Основы издательского делопроизводства.

Подготовка сложных составных документов к их изданию в виде брошюр, технических отчетов, сборников документов, журналов, книг и иной печатной продукции до недавнего времени достаточно сложным, трудоемким и продолжительным технологическим процессом. В этом процессе участвовало много профессионалов узкой специализации — редактор, корректор, художник, наборщик, печатник. Появление компьютеров и специализированных информационных технологий — настольных издательских систем DTP (DeskTop Publisher)привело к резкому изменению характера труда перечисленных специалистов, к стиранию граней между отдельными этапами подготовки печатных изданий. Возможности DTP-систем настолько велики, что практически весь процесс подготовки издания к опубликованию теперь способен выполнить один человек. С общих позиций технологическая схема подготовки и издания печатной продукции выглядит следующим образом (рис.7.3).

Рис.7.3.Обобщенная технологическая схема подготовки и печатания издания.

Весь этот процесс можно разбить на семь этапов:[4])

1. Создание макета издания;

2. Цветоотделение;

3. Пробная печать;

4. Создание печатных форм;

5. Печатание;

6. Разрезание оттисков и комплектование издания;

7. Брошюровка и сдача готовой печатной продукции.

Дадим пояснения каждому из этапов.

1. Создание макета издания. На этом этапе с помощью электронной системы верстки или настольных издательских DTP-систем создается электронный макет будущего печатного издания. Производится набор и обработка текста будущего издания, техническое редактирование и корректура текста, верстка полос, т.е. формирование полос издания, размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата страницы документа с учетом дизайна макета и требований правописания, причем верстку обычно контролируют визуально на экране монитора системы DTP.

2. Цветоотделение.Один из важнейших подготовительных этапов при осуществлении цветной печати. Заключается вразделении цветного изображения оригинала с помощью светофильтров или селективных источников освещения или автоматизированных оптоэлектронных средств, входящих в состав DTP, на отдельные одноцветные равномасштабные изображения. Это позволяет при синтезе в процессе печатания с цветоделенных однокрасочных печатных форм с определенной точностью воспроизвести цветное изображение оригинала.

3. Пробная печать. Состоит в получении одно- и многокрасочных пробных оттисков на специально созданных пробопечатных станках высокой, офсетной и глубокой печати. Пробные оттиски используют для контроля технологического процесса изготовления фотоформ, печатных форм и печати оттисков, с применением тех же печатных красок, печатной бумаги (тиражной) и пластин печатных форм, как и при печатании тиража издания.

4. Создание печатных форм. Печатная форма — это поверхность, на которой формируются печатающие (дающие красочный или бескрасочный оттиск) и пробельные (не дающие оттиска) элементы и которая служит для многократной передачи красочного или бескрасочного изображения на бумагу, картон или иной запечатываемый материал.

5. Печатание.На этом этапе происходитполучение изображения оригинала на оттиске, путем нанесения при помощи печатных форм красочного слоя или слоев разных красок на запечатываемый материал.

6. Разрезание оттисков и комплектование издания. Оттиски, полученные на запечатываемом материале, разделяются путем резания на листы бумаги или картона заданных форматов. Затем происходит комплектование издания (книжными блоками, тетрадями, единым массивом и т.п.) перед заключительным этапом брошюровки.

7. Брошюровка и сдача готовой печатной продукции.Это завершающий этап полиграфического производства. Он содержит процессы, приводящие к получению из отпечатанных листов готовых изданий, брошюр, журналов или книг в обложке или переплете. Включают фальцовку, подборку, шитье или бесшвейное скрепление книжно-журнальных тетрадей, покрытие обложкой и другие брошюровочно-переплетные операции. После выполнения этих процедур печатное издание принимает вид, готовый к использованию читателями.

Одним из сложных и важных этапов создания печатной продукции является первый этап макетированияи верстки будущего издания, который состоит из нескольких более мелких подэтапов:

1.1.Макетирование;

1.2.Подготовка текстов;

1.3.Подготовка иллюстраций;

1.4.Выбор шрифтов;

1.5.Верстка;

1.6.Печать оригинал-макета.

