Особенности издательских систем.

Компьютерная издательская система призвана на высоком техническом уровне создавать книги, каталоги, буклеты, отчеты, письма, приглашения и другую печатную продукцию.

Отличительными особенностями редакторов издательских систем является наличие средств для подготовки текста, иллюстраций, графиков, для использования различных шрифтов, других оформительских элементов. Издательские системы имеют развитые средства для организации размещения материала разнотипного характера на странице. Многими качествами издательских систем обладает редактор Word, широкое распространение получают издательские системы PageMaker, Ventura Publisher, Interleaf Publisher.

- В традиционной полиграфии, чтобы увидеть свой заказ в оконча­тельном виде, вам придется работать с дизайнером несколько дней, а может быть и больше, потом внести свои коррективы и ждать еще столько же. В издательской системе вы видите спроектированный документ на экране монитора сразу же в окончательном виде.

- В традиционной полиграфии текст вашего заказа набирается набор­щиком. Помимо того, что набор требует немалого времени, в текст вносят дополнительные ошибки. В издательской системе вы импорти­руете свой текст из текстового процессора.

- В полиграфии выполненные вами рисунки проходят стадию уменьше­ния, чтобы поместиться на странице. В издательской системе уменьшение рисунков до необходимых размеров и вставка их в текст легко производятся вами.

Компьютерная издательская система предоставляет пользователю огромные возможности для создания высококачественной полиграфической продукции.

Компоненты издательской системы.Компьютерные издательские системы основываются на сочетании современных компьютеров, лазерных принтеров и сложного программного обеспечения, дающего возможность манипулировать текстом и графикой. Центральным элементом этих систем следует считать специализированные пакеты прикладных программ, позволяющие создавать требуемый текст на экране монитора. Поскольку граница между высшим уровнем существующих текстовых процессоров и низшим уровнем используемых издательских систем постепенно стирается, весь изложенный в данном разделе материал по издательским системам может быть в равной степени применим и к высокоразвитым текстовым процессорам.

Помимо лазерных принтеров необязательным, но весьма желательным элементом издательских систем являются сканеры. Сканеры конвертируют любую картинку, фотографию или текст в файл одного из графических форматов, обеспечивая тем самым возможность их вставки в проектируемый документ.

Сравнение текстового редактора и издательской системы.Текстовый редактор и издательская система призваны решать одну и ту же задачу создания документов, но они ориентируются на различные категории пользователей. Текстовый процессор предназначен для рядового пользователя, для которого главным является удобство и простота интерфейса. Издательская система ориентируется на профессионалов, для которых важнее всего полный контроль над видом создаваемого документа. Указанные ориентации постепенно сближаются по мере совершенствования компьютеров и программ. На сегодняшний день различия проявляются лишь в деталях. Например, текстовый процессор Word не имеет экспорта в формате PostScript, обязательного для издательских систем, которые должны иметь развитую систему импорта-экспорта документов.

С другой стороны, издательские системы могут уступать текстовым процессорам в качестве изображения документа на экране монитора, поскольку для первых из них более важным является качество вывода на печать (или другое специализированное устройство вывода).

Создание издательской системы вызвано особыми требованиями работников, связанных с книгоизданием:

- способностью системы создавать газетные колонки;

- способностью изменять шрифты в пределах одного документа;

- способностью включать графику в текст;

- возможностью просмотра разработанного документа до его распечатки.

Поскольку высокоразвитые текстовые процессоры сегодня обладают всеми указанными свойствами издательских систем, в ряде случаев лучше говорить не о дополнительных возможностях этих систем, а о том, насколько проще (или труднее) их использовать по сравнению с текстовыми процессорами для выполнения тех же самых функций.

Режимы работы с текстом и графикой. Все известные текстовые процессоры и издательские системы могут работать в двух режимах – текстовом и графическом.

В текстовом режиме экран дисплея можно условно рассматривать как совокупность прямоугольников, расположенных вплотную друг к другу. Как правило, экран содержит 2000 таких прямоугольников, составляющих 25 строк по 80 прямоугольников в каждой. Каждый прямоугольник – это символьная позиция экрана, в которой может находиться один символ: строчные и прописные буквы алфавита, числа, знаки пунктуации и специальные символы. Множество используемых символов в текстовом режиме работы дисплея определяется кодовой таблицей, находящейся в ПК.

