Вывод коэффициента рекуррентности q

 

      до цикла цикл ®

 

.

Проверка правильности вычисления q

До цикла: предыдущее слагаемое ;

Значение переменной .

Цикл начинается при значении переменной и заканчивается при .

: : : : : : : : : :
n

 

Программа для задачи 1:

 

PROGRAM lab7_1;

uses crt;

CONST n=9; { количество элементов суммы }

x=0.6; { для этого Х вычислить сумму }

VAR s :real; { искомая сумма }

q :real; { коэффициент рекуррентности }

a1,a2 :real; { предыдущий и следующий элементы суммы }

i :integer; { счетчик элементов суммы }

BEGIN

clrscr; { очистка экрана }

s:=1; { значение суммы до начала цикла }

a1:=1; { слагаемое непосредственно перед началом цикла}

FOR i:=1 TO n DO

begin

q:=-x/i; { i-й коэффициент рекуррентности }

a2:=a1*q; { следующий элемент суммы }

s:=s+a2; { суммирование }

a1:=a2 { "переброс" – подготовка к следующему такту цикла}

end;

writeln;

writeln (' x=',x:5:1,' s=',s:9:6);

readln;

END.

 

Экран выполнения программы для задачи 1:

 

Программа для задачи 2:

PROGRAM lab_7_2;

USES crt;

CONST xn=0.1 ; { начальное значение Х }

xk=1.0; { конечное значение Х }

hx=0.1; { шаг по Х }

eps=1e-6; { точность вычисления суммы }

VAR S :real; { сумма }

q :real; { коэффициент рекуррентности }

a1,a2 :real; { предыдущий и следующий элементы суммы }

x :real; { текущее значение Х }

i :integer; { счетчик элементов суммы }

k :integer; { счетчик количества точек Х }

BEGIN

clrscr; { очистка экрана }

x:=xn; { начальная точка Х }

k:=1; { номер точки X }

WHILE x<=xk+eps DO { начало цикла по Х }

BEGIN

s:=1; { значение суммы до цикла в К-й точке Х }

a1:=1; { слагаемое непосредственно перед началом цикла}

i:=1; { начальное значение счетчика i }

REPEAT {цикл REPEAT для вычисления суммы в К-й точке Х}

q:=-x/i;

a2:=a1*q;

s:=s+a2;

i:=i+1;

a1:=a2

UNTIL abs(a2)<eps; { закончился оператор REPEAT }

writeln;

writeln ( k:2,'. ',' x=',x:3:1,' s=',s:9:6 );

k:=k+1;

x:=x+hx; { переход на следующий Х }

END; { закончился оператор WHILE }

repeat until keypressed; { задержка экрана }

END.

 

Экран выполнения программы для задачи 2: