечения, и крепятся последовательно в прорези на ос­новных элементах. Для придания конструк­тивной жесткости дополнительно вставляют­ся горизонтально два элемента.

Задание 2. Самостоятельная работа (дома). Выполнить макет тора с внешним диаметром 10 см, внутренним - 6 см.

Методические указания. Вертикальные секущие в виде кру­га располагаются радиально по отношению к центру, а горизонтальные кольца параллельны основанию. Если поверхность шара образуется вращением окружности вокруг оси, проходящей через ее центр, то тор образуется вокруг оси, не проходящей через ее центр. Поэтому для изготовления модели тора используется другой вариант метода секущих плоскостей. Здесь вертикальные секущие в виде круга располагаются радиально. Круги име­ют надрезы для вставки в них горизонтальных секущих в виде колец переменного диаметра и ширины. Сборка модели тора ведется анало­гично с моделью шара (рис. 22).

Рис. 21

Рис. 22

 

Задание 3.Формирование объема конуса с помощью взаимно перпендикулярных секу­щих поверхностей.

Цель и задачи см. задание 1.

Требования:Выполнить макет конуса по образ­цу (рис. 20, 23). Диаметр 8 см, высота 8 см.

Методические указания:Сечения конуса, сде­ланные вертикальными плоскостями парал­лельными высоте, представляют собой ги­перболы, постепенно уменьшающиеся по ве­личине. Особенность этого макета состоит в том, что отсутствует горизонтальная плос­кость связи. Конус из объемного может сло­житься в плоский.

Секущие плоскости могут проводиться не только вертикально и горизонтально, но и под любым углом. В таком случае для цилиндра, конуса и шара деталями макета станут элемен­ты в виде эллипсов. Таким образом, можно сделать любую фигуру при помощи сечений; выявить ее конструктивную структуру и про­странственную характеристику.

Задание 4. Структура объемной формы.

Цель:Ознакомиться со структурным строени­ем объемной формы.

Задачи:Выявить взаимосвязь внутренней структуры и внешней формы (рис. 24-26).

Требования:Выявить структурные особенности конуса. Диаметр 10 см, высота 16 см.

Методические указания:Секущие плоскости могут браться под любым углом и с любой ча­стотой. Для изменения массивности формы и выявления ее внутреннего пространства мож­но применять не только метод сечений, но и другие варианты членения объема конуса со­размерными друг с другом элементами, как плоскостными, так и объемными.

На примерах можно видеть, как глухая, массивная форма конуса превращается в лег­кий динамичный объем.

 

Рис. 23

 

 

Рис. 24

 

 

Рис. 25

 

 

 

Рис. 26

 

Лабораторная работа № 6. Модели сложных тел вращения

К сложным телам вращения можно отнести объемы, где имитиру­ются различные архитектурные формы: луковицы, балясины, вазы, параболоиды, эллипсоиды и т.д. В моделировании таких объемов тре­буется знание построения сопряжений. Сопряжением называется плавный переход от прямой линии к дуге окружности, и от дуги од­ной окружности к дуге другой окружности. Более подробно с постро­ением сопряжений можно познакомиться в специальной литературе по черчению. Рассмотрим несколько примеров та­кого вида моделей, выполненных двумя другими вариантами способа секущих плоскостей.

Первый вариант формирует модель только из радиально располо­женных плоскостей, повторяющих абрис формы, например, баляси­ны. Абрис формы имеет сложное очертание и вычерчивается с ис­пользованием различного рода сопряжений. Для того чтобы сделать макет, вычерчиваем вертикальное сечение балясины, делаем надрезы по оси вращения снизу или сверху и собираем модель с минимальным использованием клея, только для фиксации плоскостей сечений (рис. 27, а-г).

      Рис. 27   а)
б)
  Рис. 28

Второй вариант формирует модель горизонтальными плоскостя­ми сечений, нанизанных на вертикальный стержень. Для этого выкле­ивается горизонтальный стержень в виде длинного цилиндра неболь­шого диаметра (рис. 27, б). Третий вариант представляет собой вариации рассмотренных выше способов моделирования тел вращения (рис. 27, 28).

ЗАДАНИЕ 1. Сделать макет малой архитектурной формы - балясины по предложенным образцам на рис. 29.