В графическом режиме экран дисплея можно представить состоящим из отдельных точек, имеющих свои координаты. Высвечивая определенные точки, мы получаем на экране тот или иной графический образ. Точность изображения определяется разрешающей способностью выбранного режима экрана, задается в виде произведения количества точек по горизонтали и вертикали экрана. Так, например, экран монитора типа VGA (Video Graphics Array) в графическом режиме разделяется на 480 строк по 640 точек в строке (всего на экране более 300000 точек, из которых, как из мозаики, формируется изображение).

Графический режим незаменим при подготовке сложных формульных текстов, для работы с шрифтами разных размеров, с иероглифами и т.д. Конечно, графический режим позволяет выводить и все символы из кодовой таблицы ПК, при этом каждый из них изображается с помощью матрицы размером 8Х8 точек.

Преимуществом текстового режима являются его большая скорость и меньшая потребность в оперативной памяти. Недостатком – способность изображать только 256 знаков, находящихся в определенных ячейках экрана. Следствие указанного недостатка – это невозможность просмотра в текстовом режиме (текстового процессора или издательской системы) графических образов. Так, если в вашем документе имеется картинка и вы работаете в текстовом процессоре, вы должны создавать документ (его текстовую часть) в текстовом режиме, затем его просматривать в графическом режиме и вносить изменения снова в текстовом режиме.

Издательские системы почти постоянно работают в графическом режиме, поскольку они допускают внесение изменений в текст и в графическом режиме. Основной целью издательских систем является не ввод текста, а верстка.

В заключение отметим, что следует взвешенно относиться к возможнос­тям издательских систем. Это дорогие, большие и сложные программные продукты, требующие значительного времени и усилий как на освоение, так и на использование. Для перехода с текстовых процессоров на издательские системы должны быть веские основания. Даже при полном освоении всех возможностей издательских систем не ожидайте автоматического повышения художественного уровня вашей печатной продукции. Для этого потребуется немало времени и сил, чтобы развить хороший оформительский вкус и освоить традиции книгоиздания.

Основы создания документа.

Шрифты. Одним из основных вопросов создания документа является выбор типа шрифта, его стиля и размера, а также определения требований к плотности печати на строке и странице. Важность этих решений связана с тем, что успех того или иного документа в большой степени зависит от того, как он выглядит.

Выбор шрифта должен соответствовать информации, которую вы хотите передать читателю: шрифт не должен быть ни слишком заметным, ни слишком ординарным. При этом различные части документа (заголовок, сам текст документа, примечания) нужно набирать шрифтами различных размеров. Правильный выбор шрифта, его стиля (жирный, курсив, обычный) и размера акцентирует содержание сообщения, не привлекая внимания к самому шрифту.

Шрифт представляет собой комплект букв, цифр и специальных символов, оформленных в соответствии с едиными требованиями. Шрифты отличаются друг от друга рисунком (гарнитурой), начертанием (прямой, курсивный), и размером (кеглем).

Назначение шрифта – представить документ в удобном для чтения виде. Красивый шрифт как произведение искусства способствует лучшему художественному оформлению текста. Известно немало случаев, когда для какого-то конкретного издания разрабатывался специальный шрифт. Например, для нового издания библии по заказу Российского Библейского общества разработан шрифт Октава (Скриптура Руссика).

Типы шрифтов. Тип шрифта в полиграфии принято называть гарнитурой шрифта. Гарнитура определяет набор художественных решений, отличающий данный шрифт от других. Каждая гарнитура имеет определенное название, например, Times, Helvetica, Courier.

Каждый тип шрифта имеет несколько начертаний символов, например, полужирный, курсив, полужирный курсив, обычный. Кроме того, можно ввести подчеркивание символов и фрагментов текста.