Охарактеризуем каждый из упомянутых подэтапов несколько подробнее.

1.1.Макетирование.

Определение. Макетирование — это процесс композиционного размещения рисующих элементов на формате будущей страницы (листа) печатного издания. Конечный результат этого действия — макет издания. Самый последний, подписанный в производство макет называется оригинал-макетом.

 

Определение. Макет — это эталон для верстки полос издания и монтажа, с раскладкой полос на печатном листе, утвержденный издательством. Различают макеты художественного оформления издания, верстки и издания в целом.

Примечание.

При подготовке макета многостраничного издания рекомендуется использовать так называемый план документа, который представляет собой список заголовков различного уровня, имеющихся в документе, и характеризует его структуру.

Чтобы получить хороший макет следует начинать с нескольких его эскизов, в которых должны быть определены следующие моменты — формат листа (страницы), ориентация страницы, размер полей, элементы оформления (дизайна) на странице — колонтитулы, буквицы (большая заглавная буква в начале абзаца), маркеры списков, линейки, рамки и т.п.

Примечание.

При создании макета издания не рекомендуется использовать более трех типографских эффектов на развороте из двух страниц, при этом макет должен создавать четкое представление о характере издания, о его смысловом содержании.

1.2.Подготовка текстов.

Существуют ряд рекомендаций по формированию текста на страницах печатного документа. Вот некоторые из них:

§ Длина строки не должна превышать 60…65 символов

§ На странице следует располагать не более 30…40 строк;

§ Нижняя граница текста на предыдущей странице должна быть ниже, чем начало текста на следующей странице не менее, чем на 5 строк;

§ Абзацные отступы должны быть одинаковыми по всему документу;

§ Не допускается переносить аббревиатуры, сокращения, цифры составляющие одно число;

§ Не рекомендуется отделять инициалы от фамилий;

§ Тире между цифрами нельзя отделять пробелами;

§ Знаки + и – не отделяются пробелами от чисел;

§ Дроби записываются без пробела;

§ Переносы в заголовках не допускаются, за исключением многострочных заголовков;

§ Строки в заголовках граф таблиц размещаются горизонтально и, как правило, выравниваются по центру;

§ Если ширина заголовка таблицы меньше высоты графы заголовка, то строка набирается вертикально;

§ Если таблица занимает две и больше страниц, то графы нумеруются и на следующей странице заголовок граф включает только порядковые номера.

1.3.Подготовка иллюстраций.

Иллюстрации, включаемые в издание, могут быть получены разными способами:

§ Путем сканирования изображений с фотографий, слайдов, газет, журналов и др. печатных изданий;

§ Как готовые графические файлы из различных коллекций слайдов, рисунков, схем и т.п.;

§ В виде файлов изображений, полученных с помощью цифровых камер;

§ В виде изображений, полученных с экрана монитора;

§ Путем подготовки оригинальных пользовательских графических объектов с помощью векторных и растровых графических редакторов, специализированных приложений для создания деловой графики и пр.

Примечание.

Важным моментом при подготовке текста и иллюстраций в процессе формирования макета является решение вопросов цветоотдачи печатных изданий (подробнее о цветовых системах при печати см. раздел 8 настоящего пособия). Для решения этих вопросов производится цветоотделение — т.е. разложение изображения в цвета, применяемые при печати. Обычно этот вопрос решается по завершении формирования макета.

1.4.Выбор шрифтов.

От того, насколько хорошо выбран шрифт для печати издания, во многом зависит восприятие читателем содержащейся в издании информации. Здесь также есть несколько рекомендаций:

§ Для основного текста следует использовать прямые шрифты с обычным начертанием;

§ Для заголовков и подзаголовков следует применять полужирное начертание шрифтов;

§ Рекомендуется избегать одинаковых гарнитур шрифтов для заголовков (подзаголовков) и основного текста;

§ Рекомендуется отделять заголовок от основного текста;

§ Не рекомендуется на одной странице (полосе) применять более трех разных гарнитур шрифта — следует использовать разные начертания одной и той же гарнитуры;

§ Курсив хорошо смотрится в шапках, строчках с фамилиями авторов, боковых заголовках, в местах выделения текстовых фрагментов с целью привлечения особого внимания читателя.