Цель задания. Освоить метод секущих плоскостей.

Методические указания. Макеты могут быть выполнены ука­занными выше способами.

Рис. 29

 

ЗАДАНИЕ 2. Сделать макет одной из ваз, предложенных на рис. 30.

Цель задания. Освоить метод секущих плоскостей.

Методические указания. Макеты могут быть выполнены ука­занными выше способами. В этом задании ученик использует не только свои знания в выклеивании моделей методом секущих плоскостей, но и проявляет себя творчески в выборе варианта решения задачи.

Рис. 30

Рис. 30, окончание

 

Лабораторная работа № 7. Ритм как средство архитектурной выразительности

Ритм в искусстве определяется как зако­номерное чередование соизмеримых и чув­ственно ощутимых элементов (речевых, зву­ковых, изобразительных и т.д.). В композиционном решении произведе­ний архитектуры ритм играет ведущую роль как средство архитектурной композиции.

Наиболее часто используется в архитек­турной композиции одна из разновидностей ритма — метрический ряд, особенностью которого является повторяемость одинако­вых элементов и интервалов между ними.

Сочетание нескольких метрических ря­дов образует сложный метрический ряд.

Ритм — это закономерное изменение эле­ментов композиции и интервалов между ними в определенной закономерности (арифметиче­ской, геометрической, гармонической и т. д.).

Задание 1. Пластическое решение двух граней куба с использованием метроритми­ческих закономерностей.

Цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: гео­метрический вид, масса, поло­жение в пространстве, свето­тень и т. п.

Задачи: усвоить понятия фронтальной и объемной композиции. Освоить приемы создания пластики поверхностей объ­емной формы.

Требования: создать фронталь­ную композицию, как часть объемного сооружения, по­вернутого к зрителям главным фасадом (статическое воспри­ятие). Размер куба 10x10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в прост­ранстве на основное направ­ление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (рис. 31-34).

Методические указания: композиционный центр может рас­полагаться на одной из граней куба или на его ребре. Плас­тические членения куба долж­ны быть выполнены таким об­разом, чтобы при трансформа­ции превращаться в плоскость листа, ограниченного контура­ми выкройки.

На примерах видно, что по мере увеличения пласти­ки в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущест­венную ориентацию на глав­ную точку восприятия. В за­висимости от места располо­жения и характера членений (угловое, центральное, сим­метричное, асимметричное) меняется и восприятие само­го объема в пространстве, его ориентация на зрителя.

 

Рис. 31

Рис. 32

 

Рис. 33

Рис. 34

Задание 2. Преобразование архетипа

Цель: Изучение некоторых свойств объемной формы: гео­метрический вид, масса, поло­жение в пространстве, свето­тень и т. п.

Задачи: усвоить понятия фронтальной и объемной композиции. Освоить приемы создания пластики поверхностей объ­емной формы.

Требования: создать фронталь­ную композицию, как часть объемного сооружения, по­вернутого к зрителям главным фасадом (статическое воспри­ятие). Размер куба 10x10 см, глубина пластики не должна превышать 5 см. Ориентировать куб в прост­ранстве на основное направ­ление восприятия за счет ритмических членений его поверхности (рис. 35-36).

Методические указания: композиционный центр может располагаться на одной из граней куба или на его ребре. Пластические членения куба должны быть выполнены таким образом, чтобы при трансформа­ции превращаться в плоскость листа, ограниченного контурами выкройки.

На примерах видно, что по мере увеличения пласти­ки в основной объем куба внедряется и пространство. Объем имеет преимущест­венную ориентацию на глав­ную точку восприятия. В за­висимости от места располо­жения и характера членений (угловое, центральное, сим­метричное, асимметричное) меняется и восприятие само­го объема в пространстве, его ориентация на зрителя.

 

Рис. 35

Рис. 36

 

Задание 3. Композиционный этюд с использованием ритмических рядов

Ритмические закономерности свой­ственны как отдельным сооружениям, так и целым комплексам, архитектурным ансамб­лям. Обычно архитектурная композиция строится не на одном каком-либо ритмиче­ском порядке, а на сопоставлении несколь­ких ритмических или метрических рядов, находящихся в соподчинении.