Размеры шрифтов. Размер шрифта или иначе кегль – это его вертикальный размер, измеряемый в пунктах (1 пункт равняется 0,376 мм). Для большинства документов используются шрифты в 10–12 пунктов, в то время как газетная полоса может иметь шрифт в 8 пунктов. Размер шрифта более 14 пунктов обычно используется лишь для заголовков и выделений. Заметим, что шрифты различных типов, но одного размера необязательно выглядят одинаковыми по величине. Так, 12-пунктовая Helvetica имеет больший вертикальный размер, чем 12-пунктовый Times New Roman.

Разреженность строк и символов. Низкая разреженность строк (т.е. небольшое расстояние между соседними строками) затрудняет чтение, а высокая – делает документ малоинформативным. Для правильного выбора разреженности строк, также измеряемой в пунктах, необходимо учитывать размер используемого шрифта. В современных издательских системах разреженность строк определяется автоматически на уровне 120% от выбранного размера шрифта. Во многих текстовых процессорах имеется возможность регулировать расстояние между символами в словах, создавая более уплотненное или разреженное их начертание. Такой прием часто применяется для заголовков.

Растровые шрифты. При работе с документами на персональных компьютерах применяют растровые и векторные шрифты. Растровые шрифты строятся в виде битового массива точек - растра. Каждая буква растрового шрифта представляется как группа закрашенных квадратиков (точек) на сетке растра.

Растровые шрифты не масштабируются. При попытке увеличения размера растровых шрифтов происходит резкое ухудшение их качества - лестничный эффект, поэтому приходится хранить отдельную копию шрифта для каждого используемого размера. Растровые шрифты просты в отображении, поэтому применяются в качестве экранных шрифтов, во всех матричных и в большинстве лазерных и струйных принтерах, на графопостроителях. При отображении растровых шрифтов в натуральную величину они дают более высокое качество изображения, нежели векторные.

Векторные шрифты. Векторные шрифты хранятся в виде набора математических уравнений, описывающих начертание символа. Они не содержат готовых растров символов, поэтому каждый раз при их использовании растры должны строиться заново. Векторные шрифты не имеют лестничного эффекта при масштабировании, что позволяет увеличивать или уменьшать их размер в любых разумных пределах.

Шрифты TrueType.Из-за различной разрешающей способности принтера и монитора изображения символов на экране и в напечатанном документе могут отличаться.

Шрифты TrueType (в переводе - верная печать) обеспечивают полное соответствие документа на бумаге и на экране. Они относятся к масштаби­руемым шрифтам и все размеры шрифтов от 4 до 127 пунктов не имеют искажений. Большинство современных текстовых процессоров поддерживают шрифты TrueType. Они являются основными шрифтами Windows. Перед именем шрифта формата TrueType в списке шрифтов ставятся буквы TT .

В комплект поставки Windows входят такие шрифты TrueType как Arial, Courier, Symbol, Times New Roman. Arial относится к группе Helvetica (Гельветика). Символы этой группы не имеют засечек и контраста. Arial используют в Windows для системных сообщений, в заголовках меню. Courier похож на шрифт для пишущих машинок. Он имеет засечки, которые видны внизу в виде горизонтально расположенных линий на символах. Times New Roman – используется при наборе типографских книг.

В примере, приведенном ниже, слово “компьютер” и название шрифта написаны одним размером 12. Название шрифта указано в строке:

– Arial Cyr,

– Courier New Cyr,

- Times New Roman Cyr.

Верстка страниц

Общие сведения. Верстка страниц играет такую же роль, как чертеж перед началом строительства дома. Верстка определяет организацию страницы, задавая соотношения между границами, колонками и расстоянием между колонками. Первое важное решение на уровне верстки связано с выбором количества колонок на странице. Одноколоночная верстка обычно используется для книг и писем, в то время как двух- и трехколоночный формат больше подходит для журналов и газет. Далее размеченные колонки наполняются текстом и рисунками.

Ширина строк. Ширина строки (колонки) определяется количеством знаков, которые могут быть на ней помещены. Обычно оптимальной считается ширина строки в пределах от 45 до 60 символов.

Обращаем внимание на наличие связи между шириной строки (колонки) и размером выбранного шрифта: чем меньше размер шрифта, тем короче строка. Иными словами, меньший размер шрифта дает возможность поместить больше символов на заданной площади листа.

