Организационная структура церкви

Организационная структура церкви. После придания христианству статуса государственной религии церковь предприняла меры по развитию и укреплению организацион- ных структур.

Церковь на Руси была организована так во главе ее стоял киевский митрополит, а в крупных городах находились епископы, ве- давшие всеми церковными делами большой округи - епархии на пер- вых парах их было пять, потом их число дошло до пятнадцати.

Хо- тя принятие христианства из Византии не привело к политическому и даже в полное мере религиозному подчинению ей Руси, но еписко- пы, а затем митрополиты, как правило, до XIII в. были греками, однако они полностью зависели от киевского князя. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его сто- лица имела своего епископа.

Первые годы церковь и ее епископские кафедры находились полностью на содержании князей. Однако, расширение церковного аппарата заставило искать другие источники. Ими могли быть от- числения от государственных доходов, что создавало предпосылки для слияния государственного и церковного аппаратов. Русская митрополия делилась на епископии, которые соответс- твовали структуре светской власти. В начале XI века образовались епископии в Новгороде, Чернигове, Переяславле. В церковных источ- никах, русских и польских, неоднократно появлялись намеки на на- личие в Полоцке и в Турове епископий, созданных самим Владими- ром. Авторы сборника Белоруссия и Литва со ссылкой на поль- ские источники относят образование полоцкой епархии во главе с епископом Миной к 1000 г. Если верить Киевско-Печерскому патери- ку архимандрида Тризны Туровский епископии завет блаженного Владимира, то она возникла в 1005 г. Первым ее епископом был Фома, в духовном подчинении которого были города Пинск, Новгоро- док, Городен, Брестье, Волковск, Здитов, Небель, Степан, Дубро- вицы, Височко, Случеск, Копысь, Ляхов, Городок, Смердынь5. Во второй половине XI века была создана епископия во Владимире-Во- лынском.

Позднее появились смоленская, рязанская, галичская, пе- ремышльская, луцкая, суздальская и другии епископии.

Они возни- кали по мере образования новых княжеств. Епископам принадлежала вся полнота церковной власти в их области - не только право суда - 10 - над духовенством, но и суда по многим гражданским делам. Еписко- пами могли быть только лица, постриженные в монашество.

Если кандидат в епископы происходил из белого духовенства и был же- нат, то его жена должна была уйти в отдаленный монастырь. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церквей давали десятину - десятую долю своих даней и оброков. Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, игравшие вообще очень важную роль в истории средневековых госу- дарств.

По идее монастырь - добровольное братство людей, отрек- шихся от семьи, от обычной жизни и целиком посвятивших себя слу- жению богу. На деле же монастыри были крупными землевладельца- ми-феодалами. Духовенство и монастыри вели хозяйства по своему, руководствуясь византийскими обычаями и законами, устанавливая такие юридические отношения с земледельцами, какие были приняты в Греции. Монастыри также владели селами, вели оптовую торговлю, ссужали деньги под ростовщические проценты и всегда находились в самой гуще жизни, принимая непосредственное участие в повседнев- ной суете мирской, и в крупных политических событиях.

Игумены монастырей наравне с епископами выступали как дипломаты, судьи, посредники. В монастырях существовало резкое неравенство между бедняками без роду, без племени и выходцами из боярской или ку- печеской среды. Высшие церковные власти - епископы и митрополит - могли быть выбраны только из среды монахов, которых в отличии от обыч- ных попов и дьяконов называли черным духовенством.

На Руси не было проблемы кадров, потребности удавлетворялись за счет духо- венства, мигрировавшего из Моравии, Болгарии, захваченного в Корсуне, и сыновей тех священников, которые начинали пропаганду христианства в середине X в. Кроме того, Древнерусское государс- тво с первых дней введения христианства начало специально гото- вить священников при открывающихся церквах и монастырях, исполь- зуя методы коллективного и индивидуального обучения.

Обеспечен- ность Руси духовенством подтверждается и летописью, где под 1051 г. имеется запись, что у Ярослава в Берестове попы многы5. Особую активность по подготовке кадров проявили позже монастыри. Некоторые центральные монастыри, вроде Киевско-Печерского - 11 - основанного в середине XI в стали своего рода духовными ака- демиями, куда охотно поступали сыновья крупных вельмож, стремив- шихся сделать карьеру. В таких монастырях были хорошие библиоте- ки здесь велись летописи, сочинялись проповеди, записывались внутренние монастырские события, прославлялись монахи - подвиж- ники, отшельники, молчальники.

Ко времени Ярослава относится окончательной оформление церкви как организации. При нем основывается митрополия в Киеве и при ней соборная церковь святой Софии, которая должна была стать центром новой церковной организации. Эта сторона деятель- ности Ярослава не укрылась от глаз исследователей. Одни объясня- ют ее переходом из-под власти болгарской архиепископов под власть константинопольского патриарха и вызванным этим переуст- ройством церковного управления другие отрицают вообще наличие митрополичьей кафедры в Киевской Руси до назначения Фоепеппа около 1037г. Как бы то ни было, окончательно как учреждение цер- ковь сложилась только при Ярославе.

Не случайно и то, что при нем был созван первый церковный собор в Киеве и сделана попытка установить церковную автокефалию путем избрания собственного митрополита из числа русского духовенства.

Не случайно и то, что именно при Ярославе русская церковь получила своих первых святых в лице братьев самого князя, Бориса и Глеба. При нем же была сделана попытка если не канонизации, то по крайней мере беатифи- кации его отца. 2