Цель задания: показать возможности ритмических рядов при композиционном решении открытого (экстерьерного) простран­ства.

Задачи: решить композицию открытого про­странства, выделить центр композиции, организовать движение воображаемого зрителя по направлению к композиционному центру.

Требования:

1. Макет выполняется на плоском пря­моугольном подмакетнике размером 20x30 или 25x25 см.

2. Реальная величина пространства от 150 до 10000 м, масштаб макета соответст­венно от 1:50 до 1:400.

3. Композиция пространства решается взаимодействием двух или трех ритмических (метрических) рядов.

4. Для построения рядов используются кубы или параллелепипеды.

Методические указания:

- величина организуемого пространства и масштаб макета выбираются автором и пока­зываются с помощью фигурки условного зрителя;

- величина, пропорции и число объемных элементов определяются в соответствии с вы­бранным масштабом и авторским замыслом;

- элементы могут находиться на расстоя­нии или врезаться один в другой;

- композиционный центр может находить­ся между объемными элементами, но может быть обозначен единым объемом или груп­пой элементов;

- в целях достижения единства компози­ции и напряженности ритма возможно нару­шение элементарных ритмических законо­мерностей;

- для уточнения масштаба композиции возможно размещение на макете условных деревьев или кустарников, не нарушающих однако композиционного единства;

- по согласованию с преподавателями раз­решается ограниченное применение цвета.

Время выполнения задания: 2—4 ч в аудитории с предварительной подготовкой дома.

 

Рис. 39

 

Задание 4. Моделирование на основе ритмической сетки

 

Рис. 38

Рис. 39

 

Рис. . Модульные решетки в качестве упорядочения архитектурной композиции

 

Рис. . Модульные решетки как средство

гармонизации архитектурной композиции

(авторы: Г. Заславский, А. Бобылев)

 

Рис. . Модульные решетки как средство

гармонизации архитектурной композиции

(авторы: С. Лаврищева, Н. Маслевцова)

 

Рис. . Модульные решетки в качестве основы упорядочения

архитектурной композиции

(авторы: Е. Урявина, В. Мухамедзянов)

 

Рис. . Модульные решетки в качестве основы упорядочения

архитектурной композиции (авторы: Л. Камалова, Т. Сафронова)

 

 

 

Рис. Примеры композиционных решеток

 

 

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

РАЗРАБОТКА МАКЕТА УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ МЕТОД ПО ДИСЦИПЛИНЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И МАКЕТИРОВАНИЕ ОДЕЖДЫ Структура учебного пособия Моделирование и макетирование одежды
Учебное пособие основной источник информации Предметное и педагогическое содержание Определяет содержание обучения...

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций... ВВЕДЕНИЕ Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины Учебные цели и задачи...

Краткий курс механики в качестве программы и методических указаний по изучению курса Физика Краткий курс механики: Программа и методические указания по изучению курса Физика / С
Федеральное агентство железнодорожного транспорта... Омский государственный университет путей сообщения...

Учебное пособие по дисциплине История составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины
на учебное пособие по дисциплине История разработанное преподавателем ЮУРГТК Агеевой О В... Учебное пособие по дисциплине История составлено в соответствии с рабочей программой дисциплины...

Методические указания По курсовому и дипломному проектированию по дисциплине Ремонт автомобилей Методические указания предназначены для оказания практической помощи учащимся при выполнении курсового проекта по дисциплине Ремонт автомобилей . 1 Общая часть
Методические указания... По курсовому и дипломному проектированию... раздел Технологическая часть...

Дисциплина Эстетико-философские учения Древнего мира и Средних веков наименование дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО и учебным планом КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Федеральное государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Сибирский федеральный университет...

Учебно-методического Совета Методические указания По изучению дисциплины и написанию контрольных работ по курсу конституционное право
Юридический факультет... Кафедра Теоретических и публично правовых дисциплин... Утверждено на заседании...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ...

Экологическое право. Курс лекций В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право
Предисловие... В настоящее время издано немало учебников и учебных пособий по учебной дисциплине Экологическое право обязательной для всех юридических высших...

Научно-методического совета, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВых ПРОЕКТов ФГБОУ ВПО РГУТиС
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам