В стадии разработки. В качестве элементной базы предполагается использовать оптоволоконную технику и оптоэлектронные элементы.
1. Что такое компьютер?
Компьютер (computer) представляет собой программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. |
Основу компьютеров образует аппаратура (HardWare), построенная, в основном, с использованием электронных и электромеханических элементов и устройств. Принцип действия компьютеров состоит в выполнении программ (SoftWare) — заранее заданных, четко определённых последовательностей арифметических, логических и других операций. |
Любая компьютерная программа представляет собой последовательность отдельных команд.
Команда — это описание операции, которую должен выполнить компьютер. Как правило, у команды есть свой код (условное обозначение), исходные данные (операнды) и результат. |
Совокупность всех команд, выполняемых данным компьютером, называется системой команд этого компьютера. |
Компьютеры работают с очень высокой скоростью - от сотен миллионов до нескольких миллиардов операций в секунду.
2. Как устроен компьютер?
Структура компьютеров основана на общих логических принципах, включающих следующие основные устройства:
· память (запоминающее устройство, ЗУ), состоящая из пронумерованных ячеек;
· процессор, включающий в себя устройство управления (УУ) и арифметико-логическое устройство (АЛУ);
· устройство ввода и вывода.
Эти устройства соединены каналами связи, по которым передается информация.
Основные устройства компьютера и связи между ними по схеме фон Неймана представлены на рис. 1. Жирными стрелками показаны пути и направления движения информации. Устройство управления передает управляющие сигналы и контролирует их выполнение для всех устройств компьютера.
Процессор
Рис. 1. Общая схема компьютера
Функции памяти:
· приём информации из других устройств;
· запоминание информации;
· передача информации по запросу в другие устройства машины.
Функции процессора:
· обработка данных по программе путем выполнения арифметических и логических операций;
· программное управление работой устройств компьютера.
Та часть процессора, которая выполняет команды, называется арифметико-логическим устройством (АЛУ), а другая его часть, выполняющая функции управления устройствами, называется устройством управления (УУ). |
В составе процессора также имеется ряд специализированных ячеек памяти, называемых регистрами.
Регистр выполняет функцию кратковременного хранения числа или команды, над которыми специальные электронные схемы могут выполнять некоторые операции. |
Основным элементом регистра является электронная схема - триггер, которая способна хранить одну двоичную цифру (разряд).
Регистр представляет собой совокупность триггеров, связанных друг с другом определённым образом системой управления. |
3. На каких принципах построены компьютеры?
В основу построения компьютеров положены следующие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом.
1. Принцип программного управления: программа состоит из набора команд, которые выполняются процессором автоматически друг за другом в определенной последовательности. Обычно выборка команд программы из памяти осуществляется последовательно друг за другом. Если же нужно перейти не к следующей, а к какой-то другой команде , используются команды условного или безусловного переходов. Выборка команд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды “стоп”. Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека.
2. Принцип однородности памяти: программы и данные хранятся в одной и той же памяти. Компьютер не различает, что хранится в ячейке памяти — число, текст или команда и выполняет действия, как над данными, так и над командами.
3. Принцип адресности памяти: основная память состоит из пронумерованных ячеек, каждая из которых доступна процессору.
4. Что такое команда?
Команда — это инструкция операции, которую должен выполнить компьютер. |
В общем случае, команда содержит следующую информацию:
код операции, адреса для исходных операндов и для результата.
В зависимости от количества операндов, команды бывают:
одноадресные, двухадресные, трехадресные и переменноадресные.
Команды хранятся в ячейках памяти в двоичном коде.
В современных компьютерах длина команд переменная (от двух до четырех байтов).
В адресной части команды может быть указан сам операнд (число или символ) или адрес операнда, или адрес адреса операнда.
5. Как выполняется команда?
Процесс выполнения команд разбивается на следующие этапы:
· из ячейки памяти, адрес которой хранится в счетчике команд, выбирается очередная команда; содержимое счетчика команд при этом увеличивается на длину команды;
· выбранная команда передается в устройство управления на регистр команд;
· устройство управления расшифровывает адресное поле команды;
· по сигналам УУ операнды считываются из памяти и записываются в АЛУ на специальные регистры операндов;
· УУ расшифровывает код операции и выдает в АЛУ сигнал выполнить соответствующую операцию над данными операндами;
· результат операции либо остается в процессоре, либо отправляется в память, если в команде был указан адрес результата;
· все предыдущие этапы повторяются до достижения команды “стоп”.