Примечание.

Как уже упоминалось ранее в современных информационных технологиях подготовки текстовых документов широко используются шрифты типа True­Type. Этишрифты бывают моноширинными и пропорциональными, кириллизованными и без русских букв. Главный признак, по которому шрифты True­Type отличаются друг от друга, — тип рисунка символов, ко­лорит, узор, назначение шрифта. Например, есть строгие уни­версальные шрифты для обычных текстов (типа TimesET или Pragmatica), тонкие шрифты «под пишущую машинку» (Arial), «под рукопись», с засечками на концах букв или серифами (TimesET), рубленные (Pragmatica), шрифты для поздравлений, декоративные, готичес­кие, старославянские и т. д.

Кстати, тексты, набранные шриф­том с засечками (при среднем размере букв), легче читаются, чем такие же тексты, набранные рубленым шрифтом.

1.5.Верстка.

Это конечная фаза подготовки макета перед цветоотделением и пробной печатью. Суть верстки — окончательное формирование полос издания, размещения текстовых и иллюстративных блоков по полю формата всех его страниц с учетом дизайна макета и требований правописания. При выполнении верстки необходимо не забывать о возможностях, предлагаемых издательской DTP-системой, а именно:

§ Управление межстрочным интервалом, с помощью которого можно исключить ситуацию, когда происходит перенос одной или нескольких строк, завершающих подраздел или раздел, либо, когда до конца страницы остаются несколько строк, так что заголовок нового раздела может оказаться на внизу страницы;

§ Управление межбуквенным интервалом — для исключения ситуации переноса нескольких букв последних слов абзаца на последнюю его строку;

§ Управление размером шрифта с кратностью 0.5 кегля, что упрощает подгонку документа в плане исключения небольших «висячих» абзацев (или «висячих» строк) на последних страницах глав и разделов;

§ Управление шириной символов с целью более полного заполнения текстом строк или исключения «висячих» строк с малым количеством букв в конце абзаца.

1.6.Печать оригинал-макета.

Оригинал-макет — это конечный продукт процесса макетирования и верстки печатного издания. Именно он является исходным для дальнейшего тиражирования издания, и по этим причинам от качества печати оригинал-макета во многом зависит качество печатного издания. Важным при этом является выбор принтера и его калибровка, особенно в плане цветоотдачи при печати многоцветных оригинал-макетов.

Здесь следует руководствоваться такими рекомендациями:

§ Для получения качественного оригинал-макета с высоким разрешением (до 600 dpi, dot per inch –точек на дюйм) необходимо использовать лазерные принтеры, в крайнем случае, струйные;

§ При необходимости получения многоцветных оригинал-макетов лучше всего применять струйные принтеры с многоцветной головкой, т.к. цветные лазерные чрезмерно дороги;

§ При печати оригинал-макета необходимо учитывать способ брошюрования печатного издания — постраничное, при котором отдельные напечатанные страницы складывают в стопку в надлежащем порядке и скрепляют (сшивают) по левому краю, и в разворот (седлообразное), когда формируется так называемая тетрадь, в которой страницы распечатаны на разворотных листах таким образом, чтобы при укладке напечатанных листов в тетрадь получился естественный порядок следования страниц. Первый способ (постраничное брошюрование) применяется при малых тиражах печатного издания и при относительно небольшом количестве страниц в документе. Второй (брошюрование в разворот)используется при массовых тиражах издания и при объеме брошюры до 100-120 страниц. Если издание имеет много страниц (более 150), то оно собирается из нескольких сброшюрованных тетрадей объемом 40-50 страниц, которые затем обязательно сшиваются и переплетаются.

Примечание.

Описанная технология издательского дела во многих своих аспектах реализуется в рамках многих современных текстовых процессоров, в частности, таких как Microsoft Word, Word Perfectи др.