Вставка рисунков. В процессе верстки рисунки так же, как и текст, размещаются в границах установленных колонок. При размещении рисунков следует соблюдать ряд правил.

- Располагайте рисунки сразу после упоминания о них в тексте.

- Оставляйте по сантиметру пространства между текстом и рисунком.

- Старайтесь использовать рисунки той же ширины, что и сопровожда­ющий их текст.

Заметим, что для придания странице большей выразительности возможно расположение рисунков, выходящих за рамки колонки (т.е. рисунков, расположенных вне спроектированной верстки).

Дополнительные принципы проектирования.Основой проектиро­вания документов является верстка. Существует ряд дополнительных принципов проектирования документов, на которых нам хотелось бы остановиться.

Что можно и что нельзя в верстке. Давние традиции книгопечатания сформулировали следующие рекомендации:

- Не пишите убористо. Оставляйте на листе достаточно пустого места, чтобы дать глазу передышку. Между краями листа и текстом оставляйте хотя бы по паре сантиметров.

- Организуйте элементы вашего документа так, чтобы он выглядел единым целым, занимал при этом минимальную площадь страницы.

- Не используйте на странице много различных шрифтов и рисунков: помните, что они лишь украшение текста.

- Не используйте слишком длинных строк, длинные строки утомляют глаз читателя.

Принцип баланса. Соблюдение принципа баланса требует, чтобы визуальный вес левой и правой частей страницы (или левой и правой страниц разворота) был примерно одинаков. При наличии нескольких рисунков на странице достижение баланса превращается в нелегкую задачу.

Выделение. Чтобы акцентировать внимание читателя, издательские системы предлагают целый набор средств. Простейшие из них – изменение типа и размера шрифта. Заголовки следует набирать шрифтом большего размера, чем подзаголовки, которые, в свою очередь, должны быть больше основного текста. Также эффективно использование стилей шрифтов – полужирного, курсива и подчеркивания, однако, ими следует пользоваться умеренно. Не следует выделять заглавными буквами или подчеркивать длинные фрагменты текста. Важным средством выделения является заполнение фрагмента серым (цветным) тоном и/или выделение фрагмента в рамку.

Полезные советы работающим с текстовым процессором

Используйте режим просмотра готового документа перед его распечаткой. Многие текстовые редакторы предлагают вам заблаговременно (до печати) посмотреть, как будет выглядеть готовый документ после его распечатки на бумаге. Часто своевременное использование этого режима дает возможность лучше организовать документ, не допуская его перепечатки.

Учитесь быстро печатать. Главным ограничением в производительности текстового редактора является скорость ввода данных с клавиатуры. Не пожалейте времени и сил, чтобы научиться печатать “слепым методом” (не глядя на клавиатуру) и десятью пальцами. Рекомендуем вам использовать для этого специальные компьютерные программы-тренажеры.

Сначала пишите, потом редактируйте. Создавая документ, не пытайтесь редактировать текст все время. Опыт показывает, что при этом падает производительность и теряются мысли.

Удаляйте с осторожностью. Вместо того чтобы удалять текст большими кусками, мы советуем вам лучше сдвигать эти куски в конец документа или переписывать их во временные файлы. При создании документа работайте в режиме вставки, не связанной с возможной потерей данных.

Сохраняйте чаще. Перебои в снабжении электроэнергией, зависание программных продуктов и другие компьютерные неприятности могут свести на нет многие часы и дни вашей работы. Поэтому хорошей привычкой является постоянное использование команды сохранения, особенно в случаях, когда вас позвали к телефону или кто-то позвонил в дверь.

Храните копии всех важных документов. Вы можете создавать резервные файлы, переписывать ваши документы на отдельные дискеты или просто распечатывать их в конце сеанса работы.

Используйте небольшие файлы. Большие файлы обрабатываются текстовыми процессорами значительно дольше, чем маленькие. Кроме того, в случае повреждения или потери файла ущерб от маленького файла будет меньше.

Сделайте, чтобы вам было удобно. Проверьте, удобно ли вам сидеть за компьютером. В удобной позе вы дольше сохраните состояние работоспособ­ности.

Делайте передышки. Короткие перерывы в работе помогут вам и вашим глазам не уставать в процессе работы.